Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Гончарова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Проведен научный обзор появляющихся в системе образования инновационных технологий научно-методического сопровождения профессиональной педагогической деятельности образовательного учреждения и педагогов. В их качестве выделяются профессиональные тренинги, модерирование, консультирование, индивидуальная и групповая супервизия, тьюторство, образовательный консалтинг и аутсорсинг, коучинг, описываются из различные формы и методы, которые должны отвечать следующим требованиям: нежесткий диагностико-рекомендательный характер и их использование сопровождаемым по желанию; приоритет нравственно-этических принципов и неманипулятивность оказания содействия сопровождаемому. Выделенные технологий целесообразно реализовывать с помощью таких инновационных форм организации профессиональной деятельности как: педагогические сообщества, пилотные и инновационные площадки, сетевые структуры виртуальная образовательная среда, социальное партнерство. Отмечается, что выбор той или иной технологии научно-методического сопровождения зависит от уровня развития педагогического коллектива и квалификации педагогов образовательного учреждения.
консультирование
коучинг
модерирование
наставничество
научно-методическое сопровождение
образовательный консалтинг
профессиональное развитие
супервизия
тьюторство
1. Безмолитвенный А. Онлайн коучинг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bezmolit.tv/consult/online-coaching.
2. Бейч Э. Консалтинговый бизнес - СПб: Издательский дом «Питер», 2005. – 272 с.
3. Бендова Л.В., Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: wiki.saripkro.ru/images/Tutorstvo.doc.
4. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Хабаровск, 2011. – 29 с.
5. Певзнер М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов и др. / Под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
6. Саприн М. Коучинг - что это такое? Институт практической психологии: сайт – URL: http://ippli-genesis.ru/opinion/opinion_4.html.
7. Сачкова Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 47с.
8. Саханский Н.Б. Консультирование как область педагогического знания и образовательной деятельности. / Институт управления образованием РАО. [М.] – URL: http://www.iuorao.ru/attachments/292_consulting.docx.
В условиях модернизации системы образования, перехода на новое содержание все более важной становится проблема повышения уровня профессиональной грамотности, становления профессионального сознания педагогов образовательных учреждений, развития у них способности обобщать и совершенствовать содержание своей деятельности. При этом только профессиональное развитие способствует появлению у педагогов мотивации к творчеству, к успеху в деятельности.

Кроме того, переход на современные стандарты требует от педагога принципиально других подходов к построению учебно-воспитательного процесса.

Стандартами определяется, что в системе образования необходимо создать условия для осуществления непрерывной теоретической, научно-методической, информационной поддержки, в том числе в сфере ИКТ-технологий, и сопровождения профессиональной деятельности педагогов по вопросам реализации образовательных программ, использования и внедрения инновационного педагогического опыта, проведения комплексных исследований результатов образовательной деятельности, успешности инноваций и др.

Именно поэтому в современном педагогическом сообществе повышается роль научно-методического сопровождения, предполагающего, прежде всего, психолого-педагогическую поддержку (создание ситуации успеха, поддержка и оценка успешности деятельности, в том числе и материальное поощрение; систематическая помощь в решении выявленных у педагогов затруднений) и информационное сопровождение педагогов, что обеспечивает основу для успешного профессионального становления и личностного развития [4, 5, 7].

В настоящее время на первый план выдвигаются инновационные формы и технологии научно-методического сопровождения. Среди них можно выделить следующие: профессиональные тренинги, модерирование, консультирование, супервизия [5,8].

Профессиональные тренинги основаны на сотрудничестве, стимулировании стремления к личностному росту и росту профессионализма. Они построены на блочно-модульном принципе и предполагают поэтапное обучение и широкое использование активных развивающих методов. При этом тренинги часто завершаются семинаром в виде организационно-обучающей игры. Успех в реализации профессионального тренинга определяется формированием тренинговых групп на основе профессиональных, квалификационных и личностных особенностей педагогов.

