Для этой категории иногородних студентов российских вузов, наряду с решением проблем профессионально-личностного становления, освоения новых условий образовательной среды высшей школы, весьма остро стоят проблемы преодоления ситуации социокультурной депривации и вхождения в специфику новой среды жизнедеятельности, в том числе - построения комфортного быта, организации условий поддержания и развития здоровья, удовлетворения культурных потребностей и общения.
Анализ исследований последнего десятилетия показывает, что проблематика эффективности профессионально-личностного становления студентов в условиях современного вуза активно разрабатывается. Исследованы психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов [1]; сформулирован акме-ориентированный подход к личностно-профессиональному становлению в условиях вузовского образования [2]; проанализированы проблемы профессионально-личностного становления иностранных студентов в образовательной среде российского вуза [4, 7]; разрабатываются высокотехнологичные подходы к оценке адаптированности студентов к образовательной среде вуза [8] и др. В отдельных исследованиях показано, что адаптация к социокультурным условиям современной образовательной среды крупных научных центров Сибири студентов из автономных территорий Сибири и Дальнего Востока нередко связана с существенным снижением психологических ресурсов жизнестойкости личности, сужением репертуара паттернов просоциального поведения, повышением рисков нарушения физического и психического здоровья, а также с развитием суицидального поведения [3, 6]. Однако проблема соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров потребностям представителей различных этнических общностей остается одной из наименее исследованных. Одним из способов её решения является определение субъективных оценок качества жизни участников образовательного процесса. Наиболее адекватными в этих обстоятельствах представляются подход к определению категории «качество жизни» и опросник ВОЗ КЖ-100, сформулированные экспертами Всемирной организации здравоохранения.
По определению ВОЗ качество жизни - это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни - это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества. Авторами опросника ВОЗ КЖ-100 (WHOQOL-100) качество жизни рассматривается как многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды. Опросник ВОЗ КЖ-100 позволяет оценить индивидуальный или групповой профиль качества жизни, состоящий из показателей шести крупных сфер жизнедеятельности человека. К ним относят физические функции, психологические функции, уровень независимости, социальные отношения, окружающую среду и духовную сферу. Кроме того, опросник дает возможность напрямую измерить восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом. Выбор именно этих шести сфер основан на литературных данных, которые демонстрируют их универсальность и достаточно четкое отличие друг от друга [5]. Важно отметить, что используемый в нашем исследовании диагностический инструмент валидизирован в широкомасштабном пилотажном исследовании, проведенном в 15 регионах на разных континентах. Из составляющих каждую сферу субсфер в итоге оставлены только те, которые были оценены респондентами как достаточно важные для их жизни, не имели противоречивого смысла в различных культурах.
Целью данного исследования являлось определение наличия или отсутствия характерной специфики в субъективных оценках качества жизни студентами из автономных территорий Сибири в среде крупных научно-образовательных центров (на примере научно-образовательного комплекса г. Томска)
Организация исследования
В состав выборки исследования вошли 210 студентов ведущих вузов г. Томска. Из них: 128 студентов из Тувы, Хакасии и Республики Алтай, 43 иногородних студента из Томской, Кемеровской областей и Красноярского края, обучавшихся и проживавших в Томске на момент исследования не более года. Остальные - студенты-томичи, обучающиеся на начальных курсах (Таблица 1).
Таблица 1
Распределение студентов - участников исследования по группам
|
Студенты - томичи |
Иногородние студенты |
Студенты из автономных территорий |
2012 год |
Группа 1 n = 39 |
Группа 2 n = 43 |
Группа 3 n = 33 |
2013 год |
Группа 4 n = 95 |
Критериями включения в выборки исследования выступали: добровольное информированное согласие обследуемого, обучение в одном из ведущих вузов г. Томска и хорошая успеваемость как индикатор, указывающий на направленность участника на процесс обучения. Для сбора данных использовался автоматизированный вариант русской версии опросника ВОЗ КЖ - 100. Данная версия разработана в научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, имеющем статус регионального исследовательского центра ВОЗ.
Опросник ВОЗ КЖ-100 - это многомерный инструмент, позволяющий получить как оценку качества жизни респондента в целом, так и частные оценки по отдельным сферам и субсферам его жизни. Он применим к широкому контингенту, потому что покрывает полный спектр функций, неспособностей и дистрессов, связанных с качеством жизни. При этом позволяет получить не одну оценку, а составить целый профиль качества жизни. Опросник рекомендован для решения широкого круга задач, в т.ч. может использоваться при оценке качества жизни в клинических, психологических, социальных, социологических и т.п. исследованиях [5].
