Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Гаврилова А.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье обоснована актуальность реализации педагогического потенциала русской народной культуры в процессе развития творческих способностей подростка. Проанализированы различные подходы к определению понятий «педагогический потенциал», «народная культура», «традиционная культура». Дано определение понятиям «педагогический потенциал русской народной культуры», «реализация педагогического потенциала русской народной культуры». Выявлены сущностные характеристики русской народной культуры как сложноорганизованной многофункциональной системы, среди которых общие (системность историческая преемственность, структурность, динамичность, мультисферность, организационность) и специфические (ценностная и нормативная обусловленность, традиционность, этнокультурность). Данные характеристики находятся в постоянном взаимодействии, их следует рассматривать в совокупности. Определены составляющие педагогического потенциала русской народной культуры: обучающая, развивающая, воспитывающая и ценностно-нормативная. Подробно рассмотрено смысловое содержательное наполнение данных составляющих и выявлена их роль в развитии творческих способностей подростка.
составляющие педагогического потенциала русской народной культуры
сущностные характеристики русской народной культуры
подросток
развитие творческих способностей
реализация педагогического потенциала русской народной культуры
педагогический потенциал русской народной культуры
1. Власюк И.В. Реализация потенциала системы среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы /И.В. Власюк, А.Ф. Казакова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2013. № 10 (85). С. 111–117.
2. Еремина Н.В. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе: Автореферат дис. канд. пед. наук. – Москва, 2014. – 26 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
4. Педагогика: учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк и др.; под ред. В. Г. Рындак. – М.: Высш. шк., 2006. – 495 с.
5.Теплова А.Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребёнка: Автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 2013. – 25 с.
6. Трофимов Е.Н. Национально-культурная автономия: от идеи к реализации // Социологические исследования. – 2009. – №5. – С. 43.
7.Чистякова М.А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников: Автореферат дис. канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2007. – 32 с.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, 2012). URL:http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 29. 10. 2014)
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
Процессы глобализации и интеграции мирового пространства нивелируют этнокультурные составляющие и особенности национальных и региональных образовательных систем. Однако, в настоящее время духовно-нравственное обновление и возрождение общества, а также современной социокультурной среды, творческое развитие подрастающего поколения, невозможно без усиления роли и значимости этнокультурного воспитания в общеобразовательной школе, а также реализации тех богатейших возможностей, ресурсов, резервов, средств, которые нам может предоставить русская народная культура.

Проблема развития творческих способностей подростка в условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры приобретает особую актуальность и является одной из ключевых в современной педагогической науке и практике. В рамках новой образовательной парадигмы характерно усиление «этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре» [7], которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества.

Вышеназванные положения отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ. 2012, ст. 2), где в качестве целей образования названы не только интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое и профессиональное, но и творческое развитие личности школьника. Также воспитание определено как деятельность, направленная на развитие личности на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей [8]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет методологическую основу ФГОС, подчёркивается ведущая роль школы в воспитании гражданина и патриота, раскрытии талантов и способностей подрастающего поколения, подготовке школьников к жизни в современном конкурентном мире. Особый акцент делается на важности формирования ценностно-смысловой сферы личности, усвоении школьниками базовых национальных ценностей [3]. Также необходимость развития творческих способностей школьников, формирование их высокой духовности на основе национальных ценностей подчёркивается в таких документах, как Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Фундаментальное ядро содержания общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Русская народная культура позволит воспитать у современных подростков духовно-нравственную культуру; сформировать устойчивую, чёткую гражданскую и патриотическую позиции, национальное самосознание, эстетическое и эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.

В контексте рассматриваемой проблемы мы выявили сущностные характеристики русской народной культуры и составляющие педагогического потенциала русской народной культуры.

Проблема исследования педагогического потенциала находит своё отражение в трудах многих учёных. И.В. Власюк, А.Ф. Казакова под педагогическим потенциалом понимают «совокупность возможностей, способностей, ресурсов» [1]. Понятие «педагогический потенциал» используется современными учёными по отношению к объекту - как нечто, заложенное в структуру самой традиционной культуры и её образцов (М.А. Чистякова), или по отношению к субъекту - как интегральное образование, создающее возможность специалисту транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению другими субъектами (Т.Л. Божинская, О.М. Позднякова). Н.В. Еремина под педагогическим потенциалом понимает ценностное содержание традиции как возможности, которые наличествуют в её средствах, формах и реализуются в разновозрастном со-бытийном сообществе [2]. Е.Н. Трофимов рассматривает педагогический потенциал как «совокупность заложенных ценностных и содержательных средств, оказывающих воспитательное воздействие» [6]. А.Б. Теплова называет «педагогическим потенциалом воспитательные возможности, заложенные в средствах народной педагогики, - материнском фольклоре и традиционной игрушке, ценности и смыслы, которые они способны передать ребёнку, а также формы осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют» [5].

