Актуальность. В последние годы в отечественной и зарубежной медицинской литературе большое значение уделяется социальной адаптации и социализации детей подростков. Подтверждена закономерность снижения уровня здоровья у детей и подростков, подверженных воздействию неблагоприятных социально-экономических, микросоциальных и психологических факторов [1, 3]. Отмечается негативная роль возросшего информационного потока, современных медийных каналов. Ведущую роль в формировании риска снижения здоровья современных подростков играет хронический социальный стресс [6]. Одним из состояний, предшествующих его развитию является школьная дезадаптация. Школьная дезадаптация в подростковом возрасте чаще всего проявляется нарушением микросоциальных взаимоотношений в семье и школе на фоне резкого снижения успеваемости без видимого снижения когнитивных способностей ребенка. Накопление негативного опыта во время обучения часто отягощается попытками педагогов и родителей ограничить внесемейные микросоциальные контакты ребенка, что разрушает процесс внесемейной социализации и ведет к развитию хронического социального стресса и резкому снижению уровня здоровья [6]. По сути, создаются все условия для формирования состояния подобного депривации детей - вынужденных переселенцев [5, 7]. Кроме того, и само наличие дисбаланса в внесемейных и внутрисемейных взаимоотношениях является предиктором развития нарушения вегетативной регуляции и, в первую очередь, синдрома вегетативной дистонии - самого частого функционального состояния в подростковом возрасте [4].
В связи с вышеизложенным, актуальным является выделение ведущих факторов формирования школьной дезадаптации. Учитывая, что школьная дезадаптация у подростков чаще всего встречается у девочек нами было проведено обследование именно этого контингента. Следует отметить, что мы не встретили работ, посвященных роли исходного соматического статуса ребенка в развитии школьной дезадаптации.
Целью настоящего исследования является выявление возможной соматической причины развития школьной дезадаптации у девочек 12-14 лет.
Материалы и методы. Нами было проанализированы показатели, характеризующие уровень соматического здоровья ребенка согласно приказу МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 [8]. В основную группу вошли 360 девочек с признаками школьной дезадаптации, в контрольную 360 социально адаптированных девочек. Оценить структуру изучаемых показателей в популяции мы смогли на популяционной выборке, которая составила 1028 девочек 12-14 лет проживающих в г.Твери и посещавших общеобразовательные школы.
Обследование проводились в естественных условиях, не отклоняясь от привычного для ребенка режима дня и не нарушая организационно-методических мероприятий образовательного учреждения. В ходе исследования использовались неинвазивные методики. В ходе исследования были использованы следующие медико-социальные методы: экспериментальный, клинико-анамнестический и статистический. Сбор первичной информации осуществлялся методам выкопировки данных из первичной медицинской документации.
В ходе работы проводилось математическое планирование объема необходимых исследований. Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием методов вероятностной статистики. Для оценки достоверности полученных результатов использовался метод угловых отклонений Фишера и критерий Розенбаума, позволяющие оценить достоверность различий при виде распределения отличном от нормального [2].
Результаты и обсуждение. По нашим данным у девочек с школьной дезадаптацией в достоверно чаще встречается низкий или высокий уровень физического развития, как по сравнению с контрольной группой, так и по сравнению с популяционной выборкой (табл. 1). Причем, низкий и ниже среднего уровень физического развития у девочек со школьной дезадаптацией встречается в 6,7 раза чаще, чем в контрольной группе (р<0,001).
Таблица 1
Распределение обследованных девочек по основным показателям физического развития.
Показатель |
Основная группа n=360 |
Контрольная группа n=360 |
Популяционная выборка n=1028 |
Достовер-ность различий |
||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
Р1 |
Р2 |
|
Уровень физического развития |
||||||||
Низкий, ниже среднего |
47 |
13,06 |
7 |
1,94 |
51 |
4,96 |
0,001 |
0,01 |
Средний уровень |
230 |
63,89 |
328 |
91,11 |
894 |
86,96 |
0,001 |
0,05 |
Высокий, выше среднего |
83 |
23,06 |
25 |
6,94 |
82 |
7,98 |
0,001 |
- |
Гармоничность физического развития |
||||||||
Гармоничное развитие |
130 |
36,11 |
230 |
63,89 |
483 |
46,98 |
0,001 |
0,001 |
Дисгармоничное развитие |
166 |
46,11 |
119 |
33,06 |
401 |
39,01 |
0,05 |
0,05 |
Резко дисгармоничное |
65 |
18,06 |
11 |
3,06 |
144 |
14,01 |
- |
0,001 |
Соматотип |
||||||||
Микросоматический |
25 |
6,94 |
7 |
1,94 |
62 |
6,03 |
- |
0,001 |
Мезосоматический |
256 |
71,11 |
284 |
78,89 |
822 |
79,96 |
0,001 |
- |
Макросоматический |
79 |
21,94 |
68 |
18,89 |
144 |
14,01 |
0,001 |
0,05 |
Здесь и далее в табл. 2 - 4: Р1 - достоверность различий между девочками основной группы и девочками из популяционной выборки, Р2 - достоверность различий между детьми контрольной группы и девочками из популяционной выборки |
В то же время необходимо отметить, что каждая пятая девочка из основной группы имеет высокий и выше среднего уровень физического развития (р<0,001). Возможно дисбаланс между индивидуальными физическими данными и среднегрупповыми нормативами выделяет девочек основной группы среди одноклассниц. Оценивая гармоничность физического развития обследованных девочек следует отметить, что доля девочек с гармоничным физическим развитием в основной группе была в 1,76 раза ниже, чем в контрольной (р<0,001) и в 1,3 раза чем в популяционной выборке (р<0,001). Для девочек с признаки школьной дезадаптации было характерно превалирование дисгармоничного физического развития (р<0,05) по сравнению с популяционной выборкой. Как видно из данных, представленных в табл. 1 крайняя форма нарушения гармоничности развития ребенка - резко дисгармоничное физическое развитие встречается у каждой седьмой девочки с признаками школьной дезадаптации, в то время как в контрольной группе такие дети почти не встречаются.
