Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ИЗ АВТОНОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СИБИРИ В СРЕДЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

Хоч Н.С. 1 Кузнецов П.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье представлены результаты сравнительного анализа основных показателей качества жизни студентов из автономных территорий Сибири, студентов – жителей Томска и иногородних студентов из близлежащих к Томску областей. В исследовании был использован опросник ВОЗ КЖ-100. Установлено, что в целом качество жизни в среде научно-образовательных центров г. Томска студенты всех групп исследования оценили как «хорошее». Это свидетельствует о соответствии на удовлетворительном уровне социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров Томска потребностям представителей разных этнических и территориальных групп. Для студентов из автономных территорий Сибири выявлены присущие только им проблемы качества жизни в сферах «окружающая среда» и «духовная сфера», которые связаны с дефицитом в субсферах «физическая безопасность и защищенность», «возможности для отдыха и развлечений» и «окружающая среда вокруг».
качество жизни
опросник ВОЗ КЖ – 100
студенты из автономных территорий Сибири
1. Гуслякова Н.И. Современные подходы к исследованию профессионального педагогического сознания / Н.И.Гуслякова // Преподаватель. XXI век. – 2008. №2. – С. 176-18.
2. Козлова Н.В., Берестнева О.Г. Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях (психолого-акмеологический подход) // Известия Томского политехнического университета. – 2006. Т. 309, № 2. – С. 229–234.
3. Корнетов А.Н. Мониторинг суицидальных попыток среди лиц подростково-юношеского возраста // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2001. № 1. – С. 33-39.
4. Логинова В.В. Психологические детерминанты профессионально-личностного становления иностранных студентов в образовательной среде российского вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «психологические науки» – 2010. № 3. – С. 95–108.
5. Оценка качества жизни больных шизофренией при проведении поддерживающей терапии. Методические рекомендации. СПб: НИПНИ им. В.М. Бехтерева. - 2011. – 22с.
6. Хоч Н.С. Психологическая жизнестойкость как ресурс адаптации студентов из Тувы к образовательной среде научных центров Сибири // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. Режим доступа: www.science-education.ru/113-10953 (дата обращения: 14.11.2014).
7. Шевелев Г.Е. , Берестнева О.Г. , Нгуен Б.Х. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в России // Современные проблемы науки и образования. – 2012.– №.3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2012/3/145.pdf (дата обращения: 10.11.2014).
8. Шевелев Г.Е., Кабанова Л.И., Михальченко Е.В. Информационная система для оценки адаптации иностранных студентов [Электронный ресурс] // Вестник науки Сибири. – 2012. – №. 1(2). – C. 134-138. Режим доступа: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/213. (дата обращения: 14.11.2014).
Для научно-образовательных центров Сибири характерно большое количество иногородних студентов, приехавших как из соседних районов, так из отдаленных территорий Российской федерации, стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Одной из самых многочисленных категорий являются студенты из автономных территорий Сибирского региона.

Для этой категории иногородних студентов российских вузов, наряду с решением проблем профессионально-личностного становления, освоения новых условий образовательной среды высшей школы, весьма остро стоят проблемы преодоления ситуации социокультурной депривации и вхождения в специфику новой среды жизнедеятельности, в том числе - построения комфортного быта, организации условий поддержания и развития здоровья, удовлетворения культурных потребностей и общения.

Анализ исследований последнего десятилетия показывает, что проблематика эффективности профессионально-личностного становления студентов в условиях современного вуза активно разрабатывается. Исследованы психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов [1]; сформулирован акме-ориентированный подход к личностно-профессиональному становлению в условиях вузовского образования [2]; проанализированы проблемы профессионально-личностного становления иностранных студентов в образовательной среде российского вуза [4, 7]; разрабатываются высокотехнологичные подходы к оценке адаптированности студентов к образовательной среде вуза [8] и др. В отдельных исследованиях показано, что адаптация к социокультурным условиям современной образовательной среды крупных научных центров Сибири студентов из автономных территорий Сибири и Дальнего Востока нередко связана с существенным снижением психологических ресурсов жизнестойкости личности, сужением репертуара паттернов просоциального поведения, повышением рисков нарушения физического и психического здоровья, а также с развитием суицидального поведения [3, 6]. Однако проблема соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров потребностям представителей различных этнических общностей остается одной из наименее исследованных. Одним из способов её решения является определение субъективных оценок качества жизни участников образовательного процесса. Наиболее адекватными в этих обстоятельствах представляются подход к  определению категории «качество жизни» и опросник ВОЗ КЖ-100, сформулированные экспертами Всемирной организации здравоохранения.

