В условиях экономического спада, угрозы мировой рецессии и внешнего экономического давления на первый план выходят две приоритетные экономические задачи: сохранение социально-экономической стабильности и стимулирование экономического роста российской экономики и её регионов. По нашему мнению, в сложной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации российским регионам нужна мобилизационная экономическая политика, направленная на всестороннюю поддержку инвесторов, предпринимательских инициатив и инноваций, а также консолидацию всех имеющихся экономических ресурсов в наиболее значимых для экономического роста региональных проектах и программах.
14 мая 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста [4]. Основной акцент в этом перечне сделан на оптимизацию и повышение эффективности управленческих решений, принимаемых органами федеральной и региональной власти по изысканию, распределению, перераспределению и использованию различных экономических ресурсов. Отдельное внимание уделено вопросам импортозамещения как основному инструменту сохранения экономической стабильности в условиях внешнего экономического давления. Все это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
«Ресурсные поручения» Президента РФ
«Ресурсные поручения» Президента РФ, имеющие отношение к управлению экономическими ресурсами на различных уровнях, могут быть условно разделены на три группы.
Поручения первой группы (а, б, з) касаются упрощения процедур отбора и возможностей государственной поддержки инвестиционных проектов. Одно из них напрямую предполагает формирование фонда развития промышленности в целях повышения доступности займов на финансирование проектов.
Ко второй группе (и, к, л) относятся поручения, касающиеся импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве в условиях внешнего экономического давления, и направленные на поиск путей замещения импортной ресурсной базы на отечественную (сырье, материалы, компоненты, оборудование, запасные части и пр.).
Поручения в третьей группе (н, о, п) связаны с поддержкой промышленных предприятий при их переходе на принципы наилучших доступных технологий, что свидетельствует о повышении роли информационных ресурсов и научно-технического прогресса в стимулировании российской экономики и её регионов.
Стимулирующая роль инвестиций в реальный сектор экономики региона не вызывает сомнений. Приток инвестиционных ресурсов в создание и развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики создает в регионах дополнительные современные экономические активы и соответствующие им рабочие места, что напрямую обеспечивает экономический рост.
Положительное влияние новых информационных ресурсов, таких как НИОКР, современных технологий и инноваций, на экономический рост также является признанным фактом, изученным в теории и на практике. Особенно следует отметить труды А.Г. Аганбегяна, С.Ю. Глазьева, Ц. Грилихеса, Е. Денисона, С. Кузнеца и других авторов. Например, Иода Ю.В. в своей статье пишет: «Все большее значение приобретают информационные и научные ресурсы развития - собственно информация, инновации и их инфраструктура как среда для развития человеческого капитала, нововведений, а также обеспечения саморазвития региона и общества в целом». [2, С. 43]
Однако особый интерес для стимулирования экономического роста в регионах России вызывает вторая группа «ресурсных поручений», посвященных импортозамещению, которая, на первый взгляд, напрямую не создает мотивирующих факторов для ускорения социально-экономического развития. Импортозамещение является системой мер по снижению импортозависимости, направленных на преодоление возникшего или потенциального дефицита импортных товаров, в том числе формирующих ресурсную базу региональных систем хозяйствования. Иными словами, с помощью импортозамещения можно повысить уровень экономической безопасности территории, что позволит сохранить экономический потенциал, но, в первом приближении, напрямую не влияет на интенсивность экономического роста. Экономическая безопасность региона является залогом социально-экономической стабильности, так как не допускает резких социально-экономических потрясений, вызванных внешними факторами. Однако импортозамещение при эффективном использовании инструментов оптимизации ресурсных пропорций может стимулировать экономический рост, о чем и пойдет речь в дальнейшем.
Управление пропорциями экономических ресурсов: ресурсозамещение и оптимум по Парето
Современные социально-экономические модели бизнеса в условиях отсутствия ограничений выбирают комбинацию используемых в производстве экономических ресурсов в основном по критерию экономической эффективности. Чем дешевле предпринимателю обойдется набор экономических ресурсов, тем более конкурентоспособна по цене может стать его продукция (услуги), выше возможная прибыль инвесторов и успешнее развитие бизнеса. Рыночные цены на экономические ресурсы постоянно меняются, что приводит к корректировкам используемых ресурсных комбинаций, но принцип остается тот же - минимальная совокупная стоимость ресурсного набора. Этот процесс получил название «ресурсозамещение». [3, С. 85]
Ресурсозамещение - процесс управляемого изменения пропорций используемых социально-экономической системой (фирмой, регионом, страной и т.д.) экономических ресурсов, направленный на компенсацию дефицита одного ресурса избытком другого при сохранении или наращивании совокупного экономического результата хозяйственной деятельности. Концепция устойчивого развития региона предполагает последовательное и не ухудшающее экономический потенциал территории изменение ресурсных пропорций (ресурсозамещение), обеспечивающее экономический рост в виде совокупного дополнительного эффекта. Этот эффект носит кооперационный характер, при котором прирост совокупного экономического результата получается не за счет увеличения совокупного объема потребляемой системой ресурсов, а в результате организации более успешного взаимодействия ресурсов, обусловленного современными технологиями и способами хозяйствования.
Стимулирование экономического роста региона является сложной многокритериальной задачей, основанной не только на получении частных эффектов отдельными участниками экономических отношений, но и на комбинированных выгодах, обусловленных экономическим сотрудничеством. По мнению Решиева С.С. два уровня принятия управленческих решений в отношении экономики региона - федеральный центр и регион - заинтересованы только в таком экономическом сотрудничестве, которое обеспечивает им дополнительный эффект, и таким свойством обладает множество вариантов развития региона - оптимум Парето. [5, C. 52]
Оптимум по Парето (Pareto optimum) - это такое состояние экономики, при котором общество получает максимально возможный уровень полезности из имеющихся на данный момент ресурсов и технологий, и уже ни один участник рынка не в состоянии увеличить свою долю, не ухудшив тем самым положение других. [1, C. 234] Комбинация используемых ресурсов становится оптимальной по Парето, если любое её изменение ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта региональной экономической системы.
