Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ ЧУВАШИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1970-1980 ГГ. )

Смирнова А.Л. 1 Шумилов А.В. 2 Шумилова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
2 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В исследовании рассматривается исторический опыт участия молодежи в ускорении научно-технического прогресса и развитии экономики СССР. На основе изучения архивных источников проанализированы формы и результаты участия молодых людей в научно-техническом творчестве в одном из национальных регионов России – Чувашии. Особенностью исследуемого периода является массовое участие молодежи в инновационной деятельности, а также ориентированность на производство. В СССР были созданы условия для самореализации творчески устремленных молодых людей, применялись разные способы их вовлечения в рационализаторскую деятельность, в том числе конкурсы профессионального мастерства, социалистические соревнования, научно-технические конференции. В целом накопленный опыт может оказаться востребованным при разработке современной государственной молодежной политики.
инновации
исторический опыт
Чувашия
Россия
молодежь
1. Бойко И.И. Рабочие Волго-Вятского региона: опыт и уроки социально-экономического развития (1960-1985 гг). — Чебоксары, 1997. — 254 с.
2. Гос. арх. современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР). Ф. 6. Оп. 16. Ед. хр. 11. Л. 25.
3. Гришин О. Е. Технологический подход в российской политической науке: сущность, становление, проблемы // PolitBook. — 2013. — № 4. — C. 75-84.
4. Корнаковский И.Л., Полетаев В.Е. Социальный облик советской рабочей молодежи: (По материалам социологических обследований). — М., 1979. — 64 с.
5. Михайлова С.Ю. Проблемы и тенденции развития технического творчества молодых рабочих республик Волго-Вятского региона в 1955-1985 гг. // Вестник Чувашского университета. — 2005. — № 3. — С. 49-58.
6. Реут О.Ч. Digital electoral history и модернизация политических коммуникаций // PolitBook. — 2013. — №2. — С. 24-34.
7. Смирнов Ю.П. Рабочая молодежь Среднего Поволжья во второй половине ХХ в.: исторический опыт. — М., 2001. — 204 с.
8. Смирнова А.Л. Социальное развитие рабочей молодежи России 1970-1980-х гг.: проблемы изучения // Вестник Самарского университета. Гуманитарная серия. — 2010. — № 3 (77). — С. 79-83.
9. Социальный облик рабочей молодежи. По материалам социологических обследований 1936 и 1972 гг. — М., 1980. — 301 с.
10. Шумилов А.В., Гришин О.Е. Модернизация политических институтов и технологий в условиях глобализации / под ред. О.Е. Гришина и А.К. Сковикова. — М., 2012. — 294 с.
В современных условиях, когда значительное внимание уделяется вопросам реализации инновационного потенциала молодежи, насущным и полезным, с нашей точки зрения, может оказаться их рассмотрение в исторической ретроспективе. Следует отметить, что инновационная деятельность имеет два направления технологический и социальный. Если инновации технологические очевидны и ясны, т.к. это развитие экономики, инфраструктуры и т.п., то социокультурные инновации опосредованы и главным образом направлены на гуманитарное, социальное его обеспечение. Особенности социальных инноваций и их проявления в молодежной среде раскрыты в научных школ Чувашского государственного педагогического университета и Московского гуманитарного университета [3, 6, 10]. Несмотря на то, что данная тема находила отражение в обобщающих и специальных трудах, посвященных различным сторонам развития советской молодежи, и рабочей молодежи, в частности, значимость проблемы и недостаточная ее разработанность остаются актуальными [1, 4, 5, 7, 8].

Цель исследования

Проследить исторический опыт участия молодежи Чувашии в инновационной деятельности в последние годы Советского государства.

