Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФЕНОМЕН ЭМИГРАЦИИ ОСЕТИН В СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Марзоев И.Т. 1
1 ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания»
В статье рассматривается вопрос об эмиграции осетин в конце XIX - начале ХХ века в страны Северной Америки: Соединенные Штаты Америки и Канаду. Данная эмиграция была обусловлена отходничеством - одним из вариантов экономической деятельности, существовавших в среде крестьянства и распространенных в России XVIII – начала XX веков. Массовое движение осетин произошло в начале ХХ вв. и продолжилось вплоть до начала Первой мировой войны. В основном выходцы из Осетии проживали в крупных городах США и Канады, так как возможность трудоустройства там была выше: Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Фресно, Сиэтл, Портленд, Чикаго, Ванкувер и другие. В эмиграции участвовали представители Тагаурского, Куртатинского, Алагирского и Дигорского обществ Осетии. Материалы исследования существенно дополняют сложившиеся представления об эмиграции осетин в Америку и Канаду, позволяют объективно оценить их включение в новое экономическое, социально-политическое и культурное пространство, а также способствуют более глубокому и обновленному исследованию института отходничества у осетин в конце XIX – начале XX века.
трудовая деятельность
Канада
Соединенные Штаты Америки
Осетия
Северная Америка
эмиграция
1. Растдзинад : газета. - 1928. - № 13 (288), 25 февраля.
2. Гусиев А.Д. Осетины в Америке. К истории отходничества (эмиграции) осетин в Америку. – Владикавказ : ИПО СОИГСИ, 2010. - 127 с.
3. Малиев Н.Д. [и др.] История Чиколы. – Владикавказ : ИР, 1993. - 253 с.
4. НА СОИГСИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 252.
5. Созаев К.Г. История селений Кора-Урсдон и Карман-Синдзикау. - Владикавказ, 2005. - 332 с.
6. Тлатов А.Д. Тлатовы. - Владикавказ, 2004. - 103 с.
7. Хацаев М.С. Озрек и его жители. Очерки истории селения Озрек. - Владикавказ, 1995. - 227 с.
В начале XX века США и Канада являлись наиболее перспективными, привлекательными странами для трудовой миграции из России. Массовое отходничество (эмиграция) осетин в США и Канаду на заработки в начале ХХ века явилось одним из значительных событий в истории Северной Осетии. Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь) - выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам.

Осетины являлись одной из крупных этноконфессиональных групп, участвовавших в миграционном переселенческом потоке из России в Северную Америку в рассматриваемый период.

Если представители национальных и конфессиональных меньшинств России: немцы, евреи, духоборы, молокане, меннониты и др. - искали в странах Северной Америки новую родину, целью осетинских эмигрантов была не постоянная эмиграция, а желание заработать определенную сумму денег и вернуться обратно в Россию, на Кавказ. Но были среди них и те, кто стремился остаться в новой стране и интегрироваться в новый социум. Немцы, евреи и сектанты переселялись в Америку со своими семьями, а из Осетии выезжали преимущественно мужчины, как, впрочем, и финны, поляки, граждане прибалтийских государств, русские. Известен случай, когда в 1912 г. в Америку эмигрировала и женщина-осетинка (Лезинка Тавасиева). Поскольку среди осетин преобладали те, кто не имел профессии, то в новой стране они в большинстве своем были заняты самым неквалифицированным и невысокооплачиваемым трудом. Это массовое движение осетин произошло в начале ХХ вв. и продолжилось вплоть до начала Первой мировой войны. Увеличению потока эмигрантов из России, и в частности из Осетии, способствовала активная деятельность агентов по перевозкам европейских пароходных компаний, представлявших жизнь в Америке как «райскую сказку».

