Слабоустойчивые природные системы (популяции или природные комплексы) – это системы с сильно флуктуирующей структурой воспроизводственной динамики, воспроизводство которых зависит от системообразующего воспроизводственного природного ресурса, поступающего в систему из внешней среды (вода речная или дождевая; гумус, приносимый паводком, количество солнечной энергии). Социохозяйственная система слабоустойчивых природных систем (и хозяйственная, и социальная), изымая, постоянную весомую часть системообразующего природного ресурса или разрушая структуру его природного усвоения, тем самым изменяя структуру природной воспроизводственной динамики и, таким образом, инициирует процесс природной деградации, а также значительно приближает возможное (вероятное) состояние природной системы к границе устойчивости (за которой находится область траекторий динамики, приводящая природную систему к гибели).
Деградация природы вызывает:
-
рост затрат на воспроизводство природного фактора и, следовательно, снижение его эффективности; что в условиях сильных флуктуаций и различной эффективности и ресурсоемкости производств приводит часть экономических субъектов к банкротству;
-
падение качества жизни (деградация среды обитания) населения таких социально-экономических систем.
Взаимовлияние перечисленных выше факторов деградации природы обуславливают, помимо всего и социально-экономическую неустойчивость таких систем.
Волго-Ахтубинская пойма, расположенная на территории Волгорадской, Астраханской областей и республики Калмыкия, может быть отнесена к таким социохозяйственным слабоустойчивым природным системам. Волго-Ахтубинская пойма – уникальное природное образование в полупустынной зоне юга России, последний, практически единственный участок долины Волги, сохранивший естественное строение.
Волго-Ахтубинская пойма – особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма.
Статус регионального природного парка за территорией Волго-Ахтубинской поймы закреплен в Постановлении Главы Администрации Волгоградской области № 917 от 17.06.2010 [1]. Согласно данному положению территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, находящейся в ведении органов исполнительной власти Волгоградской области. Закрепление правового положения природоохранной территории позволяет решать природоохранные, экологические, рекреационные, историко-этнографические и научно-исследовательские задачи, решение которых имеет не только региональное, но и всероссийское и международное значение. По совокупности показателей экологические системы поймы отнесены к первой категории международной значимости. Для Волгоградской области Волго-Ахтубинская пойма выполняет роль регулятора состава атмосферного воздуха городов Волгограда и Волжского.
Волго-Ахтубинская пойма является примером территории с высоким уровнем стратификации и экологической неустойчивости. Природный ландшафт поймы обусловлен весенним паводком, заливающим существенную часть ее низменных областей. Создание каскада крупнейших гидро-энергетических узлов и водохранилищ на р. Волге нанесло ощутимый ущерб природным комплексам Нижнего Поволжья и Волго-Ахтубинской поймы, привело к нарушению стока наносов и изменению руслоформирующих процессов. В условиях зарегулированности реки Волги весенний паводок в Волго-Ахтубинскую пойму полностью регулируется пропуском воды через створ плотины Волжской ГЭС. Существующие в течение полувека параметры паводкового режима Волго-Ахтубинской поймы стали причиной прогрессирующей деградации ее природной системы [2, 121]. Обезвоживание поймы усугубляется незаконным возведением местными жителями и хозяйствующими субъектами несанкционированных дамб.
Строительство объектов транспортной инфраструктуры активизировало другую существенную проблему сохранения природного парка – усилившийся в последние годы процесс урбанизации территории. Ведется как незаконная застройка земель, так и изъятие из состава парка части его территорий, прилегающих к существующим населенным пунктам и объектам инфраструктуры (утверждаются новые генеральные планы муниципальных образований, расположенных на территории поймы).
Усиливая друг друга, инфраструктурный и урабанизационный факторы стимулируют дальнейшее снижение параметров гидрологического режима и, следовательно, рост темпов оскудения водных запасов поймы, являющихся основой пойменной природы. Предпринимаемые в настоящее время попытки осуществления гидротехнических проектов, направленных на локализацию проблемы обезвоживания, очевидно, не изменят негативной тенденции роста неустойчивости социоприродохозяйственного развития территории Волго-Ахтубинской поймы.
Несмотря на охранный статус, территория Волго-Ахтубинской поймы является местом жительства значительного количества населения и, соответственно, на территории ведется хозяйственная деятельность.
Материалы и результаты исследования
Цель исследования – выявить особенности социально-экономического положения муниципалитетов, расположенных на территории Волго-Ахтубинской поймы (в сравнении со средними значениями других муниципальных районов Волгоградской области).
В качестве материалов исследования использована база данных муниципальной статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Для проведения оценки социально-экономического состояния территории Волго-Ахтубинской поймы рассмотрим основные муниципальные районы, расположенные на этой территории:
Согласно п. 1.4. Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» (утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 г. N 917) Природный парк расположен на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области в пределах границ (согласно приложению).
