Результаты исследования. В действующем федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» в совокупность компетенций специалиста включены: способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения полноценной профессиональной деятельности (ОК-13); способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10); способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей (ПК-23); способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях (чрезвычайного положения, военное время), оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-28).
Таким образом, особенности физической подготовки курсантов вузов МВД России, обусловленные вышеперечисленными общекультурными и профессиональными компетенциями, могут состоять в формировании профессионально-специализированных компетенций: способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия; способности к правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства; способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах [7].
Выяснено, что формирование способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия предусматривает:
- усвоение специальных знаний о физиологических механизмах физической работоспособности и особенностях адаптации организма человека к напряженной физической нагрузке, формирование двигательных представлений как образов служебно-прикладных двигательных умений и навыков и боевых приемов борьбы, подлежащих освоению [6];
- освоение служебно-прикладных двигательных умений и навыков (подтягивание на перекладине, кувырок на полу или на ковре, бег на разные дистанции, передвижение на лыжах, прыжки, посадка, езда и высадка из автомобиля, преодоление полосы препятствий), боевых приемов борьбы (удары рукой, удары ногой, удары головой, защитные действия от ударов, болевые приемы, удушающие приемы, броски, освобождения от захватов и обхватов, защита от попыток обезоружить, защита от угрозы оружием и обезоруживание, пресечение действий противника, способы помощи, способы наружного осмотра и связывания, атакующие и защитные действия с резиновой палкой, задержания удушающим захватом с помощью резиновой палки, защитные действия с помощью щита), способов преодоления естественных и искусственных препятствий (плавание, кросс в гору и с горы, а также по разным видам грунта, марш-бросок);
- развитие основных физических качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) до уровня нормативных требований.
Установлено, что усвоение специальных знаний и формирование двигательных представлений способствуют осмыслению процесса формирования профессионально-специализированных компетенций, возникновению реальных мышечно-двигательных ощущений и представлений в ходе практического выполнения осваиваемого движения или боевого приема борьбы, построению в коре головного мозга схемы нервных связей, влияющей на поиск оптимального варианта действия.
Освоение служебно-прикладных двигательных умений и навыков, боевых приемов борьбы, способов преодоления естественных и искусственных препятствий способствует: во-первых, оценке эффективности выполняемых упражнений на основе критериев их безошибочности и точности движений, высокой устойчивости к различным сбивающим факторам; во-вторых, умелому пресечению противоправных действий и надежному противостоянию атакующим действиям правонарушителя.
Развитие основных физических качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) обеспечивает высокую работоспособность у курсантов в процессе профессиональной подготовки, а у сотрудников МВД в процессе служебной деятельности, а также успешность одиночных действий по самозащите и задержанию сопротивляющегося правонарушителя.
Для формирования способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия в образовательной практике используются следующие специфические приемы:
- силовые: выполнение действий с отягощением (патронным и снарядным ящиком, грузом, гантелями, штангами с набором дисков разного веса); упражнения с сопротивлением; действия с перемещением собственного тела (перелезание через препятствие, лазание по наклонным и вертикальным лестницам, канатам, безопорные и опорные прыжки и др.); упражнения с противодействием партнера (борьба); метание гранат, вариативные прыжки и пр.;
- скоростные: эстафеты, преодоление полосы препятствий, единоборство, групповые состязания, кросс и т.п.