В основном выходцы из Осетии проживали в крупных городах США и Канады, так как возможность трудоустройства там была выше. Основными местами поселения осетинских эмигрантов являлись американские города: Лос-Анджелес, Окленд, Парадис, Плезантон, Ред-Блафф, Сакраменто, Сан-Франциско, Санта-Мария, Фресно, Хантигтон-Парк, Хейворд в штате Калифорния, Абердин, Раймонд, Сиэтл в штате Вашингтон, Портленд в штате Орегон, Чикаго в штате Иллинойс, канадские города Барнет, Ванкувер, а также населенные пункты на Аляске.

Число отходников росло с каждым годом. В эмиграции участвовали представители Тагаурского, Куртатинского, Алагирского и Дигорского обществ Осетии - уроженцы селений: Алагир, Ардон, Бад, Веселое, Владимирское (ныне с. Батакоюрт), Галиат, Гизель, Гулар, Дагом, Дарг-Кох, Дейкау, Донифарс, Дур-Дур, Задалеск, Заманкул, Згид, Кадат, Кадгарон, Камунта, Кора, Лескен, Магометановское (ныне с. Чикола) [3, с. 33], Махческ, Нар, Николаевское, Новый Урух, Ногкау, Нузал, Озрек [5, с. 21], Ольгинское, Разбун, Садон, Салугардан, Синдзикау, Средний Урух, Стыр-Дигора, Суадаг, Тулатово (ныне г. Беслан), Уакац, Урсдон [5, с. 139], Фаснал, Фараскат, Ханаз, Христиановское (ныне г. Дигора) [6, с. 53], Хумалаг, Цей, Црау и др.

Так, в экономической жизни жителей с. Магометановское отходничество, наряду с другими неземледельческими заработками, играло значимую роль и было чуть ли не единственным источником их существования. «Многие из них уходили на Бакинские нефтепромыслы, марганцевые рудники Чиатури, медеплавильный завод Алаверды, Садонский рудник, немало горцев работало в городах Терской области, в России, на Дальнем Востоке, Маньчжурии, а оттуда - в Америку, Канаду и Австралию. Старожилы Магометанского еще помнят тех своих односельчан, которых жизнь вынудила искать кусок хлеба на чужбине. В народе их называли уараседзау, сибирдзау, мандзурдзау, амурукдзау» [3, с. 33].

В начале XX века в Северной Осетии количество отходников в страны Северной Америки насчитывало 4650 человек, а к 1917 году эта цифра возросла до 6700. Но статистика фиксировала только лишь лиц с легитимными документами, тогда как большой процент выезжающих из страны заграничных паспортов не имели и пересекали границы империи нелегально.

Основной поток эмигрантов из Осетии отбывал на американский континент через порты: Либава в Курляндской губернии России, Гамбург в Германии, Роттердам в Нидерландах, Ливерпуль, Глазго и Саутгемптон в Великобритании, Триест в Италии, Пирей в Греции, а также через Владивосток и Харбин. Выезжали поодиночке, с братьями, друзьями, односельчанами. Наибольшее количество эмигрантов было в возрасте 20-30 лет.

Несомненно, большое количество выезжающих из России наносило определенный урон российской экономике, так как происходил отток рабочей силы, к тому же уезжали наиболее трудоспособные мужчины. Несмотря на тяжелый труд и меньшую, чем у американских рабочих, заработную плату, многие переселенцы сохраняли экономическую связь с родиной, отсылая часть заработанных денег своим семьям.

Особенностью дореволюционного российского законодательства являлось отсутствие правового понятия эмиграции. Переход россиян в иное гражданство запрещался. Максимальный срок пребывания за границей ограничивался пятью годами, после чего необходимо было ходатайствовать о продлении срока. Иначе человек утрачивал гражданство и, в случае возвращения в Россию, подлежал аресту и вечной ссылке, а его имущество автоматически переходило в Опекунский совет. Таким образом, значительная часть эмигрантов находилась в Соединенных Штатах Америки нелегально, что создавало дополнительные трудности для многих переселенцев из России и Кавказа. Что касается учета эмигрантов, то статистика фиксировала лишь лиц с легитимными паспортами, легально пересекавших границы Российской империи. Большое число осетин вернулось на родину с началом Первой мировой войны, так как многие из них были военнообязанными и подлежали призыву в действующую армию. Тогда же в США был принят закон о воинской повинности, который распространялся и на иммигрантов. Согласно этому закону, осетины, находившиеся в то время на территории Соединенных Штатов, призывались в армию. Многие из них погибли на фронте.

