Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ АПК

Бугров А.В. 1 Глебова А.Г. 1 Фаринюк Ю.Т. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»
Статья посвящена обоснованию целесообразности использования проектных методов в подготовке кадров управления АПК. В статье выявляются особенности формирования профессиональных компетенций менеджера как основного показателя качества образования. Предложена система непрерывной подготовки кадров управления АПК. Выявлена и представлена схематически основополагающая взаимосвязь общих и частных функций управления процессом образования. Рассмотрены основные методы проектирования, используемые в образовательном процессе. Определены основные образовательные проекты и способы их составления с учетом применения инновационных технологий в образовании. Особое внимание уделено практико-ориентированному подходу при составлении проектов. Показано, что для интеграции науки, образования и производства необходимо, во-первых, разработать концепцию интеграции образования, науки и производства, во-вторых, реализовать на базе ВУЗа практико-ориентированную интегрированную («образование – производство») систему обучения.
проект
образовательные технологии
проектно-ориентированный подход
метод проектов
бизнес-проект
1. Бугров А.В. Проектные методы в образовании как инновационная технология // Образование, наука и производство. – №1(6). – 2014. – С. 59-62
2. Глебова А.Г. Государственное антикризисное регулирование агропромышленного комплекса // Вестник экономической интеграции. - №9. – 2011. – С. 69-73
3. Меркульева Л.О. Классификация современных образовательных технологий // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. – № 4 (июль - декабрь 2002 г.) Издания Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. Режим доступа: www.charko.narod.ru. (дата обращения 04.10.2014)
4. Садченкова Ю.П. Проблемы формирования компетенций менеджера в российском высшем управленческом образовании [электронный ресурс]. // GLOBAL INTERNATIONAL SCIENTIFIC ANALYTICAL PROJECT [сайт]. URL: http://gisap.eu/ru/node/1112 (дата обращения 04.10.2014)
5. Фаринюк Ю.Т., Глебова А.Г. Функциональная модель управления образованием при подготовке кадров в рамках деятельности службы сельскохозяйственного консультирования // Научный журнал «European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук», 2013. - №9. – С. 16-21.
6. Yankelovich N., Garrett L. N., Roeth J., Smith K., Waymire E. The Sampler Companion: Four Educational Software Samples //Frontiers in Education Conference Proceedings. – Golden, Oct. 19-22, 1985. – N.Y. – P. 273-283.
Основными факторами развития российского АПК являются: технологический уровень, система управления, кадровый потенциал. Поэтому подготовка кадров управления АПК сегодня выступает стратегической задачей государственного масштаба [2]. Изменения, происходящие в нашей стране, предъявляют высокие требования к компетенциям менеджеров современных организаций. Чтобы профессионально управлять людьми, нужно глубоко понимать их мышление и поведение, уметь выявлять способности и потенциальные ресурсы. Поэтому в учебной программе подготовки управленцев должны присутствовать разные дисциплины, разные их циклы, не только узкоспециализированные, но и общеобразовательные, что будет способствовать развитию важных для эффективного менеджера качеств: культурных ценностей, гуманистического мировоззрения, творческого начала личности [4].

Недостаточное внимание к определению состава и содержанию необходимых функций управления приводит к отрицательным последствиям при формировании структуры управления учебных учреждений, ослаблению управленческих воздействий, появлению дублирования, понижению уровня управляемости, снижению качества учебного процесса. Основополагающая взаимосвязь общих функций представлена на рисунке 1, где по вертикали отражены общие функции, а по горизонтали - сферы их приложения [5].

В качестве сфер приложения функции авторами статьи предлагается рассматривать три стадии образовательного процесса: подготовку кадров управления АПК (I), повышение их квалификации (II), профессиональную переподготовку кадров управления АПК (III). Кроме того, модели общих функций дифференцированы по сферам их приложения в отраслях АПК: сельское хозяйство, перерабатывающие подотрасли, сервисные предприятия.

Рис.1. Модель общих функций управления образовательным процессом в сельском хозяйстве

На данной модели по горизонтали имеем следующие значения: A1 - прогнозирование подготовки кадров управления для сельского хозяйства; Г1 - прогнозирование повышения квалификации кадров сельского хозяйства; Д1 - прогнозирование профессиональной переподготовки кадров управления сельского хозяйства.

В целом система функций А1, Г1, Д1 - это прогнозирование образовательного процесса в сельском хозяйстве; Б1, Ж1, 31 - прогнозирование указанного процесса в перерабатывающих подотраслях АПК: В1, И1, К1 - тот же процесс в сервисных предприятиях АПК.

Анализ всей первой горизонтали подтверждает, что система, в которую входят А1, Г1, Д1, Б1, Ж1, З1, В1, И1, K1 - абстрактное понятие содержания функции прогнозирования образовательного процесса в системе АПК.