Формирование способности к правомерному применению силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства предполагает:
- усвоение фундаментальных (закономерностей обеспечения безопасности личности, общества и государства; принципов предупреждения и превентивности правонарушений; международных стандартов в области прав и свобод человека; системы конституционных гарантий прав и свобод гражданина Российской Федерации) и практикоориентированных (форм и методов обеспечения криминологической безопасности; основных видов вооружений, применяемых сотрудниками правоохранительных органов, и мер безопасности при обращении с ними; организационно-правовых основ и тактических особенностей применения различных видов специальной техники и специальных средств, находящихся на вооружении у правоохранительных органов; правовых основ, условий и пределов применения физической силы, применения и использования специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов) знаний [3];
- освоение служебно-боевых умений и навыков (поднимание и переноска человека специальными способами, применение специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, применение специальных средств дальнего действия при массовых беспорядках и т.п.), правомерных комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, исходя из конкретных ситуаций (преследование правонарушителя, захват правонарушителя, поединок типа «рукопашная схватка», уход из опасного положения при единоборстве, пресечение массовых беспорядков, участие в пресечении угона транспортного средства);
- формирование морально-волевых качеств (смелость и решительность, гуманность, гражданственность, бдительность, ответственность за свои действия, самообладание, эмоциональная устойчивость) [8].
Установлено, что усвоение вышеперечисленных фундаментальных и практикоориентированных знаний способствует образованию ценностно-мотивационной ориентации на необходимость защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также устойчивой направленности на применение силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства исключительно правомерными действиями.
Освоение служебно-боевых умений и навыков, правомерных комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, исходя из конкретных ситуаций, способствует:
- во-первых, избирательному развитию отдельных профессионально важных физических качеств (преимущество в скорости бега при преследовании правонарушителя, силовое превосходство при единоборстве с правонарушителем, скоростно-силовые качества мышц ног, специальная скорость рук), обеспечивающих эффективное выполнение оперативно-боевых задач;
- во-вторых, приобретению опыта как служебно-боевых (штурм, захват правонарушителей, антитеррористические операции), так и оперативно-служебных (патрулирование, преследование, задержание, оцепление, блокирование, развод, сдерживание толпы, вытеснение, поиск) действий и применения мер принуждения для обеспечения законности и правопорядка.
Формирование морально-волевых качеств обеспечивает:
- психологическую устойчивость и концентрированность внимания и выбор наиболее целесообразных форм поведения, способность к высокой мобилизации в экстремальных ситуациях, быстроту и точность психомоторных реакций;
- уравновешенность нервной системы и оптимальный уровень тревоги и беспокойства, уверенность в достижении поставленной задачи, эффективность саморегуляции своего состояния и быстрого восстановления сил;
- повышение стрессоустойчивости и профилактику психодезадаптивных состояний (агрессивность, раздражительность, высокая самооценка, эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, нервно-психическое выгорание и т.п.);
- формирование устойчивой направленности на толерантное поведение, правомерное применение служебно-боевых умений и навыков, комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также выполнение служебного долга в соответствии с нормами морали и профессиональной этики.
Для формирования способности к правомерному применению силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства на практике применяются специальные скоростно-силовые приемы: передвижения по сложным участкам местности (снегу, песку, мокрому грунту); прыжки в глубину с приземлением на одну или обе ноги с последующим быстрым продвижением вперед; прыжки через ров шириной 2,5-3 метра; преодоление ступеней разрушенной лестницы; бег по наклонной доске; преодоление рва безопорным прыжком и т.п.
Формирование способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах включает:
- усвоение знаний о функциях правоохранительных органов и тактике деятельности сотрудников в чрезвычайных обстоятельствах и период военных конфликтов; психологических основах состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях; особенностях психофизиологической адаптации к экстремальным условиям; правовых основаниях ограничения прав и свобод человека;
- освоение умений и навыков преодоления внешнего сопротивления или противостояния ему за счет мышечных усилий (абсолютная сила), а также достижения максимальных мышечных напряжений в возможно короткое время (взрывная сила);
- развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости как способности противостояния утомлению в процессе оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности посредством максимальной мобилизации функциональных возможностей организма человека: развития биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы и устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.
Установлено, что усвоение знаний, необходимых для силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах:
- способствует формированию общего представления о задачах правоохранительных органов и организационно-правовых основах деятельности сотрудников в чрезвычайных обстоятельствах;
- обеспечивает осознанное восприятие и запоминание нормативно-правовых основ силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах;
- информирует о ценности свободы и демократии, значении гуманистических ценностей.
