В настоящее время в структуре высшей школы произошли значительные перемены, позволившие модернизировать организацию учебного процесса в целом. В течение последних пяти лет были разработаны и внедрены новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) в системе высшего профессионального образования, в том числе и по направлению подготовки медико-профилактическое дело. В федеральных образовательных стандартах предусмотрен новый компетентный подход и переход на кредитно-модульную организацию учебного процесса.
Согласно новому образовательному стандарту ООП по подготовке специалиста по специальности медико-профилактическое дело должна предусматривать наличие не только обязательных дисциплин, но и вариативных курсов обучения. В соответствии со п. 7.5 ФГОС ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети основной части суммарно по циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору устанавливается вузом. Пункт 7.1 ФГОС предусматривает, что вуз должен самостоятельно разработать и утвердить ООП по обязательным и вариативным дисциплинам подготовки врача - специалиста. ООП включает учебный план, рабочие программы основных и вариативных курсов, учебно-методический комплекс, с набором новых образовательных технологий и целого комплекса оценочных средств.
В процессе подготовки специалиста по направлению медико-профилактическое дело на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного медицинского университета произошла полная переработка рабочих программ, а также были созданы новые рабочие программы по вариативным курсам. Для студентов медико-профилактического факультета была создана программа вариативного курса «Современные клеточные технологии». Эта программа позволяет сформировать и закрепить понятия о стволовых клетках, их видах и признаках, био- и клеточных технологиях, расширить представление студентов о применении и перспективах развития инновационных методов в современной биологии и медицине.
Основными задачами дисциплины «Современные клеточные технологии» являются:
- изучение специальной терминологии, т.ч. терминологии принятой в биотехнологии, регенераторной медицине, трансплантологии и т.д.
- изучение общих и специфических ультраструктурных свойств различных популяций клеток всех тканей организма;
- изучение структурно-функциональных характеристик стволовых клеток всех тканей организма, прогениторных и детерминированных клеток;
- изучение методов забора, идентификации и хранения стволовых клеток, а также перспектив использования стволовых клеток в биологии и медицине;
- формирование у студентов умения идентифицировать ткани (дифферонный состав), клетки разной степени дифференцировки и неклеточные структуры на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне;
- формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической работы;
- формирование у студентов навыков работы с учебной научной литературой и использования их в практической деятельности.
Учебные цели дисциплины вносят вклад в формирование у студентов целостного представления о клеточных и дифферонных взаимодействиях, практическом использовании стволовых клеток, что побуждает их к научно-исследовательской и самостоятельной практической деятельности, что согласуется с целями основной учебной дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология».
Основными формами образовательного процесса в вузе, в том числе и в рамках вариативного курса являются лекции и практические занятия. Ведущей среди них, безусловно, является лекция. Лекция - это наиболее экономный и информативный способ передачи и усвоения информации. В процессе лекции преподаватель ведет отбор научной информации, направляя внимание студента на важнейшие вопросы по специальности, на анализ новых научных проблем, еще не нашедших отражения в традиционных учебных пособиях. Вариативный курс «Современные клеточные технологии» требует от преподавателя четко и быстро ориентироваться в современном информационном потоке для формирования широкого профессионального кругозора с последующим вовлечением студента в научно-исследовательскую работу. В ходе лекционного курса на кафедре совмещаются традиционные, такие как информационная и проблемная лекции, так и нетрадиционные формы лекций. Включение в курс преподавания альтернативных форм лекций способствует развитию познавательной деятельности у студентов с последующей активизацией самостоятельной работы в процессе освоения материала вариативного курса. Кроме того, в рамках такой лекции наиболее полно раскрывается современное предназначение лекции - обзора и анализа широкого спектра мнений и инноваций, представленных в данном направлении науки.
Особое место среди нетрадиционных форм лекций имеет значение лекция в форме дисскусии, в ходе которой студенты имеют возможность задать свои вопросы или обменяться мнениями с преподавателем по сложным фрагментам изложенного материала. Часть материала студенты получают в ходе освоения лекционного курса по эмбриологии и частной гистологии, а также в ходе специальных лекций по темам: «Медицинские биотехнологии», «Клеточные технологии», «Практическое применение клеточных культур в биологии и медицине».
Практические занятия вариативного курса «Современные клеточные технологии» проводятся одновременно на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного медицинского университета и на базе Института экспериментальной медицины и биотехнологий Самарского медицинского университета. Проведение части занятий на базе Института экспериментальной медицины и биотехнологий Самарского медицинского университета связано с требованиями ФГОС, что позволяет максимально приблизить образовательный процесс к будущей деятельности и уже на 2 курсе обучения полностью погрузить студентов в профессиональную среду.