Материал и методы исследования

Изучение выбранной проблемы основывается на принципах историзма, объективности и системности. В ходе работы использованы основные общенаучные и общеисторические методы (историко-сравнительный, проблемно-хронологический, структурно-функциональный), позволившие раскрыть исторический опыт участия молодежи в инновационной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

В начале 1970-х годов в СССР были поставлены задачи перевода экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития, повышения эффективности производства. При этом на первое место выдвигалось ускорение научно-технического прогресса, важная роль в котором принадлежала молодым рационализаторам и изобретателям - рабочим, инженерам и техникам. Данная социальная группа, отличалась не только возрастными и психологическими особенностями, но и стремлением к расширению общего кругозора, профессиональному росту, участию в техническом творчестве, познанию достижений науки и техники. Тем более, что удельный вес молодых рабочих в возрасте до 34 лет в промышленности, строительстве и транспорте Чувашии составлял более 50% [2].

Отличительной особенностью рассматриваемого периода стало массовое участие молодёжи в научно-техническом творчестве. В 1970-х гг. активную работу по вовлечению комсомольцев и молодёжи в борьбу за ускорение научно-технического прогресса, в участие во Всесоюзном смотре научно-технического творчества молодежи (НТТМ) проводили комсомольские организации предприятий республики. На всех предприятиях были созданы штабы НТТМ, которые совместно с комсомольскими организациями предприятий, советами Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и Научно-технических обществ (НТО) использовали различные формы участия молодёжи в научно-техническом творчестве.

Так, на Чебоксарском машиностроительном заводе комитет ВЛКСМ использовал такие формы работы, как конкурсы-соревнования на звание «Лучший молодой рабочий и специалист», создание группы экономического анализа и общественно-конструкторско-технологического бюро. Шефство комсомольской организации и установление контроля над освоением и выпуском листорезательных машин ЛР-1 и ЛР-2, машин типа ЛНШ-216-С позволили привлечь подавляющую часть молодёжи к непосредственному участию в научно-техническом прогрессе, воспитывать у юношей и девушек интерес к научно-техническому творчеству. Победитель одного из конкурсов - комсомолец Юрий Матвеев, инженер-конструктор отдела главного технолога, стал первым изобретателем завода. Он был награждён медалью ВДНХ СССР. На заводе каждое пятое рацпредложение, внедрённое в производство, было подано молодыми новаторами (См. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 16. . Ед. хр. 7. Л. 5).

На Новочебоксарском химическом комбинате был создан оргкомитет (комиссия) для организации выставки НТТМ предприятия, которым были отобраны 12 лучших рацпредложений комсомольцев и молодёжи из 25 поступивших за 1971-1972 гг. Рассмотрев итоги выставки, комиссия постановила первую премию - представление работы на ВДНХ СССР - присудить работам «способ получения катионных красителей» и «способ получения ацетонорастворимых красителей». Молодые рационализаторы работали над усовершенствованием технологических процессов разработок анализов, над получением новых видов красителей и т.д. Действовавшее на химкомбинате общественно-конструкторское бюро разрабатывало новые схемы, проекты по благоустройству города и предприятия. Итоги смотра НТТМ, лучшие работы рационализаторов и изобретателей публиковались в стенной печати, в многотиражной газете «Химик», молниях, всячески поощрялись дирекцией, заводским комитетом профсоюзов и комитетом ВЛКСМ.

Городским комитетом ВЛКСМ города Алатыря в 1973 г. был объявлен смотр на лучшую постановку работы по развитию научно-технического творчества молодёжи. Молодёжью паровозоремонтного завода, заводов «Электроприбор» и «Электроавтомат», швейной, бумажной фабрик только за 10 месяцев 1973 г. было подано 360 рацпредложений, внедрено 320, с экономически эффектом 169950 руб. Своеобразными лабораториями по развитию технического творчества молодёжи стали комсомольские организации заводов «Электроприбор» и «Электроавтомат». 110 молодых рабочих этих двух заводов принимали активное участие в рационализаторской работе. Проблему ускорения научно-технического прогресса комитеты комсомола заводов решали через создание творческих комплексных бригад. Таких бригад было создано 14 (См. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 18. Ед. хр. 69. Л. 16-18, 23).

