Профессионально-важные качества для различных профессий изучены достаточно широко и входят в программы подготовки этих специальностей. Также имеются работы, посвященные формированию ПВК у юристов (Чергинец В.П., 2004, Миронов А.Г., 2012, Кузнецов А.Ф., 2012, Фадеев А.В., 2012).
Профессионально-прикладная физическая подготовка работников судебной системы изучена недостаточно, что свидетельствует об актуальности данного исследования.
В связи с переходом общества от профессий тяжёлого труда к труду умственному, где наблюдается резкое снижение двигательной активности и возрастание психического напряжения на организм человека, требуется внесение изменений и коррекция используемых средств физической культуры в рамках подготовки специалистов.
Современная учебная деятельность протекает в условиях постоянного эмоционального напряжения, что проявляется в снижении мотивации и отрицательном отношении к учебе [2], в том числе и к будущей профессиональной деятельности.
В первую очередь профессионально-прикладная психофизическая подготовка ориентирована на использование средств физической культуры для личного совершенствования. Вследствие проводимой работы необходимые знания, умения и навыки формируются в процессе учебных занятий и совершенствуются самостоятельно в виде прикладных знаний, ориентированных на успешную реализацию в будущей профессии [В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, А.Э. Буров. 2010].
Профессиографические исследования трудовой деятельности судей [5] показали, что их двигательный режим в течение трудового дня достаточно статичный. Как правило, это длительное пребывание в малоподвижной, сидячей позе, работа с документами, что приводит к снижению функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата, быстрой утомляемости, наличию состояний физического и психического перенапряжения и ухудшению работоспособности.
«При значительных физических, психических напряжениях и перенапряжениях, отрицательных эмоциях, связанных, в том числе с содержанием и условиями труда, профессионально-прикладная физическая подготовка для специалистов судебной системы, должна воздействовать не только на физическую составляющую организма человека, но и на психическую, с целью профилактики таких состояний как: депрессии, тревожность, агрессивность» [Ромашов А.А., 2010 г.].
Выбор средств, способствующих формированию ПВК, должен происходить с учетом воздействия на два аспекта: физический и психический, что отвечает современной тенденции формирования и укрепления «индивидуального здоровья», в условиях изменения характера труда, где «постоянно увеличивается его интеллектуальная составляющая» [1].
Уровень здоровья студентов является одним из важнейших факторов, влияющих на продуктивность образования, в том числе и развитие ПВК.
Цель работы: разработать физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на формирование профессионально-важных психофизических качеств будущих работников судебной системы.
Задачи исследования:
- Выявить профессионально важные психофизические качества работников судебной системы.
- Уточнить основные задачи учебной дисциплины «физическая культура» с учетом специализации вуза и этапов обучения.
- Разработать физкультурно-оздоровительную технологию для очной формы обучения юридического факультета. Экспериментально проверить её эффективность.
Для уточнения содержания педагогической физкультурно-оздоровительной технологии, а также задач физического воспитания на разных этапах обучения, нами был проведен предварительный педагогический эксперимент.
Целью эксперимента являлась оценка уровня психофизических качеств студентов в динамике учебного года и проверка возможности их коррекции средствами физической культуры.
Исследование проводилась по тесту Г. Ю. Айзенка. В тестировании приняло участие 130 студентов (40 % юношей и 60 % девушек) очной формы обучения юридического факультета 1 курса, (n=130), см. диаграмма № 1.
Диаграмма № 1
Оценка психического состояния студентов 1 курса по тесту Айзенка в динамике учебного года, начало 2010 – конец 2011 (n=130)
Полученные данные свидетельствуют о том, что состояния тревожности, агрессивности, ригидности в средней степени и более испытывают большинство студентов. Сравнивая результаты, полученные в сентябре 2010 года и мае 2011 года, отмечается рост тревожности и агрессивности в среднем на 7-8 %. Наличие более чем у 50 % студентов подобных состояний затрудняет учебный процесс, в том числе и формирование ПВК.
