Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Володева А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
В человеческом обществе одной из форм проявления нравственных отношений являются нравственные ценности, отражающие ценностные представления, относящиеся к области морального сознания – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости и счастья. В ценностях сконцентрирован жизненный опыт человечества, который в свою очередь посредством этих ценностей передается из поколения в поколение. Процесс постепенного освоения личностью этого опыта в результате нравственного воспитания определяется им как нравственное развитие. Роль школы в этом процессе велика, ведь нравственное воспитание учащихся осуществляется в ходе обучения, которое включает в себя способы взаимодействия учителя и учеников, содержание предметов, преподаваемых в школе, стиль отношений между учителем и учащимися; в ходе воспитания нравственных привычек.
гражданин
всесторонне развитая личность
ценности
семья
ученик
учитель
трудовое воспитание
общеобразовательная школа
нравственное воспитание
1.Гогицаева О.У. Значимость дошкольного возраста для личностного развития// Актуальные проблемы современной педагогики и психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием . Изд-во СОГУ. -2013, -С. 90-95
2.Гогицаева О.У. Методологический аспект исследования ценностных ориентаций личности//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 2. - С. 83-86.
3.Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 4 (15). - С. 101-103.
4.Крупская Н.К. О детской книжке//Пед.соч.- М., -1980.– С. 362.
5.Ленин В.И. Задачи союзов молодежи//Полн.собр.соч. – Т.41. – С. 318
В России в 1990-х гг. произошли большие изменения, не только положительные, но и отрицательные, что оказало воздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание и социальную сферу. В нашей стране наблюдается рост бездуховности, аморализма, криминализма. В связи с этим вопрос о воспитании нравственности у учащихся общеобразовательных школ стоит очень остро.

Основы духовно-нравственного воспитания содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она определяет характер современного национального воспитательного идеала, систему базовых национальных ценностей, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, основные социально-педагогические условия, принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Понятие «нравственность» рассматривали С.И.Ожегов, В.А.Сухомлинский, И.С.Марьенко, М.Г.Яновская, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Л.А.Григорович.

Целью исследования является изучение особенностей нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, раскрытие содержания нравственного воспитания.

Материал и методы исследования. Очень актуальна в настоящее время проблема нравственного воспитания. Растет детская преступность, алкоголизм, наркомания. В следствие, увеличилась бездуховность, происходит переоценка ценностей, подростки теряют нравственные ориентиры.

Нравственное воспитание учащихся осуществляется в ходе обучения, которое включает в себя способы взаимодействия учителя и учеников, содержание предметов, преподаваемых в школе, стиль отношений между учителем и учащимися; в ходе воспитания нравственных привычек. Содержание воспитательной работы в школе по формированию нравственности обязательно должно включать в себя:

- привитие любви к Родине, уважение законов, норм жизни;

- воспитание стремления к получению знаний;

- привитие высоких нравственных принципов;

- воспитание положительного отношения к труду;

- уважение к старшим;

- приобщение учащихся к системе культурных ценностей;

- выработка эстетического вкуса и любви к искусству.

Нравственное воспитание - это двухсторонний процесс, заключающийся в воздействии учителей на учащихся и в их ответных действиях (усвоение учениками нравственных понятий, переживание своего отношения к нравственным поступкам и во всем поведении). Олесницкий Маркеплин Алексеевич в своем труде «Нравственное Богословие» писал, что ни высокий ум, ни блестящий художественный талант, ни житейское благоразумие, ни, тем более, физическая сила не в состоянии заполнить глубокий недостаток человека при отсутствии в нем доброй нравственности [3].

Нравственное воспитание должно пронизывать всё образование, все его области. В настоящее время в школе отдаются приоритеты прикладным знаниям и навыкам, а не морали. И как следствие, образование становится безнравственным. Из школы постепенно уходит основная историческая задача: воспитание гражданина. Воспитание - очень сложный трудоемкий процесс, который требует огромных усилий и терпения. Воспитание нравственных ценностей всегда предполагает борьбу, постоянное напряжение духовных сил, жесткой самодисциплины и постоянных упражнений в своих поступках.

Нравственное воспитание - это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств: ответственности, патриотизма, устойчивости научного мировоззрения, сохранению общечеловеческих ценностей и т.д.

Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений, которые устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. С позиций добра расцениваются достижения науки, культуры, труда, проявление героизма и др. С позиции зла можно рассматривать проступки, ложь, нарушения общественного порядка и др. Термин «нравственность» происходит от латинского слова «moralis» , что в переводе означает «мораль», «нравы». «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми люди руководствуются в своих поступках. Цели нравственного воспитания:

  1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
  2. Формирование единства воспитательных и жизненно-практических задач, формирование собственного отношения к жизни, становление нравственного фундамента личности.
  3. Расширение культурного кругозора, формирование способности морального суждения, обучению самостоятельному принятию решений.
  4. Формирование гуманизма к окружающему миру.
  5. Формирование потребности к самосовершенствованию.

Составляющие нравственного воспитания - это патриотизм, коллективизм, отношение к труду (основной мотив - забота о «другом человеке»). Сюда же можно добавить доброту, вежливость, трудолюбие, честность, ответственность и др. Нравственные отношения пронизывают все социальные отношения личности (политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические). Поэтому в широком смысле нравственные отношения отражают отношение к человеку. Средствами нравственного воспитания являются:

- обучение;

- убеждение;

- личный пример учителя;

- педагогический такт;

- меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Задачей нравственного воспитания является выработка активной жизненной позиции личности, которая проявляется в сознательном отношении к общественному долгу, в единстве слова и дела как повседневной норме поведения. С самого раннего детства нужно начинать правильно воспитывать ребенка. Ещё Н.К.Крупская писала, что ребенку нужно рассказывать не о тракторах и машинах, а о современных людях, их горе и радостях, их переживаниях [4].

Невозможно переоценить роль родителей в воспитании нравственности у детей. Именно семья закладывает начало начал в маленьком человеке, оказывая, как правило, решающее воздействие на весь его внутренний мир. О важном влиянии семьи на ребенка в свое время писала Н.К. Крупская: «Если члены семьи - люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». Особенно актуальна эта проблема в наше время. Получая необходимый объем знаний, умений и навыков, набор нравственных ценностей, ребенок приходит в свой дом, где обязательно должно происходить подкрепление его духовного развития. Но семья, как это можно сейчас наблюдать, занята своими делами (работа, здоровье, красота) [1].

Самая распространенная ошибка родителей заключается в том, что они думают, что в общеобразовательных учреждениях (детский сад, школа) из ребенка «слепят» гражданина. Это не верно, так как не может быть одностороннего развития. Важно, чтобы родители уделяли как можно больше времени своему ребенку, старались развивать его во всех направлениях, поддерживать его положительные интересы и подавлять отрицательные, а не оставлять его домашнее обучение на СМИ, соседей или улицу. Родители и другие члены семьи должны активно участвовать в обучении ребенка. Без такого участия достижения, накопленные в профессиональной сфере, редко приводят к улучшению функционирования дома и в обществе.

В школах обязательно должны вестись просветительские работы для родителей (тренинги, семинары, родительские собрания), направленные на обсуждение, просвещение родителей в области особенностей развития нравственного воспитания у себя, а затем и у ребенка. Только всесторонне развитая личность сможет воспитать себе подобную.

В общеобразовательной школе перед педагогом стоит остро проблема формирования нравственных ценностей у учеников. Духовно-нравственная сфера личности учащихся предполагает самые осторожные, тактичные действия со стороны учителя. Многие ученые в связи с этим пытаются найти оптимальные методы духовно-нравственного воспитания учеников и механизмов, которые лежат в их основе.

Педагоги обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества. Все мы хотим видеть своих детей счастливыми - сейчас и в будущем, когда они вырастут. Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, должно обеспечивать у подавляющей массы школьников формирование любви к своей Родине, творческого отношения к труду, бережного отношения к окружающему миру [2]. В результате формируется индивидуализм, патриотизм, совокупность общественных и личных интересов.

Сегодня содержание нравственного воспитания претерпевает изменения из-за того, что возникает необходимость возродить общественные ценности (жизнь, свобода, патриотизм, интернационализм, долг, совесть, честь, доброта и др.)

С рождения дети должны понимать, что вред здоровью и жизни других людей - это недопустимо. Большая проблема в современное время - это увеличение числа самоубийств среди подростков. Дети стали морально слабее, не умеют найти разумный выход из возникшей ситуации. Христианская мораль всегда учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты. Вместо этого школьники предпочитают уединение, оставаясь со своими страшными мыслями наедине. И в результате происходят непредвиденные обстоятельства.

Актуальна также проблема отношения к детям как к ценности. У многих старшеклассников установка на брак, материнство, исполнение родительских обязанностей не сформирована. В результате большое количество разводов и брошенных детей.

