В трудах ведущих ученых, работающих в области детской педагогики и психологии (Н.Г. Алексеев, Б.С. Гершунский, Б.А. Злотник и др.), неоднократно подчеркивалась важная роль шахмат в формировании и развитии интеллектуальных способностей и таких качеств личности ребенка, как логическое и образное мышление, планирующая функция и тренинг гибкости мышления [6,7].
Другими словами, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах [1].
Таким образом, исследования ученых совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада; знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования.
Концепции подхода к обучению игре в шахматы
В детском саду № 204 «Колокольчик» АНО ДО «Планета детства ”Лада”» на протяжении пяти лет реализуется программа «В стране шахматных чудес», которая предполагает:
-
широкое использование в воспитательно-образовательном процессе игры на фрагментах шахматной доски (традиционной и с применением информационных технологий);
-
применение нестандартных дидактических заданий и игр;
-
детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
-
преимущественное использование в воспитательно-образовательном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
-
выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
-
разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
-
психологическая подготовка ребенка к возможности проигрыша в игре [2].
Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, использование приемов обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат, знакомит с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, повышающие интерес дошкольников к игре.
Включение информационных технологий в виде интерактивной доски в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности дошкольников.
Благодаря мультмедийному способу передачи информации, у старших дошкольников формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать, выстраивать логику действий в игре в шахматы, осуществлять оценку и контроль своей деятельности [3].
В основу технологии обучения старших дошкольников игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).
Система игровых шахматных заданий включает в себя пять видов постепенно усложняющихся заданий: ознакомительные, пошаговые, лабиринтные, полилабиринтные и динамические. Ознакомительные задания формируют способность дошкольника репродуктивно освоить правила игры. Пошаговые задания – достигать конечной цели через цепочку четко детерминированных «шагов». Лабиринтные задания – выбирать оптимальное решение из небольшого количества альтернатив в условиях статичной цели. Полилабиринтные задания – выбирать оптимальное решение из большого количества альтернатив. Динамические задания – выбирать оптимальное решение в условиях подвижной цели [4, 5].
Каждый из указанных видов последовательно отрабатывается (с опорой на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий) в заданиях пяти видов с нарастающей сложностью и различными сочетаниями шахматных фигур.
Для успешного освоения детьми мыслительных операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, которая включается во все основные формы организации педагогического процесса: образовательную деятельность, совместную деятельности с детьми и самостоятельную деятельность.
Основные формы и средства обучения
Основными формами обучения игре в шахматы являются:
-
практическая игра;
-
решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
-
дидактические игры и задания, игровые упражнения (с использованием интерактивной доски);
-
теоретические занятия, шахматные игры.
Образовательная деятельность по обучению игре в шахматы проводится 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут для детей старшей группы и 30 минут для детей подготовительной к школе группы соответственно.
Период реализации программы при количестве обучаемых детей 10 человек составляет 1 календарный год.
Структура образовательной деятельности по обучению игре в шахматы:
-
вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели);
-
основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);
-
заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни).
Организация совместной деятельности с детьми включает в себя:
-
объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата;
-
совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задачи. У детей вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задачи;
-
создание элементной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков;
-
объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими;
-
организация разнообразных форм деятельности в центрах: познания, социально-коммуникативном и др.; конкурсов, вечеров досуга, математических развлечений.
В процессе обучения используются следующие игровые приемы:
-
игровая мотивация, побуждение к действию;
-
пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
-
элементы драматизации для повышения интереса детей к материалу, создания эмоционального фона;
-
метод предварительной ошибки (эффективен при закреплении материала).
Всю работу педагог организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его познавательного и социально-коммуникативного развития, проявление активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить ее. Интерес к шахматной игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества.
Ресурсы для реализации программы
Для эффективной реализации программы необходимы ресурсы, связанные с различными видами обеспечения.
Нормативно-правовое обеспечение:
-
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
-
комплекс санитарно-гигиенических норм и правил;
-
договор с законными представителями ребенка (родителями);
-
учебно-тематический план.
Материально-техническое обеспечение:
-
специально оборудованное помещение (группа, компьютерный класс, кабинет и т.п.);
-
наличие технических средств обучения (интерактивная доска, компьютер и соответствующее программное обеспечение);
-
дидактический и наглядный, раздаточный материал.
Кадровое обеспечение:
-
педагог, владеющий современными игровыми, образовательными и информационными технологиями.
В качестве примера ресурса рассмотрим фрагмент учебно-тематического плана на 4-ю неделю (таблица).
Фрагмент учебно-тематического плана программы
|
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
Взаимодействие с родителями
|
||
Образовательная деятельность |
Дидактические игры с использованием интерактивной доски |
Дидактические игры и упражнения |
Задачи |
||
Сентябрь |
4. Жители шахматного королевства Цель: развитие интереса к игре в шахматы: «жители шахматного королевства» Задачи: - продолжать знакомить детей с шахматными фигурами: белыми и черными (ладья, слон, конь, король, ферзь, пешка), их расстановкой на доске; - дать представление о значении и ценности фигур, познакомить с таблицей равенства фигур; -развивать умение сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Содержание: педагог вводит детей в «страну» шахмат – шахматное королевство. Знакомит их с основными привычками, названиями и расставкой шахматных фигур; значением и ценностью фигур. |
На ИД показаны шахматные фигуры. Д/и «Какой фигуры не стало» (перед детьми несколько шахматных фигур, необходимо запомнить их, затем, педагог, когда дети закрывают глаза, убирает одну фигуру, дети называют её).
|
«Снежный ком» «Кубик» «Какой фигуры не стало» «Что общего?» «Расставь шахматные фигуры»
|
Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух |
Обозначить на листе бумаги все поля буквами и цифрами, повторить Игры «Какой фигуры не стало», «Морской бой», раскраска. |
Окончание таблицы
|
Педагог: чтобы быстрее войти в шахматную жизнь, нужно знать следующие равенства:
Значение фигур вообще находится в зависимости от разнообразия их движения. Педагог: Таким образом, наиболее ценной фигурой является ферзь, затем ладья, далее, приблизительно равные, слон и конь, затем пешки. Ферзь равен приблизительно двум ладьям. Слон или конь = 3 пешкам. Ладья = слону или коню и 2 пешкам и т. д. Бывают, однако, случаи, когда слон ценнее ладьи, а конь - ферзя. В зависимости от положения партии, ценность фигур часто меняется. Дидактические игры и упражнения: «Снежный ком», «Кубик», «Какой фигуры не стало». |
|
|
|
|
Заключение
Апробация программы «В стране шахматных чудес» подтвердила, что дети имеют представления о «шахматном королевстве».
Применение в качестве основного технического средства интерактивной доски обеспечило расширение дидактических возможностей процесса обучения.
Как показала практика, у детей отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации и анализа-синтеза.
Рецензенты:
Непрокина И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.
Руденко И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.
Библиографическая ссылка
Еник О.А., Вейлерт Н.Т., Каракозова Н.Ю. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15800 (дата обращения: 19.02.2025).