Дореволюционную эмиграцию обычно делят на четыре типологические группы: экономическая, религиозная, еврейская и политическая. Самой массовой была экономическая или трудовая эмиграция. Осетины-эмигранты входили в первую группу. После революции 1917 г. этот вид миграции на территории СССР был приостановлен.

В настоящее время американские университетские центры и крупные научные библиотеки создают электронные ресурсы для предоставления в электронном виде документов и полнотекстовых публикаций об иммиграции, в том числе и из России. Однако период до 1917 г. на существующих электронных интернет-ресурсах представлен крайне скудно, лишь небольшими справками статистического характера. Осетинским эмигрантам в Америку посвящена книга А.Д. Гусиева «Осетины в Америке. К истории отходничества (эмиграции) осетин в Америку», в которой автор описывает причины отходничества осетин в США, положение их в первые годы эмиграции, после революции в России. Особое внимание автор уделил участию осетин-отходников в рабочем движении Америки в 1922-1934 гг. [2, с. 75-115].

По сообщению газеты «Растдзинад», со времени революции в России осетины в Америке разбились на три группы: одна часть заняла нейтральную позицию, другая вступила в ряды компартии США, а некоторые стали противниками революции. Сторонники революции стали принимать активное участие в стачках и забастовках рабочих и пользовались большим авторитетом среди американских рабочих [1, л. 18].

Осетины-эмигранты в Канаде и США участвовали в социальных проектах, перечисляя часть заработанных ими денег на благотворительные акции на родине. Так из г. Джуно, Аляска в помощь сиротам - учащимся школ Северной Осетии было переведено 500 долларов [1, л. 21].

Передовые американские рабочие при содействии российских иммигрантов создали в США и Канаде специальные организации по оказанию помощи Советской России. Так, в 1919 г. было создано «Общество технической помощи Советской России», а в 1921 г. «Общество друзей Советской России», активными членами которых стали осетины [2, с. 66]. В 1928 г. осетинами - жителями г. Сиэтл штата Вашингтон были собраны и перечислены деньги в организованный Осоавиахимом фонд «Наш ответ Чемберлену» для сбора средств на оборону СССР и строительство воздушного флота [1].

Большое количество материалов о переселенцах хранится в семейных архивах потомков эмигрантов. Весомую помощь в работе оказали опубликованные источники и интернет-ресурсы. Огромный пласт информации содержится в Коллекции Likacheff-Ragosine-Mathers (LI-Ra-Ma), представленной документами, созданными между 1898 и 1922 годами консульскими учреждениями Российской империи в Канаде, которая насчитывает около 11400 файлов на иммигрантов, приехавших в Канаду из Российской империи (в том числе и осетин).

В момент крушения царского режима в 1917 году революционное правительство России уволило чиновников консульства в Канаде с занимаемых должностей. Оценивая их знания и опыт в делопроизводстве, учитывая растущее число иммигрантов из Восточной Европы, канадское правительство в июне 1918 года предложило им платить зарплату, если они продолжат свою работу. Последними царскими дислоцированными консулами ​​в Канаде были С.А. Лихачев, К.Л. Рагозин и Г.И. Матерс. Их имена образуют акроним «Li-Ra-Ma», что и дало официальное название этой коллекции.

