В Российской Федерации на сегодняшний день сложились нестабильные экономические условия, которые могут подорвать исполнение намеченной региональной социально-экономической политики и снизить ее эффективность, что обуславливает необходимость поиска резервов совершенствования управления регионами на основе применения стратегических подходов и принципов.
Важнейший методологический принцип стратегического управления и планирования - принцип сочетания интересов в процессе регионального развития. Стратегия социально-экономического развития региона должна стать документом, способствующим нахождению взаимных интересов и согласия между разными слоями населения, проживающими на данной территории, разными целевыми аудиториями, и в тоже время быть направленной на достижение единой цели - эффективное стабильное социально-экономическое развитие региона в целом, обеспечение роста благосостояния и защищенности населения от угроз.
Целью исследования является изучение взаимодействия целевых аудиторий региона и их влияния на процесс разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона.
В работе были использованы сравнительно-сопоставимые методы, методы научного анализа, сбора и интерпретации эмпирических данных, матричный метод, индуктивный и дедуктивный методы.
Анализ принятых и реализуемых в регионах Приволжского федерального округа стратегий социально-экономического развития показал, что при разработке стратегических документов наряду с концептуально-целевыми и прогнозно-планово-программными инструментами администрации регионов активно применяют такие современные аналитические методы как SWOT-анализ, STEP-анализ, SNW-анализ и др. В аналитических разделах региональных Стратегий достаточно подробно проанализированы уровень специализации и комплексности развития региональных хозяйственных систем, уровень индустриального, агропромышленного и инфраструктурного развития. Однако, на наш взгляд, на этапе стратегического анализа недостаточно уделяется внимание вопросам оценки разнонаправленных интересов и целей всех заинтересованных сторон в регионе в принятии управленческих решений.
В процессе взаимодействия разных целевых аудиторий и осуществления региональной политики возникает конфликт интересов. Теория анализа и управления конфликтами интересов наиболее тщательно разработана в психологии и коммуникативных науках, в экономике - исследование конфликтов в основном сводилось к анализу борьбы за ограниченные ресурсы и в данном аспекте рассматривалось под разными углами представителями классической, кейнсианской и других школ [3]. Менеджмент рассматривает конфликт интересов как отдельную методологию, которая полностью основана на психологии, но адаптирована под управление.
При проведении стратегического анализа основным направлением, соответствующим новым требованиям, стала матричная техника с особым секторным делением и специфическим характером рекомендаций по деятельности для каждого из секторов. В корпоративном менеджменте матричная техника портфельного анализа, как правило, используется при выборе стратегии НИОКР, а использование данного инструмента в региональном стратегическом управлении позволит оценить сбалансированность региональных интересов.
Каверзиным И.Л. и Червяковым С.С. матрица конфликта интересов была адаптирована под исследование социально-экономических процессов. Общий вид инструмента: матрицы конфликта интересов представлен в табл. 1, где N - интересы субъектов социально-экономических отношений.
Таблица 1
Общий вид матрицы конфликта интересов
Субъект 1 |
Субъект 2 |
Субъект n |
Субъект n+1 |
Субъект N |
|
Субъект 1 |
+ |
+/+ |
+/+ |
+/+ |
+/+ |
Субъект 2 |
+/- |
+ |
+/+ |
+/+ |
+/+ |
Субъект n |
+/- |
+/- |
+ |
+/+ |
+/+ |
Субъект n+1 |
+/- |
+/- |
+/- |
+ |
+/+ |
Субъект N |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+ |
При этом: Субъекты №1 - N - субъекты социально-экономического взаимодействия, задействованные в конфликте. Ячейки (+) - находятся на главной диагонали матрицы и заполняются факторами благоприятствования для соответствующего субъекта, находящегося в заглавии строки и столбца. Клетки (+/+) - располагаются выше главной диагонали и заполняются факторами (событиями), удовлетворяющими благоприятствованию двух соответствующих субъектов. Клетки (+/-) - в соответствии с методологией размещаются ниже главной диагонали и включают в себя конфликтные предложения и инициативы, которые соответствуют интересам одного из субъектов, но в ступают в конфликт с другим. [3]
Матрица конфликта интересов в работе рассмотрена как инструмент исследования и анализа социально-экономических конфликтов на базе социально-экономической стратегии развития регионов. Главными фигурами конфликтов являются целевые аудитории данных стратегий. Построение матрицы базируется на предположении о том, что любое решение задачи, поставленное стратегией, наталкивается на конфликт, а именно решая проблемы одной целевой аудитории, ущемляет, в той или иной степени, интересы другой целевой аудитории.
