Среди работ, раскрывающих социально-психологическую природу этнической и национальной психологии, видное место занимают труды Ю.В. Бромлей, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, К.Г. Скворцова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, П.Н. Шихирева; проблемы специфических особенностей национальных стереотипов раскрываются в работах В.С. Агеева, Т. Адоррно, А.Д. Карнышева, В.П. Левкович; методы этно-психологических исследований даются в трудах А.А. Журавлева, Е.В. Резникова, В.С. Агеева, В.Г. Крысько, В.Ф. Петренко. Современное состояние межнациональных отношений в СКФО и в РСО-Алания также изучается многими исследователями (Р.А. Абдулатипов, А.А. Аникеев, И.И. Байгулова, Р.С. Бзаров, М.М. Блиев, Т.В. Декинова, Х.В. Дзуцев, А.Г. Здравомыслов, А.А. Туаллагов и др.). Однако, несмотря на возросший интерес к данной проблеме и достаточно большое количество этнопсихологических исследований, ее разработанность пока не в полной мере соответствует современной практике. До сих пор в области социальной психологии малоизученной остается один из важнейших компонентов психологического склада наций - этностереотипы. В частности, представляется актуальным и важным исследование данного феномена в контексте интегрального влияния национальных стереотипов как на межличностные отношения внутри национальных сообществ, так и на процессы межэтнического взаимодействия.
Целью нашего исследования является выявление и изучение стереотипов представителей этносов в РСО-Алания, которые негативно влияют на межнациональные отношения и возможно способствуют назреванию межнациональных конфликтов. Задача его - определить и дать ответ на вопрос, поистине ли стереотипы формируют недружественную или даже образ врага, или это всего лишь предположение и гипотеза. В социологической и социально-психологической литературе этнические стереотипы определяются как производные от ключевого понятия национального самосознания, т.е. этноцентризма, который предполагает отношение к себе, представителям своей этнической группы как к центру вселенной, образцу, которому должны следовать все остальные люди. Человек при этом остается жестко связанным с обобщенной моделью Мира своей этнической группы и не может воспринимать окружающее с иных позиций. Поэтому этноцентризм предопределяет восприятие человеком культуры другого народа через призму своей культуры. Под влиянием этноцентризма и ряда других факторов, через которые представители одной нации видят себя и всех остальных, рождается такое понятие как этнические (национальные) стереотипы. Под этническим стереотипом принято понимать обобщенные представления о физических, нравственных и умственных качествах того или иного народа. Во внутренней структуре этнического стереотипа различают дескреативный (описательный), эволюционный (оценочный) и прескрептивный (относительный) компоненты. Другой характеристикой стереотипа является направленность. Национальные стереотипы подразделяются на автостереотипы, т.е. описание собственной этнической группы и гетеростереотипы т.е. описание других этнических групп. С этой точки зрения межэтнические стереотипы определяются как авто- и гетеростереотипы контактирующих этнических групп [4].
Предубеждение может быть следствием поспешных или необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизованных суждений, принятых в определенной общественной группе. Этнический стереотип, как разновидность социального стереотипа с точки зрения его структуры и функций близок к социальной установке, что предполагает выделение в его структуре компонентов, аналогичным структурным компонентом установки. Здесь важно подчеркнуть, что установка представляет собой психологическую основу стереотипа, готовность воспринимать те или иные явления национальной жизни и межнациональных отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.
Таким образом, в социально-психологической литературе под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенные представления о внешнем облике представителей определенного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни, трудовых навыков. Кроме того, существуют стереотипы суждения относительно коммуникативных, моральных качеств народа. При этом этнические стереотипы служат отражением прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношений народов [2, с. 208].
Проблема природы, истоков возникновения стереотипов, в частности этнических стереотипов в настоящее время различными учеными трактуется по-разному. Некоторые увязывают эти стереотипы с сохранившимся в подсознании современных людей мышления древних атавистических, даже архетипических элементов, в основе которых лежат иррациональные фобии. Другие исследователи связывают проблемы этнических стереотипов с разработанным Л.Н. Гумилевым понятием «комплиментарность». Сущность этого понятия, по мнению, ученого, сводится к наличию в каждом этносе органических ощущений, подсознательной симпатии, либо, наоборот, антипатии к тому или другому народу, определенное деление их на «своих» и «чужих». При позитивной комплиментарности, симпатии друг к другу, люди стремятся слиться в одно целое, и поэтому женятся друг на друге. Это им просто нравится. При отрицательной комплиментарности, этносы никак не могут ужиться. Такая отрицательная комплиментарность была, как отмечал Л.Н. Гумилев, к примеру, на Кавказе, у грузин и чеченцев, и особенно у грузин и черкесов. Потому что у черкесов был промысел - нападать на Грузию, красть красивых девиц и мальчиков и продавать их в Турцию [3]. Естественно это грузинам не нравилось.