Рассматривая структуру соматотипа обследованных детей следует отметить достоверное (p<0,001) снижение в основной группе, по сравнению с популяционной выборкой, доли девочек с мезосоматическим соматотипом, за счет увеличение доли лиц с макросоматическим соматотипом (табл. 1). В контрольной группе доля девочек с микросоматическим соматотипом была незначительна - такие девочки встречались в 3,1 раза реже, чем в популяционной выборке (p<0,001). Следовательно, можно сказать, что крайние варианты физического развития ребенка могут быть важны только на начальных этапах нарушения процесса социализации подростка, когда необходимо наличие физического несоответствия средним внутригрупповым показателям у сверстников. Можно предположить, что наличие нехарактерных, для большинства подростков физических параметров (рост, соотношение разных частей тела, соотношение массы тела и роста ребенка) может служить одним из факторов формировании школьной дезадаптации.
Отклонения в нервно-психическом развитии и здоровье (табл. 2) было диагностировано у всех девочек с признаками школьной дезадаптации, в то время, как в популяционной выборке таких девочек было в 1,5 раза меньше (p<0,001), Среди девочек контрольной группы отклонения в нервно-психическом развитии и здоровье встречались в 3,2 раза реже, чем в основной (p<0,001). У каждого второго ребенка основной группы были отмечены отклонения в психомоторной сфере и поведении , что в 1,9 раза чаще, чем популяционной выборке (p<0,001). У детей контрольной группы отклонений в психомоторной сфере и поведении мы встретить не могли, т.к. данный показатель является одним из ведущих дискриминаторов при формировании выборки на начальном этапе исследования. Следует отметить достоверное увеличение доли отклонений в эмоционально-вегетативной сфере у девочек с признаками школьной дезадаптации по сравнению с контрольной группой и с популяционной выборкой (табл. 2). Отклонения в интеллектуальной сфере не имели достоверных различий и встречались у 3-4% обследованных в каждой группе.
Таблица 2
Отклонения в нервно-психическом развитии у обследованных детей
Ведущее отклонение в нервно-психическом развитии |
Основная группа n=360 |
Контрольная группа n=360 |
Популяцио-нная выборка n=1028 |
Достовер-ность различий |
||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
Р1 |
Р2 |
|
В эмоционально-вегетативной сфере |
162 |
45 |
97 |
26,94 |
339 |
32,98 |
0,001 |
0,05 |
В психомоторной сфере и поведении |
187 |
51,94 |
- |
- |
288 |
28,02 |
0,001 |
0,001 |
В интеллектуальном развитии |
11 |
3,06 |
14 |
3,89 |
41 |
3,99 |
- |
- |
Итого |
360 |
100 |
111 |
30,83 |
668 |
64,99 |
- |
- |
Уровень резистентности обследованных групп детей представлен в табл. 3. Обращает на себя внимание низкий уровень резистентности у девочек с признаками школьной дезадаптации - он встречается в 1,65 раз чаще, чем в популяционной выборке и в 2,5 раза чаще, чем в группе контроля (p<0,001). В основной группе доля девочек с высоким уровнем резистентности была в 3,6 раза меньше чем в контрольной и в 2,8 раза меньше, чем в популяционной выборке. По нашим данным среди девочек с признаками школьной дезадаптации очень низкий уровень резистентности встречается так же часто, как и в популяционной выборке.
Таблица 3
Распределение обследованных детей по уровню резистентности (по Иоз)
Уровень резистентности |
Основная группа n=360 |
Контроль-ная группа n=360 |
Популяцио-нная выборка n=1028 |
Достовер-ность различий |
||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
Р1 |
Р2 |
|
Высокий |
14 |
3,89 |
50 |
13,89 |
113 |
10,99 |
0,001 |
0 |
Средний |
169 |
46,94 |
245 |
68,06 |
586 |
57 |
0,001 |
0,001 |
Низкий |
155 |
43,06 |
61 |
16,94 |
267 |
25,97 |
0,001 |
0,001 |
Очень низкий |
22 |
6,11 |
4 |
1,11 |
62 |
6,03 |
- |
0,001 |
Соотношение детей со средним и низким уровнем резистентности в основной группе составило 1 : 1, в то время как в контрольной группе - 4 : 1, а в популяционной выборке 2 : 1, что может свидетельствовать о снижении общей резистентности организма девочек с признаками школьной дезадаптации.
