Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОНЯТИЕ «МАССОВЫЙ СПОРТ» КАК ОБЪЕКТ РАССМОТРЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Гречишников А.Л. 1
1 АОУ ВПО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы»
В статье рассматривается управление массовым спортом в современных социально-экономических условиях России. Под термином «массовый спорт» автором понимается деятельность людей, направленная на общее физической оздоровление и укрепление на уровне рекреации. Внимание к этому явлению было привлечено, начиная с 2000-х годов. В современном обществе значение массового спорта для социума постоянно возрастает. Массовый спорт выступает в качестве специфического объекта управления. Для него характерно сочетаний государственной и общественной инициативы, сложной структуры управления и деятельности. Для исследуемой области характерны специфическая профессиональная деятельность. В связи с этим в статье обосновываются сущность управленческого процесса в массовом спорте, принципы и методы управления. Показаны пути совершенствования управления массовым спортом на региональном уровне.
спорт
деятельность
организация
методы управления
массовый спорт
управление
социология
1. Айян Т. «Спорт для всех» как образ жизни: Современные тенденции и некоторые социальные аспекты развития движения « Спорт для всех»: проблемы воспитания и образования /Т.Айян // Спорт для всех. – 1999. - № 1-2.
2. Банников А.М. Управление развитием физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации / А.М.Банников // Теория и практика физической культуры. -2002.-№ 2.
3. Ведерникова Н.С. Социология спорта: история развития и современное состояние [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/docs/index-325574.html (Дата доступа 24.10.2014).
4. Заседание Совета по физической культуре и спорту. 24 марта 2014 года [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/20635 (Дата доступа 07.10.2014).
5. Золотов М.И. Экономика массового спорта: учебное пособие-М.: Физическая культура, 2005. – 300 с.
6. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие - М.- Издательский центр «Академия», 2004.- 432 с.
7. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "физической культуры и спорта" в России в рыночных условиях / В.В. Кузин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6.
8. Лавыгина Г.А., Долоттцев П.А. Массовый спорт как предпосылка к здоровому образу жизни. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье – ВИРТУАЛЬ-20». – Йошкар-Ола, 2012. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://seluk.ru/zdorove/126655-8-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-fizicheskaya-kultura-sport-zdorove-virtual-20-ministerstvo-spo.php Дата доступа: 24.10.2014.
9. Ланда Б.Х. О критериях оценки эффективности массовой спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности населения. // Вестник спортивной науки. – 2011.- №5.- С. 44-46.
10. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. 2001. С. 30.
11. Устав Общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://dynamo.org.ru/dinamo/ystav/index.html Дата доступа 02.10.2014.
Значение физической культуры и спорта в современном обществе непрерывно возрастает. Превращаясь из занятия для части населения в массовый вид деятельности, они неизбежно становятся объектом рассмотрения не только спортивных, но и социальных наук. Массовый спорт как социальное явление представляет собой «непрерывный социальный эксперимент»[8]. Он выполняет ряд значимых социальных функций, позволяет наращивать человеческий капитал и расширять потенциал общества в целом. Физическая культура и спорт являются носителями индивидуальных и общественных ценностей, которые могут быть использованы для укрепления общего здоровья человека и служить задачам совершенствования его общественной деятельности.

Сточки зрения теории управления физическая культура и спорт выступают специфическим объектом человеческой деятельности, направленной на эффективную и планомерную работу для обеспечения потребностей граждан в физическом самосовершенствовании. В отечественной управленческой и специальной литературе широко применяется общий термин «физическая культура и спорт». В таком случае в рамках данного явления выделяется специфическая часть, трактуемая как «спорт». В рамках нашего исследования мы будем рассматривать термины «спорт» и «массовый спорт» как понятия близкие, но не тождественные. Одновременно в отечественной науке используется понятие «физическая культура», также имеющее общие черты с понятием «спорт». Так Н.С. Ведерникова считает, что физическая культура - «это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека. Спорт - доминирующая форма проявления физической культуры» [3].

В понятие массового спорта, с нашей точки зрения, входит деятельность людей, в формате процесса физического воспитания и самовоспитания, самоанализа и самоконтроля для общего физического развития, оздоровления, совершенствование двигательных умений и навыков, занятия на уровне физической рекреации, улучшение осанки и телосложения. При этом под рекреацией здесь и далее нами будет пониматься комплекс оздоровительных мероприятий, включающих активные физические упражнения, самодеятельный спорт, и отдых с использованием подвижных игр и естественных сил природы. Как правило, это занятия для здорового человека не связаны с очень большими физическими нагрузками, перегрузками и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинарный, тонизирующий и оздоровительный эффект для всех сторон его деятельности.

На наш взгляд, в отечественной науке и практике управления понятие «массового спорта» или «массовая физическая культура и спорт» на сегодняшний день нуждаются в уточнении. Известно, что термин «физическая культура» практически не используется за рубежом, где все физические упражнения объединяются понятием «спорт». В отечественной социологии физическая культура и спорт рассматриваются как самодостаточные и самостоятельные феномены. В то же время они изучаются совместно, составляя единый предмет научного исследования [10].