По вертикали: А2 - прогнозирование процесса подготовки кадров управления для сельского хозяйства; А3 - организация подготовки кадров управления для сельского хозяйства; А4 - контроль подготовки кадров управления для сельского хозяйства; A5 - учет подготовки кадров управления для сельского хозяйства; А6 - анализ подготовки кадров управления для сельского хозяйства; А7 - координирование (регулирование) процесса подготовки кадров управления для сельского хозяйства.

Здесь подразумевается, что кадры управления - это руководящие кадры.

В целом, система А1, А2, A3, A4, A5, А6, А7 определяет содержание управления процессом подготовки кадров управления для сельского хозяйства; система функций от Г1 до Г7 включительно определяет содержание управления повышением квалификации кадров управления сельского хозяйства; система функций от Д1 до Д7 включительно характеризует содержание управления процессом профессиональной переподготовки кадров управления сельского хозяйства.

Итоги данного анализа позволяют установить, что система, включающая функции от A1 до А7, от Г1 до Г7, от Д1 до Д7 - определяет в абстрактном виде содержание управления образовательного процесса в сельском хозяйстве.

Аналогично функции от Б1 до Б7, от Ж1 до Ж7, от З1 до З7 - определяют в абстрактном виде содержание управления образовательным процессом в перерабатывающих подотраслях АПК.

Содержание управления образовательным процессом в сервисных предприятиях АПК определяется функциями: от B1 до B7, от И1 до И7, K1 до К7, а от A1 до А7, от Г1 до Г7, от Д1 до Д7, от Б1 до Б7, от Ж1 до Ж7, от 31 до 37, от В1 до В7, от И1 до И7 и от K1 до К7 - содержание управления образовательным процессом в системе АПК.

Фактически совершенствование менеджерских навыков происходит в течение всей трудовой жизни управленца, как в процессе выполнения своих должностных обязанностей, так и посредством непрерывного профессионального образования. Непрерывное профессиональное образование заключается в формировании и развитии профессионально-трудовых личностных качеств человека, начиная от выявления и первичного развития этих качеств в системе допрофессионального образования и воспитания, продолжая их развитие в процессе получения базового профессионального образования, обогащая и обновляя в течение трудовой деятельности имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки в образовательных учреждениях различных типов, в том числе корпоративных, а также посредством самообразования.

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, мировоззренческих, нравственных проблем. Поэтому предпочтение следует отдавать дисциплинам, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим, культурным изменениям и разнообразию, дают возможность приобрести такие качества, как инициативность, мобильность, динамизм, конструктивность, предпринимательство и адаптивность, и более уверенно работать в современной деловой среде [4].

Интенсификация учебного процесса предполагает широкое использование современных методов и технологий обучения, в первую очередь информационных, но при этом необходимо осознавать, что важнейшая для современного менеджера коммуникативная компетенция может быть сформирована только в процессе живого общения. Решению этой проблемы призваны способствовать современные образовательные подходы и технологии, в частности, компетентностный подход, с позиции которого уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью на их основе решать реальные проблемы. В современном менеджмент-образовании существенно возрастает роль активного обучения, необходимо предоставить студенту возможность для самостоятельного поиска, проживания и накопления собственного социального и духовно-нравственного опыта в условиях конкретных жизненных реалий. Поддерживать позитивную активность студентов можно, предоставив им, например, выбор форм и направлений работы, осуществление организации мероприятий, при котором преподаватель выступает как консультант-помощник.

Важной формой активизации процесса усвоения знаний при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов является выполнение обучающимися различных видов проектных работ. Обобщенная практика подготовки проектных работ показывает полезность соблюдения следующей логической последовательности: определение избранной темы (проблемы) для изложения в проектной работе и формирование соответствующего замысла; поиск источников информации; систематизация материалов и выработка плана написания проекта; написание проекта. При осмыслении проблемы и формировании замысла написания проекта важно четко определить: какая решается задача; какой вид проектной работы готовится; акцентируется теоретическое обоснование проблемы или обобщается практика. Таким образом, в рамках образовательного процесса применение проектно-ориентированного подхода является крайне важным. Проект - это целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени и с установленным бюджетом. Сегодня слово проект используется повсеместно и почти во всех известных областях. Под определением «проект» понимают реализацию некого замысла художественного, научного, театрального, управленческого характера; одним из наиболее часто употребляемых сегодня словосочетаний стало «бизнес-проект». Проектная деятельность проявляется в тех сферах, где организация управленческой деятельностью разделена практической деятельностью.