При рассмотрении вопроса о природе этнического стереотипа важно учитывать также мнение о понятии стереотип, американского журналиста У. Липпмана, который впервые ввел в научный оборот этот термин. Стереотипы, по мысли У. Липпмана возникают на основе восприятия не связанного с прямым опытом - нам говорят о мире до того, как мы его увидим. Мы представляем себе многие вещи до того, как мы их познаем на опыте. Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания человеком в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта закрепленного в виде привычных представлений. У. Липпман писал, что стереотипы «начинают действовать еще до того, как включается разум» [5].
В 1991-1997 гг. были предприняты попытки рассмотреть роль этнических стереотипов в системе межнациональных отношений на различных уровнях в полиэтнической среде населения Республики Северная Осетия Алания. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1991 г.) изучались этнические стереотипы, бытующие в повседневном сознании и бытовой полиэтнической этнокультурной среде РСО-Алания, на втором выявлялись некоторые аспекты межличностных отношений. Исследованием было охвачено 600 человек. Среди респондентов были представители осетин, русских, ингушей, армян, проживающих в г. Владикавказе. Положив в основу методику Д. Катца и К.Брейли, предполагающей «приписывание качеств из набора личностных черт», исследователями были выявлены содержание и направленность этнических стереотипов. Важно отметить, что описание этнических групп респондентами осуществлялось с позиции групповой идентичности, когда они выступают носителями самосознания и культуры больших социальных групп. Такой подход позволил определить обобщенные, наиболее абстрактные, стереотипные образы представителей народов, вошедших в орбиту исследования, а не место стереотипов в собственно индивидуальной жизни личности. Как показали результаты исследования особенностей этнических стереотипов в условиях республики Северная Осетия - Алания автостереотипы всех исследуемых народов характеризуются высокой позитивной направленностью. В содержании автоэтностереатипов были выделены наиболее значимые качества для представителей всех народов РСО-Алания - это «гордость», «гостеприимство», «мужество», «честность» и «мстительность» (исключая русских), а в самооценке осетин и ингушей «вспыльчивость» и «легкомыслие». В наибольшей мере содержание автоэтностереотипов наблюдается у ингушей и осетин, а несовпадение - у русских с автостереотипами исследуемых кавказских народов. В исследовании проявилось общее позитивная направленность гетероэтностереотипных оценок.
Однако исключение составляет негативная направленность гетеростереотипов осетин об ингушах и ингушей об осетинах. При общей же позитивной направленности стереотипы остальных народов (русских и армян) обладают большей негативной насыщенностью по отношению к ингушам, чем к осетинам [4]. Второй этап указанного исследования проводился после событий осетино-ингушского конфликта 1992 года по той же модифицированной методике Д. Катца и К. Брейли. Основными критериями анализа послужили коэффициент корреляции этнических стереотипов по их содержанию, то есть по набору качеств приписываемых тому или иному народу (коэффициент определялся в пределах от -1 до +1), интенсивность или единообразие оценок, иначе говоря, степени согласованности мнений респондентов по тем или иным оценкам (определяется по ранжированному ряду приписываемых качеств) и направленность - положительная или отрицательная оценка объекта стереотипизации. Анализ полученных данных показал высокую позитивную направленность автоэтностереотипов ингушей и осетин (+78 у осетин и +77,8 ингушей). Осетины приписывают себе такие качества, как гордость (11,6), гостеприимство (10,8), почитание старших (10), выносливость (6,7), дружелюбие (5,8), приверженность к обычаям (5,8), мужество (5), аккуратность (3,3), вспыльчивость (3,3), миролюбие (2,5) и др. Автостереотипы ингушей же содержат такие качества: гостеприимство (11,1), гордость (8,8), приверженность к обычаям (8,8), доброту (6,6), дружелюбие(6,6), миролюбие (6,6), честность (6,6), гуманность (4,4), импульсивность (4,4), верность данному слову (4,4) и др. Коэффициент совпадения автоэтностереотипов осетин и ингушей по содержанию достаточно высок (+98) .