Модерирование представляет собой деятельность, по раскрытию потенциальных возможностей и способностей педагога опирающуюся на управления социально-педагогическим взаимодействием в группе. Модерирование основано на использовании ряда технологических приемов (визуализация, вербализация, презентация, обратная связь), обеспечивающих процесс свободной коммуникации, обмен идеями, мнениями, без прямого руководства и субъективной оценки характера и результатов взаимодействия, что помогает педагогу принять профессионально правильное решение. При этом оно не вносит нового, а помогает потенциальное перевести в актуальный план. Функция модератора состоит в том, чтобы помочь сопровождаемому "раскрепоститься", актуализировать скрытые возможности, творческий потенциал и нереализованные умения [5].

Консультирование - это особым образом организованное взаимодействие между консультантом и сопровождаемым, направленное на поиск возможностей эффективного преодоления затруднений и внесение положительных изменений в деятельность, как отдельного педагога, так и образовательного учреждения в целом. В этом смысле целью педагогического консультирования является помощь педагогам в понимании происходящего с ними в их профессиональном и жизненном пространстве, в осмыслении и самостоятельной постановке цели, в ее достижении, а также в разрешении возникающих проблем.

В процессе сопровождения профессиональной деятельности педагога с помощью консультирования могут оказываться консультационные услуги общепедагогического и управленческого характера. При консультировании управленческого характера затрагиваются все основные стороны деятельности образовательного учреждения. Консультирование общепедагогического характера связано с совершенствованием образовательного процесса и профессиональной деятельности педагога.

Виды консультирования. Аудит качества образовательного процесса и разработка рекомендаций по его улучшению.

Методическая консультация - помощь в решении конкретной методической проблемы.

Проектное консультирование - помощь в создании творческих продуктов, способствующих совершенствованию образовательного процесса.

Процедурно-диагностическое консультирование - оказание помощи в оценке профессиональной деятельности с использованием процедур педагогической диагностики.

Виды консультационных услуг:

  • информационные услуги - сопровождаемому предоставляется требующаяся для совершенствования педагогической деятельности информация;
  • экспертно-диагностические услуги - экспертиза деятельности образовательного учреждения с анализом полученных результатов и их использованием для усовершенствования образовательного процесса;
  • инструктивно-методические услуги - инструктаж сопровождаемого по решению профессиональных затруднений с конкретными методическими рекомендациями;
  • корректирующие услуги - исправление ошибок в педагогической деятельности, помощь в лечении профессиональных болезней, реконструкция профессионального опыта;
  • формирующие услуги - организационно-педагогическая деятельность по развитию ОУ, проектировка продуктивных образцов профессионального поведения педагогов, организация освоения инновационных стратегий развития образовательного процесса;
  • социально-психологические услуги - формируется благоприятный психологический климат в образовательном учреждении, осуществляется профилактика стрессов и конфликтов между участниками образовательного процесса, налаживается эффективное взаимодействие в профессионально-педагогической среде [5, 8].

Супервизия (индивидуальная или групповая) предполагает оказание консультационной помощи педагогу в преодолении профессионального затруднения, осуществляя при этом глубокую коррекцию и формирование его профессиональных установок.

Основными методам индивидуальной супервизии являются: проясняющее наблюдение (выяснение сущности и причин профессиональных проблем педагогов), экземплярно-событийный метод (соприкосновение супервизора с индивидуальным профессиональным затруднением конкретного педагога) и фокус - анализ (всестороннее изучение личности сопровождаемого и его профессионального затруднения.

К методам групповой супервизии относятся: 1) супервизия, концентрированная на супервизоре - супервизор сохраняет определяющую роль в организации группового взаимодействия и в управлении его работой; 2) супервизия, концентрированная на участниках группы - повышение степени самостоятельности сопровождаемых в поиске и решении профессиональных задач; 3) интервизия - коллегиальная супервизия, основанная на попеременной игре роли супервизора участниками группы [5].

В современной системе научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДОУ используют также еще несколько его нетрадиционных форм: коучинг, тьюторство, образовательный консалтинг [2, 3, 6].

Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - одно из направлений психологического консультирования и тренинга, ориентированное на результат и систематический процесс сотрудничества, предполагающее профессиональное содействие человеку в постановке и достижении его личных и профессиональных целей, улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта и личностному росту, с использованием минимального времени и с затратой минимальных усилий (Джон Уитмор, Энтони Грант).

Коуч (профессионал, осуществляющий коучинг) - не дает советов и жестких рекомендаций, а занимается поиском решения вместе с сопровождаемым. Он выступает в роли вдохновителя, стимулирующего поиск решений профессиональных задач педагога. Коуч поддерживает педагогов и раскрывает творческий потенциал каждого.

Все направления и технологии коучинга, существующие в настоящее время, объединяются четырьмя основными этапами: 1) осмысление существующей ситуации, постановка цели и проверка ее реальности; 2) разработка плана - определение путей достижения цели; 3) осуществление плана - реализация конкретных действия по достижению поставленной цели; 4) пост-сопровождение - стимулирующая поддержка со стороны коуча, основанная на регулярном напоминании сопровождаемому о реализуемом плане; анализ достигнутых при этом результатов и постановкой новой цели.

В качестве основных задач коучинга выделяют: помощь в разрешении проблемных ситуаций при помощи эффективных вопросов, активного слушания, интуиции, обучения и совместного нахождения жизненного баланса; принятие окончательного решения сопровождаемым; стимулирование самообучения, повышение мотивации сопровождаемого; всестороннее раскрытие потенциала сопровождаемого [6].

Коучинг возможно осуществлять через Интернет-сеть. Онлайн коучинг отличается от простого коучинга тем, что расстояние в этом случае значения не имеет. Общение осуществляется с помощью Скайпа, ICQ, социальных сетей или электронной почты.

При онлайн коучинге коуч осуществляет помощь сопровождаемому в определении целей и их четкой формулировке. После этого сопровождаемый регулярно отправляет отчет о выполненной работе и полученных результатах коучу, который их оценивает и мотивирует клиента на дальнейшую работу, помогая ставить и уточнять вновь поставленные цели [1].

Тьюторство - организация образования и самообразования педагога в процессе реализации индивидуальной образовательной программы поддержки, направленной на содействие его самоопределения и самореализации в профессиональной и общественной жизни, выявлению направления своего развития, перспектив личностного и профессионального роста.

Тьютор [англ. tutor - защитник, опекун] - индивидуальный научный руководитель-консультант, наставник, направляющий, но не дающий готовых ответов на вопросы сопровождаемого, организующий.

Важным условием успеха тьюторской деятельности является эмоциональная вовлеченность сопровождаемого, его субъектность, адресный индивидуальный характер.

Организационные формы тьюторской деятельности.

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) предполагает активизацию каждого педагога с опорой на его особенности, способности, свойства его характера, имеющихся навыков общения и взаимодействия; организовать самостоятельную работу по разработке и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Групповая тьюторская консультация основана на одновременном применении нескольких видов работы: мотивационной, коммуникативной и рефлексивной.

Тьюториал (тьюторский семинар) предполагает активное групповое обучение, применение методов интерактивного и интенсивного обучения. Здесь широко используются деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, «мозговой штурм».

Тренинг (коммуникативный и мотивационный) основан на широком использовании различных методов и техник активного обучения. Это - деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Образовательное событие по содержанию соответствует таким понятиям как «праздник», «карнавал», «аукцион». В нем используются различные виды деятельности и различные позиции, применяются такие приемы как коммуникация, импровизация, проба.

Используемые в работе тьютора формы и методы должны отвечать следующим принципам: должны носить нежесткий диагностико-рекомендательный характер и могут использоваться сопровождаемым по желанию; основываться на приоритете нравственно-этических принципов и неманипулятивности оказания содействия сопровождаемому.