Формирование и развитие абсолютной и взрывной силы обеспечивает эффективное выполнение ряда задач: оперативно-служебных (пресечение блокирования транспортных коммуникаций, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) и служебно-боевых (пресечение (подавление) вооруженного мятежа, ликвидация незаконных вооруженных формирований и банд, освобождение заложников).
Развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости можно трактовать как частный вид (анаэробный) работоспособности, проявляющийся при быстром преследовании, ведении силового единоборства типа рукопашной схватки с активно сопротивляющимся правонарушителем.
Развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости обеспечивает единовременное проявление скоростно-силовых качеств и физическую готовность к успешной оперативно-служебной деятельности и зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстрого расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, техники владения двигательным действием.
Для формирования способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах в практике профессиональной подготовки используются приемы типа сложнокоординационных технико-тактических действий в единоборстве или процессе длительного преодоления препятствия; рукопашного боя; ускоренного передвижения на местности; выпрыгивания с места вверх и пр.
Основными требованиями при подборе и выполнении подобных действий являются длительность и многократность выполнения, относительно полная мобилизация возможностей, достижение в процессе выполнения выраженного утомления.
Выяснено, что эффективность физической подготовки курсантов вузов МВД обеспечивается следующими структурными взаимосвязями с составляющими их профессиональной подготовки:
- значение физической подготовки в процессе решения профессиональных задач возрастает при условии освоения большего числа боевых приемов борьбы, служебно-прикладных двигательных умений и навыков, способов преодоления естественных и искусственных препятствий;
- эффективность физической подготовки повышается при условии обязательных тренировок и отработок усвоенного учебного материала в обстоятельствах, моделирующих реальное противоборство с правонарушителями;
- результативность формирования способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия возрастает при условии сбалансирования динамики нагрузок и адаптации их к возможностям курсантов;
- эффективность выбора и реализации служебно-прикладных двигательных умений и навыков, боевых приемов борьбы, способов преодоления естественных и искусственных препятствий в изменяющихся ситуациях оперативно-служебной деятельности при остром дефиците времени повышается при условии системной целостности составляющих профессионально-прикладной подготовки (оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической) и одновременном освоении приемов боевой борьбы и развитии основных физических качеств до уровня нормативных требований [9];
- оптимизация формирования физической готовности курсантов к успешному выполнению профессиональных задач усиливается при условии опережающего развития у них профессионально важных физических качеств [5];
- актуализация формирования способности к правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства увеличивается при условии циклического построения учебных занятий, выражающегося в повторяющейся последовательности занятий по оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической подготовке;
- результативность освоения служебно-боевых умений и навыков, правомерных комплексов силовой защиты возрастает при условии учета требований правоохранительной деятельности к сотрудникам органов внутренних дел;
- совершенствование способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах достигается при условии системного чередования постоянно возрастающих тренирующих воздействий и отдыха [1];
- эффективность развития абсолютной и взрывной силы повышается при условии планомерного последовательного роста двигательной активности и увеличения объема и интенсивности физических нагрузок;
- результативность развития специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости возрастает при условии концентрации конкретной нагрузки на ограниченном по времени этапе физической подготовки и продолжительном повышении уровня проявления развиваемого физического качества;
- совершенствование процесса формирования морально-волевых качеств достигается при условии интеграции основных образовательных программ социально-гуманитарного и экономического, информационно-правового, профессионального циклов и физической подготовки [4];
- оптимизация средств физической подготовки усиливается при условии их соответствия требованиям предстоящей правоохранительной деятельности [10].
Вывод. Выступая составляющей профессионально-прикладной подготовки курсантов вузов МВД России, физическая подготовка представляет собой самостоятельный раздел в структуре основных образовательных программ профессиональной подготовки, направленный на обеспечение готовности будущих специалистов органов внутренних дел к успешному выполнению служебных обязанностей по охране правопорядка.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Валиев А.Н., Молоствов А.Н. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15792 (дата обращения: 19.02.2025).