Для всестороннего рассмотрения процесса подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна мы применили метод педагогического моделирования. Метод моделирования является интегративным, он позволяет сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. При использовании модели в педагогических целях проявляется её «объяснительная» функция, в эвристических целях «предсказательная» при поиске новых идей, получении выводов и т.д. Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования – наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании. Эффективность моделирования зависит от изначальных теорий и гипотез, указывающих на границы допустимых при моделировании упрощений. В рамках нашего исследования объектом моделирования является научно-организационное обеспечение компаративного, фреймового и партисипативного подходов к подготовке компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна. Состав модели зависит от цели исследования и должен давать возможность проследить какие-либо стороны, характеристики объекта исследования. В.В. Краевский, В.М. Полонский и др. рассматривают модель как теоретическое представление о явлении, в котором отражаются содержание управления, методы, показатели управленческой деятельности. При этом модель может выступать основой диагностирования состояния педагогического процесса [2, с. 26].
Известно, что содержание высшего профессионального образования определяется квалификационной характеристикой выпускника вуза. В соответствии с этим построение концептуальной модели подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна происходило с учетом ряда определенных требований, которые, объединяясь в систему, детерминируют существо социального заказа на подготовку специалиста определенного уровня и компетентности.
При проектировании концептуальной модели подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна мы учитывали: а) профессиональную компетентность преподавателя, осуществляющего инклюзивное образование; б) объективно существующие факторы: социальный заказ высшей профессиональной школы, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; в) целостное информацммонно-образовательную пространство вуза; г) возможности компаративного, фреймового, партисипативного подходов.
Концептуальная модель подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна имеет структурную организацию и морфологически представлена пятью блоками:
-
целевым;
-
организационно-исполнительским;
-
содержательным;
-
технологическим;
-
результативно-оценочным.
Охарактеризуем каждый из представленных блоков.
Целевой блок. Цели инклюзивного образования (общие и частные) реализуются через содержание, методы и организационные формы образования. При этом главным и определяющим видом связи между целями, методами и организационными формами образования являются связи управления. Содержание, методы и формы образования должны быть полностью направлены на выполнение поставленных целей, причем наиболее рациональным путем, с учетом индивидуальных возможностей, потребностей, ценностного опыта каждого студента.
Рис. 1 Модель подготовки компетентных выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья
Цели выступают по отношению к остальным блокам модели в качестве управляющей инстанции; они не просто управляют блоками и компонентами модели, а служат стимулирующим, определяющим фактором разработки содержания инклюзивного образования, что свидетельствует о наличии связей порождения и развития. В этой связи весьма существенными для нас являются идеи исследователей (Б. Блум, Р. Бэрроу, А. Вирч, Ф. Магер, И.А. Колесникова, С. Маклюр, Р. Мэйджер и др.), которые расценивают научную обоснованность целей как один из показателей эффективности процесса образования, одно из средств оптимального построения содержания образования [цит. по 1, с. 74]. В их трудах представлены разработки о сущностных родовых («цели – интенции») и конкретных краткосрочных («технологических») целях.
В научной литературе выдвигаются разные источники целеполагания. Согласно предмету нашего исследования весьма продуктивной представляется точка зрения И.А. Колесниковой, которая выявила следующие источники: социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества, так и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан; субъект изучения как особая социальная реальность, имеющая самостоятельную ценность не только как период подготовки к чему-либо; педагог как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созданию другого» [1, с.141].
В управленческой литературе (Е.И.Машбиц, Е.Ю. Никитина, Х. Хекхаузен и др.) [3,4,5] к целям предъявляются следующие требования: они должны быть конкретными и измеримыми, четко ориентированными во времени, достижимыми (реалистичными), непротиворечивыми и согласованными с другими целями; быть приемлемыми для основных субъектов влияния. Экспериментальные исследования показали, что на разных этапах развертывания процесса подготовки компетентных выпускников с ограниченными возможностями здоровья удельный вес этих факторов-источников меняется.
На основе разных трактовок понятия цели складывается ее понимание как образ желаемого результата с фиксированным временем получения, соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку, мотивирующего будущих профессионалов действовать в направлении его достижения, т.е. заданного так, что всегда можно сравнить полученный результат с ожидаемым. При этом под ближайшей целью мы понимаем подготовку компетентных выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья на более высоком уровне, необходимом для осуществления будущей эффективной профессиональной и гражданской деятельности, а под перспективной – повышение качества инклюзивного профессионального образования.
Исследованием установлено, что целевой блок разработанной нами модели характеризует способы проектирования предстоящей деятельности, обоснование возможных вариантов ее развития. Цель выступает в качестве критерия, с учётом которого происходит функционирование и развитие концептуальной модели в целом и отдельных её блоков в частности. Именно этот блок модели является её системообразующим фактором, так как определяет предназначение разработанной модели.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.
Рецензенты:
Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;
Котлярова И.О., д.п.н., профессор, директор научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Курносова С.А., Мухаметова Н.М., Акмалов А.Ю. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15929 (дата обращения: 18.02.2025).