Основным средством в тьторской деятельности является ситуация общения, в процессе которого необходимо установить личный контакт с педагогом. При этом особое внимание уделяется воспитанию у педагога воли и способности к выбору, достижения его осмысленности по отношению к собственным действиям [3].

В научно-методическом сопровождении применяется также образовательный консалтинг - система социально-технологических консультационно-методических приемов, которые используются для осуществления проектирования процесса инновационного развития образовательного учреждения и системы образования педагогов, включающая в себя разработки методик менеджмента и планирования образовательной деятельности.

Образовательный консалтинг проводится по нескольким направлениям: 1) диагностика, предоставление рекомендаций, содействие во внедрении какого-либо проекта; 2) содействие организации в самостоятельной выработке нужных для ее развития решений (в этом случае роль консультанта состоит в том, чтобы с помощью определенных процедур создать условия для разработки плана действий); 3) содействие в осуществлении самоорганизации и саморазвития; организация совместной деятельности по решению какой-либо проблемы.

Образовательный консалтинг осуществляется с помощью образовательного аутсорсинга - привлечения внешних ресурсов для оказания образовательному учреждению качественных консультационно-методических услуг. При этом учреждение сосредотачивает свои ресурсы на приоритетных видах деятельности, передав поддерживающие функции компетентному партнеру, что способствует повышению его конкурентноспособности.

Консалтинговые услуги состоят в следующем.

  1. Помощь администрации образовательного учреждения в определении направлений развития с учетом его ресурсов и приоритетных направлений развития, а также в соответствии с современными преобразованиями в образовании.
  2. Создание документов: программа развития и образовательная программа образовательного учреждения, методические рекомендации по реализации направлений работы в образовательном учреждении, соответствующие требованиям ФГОС.
  3. Информирование об изменениях, происходящих в официальных документах (Законе об образовании, программах развития образования, ФГОС).
  4. Осуществление рассылки о мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней, соответствующих направлениям развития учреждения.
  5. Информирование о повышении квалификации с целью саморазвития педагогов в различных образовательных учреждениях города и страны в очной и дистанционной форме, о получении высшего образования по направлениям деятельности учреждения.
  6. Оказание содействия в написании статей, выступлений и т.п.
  7. Помощь в создании материала для презентации выступлений, выставок и др.
  8. Помощь в оформлении материалов для грантов, инновационных проектов и др. по направлениям развития образовательного учреждения.
  9. Осуществление коучинга всех участников образовательного процесса.
  10. Осуществление тьюторского сопровождения, способствующего индивидуализации образования, выявлению и развитию образовательных мотивов и интересов субъектов образовательного процесса [2].

Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов на основе выделенных технологий возможно реализовывать также с помощью таких инновационных форм организации профессиональной деятельности как:

  • педагогические сообщества, которые создаются на добровольной основе из педагогических работников различных образовательных учреждений, нацеленных на совместное решение насущных проблем;
  • пилотные и инновационные площадки, осуществляющие проверку новых форм и методов осуществления воспитательно-образовательной деятельности;
  • сетевые структуры (в том числе с использованием Интернет-ресурсов), объединяющие образовательные учреждения и обеспечивающие доступ к нормативно-правовым документам, методическим рекомендациям, дистанционным конференциям, вебинарам;
  • виртуальная образовательная среда, обеспечивающая становление информационно-коммуникационной компетентности педагогов;
  • социальное партнерство, предполагающее консолидированное участие общества, а, значит, и изменение профессиональной компетентности педагога. [4, 5, 7].

Обобщая отметим, что выбор той или иной технологии научно-методического сопровождения зависит от уровня развития педагогического коллектива, уровня квалификации педагогов и руководителей образовательного учреждения, а также от специфики предлагаемых педагогам форм образовательной деятельности.

Статья печатается при поддержке РГНФ. Проект № 14-06-12004 поддержан Российским Гуманитарным Научным Фондом

Рецензенты:

Корепанова М.В., д.п.н., профессор, декан факультета дошкольного и начального образования, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.

Николаева М.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Гончарова О.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15638 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674