Лонгитудинальные исследования морфофункционального состояния детей и подростков по сравнению со сверстниками 60-х и 80-х гг. прошлого столетия убедительно показывают снижение функциональных показателей на фоне тотального увеличения размеров тела и ускорения биологического развития. Подобная картина наблюдается в разных регионах страны, в разных возрастных группах. По мнению ведущих ученых страны, полученные результаты диктуют необходимость дальнейшего поиска причин этого явления, разработки современных нормативов для оценки физического развития, пересмотра нормативов биологического развития школьников [1].
Приреализации ГТО-2014 следует, на наш взгляд, обратить серьезное внимание на печальные факты не просто снижения функциональных возможностей и физической подготовки детей и подростков, но и случаев смертей на занятиях физической культурой. Вот только названия статей с одной страницы Российской газеты под рубрикой «Несчастные случаи на уроках физкультуры»: «В Югре школьник умер на тренировке по теннису», «Подросток умер на уроке физкультуры в Пермском крае», «На тренировке в Кировском лицее умер ребенок», «Студент погиб на уроке физкультуре в Томске», «В Архангельске семиклассник умер во время физкультуры», «Стометровка насмерть (студент в Екатеринбурге)» и т.д. [7]. Специалисты в области профилактической медицины в качестве причин этих смертей вправе предположить не столько «несчастные случаи», к которым, скорее, относятся пожары и стихийные бедствия, сколько некачественный медицинской контроль в ходе физического воспитания детей и подростков, несоблюдение федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков [4, 6, 8].
Учтены ли эти факты при разработке нормативов ГТО-2014? В полной ли мере учтены разработки гигиены физического воспитания при планировании внедрения комплекса ГТО в широкую практику [3]? В настоящей публикации представлены первые результаты анализа нормативной базы ГТО-2014.
Цель исследования. Конечную цель исследования, очевидно, следует сформулировать как научное обоснование мер укрепления здоровья подростков и молодежи в ходе реализации ГТО-2014.
Результаты исследования. Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 1165-р и приказом Министерства спорта РФ от 8 июля 2014 года № 575 регламентирован ряд мер, обеспечивающих внедрение комплекса ГТО в широкую практику, в том числе:
- государственные требования к уровню физической подготовленности населения (или нормативы);
- проведение мониторинга внедрения ГТО с последующим докладом Президенту о состоянии физической подготовленности населения;
- утверждение порядка организации и проведения тестирования населения в рамках ГТО;
- разработка, утверждение и реализация программ дополнительного профессионального образования учителей, медицинских работников и организаторов физкультурно-оздоровительной работы;
- утверждение концепции и создание электронной базы данных ГТО;
- утверждение порядка создания центров тестирования;
- разработка, утверждение и реализация федерального статистического наблюдения за реализацией ГТО;
- разработка методических пособий по подготовке граждан к выполнению ГТО и др.
Среди исполнителей некоторых из вышеуказанных мер, по определению, медицинских и гигиенических, Министерство здравоохранения РФ (далее МЗ РФ) тем не менее не указано. В основном исполнение этих мер возложено на Министерство спорта и органы исполнительной власти. На наш взгляд, участие медиков и гигиенистов необходимо в обосновании и мониторинга, и программ образования, и спортивных объектов, и форм электронных баз данных и федеральной статистической отчетности. Возможно, требуют уточнения и предложенные нормативы физической подготовленности населения, в частности, с учетом региональных особенностей физического здоровья детей и подростков в России.
Для ответа на вопрос о нормативах проведено сравнительное исследование нормативов ГТО-2014 [3] и нормативов ГТО-1972 [5], результаты которого для группы мальчиков 11 лет представлены в таблице.
Как видно из таблицы, в целом сдача норм ГТО для мальчиков 11 лет труднее, чем для их ровесников в 1972 году. При сравнении нормативов установлена, во-первых, тенденция удлинения дистанций бега, бега на лыжах, кросса. Так, если в 1972 году мальчики должны были пробежать только 30 м, то сейчас такой дистанции нет, нужно будет пробежать уже 60 м. Особую же тревогу вызывает в качестве обязательного испытания бег на 1,5 или 2 км, поскольку бег на большую дистанцию, помимо прочих качеств, предполагает развития выносливости организма. Согласно рекомендациям академика А.Г. Сухарева, сенситивный период развития выносливости детей и подростков по сравнению с другими физическими качествами и психомоторными функциями начинается в последнюю очередь, позже всех, а именно в 14 лет [2]. Это связано с анатомо-функциональными особенностями организма ребенка: соотношением процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, и, конечно, с развитием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Таким образом, включение в перечень обязательных испытаний ГТО бега на большие дистанции (1,5 и 2 км) для мальчиков в возрасте 11 лет, с позиций гигиены детей и подростков, не рационально, может привести к нарушениям здоровья. Такая же тенденция - увеличения дистанции - отмечена и для испытаний по выбору. 40 лет назад дистанция бега на лыжах для мальчиков 11 лет составляла 1 км, а теперь 2 км. Дистанция кросса без учета времени (для бесснежных районов) раньше составляла 1000 м на золотой значок, а на серебряный даже 500 м, а теперь 3000 м на все знаки - бронзовый, серебряный и золотой.