С учетом вышеизложенного нами была разработана экспериментальная педагогическая технология с использованием средств из арсенала техники пилатес, силового функционального тренинга и стретчинга, а также специально подобранных методических приемов. В первую очередь, технология направлена на снижение уровня тревожности и агрессивности, формирование ПВК, облегчение процесса социализации, особенно на начальном этапе обучения в ВУЗе.
Для проверки эффективности технологии были отобраны и сформированы две группы: экспериментальная (n=30) и контрольная (n=30) с примерно одинаковыми показателями психофизического состояния.
В конце каждого занятия по физической культуре проводились комплексы упражнений, продолжительностью от 15 до 30 минут, с постепенным повышением координационной сложности и интенсивности упражнений на протяжении всего эксперимента.
Дополнительно участники экспериментальной группы занимались три раза в неделю в секции пилатес, а студенты контрольной группы посещали занятия в секциях волейбола и атлетической гимнастики. Объем учебных часов в двух группах был одинаков и составил 8 часов в неделю.
Результаты тестирования, полученные в начале и конце учебного года, позволили выявить определенные закономерности в экспериментальной группе: масса тела уменьшилась на 0,7 кг (2 %), длина тела увеличилась на 0,1 см (0,07 %), а окружность грудной клетки увеличилась на 0,4 см (0,4 %), однако, все эти изменения недостоверны при 5 % уровне значимости (р> 0,05) (таблица № 1).
Таблица 1
Динамика показателей физического развития студентов 1 курса 16-17 лет (девушки), участников педагогического эксперимента (n=30) в октябре 2011 (н) и апреле 2012 (к)
|
|
Контрольная (M ± m) |
Экспериментальная (M ± m) |
P |
Длина тела, см |
Н |
164,4± 6,0 |
163,9± 5,7 |
p > 0,05 |
К |
164,5± 5,9 |
164,0 ± 5,7 |
p > 0,05 |
|
Масса тела, кг |
Н |
54,8± 8,5 |
57,3± 7,7 |
p > 0,05 |
К |
55,1 ± 7,9 |
56,6± 7,0 |
p > 0,05 |
|
Окружность грудной клетки, см |
Н |
74,3± 4,2 |
75,8 ± 5,3 |
p >0,05 |
К |
74,9± 4,3 |
76,1± 5,3 |
p > 0,05 |
|
Динамометрия правая кисть |
Н |
25,6± 4,5 |
24,4± 4,0 |
p < 0,05 |
К |
26,7± 4,5 |
26,4± 3,9 |
p < 0,05 |
|
Динамометрия левая кисть |
Н |
23,6± 5,7 |
22,3 ± 3,9 |
p < 0,05 |
К |
24,6± 5,8 |
23,3 ± 3,6 |
p < 0,05 |
Силовые показатели к концу учебного года улучшились. Сила правой кисти увеличилась на 2 кг (8 %) (р<0,05), сила левой кисти увеличилась на 1 кг ( 4 %) (p<0,05).
Сравнительный анализ результатов двигательной подготовленности студентов 1 курса (таблица № 2), участников эксперимента, полученных в начале и конце учебного года, позволяет говорить о достоверном (р<0,05) изменении показателей в тестовом упражнении на сгибание-разгибание туловища, соответственно на 2,88 (16 %) и гибкости на 7,24 (22 %). В беге на 1000 м и прыжке в длину с места средние показатели увеличились, но прирост недостоверен (p>0,05).
Таблица № 2
Результаты физической подготовленности студентов 1 курса (16-17 лет, девушки) (n=30) в октябре 2011 (н) и апреле 2012 (к)
|
|
Контрольная (M ± m) |
Экспериментальная (M ± m) |
P |
Бег 60 м, с |
Н |
10,0 ± 1,1 |
10,3± 0,8 |
p > 0,05 |
К |
9,7± 1,0 |
9,6± 0,9 |
p > 0,05 |
|
Бег 1000 м, с |
Н |
342 ± 39,6 |
355 ± 28,5 |
p > 0,05 |
К |
324 ± 38,2 |
327 ± 18,4 |
p > 0,05 |
|
Прыжок в длину с места, см |
Н |
164,9±19,0 |
163,3 ± 17,5 |
p > 0,05 |
К |
168,6 ± 17,8 |
169,9 ± 17,7 |
p < 0,05 |
|
Сгибание-разгибание туловища, за 30 сек |
Н |
21,2 ± 3,9 |
19,1 ± 4,0 |
p > 0,05 |
К |
26,7 ± 2,6 |
26,1 ± 4,4 |
p < 0,05 |
|
Наклон вперед из положения сидя, см |
Н |
2,6±11,0 |
2,7± 9,9 |
p > 0,05 |
К |
4,5± 10,0 |
5,4 ± 9,8 |
p < 0,05 |
Ориентируясь на оценочные нормативы [4] для данного возрастного периода, следует отметить, что общая, силовая выносливость, гибкость участников как контрольной, так и экспериментальной группы находятся на достаточно низком уровне.