Сегодня существует несколько терминов, связанных с понятием проектирования. Применение данного понятия оказывается неточным, а само возможное толкование расплывчатым. Так, мы встречаем термины «проектирование», «проектная деятельность», «проектная культура», «культура проектирования», «проект», «метод проектов» и даже «проектировочная деятельность», говорят также и о способности «организовывать проект и управлять им», «управлять развитием проектной деятельности» и т.п. Кроме того, применительно к образованию такие понятия как проект (проектирование) в образовании и проектная деятельность (способность) студентов определяются как тождественные. Также мы с удивлением обнаруживаем и «способность к проектированию» или даже «проектную компетентность» [1]. Пожалуй, наиболее непонятным остается и самый часто употребляемый термин «образовательный проект», в связи с тем, что проект, выполняемый студентами, и проект педагогической деятельности преподавателя имеют разные корни. Сразу необходимо обратить внимание на нюансы словоупотребления. Проектом может называться замысел, представленный аудитории (макет, чертеж или бизнес-проект), четко сформулированная идея в соответствующей сфере. Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта. Первое (воплощенную в любых формах идею, замысел) можно назвать эскизом, а второе (весь путь от идеи до получения продукта) - проектом. В технике разработка проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления строительства, создания новых видов и образцов, называется технико-экономическим обоснованием [3]. В процессе проектирования выполняются технические и экономические расчёты, сметы, калькуляции и описания. Проект может быть индивидуальным или типовым. При разработке индивидуальных проектов широко применяются типовые проектные модели. Проектирование - это первоначальная фаза проекта, которая включает в себя следующие стадии: концептуальную, стадию моделирования, стадию конструирования и стадию технологической подготовки. В социологии социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с коренным изменением конкретных социальных проблем.

Объективная трудность анализа проекта как особого типа деятельности состоит в том, что, как правило, описываются конкретные, возникшие в данном конкретном виде практики проекты. Проект в образовании восходит к работам Джона Дьюи [6, с. 40]. Он ввел понятие опыта как источника образования (в противовес книжному знанию). Метод проектов возник в начале прошлого века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика У. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, подразумевающее целесообразную деятельность ученика, соотнесенную с его личным интересом именно в этой области знаний [6]. В современной педагогической литературе у метода проектов существует несколько определений (равно как и названий), что рождает определенную путаницу. В контексте данной работы мы будем использовать определение Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова [3]: метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов. То есть, по сути, метод проектов - это технология обучения. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Метод проектов всегда предполагает выявление и решение определенной проблемы. Решение проблемы предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов, а с другой, подразумевает необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих пo самой своей сути. Метод проектов - это и развитие инициативы студентов, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

Таким образом, сегодня ВУЗ имеет дело с происходящей сменой парадигмы содержания образования. На смену знаниевому подходу приходит компетентностный, однако нововведения, как и потребность в них, по большему счету, проходят сверху. Метод проектов изначально задумывался как практико-ориентированный, направленный на формирования практических умений. Данный метод поможет ВУЗу решить проблему соотношения обучения и развития и обеспечить развитие ключевых компетенций у студентов. Таким образом, применение метода проектов для решения актуальных задач образования требует особой квалификации педагогов и грамотного внедрения метода в сложившуюся академическую систему. Кроме того, принципиальное значение имеет формирование проектной деятельности учащихся. То есть метод проектов может применяться, но оставаться при этом педагогической технологией, способом передачи знаний, способом воздействия на студента. Это означает, что студент снова выступает в роли объекта педагогического воздействия. В этом случае процесс обучения может происходить более или менее эффективно, но в силу того, что не затронута субъектность студента (он не принял позицию субъекта), развития не происходит, либо происходит в случайном порядке, что также не является желаемым результатом.

На современном этапе практического применения в российских ВУЗах проектирование приравнивают к практической деятельности. Получается, что метод проектов - всего лишь введение элемента практики в процесс обучения. А это, разумеется, не верно. Такой подход привел к появлению так называемой псевдопроектной деятельности, по сути, бессмысленной. Вместе с тем известная независимость науки, образования и производства как социальных институтов и правовых субъектов, а также не проработанность механизмов интеграции, не позволили реализовать объединение усилий научного, образовательного и промышленного сообществ. Проектно-ориентированный подход в образовании должен быть направлен на развитие науки и образования и достижение ими своих целей. Единой методической базы не создано, и все интеграционные процессы (образовательные, научные и профессиональные) сочетаются в проектах. Появились правовые предпосылки интеграции науки, образования и производства и, чтобы их реализовать, необходимо: во-первых, разработать концепцию интеграции образования, науки и производства; во-вторых, реализовать на базе ВУЗа практико-ориентированную интегрированную («образование - производство») систему обучения.

Рецензенты:

Богданова О.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Организация предпринимательской деятельности» ТГСХА, г. Тверь;

Фирсова Е.А., д.э.н., профессор, проректор по научной работе ТГСХА, г. Тверь.


Библиографическая ссылка

Бугров А.В., Глебова А.Г., Фаринюк Ю.Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ АПК // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15897 (дата обращения: 05.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674