В настоящее время права и свобода личности возросли. Можно наблюдать безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства окружающих. Поэтому в школе обязательно нужно воспитывать послушание, а от него переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.

Важна проблема формирования полового воспитания школьников, их отношение к труду. Трудовое воспитание - это одна из важных сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. В.И.Ленин огромное значение придавал формированию у подрастающего поколения коммунистического отношения к труду. Он отмечал: «чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» [5].

К.Д. Ушинский писал, что воспитание должно развивать не только ум, но и должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. При воспитании нравственных качеств важно исходить не из средств и методов, которые имеются, а от индивидуальности личности ребенка. Важным для педагогов является формирование нравственного поведения. Именно по поступку можно судить об отношении человека к окружающим его явлениям. Чтобы поступки были нравственными, нужно, чтобы были соответствующие условия. Также важны мотивы, которые движут человеком при действии.

Система поступков ведет к появлению нравственной привычки (устойчивой потребности совершать нравственные поступки). Воспитание нравственных качеств не должно проходить в форме борьбы. Воспитание - это длительная сложная ежедневная работа. Ребенку нужен огромный запас нравственных представлений и знаний как мотивов при выборе способов поведения. Но усвоение нравственных понятий ещё не в полной мере предполагает формирование нравственного поведения. Поэтому очень важна организация деятельности учащихся. Важно и понимание педагогами того, что ученик может размышлять о поступках, давать им свою оценку, но на деле это не будет совпадать с его нравственным поведением. Для каждого возраста содержание нравственности меняется. Если справедливость для детей - это когда «всем одинаково», то для подростков - это «всем по заслугам». В настоящее время перед обществом, в частности перед образованием, остро стоит проблема формирования нравственного воспитания детей всех возрастов. Работники образовательных учреждений заново пытаются построить свою работу так, чтобы привить своим учащимся нравственные ценности. Сегодня на учеников обрушился огромный поток информации: СМИ, школа, кино, интернет. Многие с заблуждением думают, что это приведет к правильному формированию ценностей, но это скорее приводит к размыванию нравственных норм. Непосредственное влияние на успешность формирования нравственного воспитания лежит на учителе. Слово учителя - это главный инструмент нравственных ценностей школьников. Главная задача учителя - это организовать свою работу так, чтобы она была вся пронизана высоконравственными отношениями. Каждый ребенок должен чувствовать себя личностью, незаменимой частью общества. Только в этом случае у него будет развиваться чувство собственного достоинства и формироваться адекватная самооценка. Это будет непринужденно заставлять ребенка соответствовать нравственным представлениям, которые приняты в обществе. Нравственное воспитание в школе имеет свои специфические цели, которые определяются общественными отношениями и духовными ценностями. Главное для педагога - сформировать нравственно устойчивую личность. На это должно быть направлена организация всего процесса нравственного воспитания. Нравственная сфера личности наиболее успешно формируется в школе в специально организованной системе воспитания. В условиях, где сочетаются нравственное просвещение с практической деятельностью школьников, координируются нравственные отношения друг с другом, с обществом, школьники усваивают правильные формы поведения и приобретают личный опыт нравственного поведения, привычек, которые превращаются в мотивы поведения, в убеждения. Все воспитательное воздействие должно быть проникнуто доверием, уважением. А.С.Макаренко писал, что нашей задачей является не только воспитание правильного, разумного отношения к вопросам поведения, но и воспитание правильных привычек, когда человек поступает правильно не потому, что сел и подумал, а потому, что иначе не может, потому что он так привык. Н.К.Крупская отмечала, что все нормальные дети независимо от их происхождения и национальности обладают очень большими потенциональными психофизиологическими возможностями. Но для того, чтобы реализовать эти возможности и обеспечить полноценное развитие ребенка, надо правильно организовать его целенаправленное обучение и воспитание.

Результаты. Высокий уровень нравственного воспитания учащихся заключается в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли и поведения. Он будет достигнут при условиях целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности. Только при сознательном освоении общественно значимой деятельности, осознании её значения, осмысления участия в ней, будет происходить овладение моральными нормами и требованиями, превращение их в формы поведения, в привычку.

Необходимо привносить изменения в организацию учебного процесса так, чтобы весь он был пронизан основами нравственного воспитания и морали.

Рецензенты:

Джиоева А.Р., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова», г. Владикавказ;

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Володева А.А. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15987 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674