В рамках нашего исследования под педагогическим потенциалом русской народной культуры мы понимаем сложносоставную, синтетическую систему различных параметров (нормы и смыслы, художественно-образная выразительность русской народной культуры как средство развития творческих способностей подростка, система духовно-нравственных ценностей, которая сложилась в русской народной культуре), совокупность сил, присущих народной культуре, действие которых актуально или может быть актуализировано в специально созданных условиях и при наличии определённых факторов для достижения каких-либо педагогических целей.

Реализация педагогического потенциала русской народной культуры подразумевает использование возможностей и средств русской народной культуры в образовательном процессе, воспроизведение традиционных ценностей, норм и смыслов в педагогической деятельности субъектами образования. Кроме того, реализация педагогического потенциала русской народной культуры на всех уровнях школы нормирована основными методологическими подходами (аксиологический, культурологический, системно-деятельностный, средовой) и принципами, постулируемыми данными подходами. Также конкретная образовательная среда школы вносит некоторые коррективы и предоставляет дополнительные возможности, условия, правила и нормы в виде частных принципов функционирования пространства школы.

Проведённый нами анализ и систематизация научных педагогических и культурологических знаний о феномене русской народной культуры позволил нам сделать вывод о том, что русская народная культура как педагогический феномен - объективное, реально существующее и необходимое явление, которое занимает важное место в развитии творческих способностей современного подростка. Данный феномен имеет целый ряд компонентов: нормы и смыслы, систему ценностей, чувство принадлежности к этнической общности и солидарности, характерные формы поведения в социуме, свою ритуально-обрядовую систему, этническую символику. В целом, русская народная культура является для подростка неким абстрактным явлениям, которое он может постичь путём приобщения к ней и принятия традиционных культурных ценностей. Наряду с этим, современный подросток уже является носителем русской народной культуры, он генетически привязан к ней. Однако, не всегда чувствует принадлежность к ней в силу своей тяги и интереса к другим, чуждым культурам. Но при этом подросток не перестаёт быть её частью, т. к. он с рождения рос и развивался в данной этнокультурной среде.

В исследованиях русская народная культура представлена как многофункциональная система и комплексный феномен (Е.П. Белинская, А.В. Захаров, А.С. Каргин, Н.Г. Михайлова, Т.Г. Стефаненко, и др.). Учёные определяют русскую народную культуру как ценностною традицию, при этом указывая на прочную связь ценностно-смыслового ядра образующих средств, форм и образцов, особенностей коммуникации и деятельности (М.В. Захарченко).

Таким образом, русская народная культура представляет собой сложноорганизованную систему духовных и материальных ценностей. Духовные ценности это: семья, отчий дом, Родина, родная земля, труд, сотворчество, соборность, уважение и т. д. К материальным ценностям относятся вещи, объективно существующие в пространстве на протяжении какого-либо отрезка времени. Среди них: произведения искусства, орудия труда, народный костюм, головные уборы, украшения, архитектурные постройки, предметы материальной культуры, продукты художественных народных промыслов и многое другое.

Сущностными характеристиками русской народной культуры являются общие (системность историческая преемственность, структурность, динамичность, мультисферность, организационность) и специфические (ценностная и нормативная обусловленность, традиционность, этнокультурность). Данные характеристики находятся в постоянном взаимодействии, их следует рассматривать в совокупности.

Педагогический потенциал русской народной культуры характеризуется как сложно и системно организованный феномен, в структуре которого выделяются четыре составляющие: а) обучающая; б) развивающая; в) воспитывающая; г) ценностно-нормативная. Основное содержательное наполнение выделенных составляющих происходит за счёт сущностных характеристик русской народной культуры.

Рассмотрим подробнее содержание выделенных составляющих структуры педагогического потенциала русской народной культуры.