На Алатырском заводе «Электроавтомат» комитетом ВЛКСМ совместно с советами ВОИР и НТО регулярно проводились конкурсы молодых рационализаторов, в ходе которых выявлялось состояние работы комсомольских организаций цехов с молодыми рационализаторами. На заводе действовало 9 творческих комплексных бригад. Упор в работе этих бригад делался на те темы, которые по той или иной причине не могли быть включены в производственный план завода (См. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 18. Ед. хр. 36. Л. 9). Так, творческая бригада Н.Д. Лёвушкина разработала проект поточной линии зачистки пластмассовых изделий типа «Д». Линия была успешно внедрена в производство. На заводе была организована школа молодых рационализаторов, на занятиях которой рассматривались основные понятия об изобретательстве, рационализации и патентоведении. Оформлялся стенд «Лучший молодой рационализатор завода». В работе штабов и постов НТТМ Алатырского завода «Электроприбор» в 1973 г. принимали участие свыше 100 юношей и девушек. Здесь был объявлен смотр-конкурс на лучший комсомольско-молодежный коллектив (КМК) рационализаторов и изобретателей. Только за 8 месяцев 1973 г. 58 молодыми рационализаторами завода было подано 87 рацпредложений, из них внедрено 56 с экономией 2700 руб. Однако в работе штаба НТТМ завода имелись и недостатки. Мероприятия, запланированные заводским штабом НТТМ и Советом молодых специалистов (CMC) не всегда доводились до исполнителей и вследствие чего не были проведены или не имели широкого участия молодых рабочих.

Техническое творчество молодёжи стало также одним из направлений работы комсомольской организации Чебоксарского электроаппаратного завода (ЧЭАЗа). В 1973 г. на заводе было девять отрядов технического творчества молодёжи. При заводском комитете ВЛКСМ был создан штаб ТТМ. Большое внимание рационализаторству и изобретательству среди молодёжи уделялось Бюро рационализации и изобретательства (БРИЗом). На заводе, из 147 молодых рационализаторов 68 были молодыми специалистами. Молодёжью было подано 246 рацпредложений, из которых внедрено 67 с экономическим эффектом 2400 руб. Лучшими молодыми рационализаторами были признаны Ю. Черсков, Н. Косолапов, Л. Виноградова, Работаев, Лайкина, Желтов, В. Ефимов, Горелов и др. Однако, действовавшие на ЧЭАЗе общественные организации ВОИР и НТО, имели в своих рядах очень мало молодёжи. В ходе смотра не было создано ни одной комплексно-молодёжной бригады по рационализации, хотя условия для этого имелись. При техническом кабинете организовывались выставки новой техники и научно-технической литературы, технического творчества молодёжи. Лучшие экспонаты выставки НТТМ были представлены для демонстрации на ВДНХ. Но комитет ВЛКСМ, штаб ТТМ уделяли этому виду пропаганды ТТМ недостаточно внимания (См. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 18. Ед. хр. 69. Л. 10, 24, 28).

К концу девятой пятилетки в республике действовало 96 школ молодых рационализаторов и университетов технического творчества, в которых обучалось 1510 человек, было создано 135 консультационных пунктов, 46 общественных конструкторских бюро, которыми было разработано 247 рацпредложений, оформлены 22 заявки на изобретения. На предприятиях и в организациях республики было проведено 112 смотров на лучший творческий план по ускорению технического прогресса. Объявлено 15 тематических конкурсов по рационализации и изобретательству. Активисты штабов НТТМ совместно с комитетами ВЛКСМ организовывали конкурсы профессионального мастерства, в которых приняло участие около 10 тыс. человек. Особое внимание в республике уделялось созданию творческих комплексных бригад, которых к 1974 г. насчитывалось 45. В ходе II этапа смотра при активном участии работающей молодёжи было введено в действие 93 комплексно-механизированных поточных линии, механизировано 25 участков и 8 цехов, внедрено в производство 390 прогрессивных технологических процессов, освоено 285 новых видов приборов, машин и других видов изделий. За 1973 г. молодыми рационализаторами было подано 3160 рацпредложений. В их разработке приняло участие 2830 человек. Экономический эффект от внедрения принятых предложений составил 4347 тыс. руб. (См. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 19. Ед. хр. 16. Л. 61).