Более того, физическая культура и спорт как отрасль деятельности, включавшая в себя массовый спорт и спорт высших достижений, представляла собой единую систему в практике управления до конца 80-х годов ХХ века. Анализ работ, посвященных структуре физической культуры, показал, что общепринятым является подход [2], согласно которому выделяется несколько уровней:

  • массовый, или «спорт для всех» [1], т.е. занятия физическими упражнениями вне зависимости от пола, возраста, не имеющий целью участие в каких-либо соревнованиях и получение спортивного разряда, в том числе с лечебной или рекреационной целью;
  • спорт высших достижений, включающий в себя любительский спорт, подразумевающий участие в соревнованиях, получение спортивного разряда;
  • профессиональный спорт, подразумевающий «спорт как профессию», т.е. нацеленный на предпринимательскую деятельность.

С нашей точки зрения, необходимо более строго разграничивать понятия «спорт для всех» и «массовый спорт», невзирая на то, что порой их сопоставляют как синонимы. В сферу массового спорта входят такие ответвления как: лечебная гимнастика, адаптивная физическая культура, производственная гимнастика, некоторые виды дыхательной гимнастики (йога), простейшие формы туризма, также сюда можно включить элементарные подвижные и подвижные с элементами спортивных, игры на свежем воздухе. Также сюда можно отнести пешеходные и велосипедные прогулки, ходьба на лыжах в зимний период, оздоровительный бег, занятия атлетизмом (комплексы упражнений с гирями, гантелями, резиновым эспандером), простейшие комплексы гимнастики (упражнения на перекладине, брусьях).

Также под массовым спортом следует понимать систему занятий населения отдельными видами спорта или физическими упражнениями в целях физического самосовершенствования, не имеющей основной целью участие в соревнованиях и получения спортивного разряда, участники которой не имеют противопоказаний к занятиям комплексами лечебных упражнений.

Стоит особо отметить, что значительно затрудняет занятия массовым спортом общее количество и состояние спортивных сооружений. За последние годы общий прирост физкультурно-спортивных сооружений обеспечивается, в основном, за счёт увеличения сети плоскостных сооружений. По данным Б.Х. Ланда, расчет загруженности (определяемых по временным периодам) рассчитывается «как отношение показателя фактической загруженности к нормированному показателю». Идеальное сочетание коэффициента должно быть равным единице, отклонения от него как в положительную, так и отрицательную стороны, «свидетельствуют о перегруженности или недогруженности спортивного сооружения» [9]. При этом сеть спортивных залов увеличивается в общеобразовательных и учреждениях среднего профессионального образования. Противоположная тенденция характерна для вузов, число которых увеличивается, это обуславливается растущей ролью высшего образования в обществе, которое подразумевает организацию различных подразделений вузов в отдельных зданиях, не оборудованных для ведения образовательной деятельности и не содержащих площади для занятий спортом.

Определённый перелом в отношении к массовому спорту на всех уровнях государственной власти произошел в начале XXI века. Начиная с 2000 года, развитие массового спорта приобретает управляемый характер с принятием ряда программных документов, например, стратегии демографического развития РФ и т.д., в которых затрагиваются вопросы улучшения общественного здоровья, в том числе посредством вовлечения населения в занятия спортом.

Однако на процессы развития массового спорта и формирования ресурсной базы продолжают негативно влиять, во-первых, приоритет спорта высших достижений, во-вторых, отсутствие четкой системы управления в данной сфере, как в масштабах государства, так и на региональном уровне. Не определена компетенция органов различных иерархических уровней власти. Основным негативным фактором, сдерживающим развитие массового спорта, является проблема институционального характера - согласно современному российскому законодательству данная отрасль является составной частью отрасли нематериального производства «Здравоохранение и физическая культура».

Во время заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, который прошел 24 марта 2014 года, Президент РФ В.В. Путин отметил: «Олимпиада и Паралимпиада показали, что мы возвращаемся в число лидеров мирового спорта. И этот высокий статус налагает на нас особую ответственность. Прежде всего, за продвижение ценностей спорта, здорового и активного образа жизни для всех без исключения граждан страны» [4].

На заседании главная мысль В.В Путина выражалась в том, что ведущим фактором должно стать развитие массового спорта, доступного людям разного возраста и разного уровня физического состояния. Как отметил глава государства главное в этом вопросе - это привлечение к занятиям максимального количества всех граждан. Одной из важнейших мер в этой сфере является возрождение комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»). Особо было подчёркнуто, что эта проблема должна решаться в рамках общественных усилий. Основным методом достижения цели, является строительство спортивных сооружений в шаговой доступности, организация некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по местам жительства, работы или службы.

