Актуальность темы обусловлена тем, что дальнейшее развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагает, в том числе расширение и повышение качества оказываемых государством услуг. Система государственного управления должна быть открытой системой, взаимодействующей с гражданами и их объединениями, отзывчивой к нуждам и запросам населения.
Одной из задач проводимой в последние годы административной реформы стало установление прямой зависимости оценки деятельности указанных органов и наделения их бюджетными ресурсами от перечня, объема и качества предоставления государственных услуг гражданину или организации [6]. Так как предметом данного исследования является организация получения государственной услуги, необходимо обозначить это, сравнительно новое, понятие. Согласно ФЗ от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга - деятельность по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [1].
Как видим, смысл этого термина раскрывается на фоне другого понятия (нормативно не закрепленного) - «государственная функция». В отличие от «функции», «услугу» можно трактовать как действие органа исполнительной власти, осуществляемое в контакте с конкретным гражданином (юридическим лицом, организацией), которые сами обращаются в соответствующий орган по поводу реализации своих законных прав и обязанностей. В связи с этим соответствующее действие органа исполнительной власти можно назвать предоставлением государственной услуги.
Целью данной работы является проведение анализа предоставления кадастровых услуг в Чувашской республике и определение основных направлений ее совершенствования. Исследование опирается на нормативно-правовые акты, регулирующие организацию предоставления кадастровых услуг в субъектах Российской Федерации.
Нами был проведен анализ предоставления услуг населению на примере филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР - Чувашии МРО № 5 Козловского района, целью деятельности которого является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ним, государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственная кадастровая оценка. В соответствии с законодательством Российской Федерации основные виды государственных услуг, предоставляемых населению данным учреждением, это:
- регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
- регистрация права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- регистрация доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме;
- регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
- регистрация договора участия в долевом строительстве;
- регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
- регистрация прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
- внесение изменений в записи ЕГРП;
- повторная выдача правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и др. [1].
Таблица 1
Анализ приема заявлений за 2013-2014 гг. (шт.)
Вид операции |
Iкв. 2013г. |
IIкв. 2013г. |
IIIкв. 2013г. |
IVкв. 2013г. |
Iкв. 2014г. |
Темп роста Iкв. 2014 к I кВ. 2013г.,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Прием заявлений о постановке на ГКУ |
100 |
29 |
114 |
101 |
112 |
112 |
2.Прием заявлений об учете изменений ОКС |
35 |
19 |
45 |
35 |
46 |
131 |
3.Прием заявлений о внесении сведений об объекте недвижимости |
46 |
45 |
50 |
57 |
54 |
117 |
4.Прием заявлений об учете изменений сведений об объекте недвижимости |
43 |
39 |
40 |
45 |
48 |
112 |
5.Прием заявлений об исправлении технической ошибки в ЕГРП
|
60 |
19 |
32 |
46 |
51 |
85 |
6.Прием заявлений об исправлении технической ошибки в ГКН |
22 |
14 |
16 |
21 |
30 |
136 |
7.Прием заявлений об исправлении кадастровой ошибки |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8.Прием заявлений о государственной регистрации права |
863 |
527 |
658 |
769 |
924 |
107 |
Итого: |
1169 |
692 |
955 |
1074 |
1265 |
109 |
На территории Козловского района ЧР Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР - Чувашии МРО № 5 в 2013 г. было совершено более 7 тысяч учетных действий при ведении государственного кадастра недвижимости (ГКН). В I квартале 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 года увеличился прием заявлений о постановке на ГКУ, об учете изменений объектов капитального строительства (ОКС), об учете изменений сведений об объекте недвижимости. Это говорит о том, что население все чаще обращается за услугами кадастровой палаты. Лишь такой вид операции, как прием заявлений об исправлении технической ошибки в ЕГРП, сократился. И всего один вид приема заявлений отсутствовал: об исправлении кадастровой ошибки (см. таблицу 1).
Объемы и динамика основных виды запросов граждан в кадастровую палату о предоставлении сведений содержащихся в ГКН, ЕГРП и Едином государственном реестре объектов капитального строительства (ЕГРОКС) рассмотрены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ запросов о предоставлении сведений (шт.)
Вид операции |
Iкв. 2013г. |
IIкв. 2013г. |
IIIкв. 2013г. |
IVкв. 2013г. |
Iкв. 2014г. |
Темп роста I кв. 2014 к I кв. 2013г.,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Запросы о предоставлении сведений из ГКН |
731 |
583 |
689 |
412 |
242 |
33 |
2.Запросы о предоставлении сведений из (ЕГРОКС) |
157 |
115 |
124 |
147 |
166 |
106 |
3.Запросы о предоставлении сведений из ЕГРП |
576 |
564 |
547 |
552 |
337 |
59 |
Итого: |
1464 |
1262 |
1360 |
1111 |
745 |
51 |
Из таблицы видно, что запросы о предоставлении сведений из ЕГРОКС за I квартал 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 года увеличились. Два других вида запросов: о предоставлении сведений ГКН и о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, сократились. Это связано с тем, что бесплатная приватизация ранее была объявлена до 2013 года, но позднее была продлена до 1 марта 2015 года.