В приложении к данному Положению о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» приведена карта, но ее качество и степень детализации не позволяют со 100% точностью определить границы природного парка и определить перечень расположенных на его территории муниципальных образований.
Поэтому, сопоставив ряд карт, авторами учитывались данные по следующим муниципальным образованиям для анализа социально-экономических процессов:
1. Муниципальные образования Среднеахтубинского района Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма»: Городское поселение г. Краснослободск, Кировское сельское поселение, Клетское сельское поселение, Красносельское поселение, Куйбышевское сельское поселение, Суходольское сельское поселение, Фрунзенское сельское поселение;
2. Муниципальные образования Ленинского района Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма»: Каршевитское сельское поселение, Маякское сельское поселение, Покровское сельское поселение.
Ряд муниципальный образований Ленинского района имеют часть своей территории в границах природного парка: город Ленинск, Бахтияровское, Заплавненское, Колобовское, Маляевское и Царевское сельские поселения. Учитывая то, что основные населенные пункты перечисленных поселений находятся за границами природного парка – на данном этапе анализа их также можно исключить.
В Светлоярском районе Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма» находятся 2 муниципальных образования, а именно 2 хутора Грамки и Барбаши. Так как данные исключительно по этим хуторам не собираются, использовать данные городского поселения Светлый Яр не целесообразно, так доля этих хуторов в хозяйстве городского поселения будет незначительна, а сам поселок Светлый Яр располагается вне территории поймы. Поэтому в исследовании Светлоярский район не учитывался.
Таким образом, приведенные ниже показатели по социально-экономическому развитию территории Волго-Ахтубинской поймы отражают социально-экономическое состояние перечисленных выше муниципальных образований.
Демографические характеристики определяют состояние и перспективы развития любой социально-экономической системы. Тенденции рождаемости, миграций и смертности оказывают более существенное влияние на развитие экономики, чем любая другая сложившаяся система (общественных отношений, финансовая и др.), какой бы развитой она ни была [4, 10]. Поэтому, в первую очередь, проведен анализ демографической нагрузки территории Волго-Ахтубинской поймы
Согласно рис. 1 и рис. 2, население в регионе увеличивается, однако индекс роста населения крайне низкий (см. таблицу 1).
Рис. 1. Динамика совокупной численности населения муниципальных образований Волго-Ахтубинской поймы
Таблица 1
Индекс роста населений муниципальных районов и поселений Волго-Ахтубинской поймы
Территория |
2012 |
2013 |
2014 |
Ленинский муниципальный район |
100,6 |
100,9 |
101,0 |
Среднеахтубинский муниципальный район |
100,2 |
100,7 |
101,0 |
Поселения Волго-Ахтубинской поймы |
100,3 |
101,3 |
102,1 |
В данных иллюстрациях представлены данные, начиная с 2011 года, что связано с отсутствием данных по населению по муниципальным образованиям регионов, тем более что исследуются даже не отдельные поселения, а территория Волго-Ахтубинской поймы. В статистических сборниках Росстата представлена информация по отдельным регионам, статистическая база по населению отдельных муниципальных образований стала публиковаться лишь с 2011 года, что представляет определенные трудности в демографических исследованиях.
Если рассмотреть показатель плотности населения, то по данной территории его значение составляет от 272 (город Краснослободск) до 3,5 чел./км2 (Краснооктябрьское поселение Ленинского муниципального района), в целом по Волгоградской области этот показатель составляет 23,1 чел./км2, в городе Волгоград этот показатель значительно выше – 1184.59 чел./км² [5]
В структуре населения Волго-Ахтубинской поймы 46% составляют городские жители, проживающие в городе Краснослободск, сельское же население составляет 54%.
Анализ миграции населения показал значительное превышение миграционного прироста населения (+347 чел. в 2012 г.) над естественным приростом (-72 чел. в 2013 г.), что отражает общую тенденцию, наблюдаемую на всей территории Волгоградской области (рис. 4). Поэтому можно сделать вывод, что источником роста населения является миграция.
В целом демографическая ситуация поселений Волго-Ахтубинской поймы отражает тенденции демографической ситуации в целом по области и характеризуются продолжающимся процессом естественной убыли населения в результате превышения числа умерших над числом родившихся, однако в последний год отмечается незначительный прирост населения, источником которого явилась миграция.
Анализ хозяйственной деятельности также затруднен из-за отсутствия подробной статистической информации по муниципальным образованиям, расположенным на территории Волго-Ахтубинской поймы. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) на официальном сайте публикует в свободном доступе Базу данных показателей муниципальных образований. Однако анализ представленной в ней информации показал, что по муниципальным образованиям Волгоградской области, расположенным на территории Волго-Ахтубинской поймы данные по сельскому хозяйству ограничиваются одним лишь показателем «Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах населения сельских поселений, гектар» и ограничиваются 2009 годом. Однако никаких данных по объему производства сельского хозяйства, индексам производства продукции сельского хозяйства нет. Невозможно найти данную информацию и в свободном доступе на сайте Администрации субъектов РФ или тем более муниципального образования. Поэтому анализ экономического состояния проведен по ограниченному числу показателей.