Рассмотрим функциональные отклонения, обнаруженные нами у обследованных девочек. Как видно из данных, представленных в табл. 4 наиболее распространенными функциональными отклонениями у девочек спризнаками школьной дезадаптации были синдром вегетативной дистонии средней и тяжелой степени и сниженная резистентность). Как в популяционной группе, так и в контрольной группе доля девочек с низкой резистентность (часто болеющие дети) была достоверно ниже, чем в группе девочек со школьной дезадаптацией. Несмотря на то, что синдром вегетативной дистонии является самым распространенным функциональным отклонением в подростковом возрасте, у девочек основной группы преобладали тяжелые и среднетяжелые формы этого состояния, в то время как в популяционной выборке таких детей было в 1,6 раз меньше, а в контрольной группе в 2,8 раза меньше, чем в основной группе, что свидетельствует о напряженности вегетативных нарушений у девочек с признаками школьной дезадаптации (p<0,001). Следует отметить увеличение доли детей с вазомоторным ринитом и с дискинезией желчевыводящих путей в группе девочек с признаками школьной дезадаптации. Данный факт так же указывает на наличие вегетативного дисбаланса у обследованных в основной группе, однако достоверных различий по данным факторам мы не обнаружили
Таблица 4
Частота встречаемости функциональных отклонений у обследованных детей
Функциональные отклонения |
Основная группа n=360 |
Контроль-ная группа n=360 |
Популяцио-нная выборка n=1028 |
Достовер-ность различий |
||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
Р1 |
Р2 |
|
Синдром вегетативной дистонии средней и тяжелой степени |
212 |
58,89 |
76 |
21,11 |
380 |
36,96 |
0,001 |
0,001 |
Часто болеющие дети (дети со сниженной резистентностью) |
176 |
48,89 |
65 |
18,06 |
329 |
32,00 |
0,001 |
0,001 |
Синдром вегетативной дистонии легкой степени |
108 |
30 |
133 |
36,94 |
360 |
35,02 |
- |
- |
Вазомоторный и аллергический ринит, легкое течение |
68 |
18,89 |
50 |
13,89 |
154 |
14,98 |
- |
- |
Дискинезия желчевыводящего пузыря |
47 |
13,06 |
25 |
6,94 |
93 |
9,05 |
0,05 |
- |
Нарушение осанки |
90 |
25 |
43 |
11,94 |
113 |
10,99 |
0,001 |
- |
МАРС (хорда) |
14 |
3,89 |
7 |
1,94 |
21 |
2,04 |
- |
- |
Миопия |
115 |
31,94 |
14 |
3,89 |
123 |
11,96 |
0,001 |
0,001 |
Обращает на себя внимание трехкратное увеличение доли детей с миопией в группе девочек с признаками школьной дезадаптации (табл. 4). В популяционной выборке такие девочки встречаются в 2,7 раза реже, чем в основной (p<0,001), в контрольной в 8,2 раза реже (p<0,001). Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении другого заметного физического отличия - нарушения осанки. Возможно , наличие у ребенка заметного физического несоответствия внутригрупповой норме ведет к изменению отношения одноклассников к данному ребенку, что может служить причиной формирования школьной дезадаптации.
Заключение.
Таким образом, для девочек с признаками школьной дезадаптации (основная группа) характерно наличие физических или функциональных отклонений позволяющих визуально выделить их из группы сверстниц: высокий или низкий уровень физического развития, его дисгармоничность крайние варианты соматотипа, а следовательно различия в росте весе, массо-ростовом соотношении, пропорциях тела. Подавляющее большинство девочек с признаками школьной дезадаптации имеют нарушение в эмоционально-вегетативной или в психомоторной сфере, что так же выделяет из общей массы школьниц. Следует так же отметить большую частоту функциональных отклонений с внешними проявлениями - такими как миопия (ношение очков) и нарушение осанки (отличие в походке, движениях и в контуре тела). Следовательно, можно предположить, что для формирования у девочки 12-14 лет школьной дезадаптации необходимо наличие у нее какого-либо внешнего признака отличающего ее от окружающих сверстниц. По нашему мнению, при проведении диспансеризации школьников 12-14 лет необходимо выделить девочек, имеющих внешние признаки, отличающие их от сверстников (несоответствие в росте, весе, пропорциях тела, миопия, нарушение осанки) в отдельную группу риска по формированию школьной дезадаптации.
Рецензенты:
Красненков В.Л., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины ГБОУ ВПО ТГМА МЗ РФ, г. Тверь;
Королюк Е.Г., д.м.н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом менеджмента ФПДО ГБОУ ВПО ТГМА МЗ РФ, г. Тверь.
Библиографическая ссылка
Жуков С.В., Синявская О.И., Дербенев Д.П., Рыбакова М.В. ОСОБЕННОСТИ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕВОЧЕК 12-14 ЛЕТ С ПРИЗНАКАМИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15711 (дата обращения: 19.02.2025).