Целью данной статьи является проведение научного обзора исследований о сущности образования взрослых как основы процесса повышения квалификации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать существующий опыт по вопросу «образование взрослых», сравнить предлагаемые трактовки данного понятия, выявить схожие черты и отличия в рассмотренных определениях, систематизировать полученный информацию и сформулировать свое определения понятия «образование взрослых».
Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) методы.
Результаты исследования. Анализ специальной литературы показал, что единства авторов в трактовке понятия «образование взрослых» нет. Можно выделить несколько точек зрения по определению сущности понятия «образование взрослых».
Первая точка зрения состоит в том, что образование взрослых рассматривается как отдельный образовательный процесс.
Согласно общему определению, «образование взрослых» - это широкое общее образование, получаемое людьми, считающимися взрослыми.
Уилтшир [20] предлагает рассматривать образование взрослых как образовательный процесс, осуществляемый во взрослой манере. Если рассматривать это определение критически, можно заключить, что даже дети в школах могут считаться участниками образования взрослых, если образовательный процесс, в который они вовлечены, осуществляется во взрослой манере. Поэтому, во избежание такого трактования, Уилтшир описывает взрослого как зрелого, опытного человека в возрасте старше двадцати лет. И, даже если можно согласиться с Уилтширом в том, что взрослый человек является зрелым и опытным, достаточно сложно признать, что данные качества человек приобретает в каком-то определенном биологическом возрасте.
Институт непрерывного образования ЮНЕСКО рассматривает образование взрослых как процесс, в котором участвуют люди, расценивающиеся как взрослые, обществом, к которому они принадлежат, и в котором они проявляют свои способности, расширяют знания, улучшают техническую и профессиональную квалификацию, либо осваивают новое направление профессиональной деятельности и вносят изменения в свое отношение поведение с точки зрения личностного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном экономическом и культурном развитии.
Питер Джарвис [18] в своем словаре, посвященном терминам, связанным с образованием взрослых и непрерывным образованием, трактует образование взрослых как любой и установленный процесс коммуникации, созданный для обучения взрослых и исключающий образование, следующее непосредственно за начальным и средним образованием, а также профессиональным образованием.
Образование взрослых - это систематическое обучение, осуществляемое взрослыми, возобновившими свое образование, уже после завершения основного образования. Оно включает в себя аспекты продолженного образования, общественного образования и другие виды систематического, осознанного обучения, как формального, так и неформального.
Даркенвальд и Мерриам [16] рассматривают образование взрослых как процесс, в рамках которого люди, чьи основные социальные роли присущи статусу взрослого человека, осуществляют систематическую и устойчивую деятельность по обучению, с целью развития своих знаний, отношений, ценностей и навыков.
Возможно, самым хорошо известным определением, описывающим процесс образования взрослых, является высказывание Хоула. Он считает, образование взрослых - это процесс, включающий планирование, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны агентств, с помощью которых взрослые индивидуально или в группах улучшают себя и свое общество. [13]
Образование взрослых - относительно самостоятельное звено общей системы образования, призванное способствовать развитию человека в период его самостоятельной жизни. [4]
На VIII конференции министров образования государств-участников СНГ, состоявшейся 13 мая 2003 в Москве было сформулировано следующее определение понятия «образование взрослых»: Образование взрослых - процесс и результат, которые предоставляются системой образовательных программ и учреждений и направлены на последовательное увеличение знаний и умений, приобретенных человеком до начала его оплачиваемой трудовой деятельности. [7]
Вторая точка зрения о сущности образование взрослых состоит в том, что «образование взрослых» рассматривается как компонент всего образовательного процесса.
Образование взрослых - это основной компонент непрерывного обучения. Оно относится ко всем организованным процессам обучения, как формальным, так и неформальным, в которых лица, воспринимаемые как взрослые обществом, в котором они живут, развивают и обогащают свои способности к жизни и работе, как в своих интересах, так и на благо общества. Осуществляемое в формальной и неформальной обстановке, обучение взрослых включает в себя непрерывные занятия и процессы получения, обмена, создания и применения способностей. Принимая во внимание, что границы юности и взрослости изменяются во многих культурах, рассматривается предоставление молодым людям (от 18 до 24 лет) образовательных услуг в неформальной обстановке [2].
В этом контексте непрерывное образование распространяется на людей всех возрастов во всех жизненных ситуациях (семье, школе, сообществе, рабочем месте и т.д.) и различных формах общения (формальная/неформальная), что должно соответствовать целям и потребностям обучения [5].
Термин «образование взрослых» в полной мере обозначает организованный образовательный процесс вне зависимости от:
- содержания, уровня, методов;
- стиля организации (формальный или неформальный);
- является ли данное образование продолжающим или замещающим начальное образование в школах, колледжах и университетах.
Образование взрослых, однако, не должно рассматриваться как отдельная структура. Оно является составной частью глобальной схемы пожизненного образования и обучения.
Образование взрослых следует расценивать как составную часть образовательного процесса, как форму коллективной организации, созданную взрослыми для решения их повседневных проблем.