При построении матрицы главные фигуры конфликта размещаются в заготовки столбцов и строк матрицы. Ячейки матрицы заполняются решениями, направленными на решение стратегических задач и их результатами на основе проведения глубокого и всестороннего анализа стратегических документов. В ячейках с одинаковыми названиями столбцов и строк указываются решения, которые ориентированы на интересы только одной целевой аудитории. Выше главной диагонали располагаются ячейки только с положительным влиянием на разные целевые аудитории. Ниже - положительно влияющие на одну аудиторию, но отрицательно на другую. Причем, одно и тоже решение может располагаться в нескольких ячейках, что не противоречит общей логике матрицы.
В работе с использованием модели Матрица конфликта интересов нами проанализированы стратегические инициативы Чувашской Республики. Заполнение матрицы проводилось на основе контент-анализа стратегических документов, дедуктивных и индуктивных методов.
В соответствии со Стратегий социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года выделяется основных положения:
1) повышение уровня и качества жизни населения Чувашской Республики;
2) создание динамично развивающейся конкурентоспособной и сбалансированной экономики;
3) регион сотрудничества.
При этом определяется ряд условий и факторов, в соответствие с которыми нами было проведено распределение в рамках соответствующих ячеек Матрицы конфликта интересов:
- активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов:
- переход на инновационный путь развития;
- улучшение качества инфраструктуры;
- стимулирование технологического развития;
- модернизация производственных фондов;
- развитие сектора общественных услуг;
- ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ.
Исходя из вышеперечисленных факторов и условий, нами был сделан ряд выводов о взаимозависимости соответствующих факторов:
- внедрение международных стандартов ISO 14000 повысит качество выпускаемой продукции, но может привести к упадку организаций, в которых имеется большой объем устаревших основных фондов (степень износа основных фондов в Чувашской Республике на конец 2012 г. составлял 48 %);
- в случае увеличения размера субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям приведет к меньшему финансированию других направлений, т.к. бюджет является дефицитным, и дополнительных источников финансирования нет;
- чрезмерное ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ может привести к убыточности организаций ЖКХ, т.к. может не покрыть произведенных затрат;
- из-за несовершенства механизмов управления территориями закрепление права собственности на землю, активизация купли-продажи земельных участков приведет к возникновению конфликтов между инвесторами и населением, которое исторически владеет официально неоформленными земельными участками, но повысит инвестиционную привлекательность Чувашской Республики;
- развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях увеличит число туристов, посещающих Чувашскую Республику, следовательно, привлечет дополнительные инвестиции;
- поддержка стабильного развития молодых предприятий способствует повышению благосостояния населения и обеспечит его занятость;
- обучение и повышение квалификации имеющихся кадров позволит региону осуществлять деятельность на основе новых технологий, не привлекая дорогостоящих специалистов извне.
Формирование инновационной экономики требует наличия высокого производственного потенциала, а также его эффективного использования. Однако необходимо учесть, что формирование нового производственно-технологического потенциала подразумевает наличие короткого промежутка времени; при разрушении старого производственного потенциала появляется возможность возникновения социальных проблем; внедрение новых технологий реально может быть осуществлено только при наличии потребностей существующего производства. Данные процессы представляются в работе в рамках влияния внешних инвестиций на другие целевые аудитории:
- внедрение новых услуг, пользующихся большим спросом, способствует развивать сферы кредитования и займов;
- развитие международного сотрудничества в научной сфере способствует привлечению иностранных инвестиций;
- приток внешних инвестиций может обеспечить выход на новый уровень кросс-континентального сотрудничества путем повышения грамотности в сфере развития международных отношений;
- развитие международного сотрудничества поможет региональному бизнесу выйти на новый уровень развития.
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики затрагивает разные отрасли хозяйства и сферы социального обслуживания населения: коммунально-бытовое обслуживание, теплоэнергетику, водоснабжение, водоотведение, здравоохранение, общественный транспорт, строительство, торговлю и т.д.
Изменения, касающиеся данных отраслей в целях привлечения туристов и мигрантов, также оказывают влияние на целевые аудитории:
- улучшение инфраструктуры региона позволит повысить его привлекательность и способствует росту притока туристов;
- эффективное использование логистического потенциала, соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям - улучшение транспортной инфраструктуры способствует повышению привлекательности региона для туристов;
- установление доступных цен и создание условий поступления в высшие учебные заведения способствует миграции из соседних территорий;
- стабильной устойчивое финансовое развитие крупных предприятий республики позволит привлечь дополнительную квалифицированную рабочую силу.
