Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНЫЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ О СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Казымова Т.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье представлен научный обзор исследований о сущности образования взрослых; для этого рассмотрены различные подходы к трактованию данного понятия, принадлежащие как российским, так и зарубежным авторам; выявлено четыре точки зрения по определению сущности понятия «образование взрослых»; согласно первой точке зрения, образование взрослых рассматривается как независимый образовательный процесс; вторая точка зрения о сущности образование взрослых состоит в том, что «образование взрослых» рассматривается как компонент всего образовательного процесса; третья точка зрения отражает не характер действия, а его результат, а именно получение необходимых обучаемому знаний, умений и навыков; четвертая точка зрения представлена исследованиями, в которых образование взрослых рассматривается как комплексное понятие; на основе изученного материала сформулировано понятие «образование взрослых», используемое автором в дальнейшем.
образование в течение всей жизни
продолженное образование
непрерывное образование
рекуррентное образование
образовательный процесс
образование взрослых
образовательная система
адаптация человека
образовательные услуги
личностное развитие
1. Лесохина Л.Н. Образование взрослых в общецивилизационном контексте // Новые знания. – 1997. – № 1. – С. 5 – 7.
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 29.06.2014).
3. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 1 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 25.01.2014)
4. Педагогическая мысль и образование 21 века: Россия – Германия: Материалы Международной научно-практической конференции. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000.
5. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа / диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2003. – 437 с.
6. Писарь О.В., Пугачева Н.Б. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. – 2010. - № 1. - С. 36-43.
7. Решение о развитии системы образования взрослых и просветительской деятельности в государствах - участниках СНГ/ VIII конференция министров образования государств-участников СНГ// Общество «Знание» России – Москва, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/docs/declsng.html (дата обращения 17.11.2014)
8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том II (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 560 с.
9. Федорова Н.В. «Как помочь взрослым учиться и менять себя» - М.: Академия, 1999. – 310 с.
10. Bryson, L., Education is balance training activities// The Review of Higher Education, 2011. Vol. 34, № 2.
11. Courtney, S., The factors affecting participation in adult education: an analysis of some literature// Studies in Adult Education, 1981. Vol. 2, № 13.
12. Durkheim, E., The Division of Labor in Society// New York: Free Press, 1964.
13. Houle, C.O., The education of adult educational leaders// in Knowles, M. (ed.) Handbook of Adult Education in the United States, Washington, DC: Adult Education Convention of the USA, 1960.
14. Knowles, M.S., (2nd edn) The Adult Learner: A Neglected Species// Houston: Gulf Publishing Co., 1978.
15. Long, H., Developing Paradigms for Self-Directed Learning// University of Oklahoma: College of Education, 1998.
16. Merriam, S., The Profession and Practice of Adult Education / S. Merriam, R. G. Brocket// San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1997. – 330p.
17. Jarvis, P., Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice// London; New York, NY: Routledge Falmer, 2004.
18. Jarvis, P., International Dictionary of Adult and Continuing Education// Taylor & Francis e-Library, 2005
19. Verner, C. (with assistance from C. Booth), Adult Education// Washington DC: Center for Applied Research in Education, Inc., 1964.
20. Wiltshire, H., The nature and uses of adult education// in Rogers, A. (ed.) The Spirit and the Form, University of Nottingham, Department of Adult Education, 1976.
На современном этапе развития общества образование взрослых все чаще составляет предмет педагогического исследования. Тем не менее, единой трактовки понятия «образование взрослых» нет. Для того, чтобы сформулировать значение данного термина рассмотрим исследования в данной области российских и зарубежных ученых.

Целью данной статьи является проведение научного обзора исследований о сущности образования взрослых как основы процесса повышения квалификации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать существующий опыт по вопросу «образование взрослых», сравнить предлагаемые трактовки данного понятия, выявить схожие черты и отличия в рассмотренных определениях, систематизировать полученный информацию и сформулировать свое определения понятия «образование взрослых».

Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) методы.

Результаты исследования. Анализ специальной литературы показал, что единства авторов в трактовке понятия «образование взрослых» нет. Можно выделить несколько точек зрения по определению сущности понятия «образование взрослых».

Первая точка зрения состоит в том, что образование взрослых рассматривается как отдельный образовательный процесс.

Согласно общему определению, «образование взрослых» - это широкое общее образование, получаемое людьми, считающимися взрослыми.

