В Республике Татарстан при разработке региональной стратегии непрерывного профессионального образования с 2007 года приоритетной задачей стало создание научно-образовательных кластеров в различных отраслях экономики и образования, в том числе и отрасли авиастроения. Приоритетами образовательного кластера были определены качество образования, его непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность.
Дифференциация и индивидуализация профессионального образования, осуществляемая в условиях действующих государственных образовательных стандартов, являются основой интеграционных процессов, одними из которых является формирование и развитие научно-образовательных кластеров. Кластер по сравнению с другими формами интеграции имеет ряд преимуществ:
- во-первых - это эффективное использование всех имеющихся внутренних ресурсов;
- во-вторых - более высокое качество подготовки кадров и соответственно востребованность выпускников не только на предприятиях кластера, но вообще на рынке труда;
- в-третьих - сокращение сроков подготовки кадров за счет интеграции содержания обучения и преемственности образовательных программ, сквозных планов подготовки и т.д.
Создание научно-образовательных кластеров предусмотрено Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы. Для решения такой задачи Программы, как приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, на создание и развитие кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования из федерального бюджета предусмотрено финансирование в размере 3150,48 млн рублей.
Изучение литературы показало, что проблема создания кластеров, кластерного подхода к региональному развитию, развитию профессионального образования в регионе получила освещение в работах зарубежных и отечественных ученых - М. Портера, Т.В. Цихана, Н.И. Лариной, А.И. Макеева, Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, О.Н. Олейниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Е.А. Корчагина, Р.С.Сафина, А.А. Мигранян, Д.Ю. Лапыгина, Г.А. Корецкого и др.
Анализ исследований вышеуказанных авторов позволил выявить направления развития образовательного пространства регионов:
1. Возрастание спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации.
2. Увеличение количества специальностей, востребуемых регионами, в том числе уровня начального и среднего профессионального образования.
3. Усиление регионального спроса на специалистов, ранее относившихся к ряду элитарных (международные отношения и торговля, банковское дело, государственное и муниципальное управление и т.д.).
4. Возрастание спроса на разноуровневую подготовку специалистов на всех ступенях образования.
5. Своеобразный «образовательный бум», охвативший все ступени образования и значительную часть населения регионов.
Выявленные тенденции развития привели к изменению отношения к образованию в регионах:
- выросло осознание значимости образования как для будущего отдельной личности, так и для будущего региона в целом;
- отчетливо наблюдается тенденция к уяснению руководителями бизнеса значения высококвалифицированных кадров для развития их предприятий, их способности выдержать конкурентную борьбу;
- само образование начинает восприниматься как определенная ценность (что находится в вопиющем противоречии с предшествующим периодом);
- родители готовы вкладывать финансовые средства в образование своих детей, причем практически не прослеживается зависимость между уровнем доходов и этой готовностью;
- меняется отношение учащихся к обучению, все большее количество школьников и студентов проявляют образовательную инициативу и самостоятельность;
- меняется характер взаимодействия между образовательным пространством и системой образования региона;
- многие взрослые начинают тратить личные средства на собственную переподготовку и переобучение.
Важно отметить, что научно-образовательный кластер Г.В. Мухаметзянова рассматривает как совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Отличительными чертами отраслевого научно-образовательного кластера являются: интеграция образования с наукой и производством, создание условий для подготовки специалистов с различным уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий. Основным отличием научно-образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов является рыночный механизм управления ими, который создается снизу, по инициативе самих образовательных организаций высшего и профессионального образования и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу [2,3].
Научно-образовательный кластер представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие обеспечить целенаправленный процесс развития профессионального образования в соответствии поставленной цели конечному результату.
Организационный уровень определяет степень адекватности организационных форм и методов научно-образовательного кластера требованиям профессиональной подготовки бакалавров и обеспечения оптимального сочетания всех составляющий в реализации данного процесса. Соответствующие показатели характеризуют прогрессивность применяемых форм и методов организации профессиональной подготовки кадров, их изменения и влияние совершенствования организации данного процесса на конечные результаты.
Управленческий уровень связан с осуществлением планирования, принятия решений, касающиеся взаимодействия участников научно-образовательного кластера внутри системы и с ее внешней средой; координирования действий для достижения поставленных целей.
Технологический уровень обеспечивает преемственность технологической цепочки в подготовке кадров для отрасли.
Содержательный уровень предполагает совместную разработку участниками научно-образовательного кластера содержания образования: научные организации осуществляют научно-методическое обеспечение процесса подготовки, производственные организации активно участвуют в формировании содержания как путем отдельных рекомендаций (например, в виде представления тем дипломных проектов) до разработки профессиональных стандартов.
В качестве конкретных моделей кластеров можно назвать колледжи, университетские комплексы, сервисные центры, технопарки и другие [3,5].
В основе кластерного подхода лежат следующие принципы: соблюдение интересов каждого участника рынка труда; отбор учебных профессий со строгой ориентацией на потребности рынка труда; введение, в дополнение к подушевому нормативу, норматива финансирования заказа [2,3].
23 марта 2011 года Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление №311 «О создании научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева».
Создание научно-образовательного кластера сферы «авиастроение» направлено на решение следующих задач в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров технического профиля: самостоятельность в выборе профессионально-образовательных программ, введение сквозных учебных планов, охватывающих основные направления и специальности подготовки кадров. Такая диверсификация образования позволяет учитывать потребности рынка труда, создавать условия для подготовки творческого многофункционального и высокопрофессионального бакалавра. Выявление предпочтений в профессиональной сфере и правильная профориентация способны помочь в решении проблемы насыщения рынка труда профессионалами, получающими образование и работающими в одной и той же профессиональной сфере, однако представляется правильным делать это не только для студентов старших курсов, но и для абитуриентов и первокурсников.