Практические занятия обеспечивают связь теории и практики, содействуют выработке умений и навыков применения знаний в составе компетенций. В настоящее время только компетентный подход к проведению практического занятия может обеспечить своевременную практическую ориентацию студента. Это, в дальнейшем, несомненно, может определить его высокоеместо в рейтинге врачей медико-санитарного профиля, работающих в практическом здравоохранении.
В связи со сложностью и несомненной новизной нашего профессионального курса, а также для оптимизации образовательного процесса на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного университета было создано учебно-методическое пособие «Стволовые клетки и клеточные технологии». Пособие является фундаментальным и предназначено для студентов медико-профилактического факультета очной формы обучения. В нем в доступной и подробной форме с использованием современных данных дано подробное, развернутое описание стволовых клеток, их видов, и свойств, приведены современные данные об их культивировании и хранении, особенностях пролиферации, дифференцировки и механизмах гибели. Дано описание некоторых клеточных технологий, изложены проблемы и перспективы данного направления. Учебно-методическое пособие снабжено разнообразным иллюстративным материалом. В пособии приводится список контрольных вопросов и перечень современной литературы, позволяющие студентам приобрести необходимый уровень знаний, для овладения практическими навыками в процессе самоподготовки к занятию.
Практические занятия, проводимые на базе Института экспериментальной медицины и биотехнологий Самарского медицинского университета его сотрудниками, позволяют приблизить студента второго курса к профессиональной деятельности. В структуре института имеется отдел клеточных и тканевых исследований, который включает следующие лаборатории: культур клеток животных и человека, тестирования, лиофилизации биологического материала. В настоящее время в рамках научных исследований, проводимых в стенах института, проводится создание аллогенных трансплантатов, создаются клеточно-тканевые продукты для хондропластики, идет тестирование различных лекарственных средств на культурах клеток с использованием оригинальных методик. В ходе практических занятий студенты имеют возможность самостоятельно знакомиться и участвовать в лабораторной работе. Институт располагает современными методами изучения биологических объектов, в частности, растровой электронной микроскопией и конфокальной электронной микроскопией, с которыми также знакомят учащихся.
В конце обучения на кафедре гистологии СамГМУ студенты получают зачет и сдают экзамен по предмету.
В ходе проведения экзамена, перед профессорско-преподавательским составом стоит довольно сложная задача по оценке качества сформированных у студентов компетенций.
Особую сложность представляет оценка качества приобретенных компетенций на втором курсе, поскольку их в полной мере можно оценить лишь по окончании обучения или в ходе производственной врачебной практики на старших курсах обучения. В процессе экзамена экзаменатор выявляет степень компетентности студента по общекультурным и профессиональным параметрам.
Практически невозможно оценить формирование у студентов общекультурных компетенций на втором курсе обучения, поскольку они носят интегральный характер и вырабатываются в полном объеме образовательной средой вуза в целом, профессиональным и культурным уровнем профессорско-преподавательского состава.
Для формирования общекультурных компетенций у студентов медицинских вузов необходимо их уже на младших курсах погружать в профессиональную среду, знакомить с работой ведущих профессоров университета и наиболее успешных врачей и руководителей практического здравоохранения. На кафедре гистологии Самарского государственного университета это реализуется в рамках работы студенческого научного кружка. Заседания студенческого научного кружка носят тематический характер для студентов всех факультетов, в том числе и медико-профилактического. На заседаниях нашего кружка уже побывали: директор клинического центра клеточных технологий Самарской области, главный врач Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» Самарской области, главный врач центра ЭКО компании ИДК и другие специалисты.
Такие встречи, несомненно, имеют положительный характер, поскольку руководители подразделений практического здравоохранения могут оценить уровень формируемых общекультурных компетенций, что необходимо в дальнейшем при подборе кадров и трудоустройстве будущих специалистов.
Оценка полученных профессиональных компетенций проходит в ходе промежуточной аттестации в форме экзамена. Материал вариативного курса «современные клеточные технологии» включен в состав экзаменационных билетов по гистологии и эмбриологии. Для студентов второго курса экзамен-это наиболее приемлемая форма итоговой аттестации по предмету, так как изучаемая дисциплина является фундаментальной, а набор освоенных профессиональных компетенций ко второму курсу невелик. Согласно требованиям ФГОСэкзамен состоит не только теоретической части - вопросы в билетах, но и практической. Практическая часть включает анализгистологических микропрепаратов, электронограмм и решение ситуационных задач.
Таким образом, компетентный подход к освоению вариативного курса обеспечивается на всех стадиях реализации образовательной программы. Формирование компетенций в процессе подготовки специалиста способствует развитию позитивных качеств личности студента и оптимальной интегрированности в профессиональную среду.
Рецензенты:
Березин И.И., д.м.н., профессор, ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара;
Суворова Г.Н. , д.б.н., профессор ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара.
Библиографическая ссылка
Ямщиков Н.В., Тулаева О.Н. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ВАРИАТИВНЫХ КУРСОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16109 (дата обращения: 19.02.2025).