Уилтшир [20] предлагает рассматривать образование взрослых как образовательный процесс, осуществляемый во взрослой манере. Если рассматривать это определение критически, можно заключить, что даже дети в школах могут считаться участниками образования взрослых, если образовательный процесс, в который они вовлечены, осуществляется во взрослой манере. Поэтому, во избежание такого трактования, Уилтшир описывает взрослого как зрелого, опытного человека в возрасте старше двадцати лет. И, даже если можно согласиться с Уилтширом в том, что взрослый человек является зрелым и опытным, достаточно сложно признать, что данные качества человек приобретает в каком-то определенном биологическом возрасте.

Институт непрерывного образования ЮНЕСКО рассматривает образование взрослых как процесс, в котором участвуют люди, расценивающиеся как взрослые, обществом, к которому они принадлежат, и в котором они проявляют свои способности, расширяют знания, улучшают техническую и профессиональную квалификацию, либо осваивают новое направление профессиональной деятельности и вносят изменения в свое отношение поведение с точки зрения личностного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном экономическом и культурном развитии.

Питер Джарвис [18] в своем словаре, посвященном терминам, связанным с образованием взрослых и непрерывным образованием, трактует образование взрослых как любой и установленный процесс коммуникации, созданный для обучения взрослых и исключающий образование, следующее непосредственно за начальным и средним образованием, а также профессиональным образованием.

Образование взрослых - это систематическое обучение, осуществляемое взрослыми, возобновившими свое образование, уже после завершения основного образования. Оно включает в себя аспекты продолженного образования, общественного образования и другие виды систематического, осознанного обучения, как формального, так и неформального.

Даркенвальд и Мерриам [16] рассматривают образование взрослых как процесс, в рамках которого люди, чьи основные социальные роли присущи статусу взрослого человека, осуществляют систематическую и устойчивую деятельность по обучению, с целью развития своих знаний, отношений, ценностей и навыков.

Возможно, самым хорошо известным определением, описывающим процесс образования взрослых, является высказывание Хоула. Он считает, образование взрослых - это процесс, включающий планирование, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны агентств, с помощью которых взрослые индивидуально или в группах улучшают себя и свое общество. [13]

Образование взрослых - относительно самостоятельное звено общей системы образования, призванное способствовать развитию человека в период его самостоятельной жизни. [4]

На VIII конференции министров образования государств-участников СНГ, состоявшейся 13 мая 2003 в Москве было сформулировано следующее определение понятия «образование взрослых»: Образование взрослых - процесс и результат, которые предоставляются системой образовательных программ и учреждений и направлены на последовательное увеличение знаний и умений, приобретенных человеком до начала его оплачиваемой трудовой деятельности. [7]

Вторая точка зрения о сущности образование взрослых состоит в том, что «образование взрослых» рассматривается как компонент всего образовательного процесса.

Образование взрослых - это основной компонент непрерывного обучения. Оно относится ко всем организованным процессам обучения, как формальным, так и неформальным, в которых лица, воспринимаемые как взрослые обществом, в котором они живут, развивают и обогащают свои способности к жизни и работе, как в своих интересах, так и на благо общества. Осуществляемое в формальной и неформальной обстановке, обучение взрослых включает в себя непрерывные занятия и процессы получения, обмена, создания и применения способностей. Принимая во внимание, что границы юности и взрослости изменяются во многих культурах, рассматривается предоставление молодым людям (от 18 до 24 лет) образовательных услуг в неформальной обстановке [2].

В этом контексте непрерывное образование распространяется на людей всех возрастов во всех жизненных ситуациях (семье, школе, сообществе, рабочем месте и т.д.) и различных формах общения (формальная/неформальная), что должно соответствовать целям и потребностям обучения [5].

Термин «образование взрослых» в полной мере обозначает организованный образовательный процесс вне зависимости от:

  • содержания, уровня, методов;
  • стиля организации (формальный или неформальный);
  • является ли данное образование продолжающим или замещающим начальное образование в школах, колледжах и университетах.

Образование взрослых, однако, не должно рассматриваться как отдельная структура. Оно является составной частью глобальной схемы пожизненного образования и обучения.

Образование взрослых следует расценивать как составную часть образовательного процесса, как форму коллективной организации, созданную взрослыми для решения их повседневных проблем.

Например, Российская педагогическая энциклопедия трактует образование взрослых как «направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью». [8]

Третья точка зрения отражает не характер действия, а его результат, а именно получение необходимых обучаемому знаний, умений и навыков.

