Современный сотрудник правоохранительных органов, как высококвалифицированный специалист, призван «защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы государства и общества от преступных и других противоправных посягательств, при этом наделен правом применения вынужденных мер принуждения» [11], что обусловливает специфические требования к его профессиональной подготовке во время обучения в вузе МВД России: «исключительная социальная значимость решаемых задач, своеобразие целей, влияние мощных средовых факторов: экстремальные условия (особые и сложные), опасности (направленность действий факторов среды на уничтожение субъекта профессиональной деятельности), внезапность (неожиданные и резкие изменения значимой обстановки)» [11]. Данные характеристики, как отмечает Н.М. Борытко, требуют «воспитания отношения: соотнесения с потребностями общества, мотивации саморазвития, оценки собственного трудового вклада» [3]. Рассматривая профессиональное образование как процесс формирования, знаний, умений и навыков и ценностно-смысловых отношений для занятий определенной профессией, уточним, что профессиональное воспитание является важнейшей его составляющей. Современным курсантам вуза МВД России необходимы и такие качества, как стрессоустойчивость, адаптивность, способность конструктивно преодолевать экстремальные, кризисные ситуации.
Следует отметить, что в практике особых «профессий риска», к которым относится и профессиональная деятельность сотрудников ОВД, понятие экстремальная ситуация трактуется как «опасный выход за пределы нормы», «критическая ситуация», «нештатная, чрезвычайная ситуация». Главная функция данных специалистов не только противостоять этой ситуации, взять ее под контроль, но и сделать правильный выбор адекватного типа поведения, позволяющего эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.
Опираясь на труды В.А. Барабанщикова, Н.М. Борытко, Л.Т. Бородавко, И.В. Власюк, В.Я. Кикотя, А.В. Кирьяковой, А.М. Столяренко и др., и документы, определяющие содержание и стратегию профессионального воспитания будущих сотрудников ОВД России (Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (2011); Федеральный закон «О полиции» (2011); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) и др.) мы полагаем, что ценности профессии полицейского достаточно ясно отражаются в ценностно-смысловом компоненте профессионального воспитания курсантов.
В приказе МВД России № 120 от 01.02.2007 года «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» [10] отмечается, что для каждого сотрудника ОВД показателями результативности его компетентности становятся не только качественная профессиональная подготовка, но и уровень культуры, ценностные ориентации, умение анализировать жизненные ситуации с позиций морально-нравственных ценностей, умение вести общение эффективно и бесконфликтно, правильно строить межличностные служебные и внеслужебные отношения.
Профессиональное воспитание курсанта в высших учебных заведениях МВД России, по мнению В.В. Анциферова, «это специально организованная целенаправленная совместная деятельность руководителей факультетов, курсов, других субъектов и курсантов (слушателей) с учетом влияния общества, государства, их институтов и учреждений, обеспечивающая создание условий для развития и саморазвития личности, отвечающей потребностям будущей профессии и общества [1].
Составными элементами профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД, как отмечает В.С. Олейников, являются: воспитание граждан правового и демократического государства; воспитание конкретных сотрудников ОВД как составной части их профессиональной подготовки к различным видам деятельности; воспитание и сплочение коллективов сотрудников ОВД. Регламентируют воспитание сотрудников ОВД требования Конституции РФ, Указы и распоряжения Президента, Постановления Правительства РФ, Законы РФ, Уставы, Приказы (директивы) МВД, Квалификационные характеристики специалиста (по направлениям), Концепции воспитательной работы с кадрами, Планы воспитательной работы в подразделении [9].
Исследователи О. С. Васильева и Я. Б. Радишевская выделили особенности деятельности курсанта, связанные с распорядком жизни и спецификой учебно-воспитательного процесса в вузе МВД России: «жёсткий регламент распорядка дня (личного времени и досуга, деиндивидуализации системы самостоятельной подготовки курсанта); совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей; подчинение и субординация, преобладание групповых видов деятельности» [6].
Присутствие в структуре ОВД жёсткой субординации, господство субъект-объектных отношений в учебно-воспитательном процессе затрудняет адаптацию курсантов к вузу. Курсант, обучаясь в вузе, уже является сотрудником полиции и внешняя «кризисоустойчивость», вызвана необходимостью следовать «позитивному имиджу сотрудника полиции», требует от курсантов больших эмоциональных и нервных затрат [12]. Основная трудность заключается в том, что специфика службы, совмещённой с учёбой, придаёт жизнедеятельности курсантов повышенную напряжённость, которая усугубляется жёсткими требованиями руководства к моральным и волевым качествам курсантов.
Следовательно, как отмечает в своем исследовании Т.А. Грозная, курсанты вузов МВД России переживают кризисные ситуации жизнедеятельности, затрагивающие ряд подструктур личности: особенности психических процессов, опыта, а также, что опаснее всего, направленность личности [6]. Состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Происходит искажение понятий смысла и ценности жизни, нарушается ценностная ориентация, развиваются противоречия в жизненной системе «сознание-бытие». Сознание не может принять бытие в таком виде и теряет способность осмыслять и направлять его [4], что приводит к утрате смысла жизни. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуально-мнемическую деятельность курсанта, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из сложной ситуации [7].
По мнению Л.Т. Бородавко, «профессиональное воспитание курсанта в вузе МВД России позволяет формировать внутренние регуляторы поведения и деятельности курсанта, которые определяют эффективность учебной, служебной и профессиональной деятельности за счет расширения мотивации и жизненных перспектив на основе адекватного образа профессиональной деятельности и оценки собственной пригодности к ней» [2].