В этой связи нам видится, что массовый спорт должен представлять собой самостоятельную отрасль нематериального производства, а также выступать в качестве специфического объекта государственного управления. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, большинство видов услуг занятий массовым спортом не может быть предоставлено без специфического технического оснащения в специализированном помещении.

Во-вторых, труд работников спортивной сферы носит специфический характер. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к персоналу в данном виде деятельности, они должны обладать документально подтвержденной квалификацией определенного уровня. Соответственно, квалификация для руководства занятиями массовым спортом должна быть представлена в качестве отдельной образовательной услуги.

В-третьих, занятия массовым спортом как вид услуг представляют собой самостоятельный продукт, формирующийся по специальным стандартам и соответствующий ряду норм и нормативов.

Основная причина недостатков управления массовым спортом - недооценка органами управления социальной роли данного вида деятельности. Многие задачи по развитию массового спорта, которые предпринимались в последние годы, остаются остроактуальными. Требует дальнейшего развития и реформа в области управления физической культурой и спортом в целом, и массовым спортом, в частности.

Управление массовым спортом, можно охарактеризовать, как управление процессами, так как оно, наряду с другими видами человеческой деятельности, входит в раздел социально-культурных услуг. В дальнейшем эта специфическая отрасль разделяется на самостоятельные виды деятельности. Главной задачей управления является обеспечение потребностей граждан в организованных и неорганизованных занятий массовым спортом.

С нашей точки зрения целью управления будет являться достижение в данном социальном пространстве состояния, отвечающего системе государственных показателей, которые, в свою очередь, определяют оптимальное соотношение затрат и эффективной занятости населения массовым спортом. Такое управление базируется на принципах материального обеспечения деятельности, системной заинтересованности граждан, оптимальности затрат, субсидиарности усилий (сочетании государственного, некоммерческого и коммерческого участия), иерархичности управления, паритетности управления, поощрения самоорганизации граждан в спортивные общества и клубы.

Для осуществления наиболее эффективной работы по управлению следует умело использовать различные методы управления. К основным методам относятся распорядительные, организационные, административные и хозяйственные. Их сочетание определяется распределением полномочий между различными уровнями власти - федеральным, региональным и местным.

Рациональная структура управления должна быть основой для определения числа необходимых работников, а не наоборот. Структура должна постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием развития самого объекта, при этом меняется набор и содержание функции. Определяющим фактором управления является сочетание государственной и общественной деятельности в изучаемой сфере. Взаимодействие в управлении различного уровня представителей органов и частных лиц характерно для организационной структуры управления массовым спортом. Ведущая роль в управлении отводится физкультурно-спортивным обществам. Отличаясь по конкретным целям и роли в обществе, они являются важной формой проявления активности граждан.

В настоящее время система общественных (государственных и негосударственных) организаций формируется практически заново. Это можно проследить на примере общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений. Физкультурно-спортивные общества, спортивные федерации, спортивные союзы и иные общественные организации работают на основе устава, высшим органом, как правило, является конференция. Главными задачами физкультурно-спортивных обществ является: привлечение к регулярным занятиям спортом всех членов общества путем пропаганды здорового образа жизни; организация физкультурно-массовой работы среди сотрудников министерств, ведомств и структурных подразделений; развитие массового и детско-юношеского спорта, служащего оздоровлению нации и формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни [11].

В настоящее время на федеральном уровне управлением массового спорта осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Оно является правопреемником существовавшего до 2008 года Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Кроме функции руководства указанной деятельностью, Федеральное агентство оказывает ряд государственных услуг. В частности, в его ведение отнесено управление государственным имуществом [7].

В связи с усилением внимания со стороны государства к проблемам массового спорта изменяются приоритеты деятельности. Создание материальных условий и системы морального стимулирования населения к занятиям спортом позволит не только воспитать «конкурентоспособное молодое население», но и значительно усилить потенциал здоровья граждан всех возрастов. Усилия государства направлены как на повышении эффективности управления данной сферой деятельности, так и на усиление ее финансовой поддержки [9].

Массовый спорт должен выступать в качестве специфического объекта управленческого воздействия как на федеральном, так региональном и местном уровнях. Управление массовым спортом сочетает общие и частные методы управления и направлено на эффективное достижение, как целей государственного развития, так и удовлетворения человеческих потребностей в физическом самосовершенствовании. Для выполнения целей программного развития Российской Федерации необходимо предпринять ряд организационных мер по модернизации положения массовой спорта в обществе, его материальной и кадровой базы. Основные пути и методы достижения этого будет рассматриваться нами в дальнейшем.

Рецензенты:

Зотов В.В., д.с.н., профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы», г. Курск;

Беспарточный Б.Д., д.с.н., профессор, руководитель учебно-исследовательской лаборатории социальной теории кафедры философии и социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.


Библиографическая ссылка

Гречишников А.Л. ПОНЯТИЕ «МАССОВЫЙ СПОРТ» КАК ОБЪЕКТ РАССМОТРЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15789 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674