В итоге матрица конфликта интересов Чувашской Республики представлена в табл. 2.
Таблица 2
Матрица конфликта интересов Чувашской Республики
Регион: Чувашская Республика |
Население региона |
Региональный бизнес |
Органы власти |
Внешние инвесторы |
Туристы |
Мигранты |
Население региона |
1. Развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях. 2. Поддержка стабильного развития молодых предприятий; 3. Обучение и повышение квалификации имеющихся кадров. |
1. Реализация творческого и гражданского потенциала в процессе непосредственного участия в разработке стратегического плана 2. Создание стабильной социально-экономической обстановки 3. Обеспечение механизма обратной связи, позволяющего ориентировать действия властей в интересах общественно-признанных целей и направлений |
1. Развитие международного сотрудничества в научной сфере 2. Внедрение новых услуг, пользующихся большим спросом. 3. Развитие сферы кредитования и займов. |
1. Эффективное использование логистического потенциала. 2. Улучшение инфраструктуры региона. 3. Развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях. 4. Повышение качества окружающей среды. |
1. Установление доступных цен и создание условий поступления в высшие учебные заведения. 2. Развитие сферы услуг для населения. 3. Повышение качества окружающей среды. 4. Обеспечение безопасности населения. |
|
Региональный бизнес |
1. Внедрение международных стандартов ISO 14000. 2. Рост субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям. 3. Ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ 4. Закрепление права собственности на землю. 5. Активизация купли-продажи земельных участков |
1. Повышение квалификации работников и менеджеров организаций. 2. Устранение административных барьеров для бизнеса. 3. Создание оперативной информационной системы о предприятиях региона. |
1. Обеспечение стабильного устойчивого финансового развития крупных предприятий региона 2. Обеспечение механизма обратной связи, позволяющего ориентировать действия властей в интересах общественно-признанных целей и направлений 3. Предоставление в процессе разработки и реализации стратегического плана возможности аргументировать приоритетность представляемых сфер |
1. Развитие международного сотрудничества 2. Эффективное использование логистического потенциала. 3. Улучшение инфраструктуры региона. 4. Повышение грамотности в сфере развития международных отношений. |
1. Развитие гостиничного сервиса. 2. Внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях. |
1. Стабильное устойчивое финансовое развитие крупных предприятий республики. 2. Создание оперативной информационной системы о предприятиях региона. |
Органы власти |
1. Наличие коррупционной составляющей в сфере земельных отношений, использования муниципального имущества, контрольных и разрешительных полномочий, а также установления различных выплат муниципальным служащим |
1. Рост субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям и как следствие возникновение дефицита бюджета 2. Наличие большого объема документов, необходимых для предоставления в процессе создания, функционирования и реорганизации бизнеса. |
1. Развитие международной интеграции 2. Развитие маркетинга территории |
1. Внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях. 2. Эффективное использование логистического потенциала |
1. Обеспечение заполненности невостребованных населением региона вакансий. |
|
Внешние инвесторы |
1. Закрепление права собственности на землю. 2. Активизация купли-продажи земельных участков. |
1. Совершенствование процессов взаимодействия с инвесторами. 2. Формирование имиджа Чувашской Республики как территории привлекательной для инвестиций. 3. Подготовка предприятий региона для привлечения инвесторов. |
1. Эффективное использование логистического потенциала. 2. Соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям. |
|||
Туристы |
1. Соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям. |
|||||
Мигранты |
1. Проведение эффективной демографической политики. |
Недооценка стратегических сил и интересов при разработке Стратегии социально-экономического развития не позволит сформировать обоснованный образ будущего региона, что объективно снижает действенность проводимых мероприятий. Отсутствие четко разработанной системы развития создает потенциальные проблемы с конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью регионов, снижая их интеграционные возможности. В сложных условиях трудно прогнозируемой динамики мирового и национального рынка, роста агрессивности внешней среды, серьезного дефицита внутренних ресурсов большинства регионов страны (особенно несырьевых) субъекты Российской Федерации должны ориентироваться на применение комплекса методов стратегического анализа, дающих полное представление о стратегической позиции региона в национальной и мировой экономике и стратегических альтернативах.
Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-12-21011)
Рецензенты:
Данилов И.П., д.э.н., профессор, заместитель директора по научной работе Чебоксарского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт», г.Чебоксары;
Мужжавлева Т.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г.Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Морозова Н.В., Васильева И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛ И ИНТЕРЕСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16097 (дата обращения: 07.02.2025).