По определению ВОЗ качество жизни - это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами.  Качество жизни - это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества. Авторами опросника ВОЗ КЖ-100 (WHOQOL-100) качество жизни рассматривается как многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды. Опросник ВОЗ КЖ-100 позволяет оценить индивидуальный или групповой профиль качества жизни, состоящий из показателей шести крупных сфер жизнедеятельности человека. К ним относят физические функции, психологические функции, уровень независимости, социальные отношения, окружающую среду и духовную сферу. Кроме того, опросник  дает возможность напрямую измерить восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом. Выбор именно этих шести сфер основан на литературных данных,  которые демонстрируют их универсальность и достаточно четкое отличие друг от друга [5]. Важно отметить, что используемый в нашем исследовании диагностический инструмент валидизирован в широкомасштабном пилотажном исследовании, проведенном в 15 регионах на разных континентах.  Из составляющих каждую сферу субсфер в итоге оставлены только те, которые были оценены респондентами как достаточно важные для их жизни, не имели противоречивого смысла в различных культурах.

Целью данного исследования являлось определение наличия или отсутствия характерной специфики в субъективных оценках качества жизни студентами из автономных территорий Сибири в среде крупных научно-образовательных центров (на примере научно-образовательного комплекса г. Томска)

Организация исследования

В состав выборки исследования вошли 210 студентов ведущих вузов г. Томска. Из них: 128 студентов из Тувы, Хакасии и Республики Алтай, 43 иногородних студента из Томской, Кемеровской областей и Красноярского края, обучавшихся и проживавших в Томске на момент исследования не более года. Остальные - студенты-томичи, обучающиеся на начальных курсах (Таблица 1).

Таблица 1

Распределение студентов - участников исследования по группам

 

Студенты - томичи

Иногородние студенты

Студенты из автономных территорий   

2012 год

Группа 1

n = 39

Группа 2

n = 43

Группа 3

n = 33

2013 год

Группа 4

n = 95

Критериями включения в выборки исследования выступали: добровольное информированное согласие обследуемого,  обучение в  одном из ведущих вузов г. Томска и хорошая успеваемость как индикатор, указывающий на направленность участника на процесс обучения. Для сбора данных использовался автоматизированный вариант русской версии опросника ВОЗ КЖ - 100. Данная версия разработана в научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, имеющем статус регионального исследовательского центра ВОЗ.

Опросник ВОЗ КЖ-100 - это многомерный инструмент, позволяющий получить как оценку качества жизни респондента в целом, так и частные оценки по отдельным сферам и субсферам его жизни. Он применим к широкому контингенту, потому что покрывает полный спектр функций, неспособностей и дистрессов, связанных с качеством жизни. При этом позволяет получить не одну оценку, а составить целый профиль качества жизни. Опросник рекомендован для решения широкого круга задач, в т.ч. может использоваться при оценке качества жизни в клинических, психологических, социальных, социологических и т.п. исследованиях [5].

Полученные данные подвергались статистической обработке пакетом программ Statistica 6.0.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе нашего исследования проводился сравнительный анализ оценок студентами-первокурсниками качества жизнедеятельности в шести крупных сферах. Респонденты оценивали физические функции, психологические функции, социальные отношения, окружающую среду, духовную сферу и уровень независимости. В выборку исследования (группы 2-4, Таблица 1) были включены юноши и девушки, которые до поступления в вузы Томска постоянно проживали за его пределами, а также первокурсники, проживавшие в Томске постоянно (группа 1, Таблица 1). Тестирование проводилось в весеннем семестре, когда участники исследования сдали первую сессию, тем самым подтвердив свою успешность в учебе, а вузы уже реализовали комплексные программы по социальной,  культурной и учебной адаптации студентов-первокурсников.