Научно-образовательный кластер рассматривается в качестве важного фактора повышения качества подготовки бакалавров технического профиля, так как тесное содружество образовательных, научных учреждений и предприятий отрасли обеспечивает модернизацию материально-технической базы учебного заведения, стимулирование и мотивацию в обучении студентов и повышение квалификации педагогов, трудоустройство выпускников, профориентационную работу как с абитуриентами, так и со студентами, формирование устойчивого интереса к будущей профессии и т.д.
Для достижения целей образовательного учреждения в области профессиональной подготовки кадров взаимовыгодное сотрудничество образовательных, научных учреждений и предприятий отрасли внутри научно-образовательного кластера способно решать следующие важные задачи:
- совместное планирование образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, профильных школах и профессиональных образовательных организаций;
- обеспечение участия в подготовке бакалавров технического профиля научных организаций и предприятий отрасли;
- повышение качества предметов гуманитарного, специального и практического обучения;
- совместная разработка содержания обучения (тематики курсовых, дипломных работ, сквозные образовательные программы, профессиональный стандарт);
- развитие материально-технической базы учебных заведений;
- внедрение современных технологий и методов обучения;
- повышение мотивации у студентов к учению и освоению профессии;
- профориентационная работа со школьниками.
Кроме того, научно-образовательный кластер реализует следующие основные механизмы развития профессионального образования в регионе:
Организационно-структурные механизмы научно-образовательного кластера обеспечивают распределение функций и обязанностей и разнообразных связей между участниками кластера в подготовке кадров. Каждый сегмент кластера имеет свое поле деятельности в обеспечении качества профессионального образования. Так, например, образовательное учреждение высшего образования разрабатывает сквозные (преемственные) образовательные программы, обеспечивающие многоуровневую подготовку специалистов в сфере машиностроения; организовывает профориентационные занятия по сквозным образовательным программам в рамках научно-образовательного кластера, разрабатывает и реализовывает инновационные образовательные модули, учебные программы в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в сфере машиностроения; организацию совместных учебно-методических и научно-практических семинаров, конференций а также организацию конкурсов профессионального мастерства, иных интеллектуальных и творческих конкурсов, направленных на поддержку обучающихся в организациях высшего профессионального образования.
Психолого-педагогические механизмы научно-образовательного кластера позволяют связать цели системы с образовательными интересами участников кластера и обеспечивают ее движение в направлении наиболее полного достижения целей, определяемых социальным заказом.
В качестве содержательно-целевых механизмов научно-образовательного кластера в области профессиональной подготовки выступают: модель выпускника; цели профессиональной подготовки, конкретизированные на основе оценки внутренних и внешних возможностей учебного заведения.
Организационно-технологические механизмы научно-образовательного кластера связаны с определением и реализацией технологий образовательного и воспитательного процесса.
Социально-психологические механизмы научно-образовательного кластера связаны с адаптацией, профессиональной социализацией, с формированием профессиональной культуры и профессиональной этики и отличаются длительным действием.
Оценить эффективность деятельности научно-образовательного кластера в обучении будущего бакалавра технического профиля, в том числе и иностранным языкам, можно через критерии:
- качество профессиональной подготовки, в том числе в области иностранного языка (сформированная иноязычная компетенция);
- уровень социальной и профессиональной адаптации выпускников (реализация требований предприятия отрасли к выпускникам учреждений профессионального образования, способствующих их адаптации к рынку труда);
- трудоустройство выпускников в производственные объединения научно-образовательного кластера;
- готовность к самообразованию, обучению в течение всей жизни.
Таким образом, «научно-образовательный кластер» как педагогическое понятие характеризуется следующими признаками:
- конструктивное взаимодействие образовательных организаций с производствами и научными учреждениями в области подготовки кадров для отрасли, в которой создан кластер;
- ориентация на удовлетворения интересов всех взаимодействующих сторон в научно-образовательном кластере.
Цели деятельности у всех субъектов кластера различаются, однако, функционируя в рамках кластера, все его партнеры находятся в поиске дополнительных ресурсов для улучшения качества профессиональной подготовки кадров для отрасли. Так, для образовательной организации основная цель в рамках научно-образовательного кластера заключается в поиске дополнительных (к тем, которые заложены в государственных образовательных стандартах) возможностей для улучшения условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических и др.) подготовки конкретного специалиста; решения вопросов приема студентов и трудоустройства выпускников: создание баз для практики студентов и др.
Для предприятия - основной целью становится быстрая адаптация выпускников образовательной организации к условиям производства за счет сокращение сроков подготовки кадров, интеграции содержания обучения и преемственности образовательных программ, сквозных планов подготовки и т.д.
Для научных организаций - основной целью становится научно и учебно-методическое обеспечение процесса подготовки на всех уровнях: профильной школы, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, внутрифирменного обучения, корпоративной подготовки.
Для всех субъектов, входящих в научно-образовательный кластер, предполагается высокая степень взаимной ответственности.
Изучение иностранного языка в рамках научно-образовательного кластера способно носить профессионально ориентированный характер, так как на уровне каждой образовательной ступени возможна профессионализация в обучении иностранному языку.
Рецензенты:
Трегубова Т.М., д.п.н., профессор, зав. лабораторией Компаративных исследований ПО, ФГБНУ «Институт педагогики и психологии ПО Российской академии образования», г. Казань.
Горбунов В.А., д.п.н., профессор, ЧОУ ВПО «Академия социального образования», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Тигина Ю.О. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15765 (дата обращения: 20.02.2025).