Множество вариантов развития региональной экономики формируются еще большим множеством ресурсных комбинаций, которые возникают в результате принимаемых управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях. Следовательно, для приближения региональной социально-экономической системы к состоянию «оптимума по Парето» необходим действенный механизм ресурсозамещения, который включает в себя систему экономических отношений между владельцами и распорядителями региональных экономических ресурсов, формирующими и постоянно оптимизирующими используемые ресурсные комбинации под воздействием различных стимулов. В условиях свободного рынка эти стимулы в основном ценовые и направлены на повышение экономической эффективности деятельности.
Модификация теоретической модели оптимума по Парето для условий внешнего экономического давления
В условиях внешнего экономического давления, которое испытывают на себе российские регионы в 2014 г., ценовые стимулы оптимизации ресурсных пропорций могут отходить на второй план. Для импортозависимых производств первоочередной задачей становится обеспечение экономической безопасности своего бизнеса за счет импортозамещения.
При импортозамещении, инициированном действующим или потенциальным внешним экономическим давлением, нарушаются хозяйственные связи и ресурсные цепочки, что вызывает ухудшение возможностей формирования сравнительно эффективной ресурсной комбинации. Возникают новые ресурсные модели, снижающие эффективность хозяйственной деятельности, но обеспечивающие стабильность и экономическую безопасность всей региональной социально-экономической системы.
Получаем, что в условиях внешнего экономического давления модель оптимума по Парето должна быть модифицирована и представлена в следующей формулировке.
Для сохранения экономической стабильности и обеспечения экономического роста в условиях внешнего экономического давления оптимальным будет считаться такое состояние региональной экономики, при котором выбывание импортного ресурса или технологии из ресурсной комбинации не приведет к снижению совокупной полезности для использования нового её варианта, сформированного путем импортозамещения.
Достижение этого потенциально оптимального состояния на уровне предприятия представляется труднореализуемой задачей, что связано с возможной высокой ресурсной и технологической импортозависимостью отдельных производств. Превентивные меры по техническому перевооружению и модернизации оборудования для замены импортных производственных ресурсов высокозатратны и, в основном, недоступны большинству предприятий. Реакция на уже возникшие ограничения в импортных поставках неизбежна; требуется временя, а также еще более значительные финансовые вложения, обусловленные дополнительными потерями, связанными с вынужденной приостановкой производства.
Региональные преимущества ресурсозамещения и импортозамещения
На региональном уровне оптимизация ресурсных пропорций в условиях внешнего экономического давления по модифицированному критерию оптимума по Парето представляется более эффективной в связи со следующими обстоятельствами:
1. На региональном уровне при поддержке региональных властей возможна ресурсная и технологическая кооперация, которая предполагает, что импортозамещением выбывающего импортного экономического ресурса может заняться не само предприятие, на котором он востребован, а другое предприятие региона, наиболее близкое к данному ресурсу по технологическому профилю и необходимым компетенциям персонала. А для того, чтобы это предприятие начало осваивать высвобождающийся рынок и модернизировать собственное производство, необходимы меры стимулирования и поддержки за счет федеральных и региональных средств. К таким мерам могут быть отнесены как компенсация процентных ставок по инвестиционным банковским кредитам, так и дополнительные инвестиции в развитие соответствующей региональной инфраструктуры, что может сделать импортозамещающий проект более привлекательным для частных инвесторов.
2. Импортозамещение на региональном уровне может идти по пути не просто замены выбывающего импортного ресурса, но и по пути создания опережающих технологий. Для этого может быть задействован научно-технический потенциал всего региона, имеющийся в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, вузах и на ведущих инновационных предприятиях. В этом случае, стимулирующие меры в отношении разработчиков технологий, создадут новый путь импортозамещения и существенно изменят ресурсную комбинацию. Такими стимулирующими мерами могут быть региональные заказы на проведение НИОКР научно-образовательным и проектным организациям, обладающим необходимыми компетенциями.
3. Региональные программы импортозамещения имеют гораздо больше возможностей получить финансовую поддержку из федерального бюджета, чем проекты отдельного даже крупного предприятия. В этой связи утверждение интегрированной региональной программы импортозамещения может стать дополнительным стимулом для предприятий региона диверсифицировать свою деятельность, снижая импортозависимость своей ресурсной базы и получая возможность привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы.
Заключение
Таким образом, в настоящее время стимулирование экономического роста регионов целесообразно ориентировать на оптимизационное ресурсозамещение в тех секторах, где уровень импортозависимости низок, и на импортозамещение с учетом модифицированного оптимума по Парето в тех сферах, где уровень импортозависимости оценивается как высокий или критический. Стимулирование импортозамещения в региональных программах технического перевооружения и модернизации не даст быстрого эффекта, выраженного в ускорении темпов экономического роста, но обеспечит достаточный уровень экономической безопасности региона и, в случае разработки и внедрения опережающих технологий, создаст задел для инновационного развития и повышения конкурентоспособности всей региональной системы хозяйствования.
Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания ВлГУ №2014/13 в сфере научной деятельности.
Рецензенты:
Лускатова О.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, финансы и сервис» ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;
Тесленко И.Б., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Бизнес-информатика и экономика» ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.
Библиографическая ссылка
Паньшин И.В., Яресь О.Б. РЕСУРСОЗАМЕЩЕНИЕ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И СТИМУ-ЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16092 (дата обращения: 06.12.2024).