Обучающая составляющая обеспечивает приобретение подростками глубоких знаний в области русской народной культуры, изобразительного искусства и художественного творчества; систематизацию этих знаний, их строгую упорядоченность и логику. Также данная составляющая направлена на обеспечение освоения необходимых навыков и умений, которые необходимы для творческой деятельности. Обучаясь на образцах русской народной культуры, подростки осваивают целый ряд графических, живописных и дизайнерских умений, которые обязательны для выполнения творческих работ, авторских проектов и уникальных арт-объектов, обладающих самобытным стилем и оригинальным почерком. Подростки подробно изучают и анализируют средства художественно-образной выразительности русской народной культуры, такие как гротеск, метафора, стилизация, трансформация образа, художественный синтез, декорирование, преувеличение и преуменьшение образа. Применяя в творчестве данные художественные средства, школьники могут усилить красочное звучание, эмоционально-ценностное наполнение своего произведения искусства, его смысловое содержание.

Обучающая составляющая педагогического потенциала русской народной культуры играет важнейшую роль в формировании информационной культуры современного школьника, которая содержит комплекс знаний о русской народной культуре, её богатых традициях, системе норм и ценностей, формах поведения в данной этнической общности и за её пределами, с представителями других национальностей, носителями совершенно другого культурного кода. Данный аспект обучающей составляющей педагогического потенциала русской народной культуры необычайно важен в формировании толерантного отношения подростков к людям другой национальности, уважения к чужим культурам, трепетного и бережного отношения к культурному богатству народов всего мира. Принятие подростком себя как части русской народной культуры означает понимание принадлежности к культуре в целом, осознание себя человеком Культуры, т. к. русская народная культура является частью общемировой культуры. Глубокие знания в области этнической культуры позволят сформировать правильное отношение к своей культуре, преодолеть этнокультурную безграмотность, уйти от стереотипного мышления и неверной интерпретации понятий, форм и норм русской народной культуры.

Педагогическая ценность познания русской народной культуры обусловливается рядом факторов. Среди них: специфичное преломление в этнической культуре художественно-выразительных средств различных видов искусств, богатое эмоционально-ценностное наполнение народной культуры, её высокое духовно-нравственное содержание. Поэтому изучение русской народной культуры в образовательном процессе помогает подросткам эффективно осваивать знания, умения и навыки различных предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла в школе.

Развитие творческих способностей подростка на основе реализации педагогического потенциала русской народной культуры должно опираться на познание, изучение этнографического материала и глубокое осмысление приобретённых знаний. Теоретические знания, фундаментальные основы предмета играют основополагающую роль в творческом процессе.

Развивающая составляющая педагогического потенциала русской народной культуры обеспечивает совершенствование различных сфер деятельности подростков, в частности творческой. Данная составляющая также обеспечивает совершенствование личностных качеств подростка: целеустремлённость, мотивацию к творческой деятельности, настойчивость, открытость новому опыту, интерес к экспериментированию в творческом процессе. Данные качества являются необходимыми для плодотворного творчества. Процесс работы подростка над творческим проектом должен стать личностно значимым. Он должен вести к созданию оригинальных произведений искусства, в которых отражаются интересы школьника, воплощается его индивидуальный творческий опыт. Творческие задания должны быть направлены на формирование активности подростков, желания подойти к решению задач нестандартно. Здесь важно учитывать инициативность школьника, личностную мотивацию, которая является определяющей в творчестве. Подросток должен быть заинтересован в создании своего собственного произведения искусства.

Развивающая составляющая педагогического потенциала русской народной культуры является необходимым фактором в личностном творческом развитии личности подростка. Она непосредственно обеспечивает развитие творческих способностей подростка.

Развитие творческих способностей подростка на основе реализации педагогического потенциала русской народной культуры происходит в определённой последовательности. «Творчески-результативная, продуктивная преобразовательная деятельность предполагает способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию» [4]. В этом смысле творческая деятельность есть процесс и результат самосовершенствования личности. Данный процесс не происходит стихийно. Он упорядочен и проходит несколько этапов. Вначале в процессе изучения этнографического материала подростки приобретают глубокие знания в области русской народной культуры, затем осваивают целый ряд графических, живописных и дизайнерских умений и навыков, необходимых им в творческой деятельности. Далее учатся анализировать различные ситуации, явления и предметы, а также окружающий их мир в целом. На последнем этапе огромную значимость приобретает рефлексия подростка, его эмоционально-ценностное отношение к русской народной культуре, искусству, творчеству. Здесь происходит глубокое философское осмысление подростком своих действий, поступков, переживаний.