Хозяйственное освоение пойменных территорий имеет ряд экологических ограничений, связанных с необходимостью сохранения уникальной экологической системы, образованной между Волгой и Ахтубой. Поэтому основным видом экономической деятельности на территориях, разрешаемых к освоению, остается сельское хозяйство, хотя в общей доле данного вида экономической деятельности по Волгоградской области вклад этой территории незначителен.
Крупных промышленных предприятий на территории поймы нет, промышленность в райцентрах представлена предприятиями четырех отраслей: машиностроение, пищевая, строительная и деревообрабатывающая. Удельный вес промышленности районов составляет 0,57% в объеме промышленного производства области. Основные рыбопромысловые водоемы Волго-Ахтубинской поймы находятся в пределах Ленинского района, вылов рыбы стабильно сокращается. Особую ценность река Ахтуба и ерики Волго-Ахтубинской поймы представляют как нерестилища ценных промысловых рыб. Один из наиболее драгоценных объектов охраны Волго-Ахтубинской поймы – это последние оставшиеся на Волге наиболее продуктивные естественные нерестилища осетровых площадью 250 га. Они расположены на участке реки от плотины Волгоградского гидроузла до села Черный Яр. Это верхняя и средняя нерестовые зоны, протяженностью 138 км. Всего в коренном русле Волги функционирует 23 нерестилища площадью 374 га и 15 нерестилищ в Ахтубе – 51,5 га. В настоящее время естественное воспроизводство осетровых в Волге подорвано, сохранение и восстановление его еще возможно, но для этого требуются незамедлительные меры.
Последнее время активно развивается туристическая деятельность, появляются базы отдыха и предлагаются разнообразные туры по территории поймы, однако поступления в бюджеты муниципальных образований малы.
Наиболее доступными являются сведения по объему инвестиций в основной капитал. На рис. 2 представлен среднедушевой объем инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета. В целом по Волгоградской области среднедушевые показатели составляют в 2013 году 48715 тыс. руб. на чел., что практически в 10 раз выше.
Рис. 2. Среднедушевой объем инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета, руб. на чел.
Анализ бюджетной результативности муниципалитетов (среднедушевые консолидированные доходы местных бюджетов, руб. на чел.) и бюджетной обеспеченности муниципалитетов (среднедушевые консолидированные расходы местных бюджетов, руб. на чел.) представлен в таблице 2.
Таблица 2
Бюджетная результативность и обеспеченность муниципалитетов, 2013 г.
Территория |
Бюджетная результативность муниципалитетов, руб. на чел. |
Бюджетная обеспеченность муниципалитетов, руб. на чел. |
Ленинский муниципальный район |
4832 |
4873 |
Среднеахтубинский муниципальный район |
4626 |
3854 |
Поселения Волго-Ахтубинской поймы |
3392 |
3467 |
В целом по Волгоградской области эти показатели составляют: бюджетная результативность – 32798 руб.на чел. (2012 г.), бюджетная обеспеченность – 36210 руб. на чел. Таким образом, имеет место значительный бюджетный разрыв, несмотря на проводимую региональными властями политику бюджетного выравнивания.
Последний показатель, характеризующий деятельность муниципальных образований - Бюджетная задолженность муниципалитетов (отношение совокупного дефицита местных бюджетов к консолидированным расходам), %, что и представлено на рис. 3. За последние три года практически во всех муниципальных образованиях наблюдалась бюджетная задолженность.
Рис. 3. Бюджетная задолженность муниципалитетов (отношение совокупного дефицита местных бюджетов к консолидированным расходам) в 2001, 2012 и 2013 гг., %
Таким образом, анализ социально-экономического состояния муниципальных образований территорий Волго-Ахтубинской поймы показал, что основными видами экономической деятельности являются отрасли сельского хозяйства (растениеводство, рыбное хозяйство и рекреационный бизнес), однако общая доля в общем объеме валового регионального продукта по Волгоградской области очень мала – около 0,5%.
На данной территории проживает 1,5% населения Волгоградской области, 46% населения – это городские жители. Прирост населения очень незначителен и происходит за счет миграции населения.
Наиболее важной проблемой остается урбанизации территории и застройка участков, которые отнесены к охраняемой зоне, что запрещено всеми нормативными документами.
Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 14-12-34019 «Проектирование механизмов эколого-экономического управления территориями с низкой социально-экономической устойчивостью»
Рецензенты:
Богачкова Л.Ю., д.э.н, профессор, заведующий кафедрой математических методов и информатики в экономике ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград;
Курченков В.В., д.э.н, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Шевандрин А.В., Петрова Е.А., Воронин А.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СЛАБОУСТОЙЧИВЫХ ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15628 (дата обращения: 19.02.2025).