В целях выявления мнения граждан о качестве предоставления государственных услуг необходимо проводить анкетирование граждан по вопросам: времени ожидания в очереди; продолжительности приема документов; корректности сотрудников, осуществляющих прием документов; комфортности условий в офисах; доступности информации о порядке предоставления государственной услуги. Качество предоставляемых услуг в Козловском филиале оценивается по результатам ежеквартального анкетирования граждан, проводимого сотрудниками. Во время проведения последнего анкетирования в марте 2014 года было опрошено 242 человека, из них 5 человек остались недовольны работой сотрудников филиала. В муниципальных районах Чувашской Республики граждан в основном волнует отсутствие кондиционеров в залах приема, пунктов ксерокопирования, туалетов, буфетов и окон сберкассы. Кроме того, одна из важных задач - сократить сроки оказания государственных слуг. Она определена планом мероприятий по повышению качества государственных слуг в сфере ГКУ недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: планируется сократить сроки постановки на кадастровый учет в 2015 году - до 10 дней, а к 2018 году - до 5 дней [3]. Решению этих задач во многом способствует организация предоставления государственных услуг через МФЦ. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления заключается соглашение, в соответствии с которым общий срок предоставления государственной (муниципальной) услуги для заявителя, включая сбор документов и получение сопутствующих услуг, сокращается не менее чем в два раза. Предметом этого соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами по предоставлению государственных услуг РОСРЕЕСТРА, предоставление которых организуется в МФЦ (см. таблицу 3).
Таблица 3
Перечень услуг РОСРЕЕСТРА, предоставляемых в МФЦ
№ п/п |
Наименование услуги |
1. |
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним |
2. |
Осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества |
3. |
Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости |
4. |
Предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) |
Работа по предоставлению услуг кадастровой палатой через МФЦ в Чувашской Республике началась в июне 2010 года. На 1 сентября 2014 года в Чувашской Республике зарегистрировано 27 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Количество заявлений по услугам РОСРЕЕСТРА, принятым через МФЦ, растет. Так на услугу по государственной регистрации прав в июне, июле и августе 2014 года через МФЦ принято 427, 1199, 1476 заявлений соответственно. В августе доля услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанных через МФЦ, составила почти 5 %, что соответствует среднероссийскому показателю [7].
В то же время специалистами отмечается, что услуги РОСРЕЕСТРА являются не только самыми популярными у населения, но и самыми сложными. С января 2014 года кадастровая справка содержит следующую информацию: кадастровый номер объекта недвижимости; кадастровую стоимость по состоянию на определенную дату; дату определения кадастровой стоимости; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости; дату утверждения кадастровой стоимости; дату внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.[2]. Новая форма кадастровой справки, в отличие от старой, включает сведения о датах определения кадастровой стоимости, вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости и ее внесения в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, в кадастровой справке теперь содержатся все необходимые сведения, которые могут понадобиться лицу, заинтересованному в пересмотре кадастровой стоимости.
Российское правительство ставит перед РОСРЕЕСТРОМ задачи очень масштабные, доля государственных услуг, предоставленных в МФЦ к 2015 году должна достигнуть 90 % [7]. Для того чтобы популяризировать оказание услуг РОСРЕЕСТРА через МФЦ, в нашей республике были сокращены сроки государственной регистрации до 7 рабочих дней, а с 1 апреля 2014 г. - до 5 рабочих дней. Кроме того, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР - Чувашии предоставляет сведения из Единого государственного реестра прав в электронном виде. С помощью портала государственных услуг можно поставить объекты на кадастровый учет, бесплатно получить информацию из государственного кадастра недвижимости и государственного реестра прав в режиме реального времени, интерактивную публичную кадастровую карту и многое другое. Доля электронных услуг в общем объеме государственных услуг Кадастровой палаты составила по итогам первых трех месяцев 2014 года около 27 %, увеличившись в 1,4 раза по сравнению с результатами 1 квартала 2013 года [7].
Кроме того, с целью повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг с сентября 2013 года запущена услуга автоматического SMS-информирования заявителей о готовности документов. Как только в базу данных Кадастровой палаты вносится информация о готовности документов заявителя, на его мобильный телефон поступает SMS-сообщение. Данная услуга бесплатная, к тому же дает заявителю возможность своевременно узнать результат подготовки документов. Для этого необходимо при подаче документов указать номер своего мобильного телефона.
В качестве заключения можно сформулировать следующие выводы:
1. Объем услуг, предоставляемых ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР - Чувашии увеличивается. В связи с этим считаем необходимым изменить режим приема заявителей для того, чтобы граждане могли обратиться в Кадастровую палату после окончания рабочего дня, т.к. не у всех есть возможность сделать это с 08:00 до 17:00 часов.
2. Методика оценки качества и доступности предоставления услуг кадастровой палатой отсутствует, что, на наш взгляд, снижает объективность проведения системного мониторинга предоставления государственных услуг.
3. Все услуги, предоставляемые указанным объектом, соответствуют стандартам административного регламента [4].
4. Организация предоставления кадастровых услуг через многофункциональные центры и интернет значительно расширила возможности населения в получении данной услуги, и развитию этого направления необходимо уделять первостепенное внимание.
5. В целях улучшения качества информационного обслуживания населения можно было бы оснастить помещения веб-камерами, передающими видеоизображение в режиме реального времени на портал государственных услуг. Тогда, не выходя из дома, можно было бы оценить загруженность залов приема и выбрать для себя наиболее удобное время посещения.
Хотелось бы, чтобы жители почувствовали, что качество и сроки оказания государственных услуг кадастровой палатой изменились к лучшему, чтобы каждый человек мог быстро и качественно, без очередей, подать свои документы и получить необходимые ему сведения.
Рецензенты:
Данилов И.П., д.э.н., профессор, заместитель директора по науке Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института, г. Чебоксары;
Мужжавлева Т.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и международных отношений Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Красноселова Т.А., Ельцова К.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И КАДАСТРОВОГО УЧЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15721 (дата обращения: 15.09.2024).