Полученные данные подвергались статистической обработке пакетом программ Statistica 6.0.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе нашего исследования проводился сравнительный анализ оценок студентами-первокурсниками качества жизнедеятельности в шести крупных сферах. Респонденты оценивали физические функции, психологические функции, социальные отношения, окружающую среду, духовную сферу и уровень независимости. В выборку исследования (группы 2-4, Таблица 1) были включены юноши и девушки, которые до поступления в вузы Томска постоянно проживали за его пределами, а также первокурсники, проживавшие в Томске постоянно (группа 1, Таблица 1). Тестирование проводилось в весеннем семестре, когда участники исследования сдали первую сессию, тем самым подтвердив свою успешность в учебе, а вузы уже реализовали комплексные программы по социальной, культурной и учебной адаптации студентов-первокурсников.
Значения оценок качества жизни в целом и по отдельным сферам в частности у подавляющего большинства участников исследования попали в интервал 12-20 баллов. Это соответствует категориям оценок «среднее», «хорошее» и «очень хорошее» и свидетельствует об удовлетворительном, как минимум, уровне соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров Томска потребностям представителей разных этнических и территориальных групп.
У большинства студентов, принимавших участие в исследовании, отсутствовали значимые трудности в физическом функционировании и психологической сфере, что обусловило высокие значения показателей «уровень независимости».
Сравнительный анализ оценок по шкалам (сферам) ВОЗ КЖ-100 четырех исследуемых групп показал, что из шести сфер (физическая, психологическая, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда, духовная) достоверные различия существуют лишь в двух сферах: «окружающая среда» и «духовная сфера». Студенты - томичи и студенты - жители томской и кемеровской областей достоверно более высоко оценивали качество жизни в этих сферах (Таблица 2).
Таблица 2
Сопоставление оценок качества жизни студентов - участников исследования
Шкалы ВОЗ КЖ -100
|
Группы исследования |
|||
Студенты - томичи |
Иногородние студенты |
Студенты из автономных территорий, 2012 |
Студенты из автономных территорий, 2013 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Физическая сфера |
15,52±0,31 |
15,67±0,43 |
14,63±0,33 |
14,47±0,55 |
Психологическая сфера |
15,99±0,23 |
15,88±0,45 |
15,40±0,45 |
15,72±0,37 |
Уровень независимости |
18,60±0,55 |
19,46±0,25 |
19,72±0,35 |
18,97±0,57 |
Социальные взаимоотношения |
16,83±0,23 |
16,96±0,55 |
16,10±0,39 |
16,36±0,44 |
Окружающая среда |
15,71±0,20* |
15,17±0,25* |
13,80±0,74 |
14,05±0,61 |
Духовная сфера |
17,99±0,27* |
16,65±0,49 |
16,36±0,42 |
16,30±0,54 |
Качество жизни, общий показатель |
16,80±0,55 |
16,65±0,31 |
16,10±0,84 |
16,21±1,18 |
Примечание: * - статистически значимые различия с группами 3,4 (p≤0.05);
Дополнительное исследование, включавшее индивидуальные и групповые обсуждения с участниками результатов тестирования ВОЗ КЖ - 100 показало, что основными причинами, повлекшими за собой снижение оценок качества жизни студентами из автономных территорий в сфере «окружающая среда» были:
- субъективно низкий уровень комфорта жилищных условий (проживание в общежитии, городская среда),
- низкие оценки доступности и качества медицинской помощи,
- ограничение привычных возможностей проведения свободного времени.
Кроме того, достоверно более низкие оценки качества духовной сферы жизни оказались связаны с признанием ограниченности возможностей удовлетворения духовных потребностей в новых условиях жизнедеятельности, и с более низкой, чем у студентов других групп, оценкой значимости личных убеждений для понимания и преодоления трудностей, возникающих в студенческой жизни. Это может быть расценено как признаки субъективного обесценивания жизненного опыта и, как показано ранее [6], сопряжено с нарушением личностных адаптационных ресурсов.
Заключение
Обобщая результаты нашего исследования, можно заключить, что качество жизнедеятельности в целом в среде научно-образовательных центров г. Томска большинство студентов всех групп исследования оценивают как «хорошее». Вместе с тем, для студентов из автономных территорий Сибири выявляются присущие только им проблемы качества жизни в сферах «окружающая среда» и «духовная сфера», которые связаны, прежде всего, с дефицитом в субсферах «физическая безопасность и защищенность», «возможности для отдыха и развлечений» и «окружающая среда (загрязненность, шум, привлекательность)».
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 13-16-70001 «Проблемы социокультурной, психологической и психофизиологической адаптации студенческой молодежи из автономных территорий Российской Федерации и других стран к образовательной среде г. Томска»
Рецензенты:
Алексеева Л.Ф., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии факультета поведенческой медицины и менеджмента ФГБОУ «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Томск;
Иванкина Л.И., д.филос.н., профессор кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Библиографическая ссылка
Хоч Н.С., Кузнецов П.А. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ИЗ АВТОНОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СИБИРИ В СРЕДЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15823 (дата обращения: 19.09.2024).