В качестве внутренних регулятивов профессионального поведения и деятельности курсанта как высококвалифицированного специалиста выступают сформированные морально-нравственные качества (профессионально-нравственная позиция) [13]. Профессионально-нравственная позиция курсанта представляется как сложная система установок, мотивов и отношений, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности, целей и ценностей на которые направлена правоохранительной деятельность.
Профессионально-нравственная позиция курсанта вуза МВД России это система доминирующих ценностно-смысловых отношений к самому себе, сослуживцам и профессиональной деятельности, основой которой выступает индивидуальная специфическая система смыслов, как мотивационное ядро (гуманистические мировоззренческие установки и нравственно-ценностные качества личности курсанта) определяющее его познавательную, гуманистически - мировоззренческую и квалификационную составляющую профессионально-личностного становления [13]. Сформированная профессионально-нравственная позиция будет способствовать преодолению экстремальности и кризисности в профессионально-личностном становлении сотрудника ОВД.
Готовность сотрудников ОВД к преодолению экстремальных, кризисных ситуаций можно обозначить как целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее профессионально-нравственную позицию личности курсанта в условиях экстремальной ситуации. Оно отражается в ценностной установке на совершение организованных действий по защите не только себя, но и окружающих, в умении предвидеть опасность, соблюдать определенные правила, чтобы не оказаться в ситуации опасности; в устойчивом стремлении и умении обучать других такому поведению посредством собственного примера; в способности преодолевать и контролировать свое эмоциональное состояние на основе знаний о способах действия и тренировок по их применению [7].
В исследовании И.М. Лебеденко специфика отмечается и в применении «отдельных принципов воспитания в профессиональной подготовке, заключающаяся в сложности опоры на них, из-за их сущностной полярности. Например, полярность принципа гуманизма и неукоснительного выполнения приказа начальника, свободы личности и служебной дисциплины, заботы о подчинённом и высокой требовательности, единоначалия и сотворчества» [8].
Таким образом, учебно-воспитательный процесс вуза МВД России с его комплексным воздействием внешних факторов и внутренних противоречий может затруднить «вхождение» курсанта в профессию и способствовать возникновению личностно-профессионального кризиса с последующим желанием прекратить обучение.
Соответственно, для того чтобы профессиональная подготовка курсанта в вузе стала «трамплином» для последующего его профессионального саморазвития и самоопределения, необходимо создать педагогические условия, направленных на воспитание, адресную помощь и поддержку, обеспечивающие эффективный выход личности из экстремальных, кризисных ситуаций.
Субъектами профессионально-нравственного воспитания в вузе МВД России являются все сотрудники (руководящий, командный, профессорско-преподавательский состав, педагоги-наставники, сотрудники отделов, служб и подразделений, гражданский персонал, курсанты и слушатели). Особую значимость в этих условиях приобретает деятельность педагога-наставника.
Педагог-наставник выстраивает субъект-субъектные отношения с курсантами «в воспитательном процессе, руководствуясь закономерностями: управлять процессом воспитания - значит управлять активностью курсанта; мировоззрение и направленность личности курсанта формируется в групповой деятельности тогда, когда поставленные цели реализовать в процессе индивидуальной деятельности не представляется возможным; воспитательные воздействия в педагогическом процессе тогда достигают наибольшей эффективности, когда курсанты выступают не в позиции объекта, а субъекта; воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность; потребности и мотивы совершения социально-значимых поступков, понимание социально значимого и полезного формирующаяся личность усваивает только через социальное одобрение, через оценку ее деятельности; успех в воспитательном процессе достигается тогда, когда в нем применяются такие виды и формы деятельности, которые соотносятся с возрастными закономерностями развития личностного интеллекта; эффективное решение воспитательных задач зависит от единства и согласованности действий всех участников целостного педагогического процесса; содержание воспитательного процесса обусловлено поставленными профессиональными целями и задачами» [1].
Деятельность педагога-наставника социализирует курсанта в новой системе обучения, ориентирует в правах и обязанностях, духовном и физическом самосовершенствовании, налаживании доверительных отношений между участниками воспитательного процесса; знакомит курсанта с организацией учебно-воспитательного процесса вуза и документами, регламентирующими его жизнедеятельность (распорядком дня, приказами, распоряжениями, учебным планом по специальности и др.); оказывает помощь командирам подразделений в контроле посещаемости занятий, текущей и семестровой успеваемости курсанта, а также анализе причин отставания отдельных из них; направляет на принятие мер по выявлению и разрешению конфликтных, экстремальных ситуаций, исходя из индивидуального подхода к каждому курсанту.
Педагог-наставник это офицер профессорско-преподавательского состава, прикрепленный к конкретной учебной группе или подразделению, задачей, которого является наблюдение и контроль над ходом учебной и внеучебной деятельности курсантов, сопровождение на протяжении всех видов учебно-производственных практик, а также оказание им в случае необходимости индивидуальной информационно-организационной и педагогической помощи в процессе преодоления экстремальных, кризисных ситуаций. Особенно сложным периодом для курсанта является преддипломная практика, в процессе которой они лицом к лицу сталкиваются с реалиями профессиональной деятельности, возникают внутренние противоречия в правильности выбранного пути. Деятельность педагога-наставника сориентирована на оказание помощи и поддержки в преодолении возникших кризисных, экстремальных ситуаций, осознании причины успехов и неудач в достижении поставленных целей, создании благоприятных условий для дальнейшего развития курсанта как квалифицированного специалиста.
Рецензенты:
Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград;
Сахарчук Е.И., д.п.н., профессор, зам. зав. кафедрой педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Власюк И.В., Черниговский В.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТА К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15951 (дата обращения: 06.12.2024).