В республике было организовано социалистическое соревнование за создание рационализаторского фонда X пятилетки среди КМК, предприятий, колхозов, совхозов и сферы обслуживания, отдельных молодых рационализаторов. Победителям соревнования вручались грамоты, дипломы и денежные премии. Рационализаторский фонд экономии в 1979 г. составил около 9,2 млн. руб. (См. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 22. Ед. хр. 11. Л. 90-91).

Интересен в этом отношении был опыт комсомольской организации Чебоксарского приборостроительного завода. Здесь более 200 молодых рабочих являлись членами ВОИР, комсомольцы и молодёжь принимали активное участие в соревновании цехов на лучшую рационализаторскую работу. На заводе функционировал семинар по вопросам изобретательства и рационализации, действовала школа «Молодой рационализатор». Каждый молодой специалист имел личный творческий план. В 1978 г. молодыми рационализаторами завода было подано 134 рацпредложения, экономический эффект от внедрения которых составил 98,6 тыс. руб. (См. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 23. Ед. хр. 4. Л. 112).

Эффективным способом мотивации работников становилось их поощрение (в основном - моральное). В честь передовиков производства поднимались флаги Трудовой Славы, они награждались Почётными грамотами, знаками ЦК ВЛКСМ, премиями комсомола автономных республик. В целях поощрения лучших молодых научных работников, инженеров, аспирантов, рабочих, колхозников и специалистов народного хозяйства за научные исследования и новые технические решения, вносивших большой вклад в развитие науки и техники, бюро Чувашского ОК ВЛКСМ от 14 ноября 1979 г. учредило премии комсомола Чувашии в области науки и техники (См. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 24. Ед. хр. 15. Л. 174). К примеру, за 1977-1978 гг. звание Лауреата премии комсомола Чувашии в области производства было присвоено коллективу комсомольско-молодёжной бригады (бригадир Л.А. Власов, группкомсорг Ю.Н. Чернов) строительно-монтажного управления судоходных сооружений и плотины управления строительства «Чебоксаргэсстрой» за достигнутые успехи в повышении эффективности производства и качества строительно-монтажных работ.

Заключение

Таким образом, анализ деятельности комсомольских организаций показывает, что в 1970-е годы участие комсомольцев и молодёжи характеризовалось ростом численности молодых рационализаторов и изобретателей, сочетанием коллективных и индивидуальных форм творчества, появлением эффективных форм вовлечения комсомольцев и молодёжи в научно-техническое творчество: создание на предприятиях отрядов технического творчества молодёжи; проведение различных конкурсов на звание «Лучший молодой рационализатор и изобретатель» и др.; шефство комсомольцев и молодёжи над освоением нового оборудования и выпуском новых изделий; проведение научно-теоретических конференций специалистов с привлечением молодых специалистов и рабочих; создание комплексных творческих молодёжных коллективов с участием учёных, специалистов и рабочих и т.д.

Однако, характеризуя положительный опыт привлечения молодёжи к инновационной деятельности, не следует забывать и о недостатках, среди которых можно выделить слабое информирование исполнителей, вследствие чего не всегда обеспечивалось широкое участие молодых рабочих в мероприятиях, нередко комитеты ВЛКСМ предприятий не освещали достижения молодых рационализаторов.

В целом, накопленный опыт вовлечения рабочей молодежи в научно-техническое творчество, как положительный, так и отрицательный, может оказаться востребованным при реализации государственной молодежной политики.

Рецензенты:

Широков О.Н., д.и.н., профессор, декан историко-географического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.

Сергеев Т.С., д.и.н., профессор кафедры Отечественной и региональной истории ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Смирнова А.Л., Шумилов А.В., Шумилова О.В. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ ЧУВАШИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1970-1980 ГГ. ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15772 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674