Например, Российская педагогическая энциклопедия трактует образование взрослых как «направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью». [8]
Третья точка зрения отражает не характер действия, а его результат, а именно получение необходимых обучаемому знаний, умений и навыков.
Наиболее часто цитируемое определение Вернера [19] фокусируется на планировании и звучит следующим образом: образование взрослых - это отношения между агентом образования и учащимся, в которых агент отбирает, организует и последовательно направляет сочетание прогрессирующих заданий, которые обеспечивают приобретение систематического опыта, необходимого для полноценного участия в жизни общества.
Образование взрослых рассматривается как знания и навыки, необходимые взрослым для того, чтобы успешно выполнять свои социальные роли родителей и членов семьи, граждан и членов общества, работников.
Ноулз [14] считает, что образование взрослых сочетает в себе все процессы и мероприятия, которые необходимы для социально адаптации людей. Поэтому можно трактовать образование взрослых как мероприятия, целенаправленно созданные для обучения тех, чьи возраст, социальные роли или самооценка определяют их как взрослых.
Брайсон [10] предполагает, что образование взрослых состоит из различных видов деятельности, имеющих образовательную цель, и выполняемых людьми, вовлеченными в повседневную жизнь общества.
Кортни [11] предлагает следующее определение: образование взрослых это вмешательство в повседневную жизнь, вмешательство, непосредственной целью которого является внесение изменений в знания и компетенции.
Лонг [15] полагает, что образование взрослых включает все целенаправленные и систематические усилия взрослого, осуществляемые им для становления образованным человеком.
Если рассматривать данный термин с технической точки зрения, образование взрослых это набор организованных мероприятий, осуществляемых различными учреждениями, для реализации специальных образовательных целей.
Эмиль Дюркгейм [12], французский социолог и педагог-методист, рассматривал образование взрослых как влияние, оказываемое старшим поколением на тех, кто еще не готов к социальной жизни.
Особый интерес представляет позиция Л.Н.Лесохиной, характеризующей образование взрослых в общецивилизационном контексте. Оно ориентировано на самоидентификацию личности, соотносящей себя не только с непосредственной средой и окружением, а историческим процессом в целом. Такое образование исходит из потребностей человека, определяющего для себя смысл жизни, свой человеческий и гражданский долг, свое место в социуме [1].
Четвертая точка зрения может быть представлена исследованиями, в которых образование взрослых рассматривается как комплексное понятие. Например, в своем учебном пособии «Как помочь взрослым учиться и менять себя» Н.В.Федорова предлагает три трактовки термина «образование взрослых».
Первое рассматривает образование взрослых как область знаний, как учебную дисциплина.
Второе значение - это область практической деятельности, которая включает в себя различные образовательные учреждения и учебные заведения.
Третье значение - это непосредственная активность взрослого, деятельность, осуществляемая им в повседневной жизни. [9]
В научной литературе имеют место такие сопряженные с термином «образование взрослых» понятия, как рекуррентное образование, непрерывное образование и продолженное образование. Это обусловлено тем, что образование начинает рассматриваться как процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека.
Рекуррентное образование - это образование, разделенное на периоды систематического обучения, чередующегося с продолжительными периодами другой деятельности, например, работой. Сторонники рекуррентного образования считают, что люди должны иметь право возвращаться к образованию в течение всей жизни.
Непрерывное образование - это вся система, направленная как на реструктуризацию существующей образовательной системы, так и на развитие всего образовательного потенциала за ее пределами. В такой системе мужчины и женщины являются агентами своего образования через продолжительное взаимодействие между их мыслями и действиями. Период образования и обучения не ограничен периодом посещения школы. Он должен длиться на протяжении всей жизни, включать все необходимые навыки и области знаний, использовать все возможные средства и давать всем людям возможность на полноценное развитие личности. [17]
Продолженное образование - это возможности обучения, которые могут быть использованы после окончания дневного основополагающего образования. Данный термин представляет собой все формы продолжения или возобновления обучения после завершения первой образовательной фазы и поступления на работу. Оно предназначено для взрослых всех возрастных групп и уровня образования, может быть как профессиональным, так и общим.
Вывод. Образование взрослых - это упорядоченный и систематический образовательный процесс, направленный на формирование или совершенствование навыков и компетенций, необходимых человеку на современном этапе развития общества. Данный процесс предоставляется лицам, считающимся взрослыми с точки зрения членов общества, к которому они относятся, а также имеющим и в полной мере реализующим права и обязанности, налагаемые этим обществом.
Образование взрослых должно быть осознанным, добровольным и основанным на имеющемся у учащихся жизненном опыте, а также инновационным процессом [6]. Поскольку целью образования взрослых является адаптация человека к реалиям современной трудовой и повседневной жизни, то оно занимает важное место на региональном рынке образовательных услуг [3].
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Казымова Т.С. НАУЧНЫЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ О СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15908 (дата обращения: 19.02.2025).