Наиболее часто цитируемое определение Вернера [19] фокусируется на планировании и звучит следующим образом: образование взрослых - это отношения между агентом образования и учащимся, в которых агент отбирает, организует и последовательно направляет сочетание прогрессирующих заданий, которые обеспечивают приобретение систематического опыта, необходимого для полноценного участия в жизни общества.

Образование взрослых рассматривается как знания и навыки, необходимые взрослым для того, чтобы успешно выполнять свои социальные роли родителей и членов семьи, граждан и членов общества, работников.

Ноулз [14] считает, что образование взрослых сочетает в себе все процессы и мероприятия, которые необходимы для социально адаптации людей. Поэтому можно трактовать образование взрослых как мероприятия, целенаправленно созданные для обучения тех, чьи возраст, социальные роли или самооценка определяют их как взрослых.

Брайсон [10] предполагает, что образование взрослых состоит из различных видов деятельности, имеющих образовательную цель, и выполняемых людьми, вовлеченными в повседневную жизнь общества.

Кортни [11] предлагает следующее определение: образование взрослых это вмешательство в повседневную жизнь, вмешательство, непосредственной целью которого является внесение изменений в знания и компетенции.

Лонг [15] полагает, что образование взрослых включает все целенаправленные и систематические усилия взрослого, осуществляемые им для становления образованным человеком.

Если рассматривать данный термин с технической точки зрения, образование взрослых это набор организованных мероприятий, осуществляемых различными учреждениями, для реализации специальных образовательных целей.

Эмиль Дюркгейм [12], французский социолог и педагог-методист, рассматривал образование взрослых как влияние, оказываемое старшим поколением на тех, кто еще не готов к социальной жизни.

Особый интерес представляет позиция Л.Н.Лесохиной, характеризующей образование взрослых в общецивилизационном контексте. Оно ориентировано на самоидентификацию личности, соотносящей себя не только с непосредственной средой и окружением, а историческим процессом в целом. Такое образование исходит из потребностей человека, определяющего для себя смысл жизни, свой человеческий и гражданский долг, свое место в социуме [1].

Четвертая точка зрения может быть представлена исследованиями, в которых образование взрослых рассматривается как комплексное понятие. Например, в своем учебном пособии «Как помочь взрослым учиться и менять себя» Н.В.Федорова предлагает три трактовки термина «образование взрослых».

Первое рассматривает образование взрослых как область знаний, как учебную дисциплина.

Второе значение - это область практической деятельности, которая включает в себя различные образовательные учреждения и учебные заведения.

Третье значение - это непосредственная активность взрослого, деятельность, осуществляемая им в повседневной жизни. [9]

В научной литературе имеют место такие сопряженные с термином «образование взрослых» понятия, как рекуррентное образование, непрерывное образование и продолженное образование. Это обусловлено тем, что образование начинает рассматриваться как процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека.

Рекуррентное образование - это образование, разделенное на периоды систематического обучения, чередующегося с продолжительными периодами другой деятельности, например, работой. Сторонники рекуррентного образования считают, что люди должны иметь право возвращаться к образованию в течение всей жизни.

Непрерывное образование - это вся система, направленная как на реструктуризацию существующей образовательной системы, так и на развитие всего образовательного потенциала за ее пределами. В такой системе мужчины и женщины являются агентами своего образования через продолжительное взаимодействие между их мыслями и действиями. Период образования и обучения не ограничен периодом посещения школы. Он должен длиться на протяжении всей жизни, включать все необходимые навыки и области знаний, использовать все возможные средства и давать всем людям возможность на полноценное развитие личности. [17]

Продолженное образование - это возможности обучения, которые могут быть использованы после окончания дневного основополагающего образования. Данный термин представляет собой все формы продолжения или возобновления обучения после завершения первой образовательной фазы и поступления на работу. Оно предназначено для взрослых всех возрастных групп и уровня образования, может быть как профессиональным, так и общим.

Вывод. Образование взрослых - это упорядоченный и систематический образовательный процесс, направленный на формирование или совершенствование навыков и компетенций, необходимых человеку на современном этапе развития общества. Данный процесс предоставляется лицам, считающимся взрослыми с точки зрения членов общества, к которому они относятся, а также имеющим и в полной мере реализующим права и обязанности, налагаемые этим обществом.

Образование взрослых должно быть осознанным, добровольным и основанным на имеющемся у учащихся жизненном опыте, а также инновационным процессом [6]. Поскольку целью образования взрослых является адаптация человека к реалиям современной трудовой и повседневной жизни, то оно занимает важное место на региональном рынке образовательных услуг [3].

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Казымова Т.С. НАУЧНЫЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ О СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15908 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674