Ярко негативны по своей направленности гетероэтностереотипы ингушей об осетинах (-77,8%) и осетин об ингушах (-45%). С точки зрения ингушей осетины завистливы (13,3), агрессивны (8,8), самодовольны (4,4), жадны (4,4), жестоки (4,4), этноцентричны (4,4), хитры (4,4) и т.д. Осетины же ингушей видят агрессивными (20), вспыльчивыми (7,5), фанатичными (6,6), приверженными к обычаям (5), почитающими старших (5), гостеприимными (4,17), отсталыми (3,3), гордыми (2,5), жестокими (2,5), импрессивыми (2,5) и т.д. Анализ показал, что наиболее интенсивными качествами ингушей по оценкам осетин являются агрессивность (20), вспыльчивость (7,5), и фанатизм (6,6), а осетин характеризует в оценках ингушей - завистливость (13,3), агрессивность (8,8), самодовольство (8,8). Коэффициент совпадения гетероэтностереотипов осетин и ингушей равен +57. На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что на фоне высокой позитивной направленности автоэтностереотипов осетин и ингушей, в частности, после межнационального конфликта 1992 г., прослеживается ярко выраженная негативность во взаимных стереотипных оценках, что дает основание утверждатьь, что в обыденном сознании представителей двух этносов сложился стереотипный «образ врага», который побуждает их к межэтническим противодействиям. При этом большую нетерпимость проявляют ингуши к осетинам, чем осетины к ингушам [8].
При встрече с осетинами, как отмечают 32,0% из респондентов - ингушей, у них никаких чувств не возникает, лишь равнодушие, у 20,0% встречи с осетинами вызывают доброжелательные чувства, у 14,0% - ненависть, у 4,0% - презрение. У осетин при встрече с ингушами - 48,0% из опрошенных равнодушны, у 20,0% встреча вызывает презрение, у 12,0% позитивные, добрые чувства. Остальные из опрошенных респондентов отметили, что национальность не имеет значение, лишь бы человек был хорошим [6]. Судя по полученным данным, хотя они носят предварительный характер, все же можно сделать вывод о том, что этностереотипы как осетин, так и ингушей, несмотря на то что с момента окончания межнационального конфликта прошло 20 лет, сегодня обладают большой негативной насыщенностью, и хотя стереотипный образ той или иной этнической группы, существующий в массовом обыденном сознании на претендуя на истинность, всегда отражает характер взаимоотношений с этой группой. Изучению проблем этностереотипов, этносоциальных установок людей в полиэтнической среде посвятили свои работы и С. Дз. Гуриева, Е.С. Карсанова, Э.Э. Кибизова и др. Однако, к сожалению, в целом проблема этнических стереотипов в системе межнациональных отношений в полиэтническом регионе РСО-Алания на сегодняшний день пока недостаточно изучена. В немалой степени в этом вина теоретиков в области социальной психологии, занимающейся проблемами этнических стереотипов, поскольку до сих пор, в этой области существует неопределенность относительно ряда принципиальных вопросов, в частности, пока не решена проблема ложности и истинности феномена стереотипов, соотношения стереотипов и предубеждений, стереотипа и поведения и т.д.
Другой из причин того, что эти проблемы до настоящего времени не получают удовлетворительного решения, является недостаточная методическая вооруженность социальных психологов. Впрочем, в методическом оснащении исследований этнических стереотипов в последнее время происходят ощутимые сдвиги. Здесь все активнее используются эффективные опросные техники - приписывания качеств из набора личностных черт, биполярные шкалы, процентная методика Дж. Бригема, выявления диагностического коэффициента К. Макколы и К. Ститта, психосемантические методы, позволяющие получить количественное измерение составляющих образа того или иного этноса и собственно психологического его изучения и др. Однако, на практике, при изучении стереотипов, чаще всего пока используется методика прямого опроса, намного более простого и доступного, но имеющего серьезные недостатки, заключающиеся в возможности влияния на результат социальной желательности тех или иных личностных черт.
Рецензенты:
Кесаева Р.Э., д.соц.н., профессор кафедры социальной работы Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Дзуцев Х.В., д.соц.н., профессор кафедры социологии и социальных процессов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Созаев К.Г. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В СИСТЕМЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ НАСЕЛЕНИЯ РСО-АЛАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15878 (дата обращения: 12.09.2024).