Значения оценок качества жизни в целом и по отдельным сферам в частности у подавляющего большинства участников исследования попали в интервал 12-20 баллов. Это соответствует категориям оценок «среднее», «хорошее» и «очень хорошее» и свидетельствует об удовлетворительном, как минимум, уровне соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров Томска потребностям представителей разных этнических и территориальных групп.

У большинства студентов, принимавших участие в исследовании, отсутствовали значимые трудности в физическом функционировании и психологической сфере, что обусловило высокие значения показателей «уровень независимости».

Сравнительный анализ оценок по шкалам (сферам) ВОЗ КЖ-100 четырех  исследуемых групп показал, что из шести сфер (физическая, психологическая, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда, духовная) достоверные различия существуют лишь в двух сферах: «окружающая среда» и «духовная сфера».  Студенты - томичи и студенты - жители томской и кемеровской областей достоверно более высоко оценивали качество жизни в этих сферах (Таблица 2).

Таблица 2

Сопоставление оценок качества жизни студентов - участников исследования

Шкалы ВОЗ

КЖ -100

 

Группы исследования

Студенты - томичи

Иногородние студенты

Студенты из автономных территорий,  2012 

Студенты из автономных территорий,  2013 

1

2

                  3

4

Физическая сфера

15,52±0,31

15,67±0,43

14,63±0,33

14,47±0,55

Психологическая сфера

15,99±0,23

15,88±0,45

15,40±0,45

15,72±0,37

Уровень независимости

18,60±0,55

19,46±0,25

19,72±0,35

18,97±0,57

Социальные взаимоотношения

16,83±0,23

16,96±0,55

16,10±0,39

16,36±0,44

Окружающая среда

15,71±0,20*

15,17±0,25*

13,80±0,74

14,05±0,61

Духовная сфера

17,99±0,27*

16,65±0,49

16,36±0,42

16,30±0,54

Качество жизни, общий показатель

16,80±0,55

16,65±0,31

16,10±0,84

16,21±1,18

Примечание: * - статистически значимые различия с группами 3,4 (p≤0.05);                       

Дополнительное исследование, включавшее индивидуальные и групповые  обсуждения с участниками результатов тестирования ВОЗ КЖ - 100  показало, что основными причинами, повлекшими за собой снижение оценок качества жизни студентами из автономных территорий в сфере «окружающая среда» были:

  1. субъективно низкий уровень комфорта жилищных условий (проживание в общежитии, городская среда),
  2. низкие оценки доступности и качества медицинской помощи,
  3. ограничение привычных возможностей проведения свободного времени.

Кроме того, достоверно более низкие оценки качества духовной сферы жизни  оказались связаны с признанием ограниченности возможностей удовлетворения духовных потребностей в новых условиях жизнедеятельности, и с более низкой, чем у студентов других групп, оценкой значимости  личных убеждений для понимания и преодоления трудностей, возникающих в студенческой жизни. Это может быть расценено как признаки  субъективного обесценивания жизненного опыта и, как  показано ранее [6],  сопряжено с нарушением личностных адаптационных ресурсов.

Заключение

Обобщая результаты нашего исследования, можно заключить, что  качество   жизнедеятельности в целом в среде научно-образовательных центров г. Томска большинство студентов всех групп исследования оценивают как «хорошее». Вместе с тем, для студентов из автономных территорий Сибири выявляются присущие только им проблемы качества жизни в сферах «окружающая среда» и «духовная сфера»,  которые связаны, прежде всего, с дефицитом в субсферах «физическая безопасность и защищенность», «возможности для отдыха и развлечений» и «окружающая среда (загрязненность, шум, привлекательность)».

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 13-16-70001 «Проблемы социокультурной, психологической и психофизиологической адаптации студенческой молодежи из автономных территорий Российской Федерации и других стран к образовательной среде г. Томска»

Рецензенты:

Алексеева Л.Ф., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии  факультета поведенческой медицины и менеджмента ФГБОУ «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Томск;

Иванкина Л.И., д.филос.н., профессор кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.


Библиографическая ссылка

Хоч Н.С., Кузнецов П.А. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ИЗ АВТОНОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СИБИРИ В СРЕДЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15823 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674