Организация медицинской помощи пораженным в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) продолжает оставаться одной из актуальнейших проблем здравоохранения, и располагается на стыке скорой медицинской помощи и медицины катастроф. [1,3,4,5,8,9]
С улучшением качества дорог, ростом мощности и скорости автотранспорта, растет тяжесть ДТП.[2] Качество и сроки оказания медицинской помощи при ДТП напрямую связаны с состоянием станций или отделений скорой медицинской помощи муниципальных образований, по которым проходят автомобильные трассы. [1,6,7]
В Республике Татарстан профессор Ш.С. Каратай в 1993 г впервые в России научно обосновал и организовал трассовую службу экстренной медицинской помощи. [10,12] Она состояла из 4 трассовых медицинских пунктов, привязанных к участковым больницам сельских районов: Шали, Костенеево, Кутлу Букаш, и одному стационарному посту ГАИ – КПМ «Кольцо». Предназначалась для приближения медицинской помощи к местам ДТП на трассе Казань - Набережные Челны. Создание трассовой службы экстренной медицинской помощи позволило снизить летальность при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах республики на 21,5%.
В последствии, трассовая служба претерпевала неоднократную реорганизацию. Вместо врачебно-сестринских бригад на автомобилях появились фельдшера на стационарных постах ГИБДД: КПМ «Кольцо», «Малиновка», «Зея», трассовый медицинский пункт доврачебной помощи Кара-Май. Помимо выездов для оказания помощи пораженным в ДТП, осуществлялся амбулаторный прием обращающихся самостоятельно или направляемых сотрудниками ГИБДД.
С 1998 года опыт РТ признан позитивным и передовым в Российской Федерации. ВЦМК «Защита» рекомендует территориальным службам медицины катастроф регионов России создание трассовых служб. И они начинают создаваться, приобретая различные организационные очертания. Например, размещение медицинских бригад на базе автомобильного транспорта повышенной проходимости на наиболее аварийно-опасных участках автотрасс, подвижное патрулирование. Сведения о таких участках предоставляет ГИБДД по показателю количества ДТП на км дороги в год.
На сегодняшний день улучшение оказания медицинской помощи пораженным в ДТП идет по пути усиления притрассовых стационаров и скорой медицинской помощи, создания травмцентров. Несомненно, что подобное развитие уже сейчас приносит, и еще принесет в будущем свои позитивные результаты. [1,9]
Но, возможно, пришло время по новому взглянуть на проблему обеспеченности муниципальных образований бригадами скорой помощи. В рамках грядущего реформирования службы скорой медицинской помощи, можно было бы отойти от нормирования количества бригад лишь по показателям зарегистрированного, постоянно проживающего населения. [11] Дороги, особенно федеральные, межрегиональные с насыщенным движением можно рассматривать как территории с динамическим, переменным населением. Показатель плотности потока движения автомобилей не нов, и хорошо знаком ГИБДД и другим дорожным службам.
Плотность движения – число автомобилей на единицу длины дороги, обычно на 1 км. Интенсивность движения – плотность движения в единицу времени. Связь между основными характеристиками потока автомобилей выражается следующей формулой:
,
где N - интенсивность движения, авт/ч; v - скорость, км/ч; q - плотность потока авт./км. [13]
Следовательно, всегда можно рассчитать среднее количество людей на дороге в сутки на территории любого муниципального образования и добавить на это «нестабильное» население дополнительные бригады «скорой». Такие бригады могут иметь приоритеты вызовов на ДТП, места постоянного патрулирования на участках с повышенной концентрацией ДТП, и иные особенности организации дежурств с одной целью – сокращение времени доезда и, соответственно, времени ожидания пораженных от момента аварии до начала оказания медицинской помощи.
Кроме того, не стоит, вероятно, полностью отказываться от практики трассовой службы, создания пунктов экстренной медицинской помощи, расположенных при стационарных постах ГИБДД, автозаправочных станциях, мотелях. Вне работы по оказанию медицинской помощи пораженным в ДТП, они могут функционировать как коммерческие учреждения, оказывающие амбулаторные медицинские услуги населению. Опыт прошлых лет демонстрирует высокую востребованность подобных структур.
Рецензенты:
Фаттахов В.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой клинической анатомии и амбулаторно-поликлинической хирургии ГБОУ ДПО КГМА Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Казань.
Низамов И.Г., д.м.н., профессор, профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО КГМА Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Казань.
Библиографическая ссылка
Асадуллин Ш.Г., Шигапов Б.Г., Петров Г.И. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОРГАНИЗАЦИЮ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОРАЖЕННЫХ В ДТП // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15986 (дата обращения: 19.02.2025).