Результаты исследования психических качеств участников экспериментальной группы (таблица № 3) позволяет говорить о снижении тревожности на 3,0 (24 %) и агрессивности на 3,0 (24 %) по сравнению с контрольной группой на 0,7 (7 %) и на 1,0 (6 %). Изменения считаются достоверными при 5 % уровне значимости (p<0,05). Показатели фрустрации и ригидности уменьшились незначительно, на (p>0,05).
Таблица № 3
Результаты исследования психических качеств участников экспериментальной и контрольной группы в динамике учебного года (2011-2012 г.)
|
|
Контрольная (M ± m) |
Экспериментальная (M ± m) |
P |
Тревожность |
Н |
11,0 ± 2,1 |
12,7 ± 0,9 |
p > 0,05 |
К |
10,3 ± 2,6 |
9,7 ± 2,4 |
p < 0,05 |
|
Агрессивность |
Н |
16,7 ± 2,4 |
19,0 ± 0,7 |
p > 0,05 |
К |
15,7 ± 3,1 |
16,0 ± 2,4 |
p < 0,05 |
|
Фрустрация |
Н |
8,0 ± 4,2 |
9,0 ± 3,5 |
p > 0,05 |
К |
7,3 ± 4,7 |
7,7 ± 4,5 |
p > 0,05 |
|
Ригидность |
Н |
15,2 ± 3,4 |
17,2 ± 2,0 |
p > 0,05 |
К |
13,9 ± 4,3 |
13,5 ± 4,6 |
p > 0,05 |
Улучшение показателей психических качеств студентов наблюдается в обеих группах, что обусловлено естественным процессом социализации. Но в экспериментальной группе эти изменения достоверны.
Выводы
- К профессионально-важным качествам специалистов судебной системы относятся: общая выносливость, статическая выносливость мышц туловища, концентрация внимания, способность организма противостоять психическим напряжениям и отрицательным эмоциям.
- Основными задачами дисциплины «физическая культура» для будущих специалистов судебной системы на первом этапе являются: социализация личности, снижение уровня тревожности и агрессивности.
- Физкультурно-оздоровительная технология включает комплексы специально подобранных упражнений из арсенала техники пилатес, силового функционального тренинга, стретчинга продолжительностью 30 минут в структуре урока и в объеме 4,5 часов занятий во вне учебное время в секции пилатес.
- Экспериментальная технология позволила достоверно улучшить показатели (p<0,05) в сгибании-разгибании туловища на 16 % и гибкости на 22 % соответственно. Уровень агрессивности и тревожности также снизился на 24 % (p<0,05). Другие психофизически показатели улучшились, но изменения недостоверны (p>0,05).
- Разработанная физкультурно-оздоровительная технология позволяет эффективно воздействовать на психофизические качества студентов в условиях образовательной деятельности в рамках профессионально-прикладной физической подготовки в ВУЗе.
- В процессе образовательной деятельности необходимо акцентировано развивать все физические качества, так как общий уровень физической подготовленности студентов находится на достаточно низком уровне.
Рецензенты:
Кабачков В.А., д.п.н., профессор, доцент, руководитель управления массовой физической культуры, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва;
Буров А.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» ФГБОУ ВПО «Астраханского государственного технического университета», г. Астрахань.
Библиографическая ссылка
Ромашов А.А., Васильев О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15904 (дата обращения: 19.02.2025).