Воспитывающая составляющая педагогического потенциала русской народной культуры обеспечивает подросткам духовно-нравственные, волевые и другие качества. Она формирует эстетическое и эмоционально-ценностное отношение к действительности, воспитывает высокую духовно-нравственную культуру современного подростка. Также воспитывающая составляющая потенциала направлена на формирование национального самосознания школьника, способствует этнической идентификации личности, что важно для осознания подростком своей принадлежности к данной этнической группе. Подросток в его сложный возрастной период становления как личности чувствует, что он не одинок, что он - часть огромного мира культуры, полного уникальных традиций, интересных обрядов и обычаев, духовных и материальных ценностей.

Воспитывающая составляющая педагогического потенциала русской народной культуры обеспечивает формирование грамотного отношения, убеждений и способов поведения гражданина своего Отечества, высоконравственной личности. Русская народная культура представляет собой важнейший фактор нравственно-эмоционального воздействия на личность. Этнокультурное воспитание подростка подразумевает воспитание патриотических чувств к своей стране; приобщение к национальным традициям, обычаям, фольклору; сохранение величайшего наследия нашей Родины.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России - ключевой фактор развития личности и всей страны в целом. В условиях реализации ФГОС становится важным и необходимым формирование личностной культуры человека, гражданина России. Личностная культура подразумевает под собой «готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки - «становится лучше» [9].

Таким образом, воспитывающая составляющая педагогического потенциала русской народной культуры реализует одну из важнейших функций в условиях модернизации российского образования - формирование высоконравственной личности, способной к самосовершенствованию и постоянному духовному и творческому развитию, обладающая положительными качествами, толерантностью, способностью к состраданию и сопереживанию, осмыслению собственных действий и поступков.

Ценностно-нормативная составляющая педагогического потенциала русской народной культуры обеспечивает формирование определённого мировоззрения подростка, ценностного отношения к явлениям и предметам действительности и культурному наследию своей Родины.

Формирование ценностных ориентаций является одним из важнейших аспектов современной педагогической науки и практики. Художественное образование и эстетическое воспитание школы должно помочь подростку в освоении общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Образовательное пространство школы, которое составляет основу государственно-общественной системы воспитания, должно быть наполнено общими для всех россиян ценностями, а также этнокультурными ценностями, которые являются основой духовно-нравственного воспитания, творческого развития и социализации личности. Эти ценности определяются как базовые национальные ценности, которые хранятся в культурных, социально-исторических, семейных, религиозных традициях народов России. Данные ценности передаются из поколения в поколение и обеспечивают эффективное развитие страны на современном этапе. Система базовых этнических и национальных ценностей имеет важнейшее значение не только для отечественного образования, но и для организации жизни всей страны. Данная система играет ключевую роль в определении самосознания подростка, характера и форм отношений школьника с окружающим его миром, расставляет приоритеты социокультурного и личностно-индивидуального развития подростка.

Ценностно-нормативная составляющая педагогического потенциала русской народной культуры выполняет в системе образования функцию формирования правильных ценностных ориентаций и установок современного подростка. Данная составляющая является ключевым компонентом сложной структуры педагогического потенциала русской народной культуры, т. к. именно ценностные ориентации подростка, его моральные установки задают нормы поведения школьника в социуме. Также система ценностей играет важную роль в творческом развитии личности, влияет на то, чем будет заниматься подросток, какую профессию он выберет, будет ли он позиционировать себя как творческая личность, захочет ли он самосовершенствоваться и развиваться в сфере искусства.

В свете вышесказанного приходим к выводу, что педагогический потенциал русской народной культуры является интегративным образованием, которое характеризуется этническим специфическим содержанием. В структуре педагогического потенциала русской народной культуры выделяются четыре составляющие: обучающая, развивающая, воспитывающая, ценностно-нормативная. Данные составляющие существуют не изолировано друг от друга, а являются взаимодополняемыми сложной структуры педагогического потенциала русской народной культуры.

Рецензенты:

Куликова С.В., д.п.н., профессор, зам. зав. кафедрой педагогики по НР Волгоградского государственного социально-педагогического университета ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Столярчук Л.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Гаврилова А.О. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16022 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674