Коллекция Li-Ra-Ma остается неполной. Хотя документы охватывают период с 1900 по 1922 год, подавляющее большинство записей датируются 1914-1922 годами. В основном в них представлены иммигранты, осевшие в городах Монреаль и Ванкувер. Коллекция включает в себя все виды личных документов, которые эмигранты везли с собой: свидетельства о рождении, старые паспорта, документы освобождения от военной службы, школьные документы, свидетельства о браке, заявления под присягой, дела, завещания, удостоверяющие личность свидетельства, выданные нотариусами и священниками Русской православной Церкви в Канаде, фотографии, а также ряд писем, которыми они обменивались с родственниками, оставшимися в России.

Чтобы доказать свое российское гражданство, претенденты на иммиграцию должны были заполнить анкеты и приложить к ним личные фотографии. Эти анкеты содержат подробную биографическую информацию. В некоторых случаях вопросы в них двуязычные (на русском и английском). Информация, предоставленная на каждого кандидата, включает имя, род занятий, дату и место рождения, семейное положение, статус воинской обязанности, текущий адрес, имена и место жительства родителей, религию, национальность и гражданство заявителя и его родителей.

Это богатый источник информации для исследования генеалогии осетинских фамилий, так как собранная информация содержит имена, фамилии, отчества людей (в некоторых случаях и церковные, а также взятые ими в стране пребывания), покинувших Осетию, выехавших в Северную Америку из царской России в дореволюционное время, имена детей, братьев и сестер, родителей (нередко указывалась и фамилия матери) и других родственников, информацию о браке, даты рождения (иногда и смерти), место рождения и последующего жительства, конфессиональную принадлежность, а у умерших на чужбине - место захоронения.

Данные материалы существенно дополняют сложившиеся представления об эмиграции осетин в Америку и Канаду, позволяют объективно оценить их включение в новое экономическое, социально-политическое и культурное пространство, а также способствуют более глубокому и обновленному исследованию института отходничества у осетин в конце XIX - начале XX веков. Процесс адаптации осетин-эмигрантов в американский социум в рассматриваемое время проходил крайне медленно. Просматривается попытка сохранения тесного общения между выходцами из Осетии, коллективная взаимопомощь в случаях болезни или смерти соотечественников.

Вместе с тем американская действительность вносила свои коррективы в образ жизни представителей осетинской этнической группы. В странах Северной Америки переселенцы имели возможность ознакомиться с новыми видами сельскохозяйственной и промышленной техники, новым для них опытом ведения сельского хозяйств, приспосабливались к современным условиям капиталистического труда, осваивали новые виды деятельности, изучали непривычный для их слуха английский язык, получали образование. Многие изменяли свои осетинские имена и фамилии на английский манер, как, например, Амурхан Колоев, ставший Алексом Колофф (Alex Koloff). Одна часть эмигрантов, интегрировавшись в американское общество, стала частью новой для них страны, другая часть, вернувшись на родину, успешно применяла свой опыт и знания, а также привезенные денежные средства в налаживании новой жизни. Перспективы возвращения на родину представителей трудовой эмиграции, покинувших Российскую империю до Первой мировой войны, в Советской России начали обсуждаться и рассматриваться уже в начале 20-х годов XX века, так как страна остро нуждалась в квалифицированных кадрах. Волна реэмиграции из США в Советский Союз продолжалась вплоть до 60-х годов.

Хронологические рамки работы обусловлены временем изучаемого явления, они охватывают период с конца XIX века, когда эмиграция из Российской империи становится социально значимым явлением, до начала Первой мировой войны, когда поток эмиграции из России в США и Канаду стал незначительным.

Территориальные рамки статьи охватывают Соединенные Штаты Америки и Канаду, так как с конца XIX века именно в эти страны был направлен основной поток эмигрантов из Осетии.

Рецензенты:

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, зав. отделом этнологии, СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А., г. Владикавказ.

Айларова С.А., д.и.н., профессор, зав. отделом истории, СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А., г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Марзоев И.Т. ФЕНОМЕН ЭМИГРАЦИИ ОСЕТИН В СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15794 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674