Сравнительная характеристика нормативов ГТО 1972-го и 2014 гг. для мальчиков 11 лет* |
|||||||
№ п/п |
Виды упражнений |
Нормы 1972 года |
Нормы 2014 года |
Оценка норм 2014 г. по сравнению с 1972 г. |
|||
на серебряный значок |
на золотой значок |
на бронзовый знак |
на серебряный знак |
на золотой знак |
|||
1. |
Бег 30 м (сек.) 60 м (сек.) 1,5 км (мин, с) или 2 км (мин, с) |
5,8 - - - |
5,2 - - - |
- 11,0 8,35 10,25 |
- 10,8 7,55 10,00 |
- 9,9 7,10 9,30 |
- труднее труднее намного труднее |
2. |
Прыжок в длину (см) |
310 |
340 |
280 |
290 |
330 |
легче |
3. |
Метание теннисного мяча (м) |
30 |
35 |
25 |
28 |
34 |
легче |
4. |
Плавание без учета времени (м) 50 м (мин., сек.) |
25 - |
- 1,20 |
50 - |
50 - |
- 0,50 |
труднее труднее |
5. |
Бег на лыжах 1 км (мин., сек.) 2 км (мин., сек.) 3 км (мин., сек.) |
8,00 - - |
7,30 - - |
- 14,10 |
- 13,50 |
- 13,0 |
- намного труднее
|
Без учета времени |
|||||||
В бесснежных районах: Езда на велосипеде 5 км (мин.) или Кросс без учета времени (м) |
16
500 |
15
1000 |
-
3000 |
-
3000 |
-
3000 |
- намного труднее |
|
6. |
Подтягивание на перекладине (количество раз) |
3 |
5 |
3 |
4 |
7 |
труднее |
7. |
Количество испытаний (тестов): обязательных |
7 |
4 |
легче |
|||
по выбору |
6 |
6 |
так же |
||||
всего (необходимо для получения знака отличия) |
7 |
9 |
6 |
7 |
8 |
легче |
|
* - официальные источники информации [3, 5] |
Во-вторых, усложнена сдача ГТО для мальчиков 11 лет и в отношении плавания (испытание по выбору в нормах 2014 года). Если 40 лет назад на серебряный значок 11-летний мальчик должен был проплыть без учета времени 25 м, то теперь уже 50 м. На золотой значок в 1972 году ребенку нужно было проплыть дистанцию 50 м за 1 мин. 20 сек, а теперь за 50 сек.
Выросли требования и к силе ребенка. 40 лет назад 11-летний мальчик должен был подтянуться на серебряный и золотой значок, соответственно, 3 и 5 раз, а в настоящее время - 4 и 7 раз.
Упрощение сдачи нормативов отмечено в этой половозрастной группе лишь по двум позициям: прыжок в длину и метание теннисного мяча. Упрощение, на наш взгляд, незначительное - на 10-20 см (прыжок) и 1-2 м (метание). К облегчению нормативов можно, вероятно, отнести и некоторое снижение количества испытаний, необходимых для получения золотого знака ГТО (в 1972 году оно составляло 9, в 2014-м году - 8), а также большая возможность выбора испытаний ГТО-2014 по сравнению с ГТО-1972. Нужно иметь в виду, что возможность выбора в реальности будет обусловлена материально-техническими возможностями организации ГТО (наличием или отсутствием бассейна, тира, винтовок, лыж и проч.). В связи с материально-технической базой ГТО возникает гигиеническая проблема разработки санитарных правил и норм специальных центров тестирования, в которых должны проводиться испытания ГТО, согласно п. 19 Распоряжения Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 1165-р [10]. Очевидна необходимость гигиенической регламентации этих центров, но МЗ РФ среди исполнителей этого пункта нет.
Следующий вопрос касается пп. 4 и 17 Распоряжения Правительства РФ: о мониторинге и базе данных ГТО. В этой связи следует вспомнить о Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи», представляющей собой «систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и являющейся «частью социально-гигиенического мониторинга (далее СГМ), проводимого МЗ РФ» [9]. Внедрение ГТО-2014 требует, на наш взгляд, уточнения СГМ в части гармонизации с юридической базой ГТО, в частности, разработки перечня показателей Федерального и регионального информационных фондов СГМ, аналитического аппарата, схемы принятия управленческих решений.
Заключение. Первые результаты сравнительной оценки нормативов ГТО 2014-го и 1972-го годов свидетельствуют, на наш взгляд, о недостаточном учете анатомо-функциональных особенностей детского организма и ухудшения здоровья детей и подростков при разработке норм ГТО-2014. Нормативы ГТО-2014 для мальчиков 11 предъявляют большие, чем в 1972 году, требования к организму.
В итоге анализа юридической базы ГТО-2014 выявлен ряд гигиенических и медицинских задач. Отнюдь не стремясь поставить под сомнение необходимость введения в стране Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, более того, желая избежать компрометирующих его ситуаций, авторы считают необходимым подчеркнуть необходимость участия гигиенистов и врачей в разработке нормативной базы комплекса ГТО, в части его научно-методического обеспечения и надзора за соблюдением санитарного законодательства как преследующего главную цель ГТО - «развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения» [11].
Рецензенты:
Ширинский В.А., д.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.
Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом ГДП ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Гудинова Ж.В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н., Семенова Н.В., Гегечкори И.В. ГТО-2014: ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15610 (дата обращения: 20.02.2025).