Огромное значение имеет исследование отечественного опыта национально-государственного строительства. Необходимо учитывать позитивный и негативный опыт, приобретенный в период строительства советского государства, когда создавалась принципиально иная государственная система, основанная на представительной власти Советов разных уровней
7 октября 1977 г после всенародного обсуждения внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР, приняла новую Конституцию СССР, на ее основе были разработаны и приняты конституции союзных и автономных республик, в том числе и Мордовской АССР (далее: МАССР).
Комиссия по подготовке проекта Конституции МАССР была создана в июне 1977 г. на 6-й сессии Верховного Совета. Возглавил ее первый секретарь обкома КПСС депутат А.И.Березин. 13 марта 1978 г. проект был опубликован для всенародного обсуждения. Вторая Конституция Мордовской АССР была принята на внеочередной девятой сессии Верховного Совета МАССР девятого созыва 30 мая 1978 года. Конституция состояла из 10 разделов, 16 глав, которые объединялись в 161 статью.
В отличие от предыдущих конституций МАССР признавалась социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы трудящихся всех национальностей.
Впервые был закреплен принцип демократического централизма: выборность всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих [6, с. 3].
Глава 6 Конституции республики устанавливала, что Мордовская АССР является автономной республикой (советское социалистическое государство) в составе РСФСР. Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР МАССР могла самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, а. территория МАССР не могла быть изменена без ее согласия [6, с. 20].
По Конституции Мордовская АССР могла участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.
К ведению МАССР относилось принятие Конституции Мордовской АССР и внесение в нее изменений, контроль за ее соблюдением; законодательство МАССР; охрана государственного порядка, прав и свобод граждан; установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; проведение единой, социально-экономической политики, руководство экономикой МАССР; руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения и т. д.[6, с. 21-22].
Мордовская АССР определяла свое районное деление и решала иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР. По Конституции 1978 г. МАССР состояла из 21 районов и городов республиканского подчинения: Саранска, Ковылкина, Рузаевки [6, с. 23].
Высшим органом государственной власти Мордовской АССР являлся Верховный Совет Мордовской АССР. Полномочиями он наделялся на пять лет. Верховный Совет Мордовской АССР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР, РСФСР и МАССР к ведению МАССР, а это - принятие Конституции МАССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Мордовской АССР, государственного бюджета МАССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов. Он принимал и законы МАССР.
«Верховный Совет Мордовской АССР состоит из 175 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения», - говорилось в Конституции [6, с. 29]. Он избирал Председателя Верховного Совета МАССР и двух его заместителей. Председатель Верховного Совета руководил заседаниями Верховного Совета ведал его внутренним распорядком. Председателями Верховного Совета Мордовии избирались: Пиксаев Александр Осипович (1978 - 1988 гг.), Жочкин Николай Михайлович (1988 - 1990 гг.), Березин Анатолий Иванович (1990 г.) [1].
Сессии Верховного Совета Мордовской АССР созывались два раза в год и состояли из его заседаний. Внеочередные сессии созывал Президиумом Верховного Совета Мордовской АССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Мордовской АССР. Верховный Совет МАССР избирал Президиум Верховного Совета Мордовской АССР - постоянно действующий орган Верховного Совета МАССР. Он избирался из числа депутатов в Составе Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и тринадцати членов.
Президиум Верховного Совета Мордовской АССР: назначал выборы в верховный Совет МАССР и местные Советы народных депутатов; созывал сессии Верховного Совета МАССР; координировал деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Мордовской АССР; осуществлял контроль за соблюдением Конституции МАССР; давал толкование законов МАССР; осуществлял руководство деятельностью местных Советов народных депутатов; образовывал и упразднял сельсоветы, относил населенные пункты к категории рабочих, курортных и дачных поселков, а также решал иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР; отменял постановления и распоряжения Совета Министров МАССР, решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону[6, с. 31-32].
Президиум Верховного Совета МАССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии: вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты МАССР; по предложению Совета Министров МАССР образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления, образуемые Верховным Советом МАССР; по представлению Председателя Совета Министров МАССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров МАССР. Президиум Верховного Совета МАССР издает указы и принимает постановления. Они публиковались на мордовском (мокшанском, эрзянском) и русском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета МАССР [6; с. 32-33].
Совет Министров Мордовской АССР - Правительство Мордовской АССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти МАССР [6; с. 34].
Совет Министров МАССР образовывался Верховным Советом МАССР в составе Председателя Совета Министров МАССР, Первого заместителя и заместителей Председателя, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Верховным Советом республики. По представлению Председателя Совета Министров МАССР Верховный Совет МАССР мог включить в состав Правительства МАССР руководителей других органов и организаций МАССР. Председателем Совета Министров МАССР в 1978-1991 гг. был Василий Семенович Учайкин [9].
Совет Министров МАССР был ответствен перед Верховным Советом МАССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета МАССР. Совет Министров МАССР был правомочен, решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению МАССР, поскольку они не входили, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета МАССР и Президиума Верховного Совета МАССР.
Совет Министров МАССР издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР, РСФСР и МАССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, организовывал и проверял их исполнение. Совет Министров МАССР объединял и направлял работу министерств, государственных комитетов, других подведомственных ему органов. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления МАССР руководили порученными им отраслями управления или осуществляли межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров МАССР, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР [6; с. 36-37].
Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах по Конституции МАССР 1978 г. являлись соответствующие Советы народных депутатов, с полномочиями в два с половиной года.
Местные Советы народных депутатов решали все вопросы местного значения. Сессии районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов созывались их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год. Сессии поселковых и сельских Советов народных депутатов созывались их исполнительными комитетами не реже шести раз в год.
Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являлись избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов [6, с. 38-40].
Отделы и управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.
Исследователи отмечают, что представительство трудящихся в исполнительных комитетах Советов расширилось. Так, если в 1969 г. среди членов исполкомов местных Советов Мордовии рабочие и колхозники составляли 55,5 % то в 1982 г. - 62,4 % [5,30] Так же виден рост количества рассмотрений тех или иных вопросов на сессиях Советов. Например, если в 1979 г вопросы развития промышленности, строительства, транспорта и связи поднимались на сессиях местных Советов 80 раз, то в 1983 г. 141 раз. На 24 % увеличилось количество вопросов, касающихся проблем развития сельского хозяйства, и т. д.[5, с. 31-32]
Д.В. Доленко и В.А. Юрченков считают, что «социальный состав депутатского корпуса, поражающий своей демократичностью, являлся результатом не подлинно демократических выборов, а аппаратного подбора. Сам этот депутатский корпус никакой серьезной роли не играл: он собирался на одно-двухдневные сессии, чтобы «проштамповать» решения, подготовленные аппаратом исполнительных органов» [2, с. 69].
Также надо отметить, что над каждым Советом и его исполнительно-распорядительным органом стоял соответствующий партийный орган, который, не имея конституционных прав и обязанностей Советов, но будучи их «ядром», обладал неограниченной возможностью по руководству ими. В Мордовии эта ситуация трактовалась следующим образом: «...Мордовская партийная организация повседневно опирается на широкую систему государственных и общественных организаций. Через них она привлекает массы трудящихся к активному участию в коммунистическом строительстве, и управлении государственными и общественными делами, обеспечивает широкое развитие демократии» [2, с. 69-70].
Судами Мордовской АССР являлся Верховный Суд МАССР и районные (городские) народные суды. В Конституции РСФСР 1978 года имелась специальная 21 глава, посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия, которая декларировала демократические принципы правосудия, предусматривала право на судебное обжалование действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, а также ущемляющих права граждан. Конституция содержала положение о независимости судей и подчинении их только закону [7]. Однако все это означало лишь запрет на вмешательство в судебную деятельность по осуществлению правосудия, но не признание за судебной властью статуса самостоятельного вида государственной власти. Раньше Министерство юстиции традиционно занималось главным образом организационным и кадровым обеспечением судов, то теперь оно стало проявлять активность и непосредственно в сфере правосудия. На коллегиях Министерства обсуждалась судебная практика применения судами тех или иных законов, особенно в связи с постановлениями высших партийных органов, прохождение дел по судебным инстанциям, вынесению судами частных определений, соблюдение процессуальных сроков и т.д., что говорило о воздействии Министерства юстиции непосредственно на осуществление правосудия [4].
Верховный Суд Мордовской АССР по Конституции МАССР 1978 г. являлся высшим судебным органом Мордовской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов республики. Он избирался Верховным Советом Мордовской АССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей сроком на пять лет [6; с. 45]. 10 лет должность председателя Верховного Суда занимал Николай Алексеевич Левашкин (1962-1982) [4].
Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользовались всеми правами судьи. Судьи и народные заседатели были независимы и подчинялись только закону. Судопроизводство в Мордовской АССР велось на мордовском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности.
Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами Государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются законом о Государственном арбитраже в СССР [8]. Таким образом, органы Госарбитража впервые в истории советского государства были преобразованы в конституционные органы, и их деятельность по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией, что было обусловлено мероприятиями по совершенствованию хозяйственного механизма, повышением роли органов Госарбитража в народном хозяйстве.
В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980 г. Этим Законом определялись задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража.
В 1987 году на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в законодательство Союза ССР о Госарбитраже» от 18 февраля 1987 г. №6544-Х1 был образован Государственный арбитраж Мордовской АССР [3].
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории МАССР осуществлялось Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР, Прокурором Мордовской АССР и нижестоящими прокурорами. Органы прокуратуры осуществляли свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
Прокурор Мордовской АССР назначается Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочия Прокурора Мордовской АССР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет [6; с. 46-47].
С принятием 30 ноября 1979 года Закона «О Прокуратуре СССР» в структуру прокуратуры Мордовской АССР стали входить: отдел общего надзора, следственный отдел, отдел по надзору за рассмотрением в судах уголовных дел, хозяйственно-финансовый отдел, а также старшие помощники и помощники прокурора республики.
На территории Мордовской АССР действовали прокуратура г. Саранска, 25 районных прокуратур и две межрайонные прокуратуры со штатом прокуроров, заместителей, старших помощников, старших следователей и следователей.
Закон о Прокуратуре СССР 1979 г. расширил коллегиальность в рассмотрении наиболее важных вопросов организации прокуратур автономных республик. Впервые в прокуратуре Мордовской АССР была образована коллегия в составе Прокурора МАССР (председатель) и других руководящих работников прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждался Прокурором РСФСР по представлению Прокурора МАССР. Коллегия на своих заседаниях рассматривала наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры.
Таким образом, Конституция МАССР 1978 г. установила право республики участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР, что указывало на стремление усилить федеральные нейтралистские начала. Также Конституция наделила Советы более широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни. Советы депутатов трудящихся стали называться Советы народных депутатов. Тем не менее, в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти в автономной республике не произошло.
Рецензенты:
Еремин А.Р., д.ю.н., профессор зав. кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева», г. Саранск;
Худойкина Т.В., д.ю.н., профессор зав. кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева», г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Лезина Е.П. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В МОРДОВСКОЙ АССР В 1978 – 1990 ГОДАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15832 (дата обращения: 16.10.2024).