Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕДРЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Бурганова Н.Т. 1
1 Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В предлагаемой статье рассматривается идея внедрения коммуникативного тренинга в учебный процесс при развитии коммуникативной компетенции студентов. Автор рассматривает одно из педагогических условий по развитию коммуникативной компетенции студентов – это использование в учебном процессе коммуникативного тренинга. Основная цель тренинговых занятий – развитие коммуникативной компетенции, так как на ее основе происходит овладение специальными навыками делового общения. Универсальные коммуникативные навыки обеспечивают взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. Они являются общечеловеческой ценностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и развить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность. Основными задачами тренинга являются обучение анализу и прогнозированию поведения партнеров; навыкам установления делового контакта; навыкам эффективного общения, а также развитие навыка коррекции эмоционального состояния партнера; навыка целеполагания и планирования. Практическая реализация данного педагогического условия представляет собой один из актуальных вопросов образовательной практики совершенствования профессиональной компетентности выпускника, поскольку ее результаты углубляют, расширяют и конкретизируют современные представления о конкурентоспособном и востребованном специалисте на рынке труда.
учебный процесс
развитие
коммуникативная компетенция
коммуникативный тренинг
1. Бурганова Н.Т. Развитие коммуникативной компетенции студентов технического вуза средствами гуманитарных дисциплин: Монография. - Казань: Издательство «Отечество», 2013. - 160 с.
2. Валеева Р.А., Хакимова Е.К. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: www.science-education.ru/115-12142 (дата обращения: 20.02.2014).
3. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – Спб.: Речь, 2004. – 208с.
4. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2004. – 256 с.
5. Biktagirova G.F., Valeeva R.A. Technological Approach to the Reflection Development of Future Engineers //2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). pp.439-440;URL:http://ieeexplore.ieee.org/search/searchresult.jsp?matchBoolean=true&newsearch=true&searchWthin=p_First_Names%3ARoza&searchWithin=p_Middle_Names%3AA.&searchWithin=p_Last Names%3AValeeva
6. Hymes D.(1994). On Communicative competence. In: J.B. Pride, J. Holmes. Sociolinguistics. Pp. 52-131.Harmondsworth: Penguin Books.
7. Parry S.B. (1996). The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study. Training, 33, 48-56.

Проблема подготовки студентов - будущих специалистов профессионалов в вузе в условиях перехода к новым формам общественных отношений в России является важной в условиях изменения в социально-экономической жизни общества и обострения ситуации на рынке труда. Конкуренция между специалистами и работниками выявила актуальность выявления возможностей высшего образовательного учреждения по развитию конкурентоспособной полноценной личности, самостоятельного субъекта, принимающего ответственные решения [2].

Эффективность решения данной проблемы зависит не  только от обучения будущих специалистов новейшим технологиям, но и от развития культуры общения будущих специалистов. От выпускников сегодня требуется владение не только профессиональными, но и хорошо развитыми коммуникативными компетенциями [5]. Динамичный характер жизни и профессиональной деятельности требуют от них таких качеств как коммуникабельность, умение быстро вливаться в производственный коллектив, готовность быстро адаптироваться к новым условиям работы и регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности, самостоятельность, ответственность и готовность решать задачи в нестандартных условиях [6]. Это, в первую очередь, означает умение работать в команде на общий результат, участвовать в принятии рациональных решений, умение сделать понятным смысл своего высказывания для других и понимать точку зрения своих партнеров. Кроме того, необходимо уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, учитывать содержательную критику. Ежедневно приходиться иметь дело с большим количеством информации, которую нужно уметь правильно принять, переработать и передать, что трудно сделать, если недостаточно развита коммуникативная компетенция [7]. Овладение и эффективное применение норм и правил общения может сыграть немаловажное, а порой даже и решающее значение для роста, престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала специалиста.

Цель настоящей статьи: рассмотреть одно из педагогических условий по развитию коммуникативной компетенции студентов -использование в учебном процессе коммуникативного тренинга.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, философской и методической литературы по проблеме исследования, целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент в различных его видах; педагогическая интерпретация результатов исследования.  

Результаты исследования. Как показало исследование,  развитию коммуникативной компетенции у студентов вуза способствует, по нашему мнению, реализация следующих педагогических условий: обогащение содержания курса «Психология и педагогика» ситуациями социального взаимодействия, в условиях производства; выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих познавательную активность и самостоятельность студентов технического вуза; использование в учебном процессе коммуникативного тренинга; систематический мониторинг уровня развития коммуникативной компетенции студентов, направленный на выявление соответствия учебного процесса предполагаемому результату, конечной цели обучения [1, с.17].

Как нам представляется, каждое из этих условий должно продуктивно взаимодействовать друг с другом.

В данной статье мы рассмотрим одно из педагогических условий по развитию коммуникативной компетенции студентов - это использование в учебном процессе коммуникативного тренинга.

Коммуникативный тренинг, представляющий собой средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Коммуникативный тренинг заключается в выработке коммуникативных умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний. Исследования в этой области активно проводились Н.П. Аникеевой, Ю.Н. Емельяновым, В.А. Кан-Калик, Ю.М. Жуковым, Н.В. Клюевым, А.А. Леонтьевым, А.Т. Лидерс, И.А. Мальхановой, Г.Б. Мониной, Л.А. Петровской, С.В. Петрушиным, Ю.В. Суховершиной, Е.В. Сидоренко, Е.П. Тихомировой, Ю.А. Фоминым и др. Тренинг делового общения и взаимодействия направлен на развитие следующих социально-психологических умений: психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение; поддерживать общение, стимулировать активность партнера; психологически точно определять «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные действия; психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников; овладевать и удерживать инициативу в общении; спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению; формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении и др.

Тренинг делового общения позволяет отработать навыки установления, поддержания контакта и выход из него; навыки манипулирования действиями  партнера по общению. В процессе коротких лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, студенты учатся учитывать эмоциональные состояния партнеров по общению и эффективно совершать коммуникацию в конфликте. Тренинг также позволяет развить у студентов не только способность фиксировать, различать и запоминать всю совокупность невербальных сигналов, получаемых от партнеров по общению, но и способность прогнозировать поведение партнеров по  общению, предвидеть последствия своих влияний на них. Тренинг дает возможность студентам осознать различия между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением партнеров по общению и их источников, сформировать навыки самопрезентации собственного уверенного поведения. По мнению Л.А. Петровской, коммуникативный тренинг - это средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения [3, с.83].

Учебно-тренинговые ситуации можно условно разделить на 4 основные группы: ситуации социально-статусных взаимоотношений; ситуации ролевых отношений; ситуации взаимоотношений совместной деятельности; ситуации нравственных взаимоотношений.

Участники коммуникативного тренинга овладевают различ­ными способами межличностного взаимодействия, становятся более компе­тентными в общении. Работа тренинговых групп организуется в соответствии с принципами: добровольного участия, постоянной самодиагностики с использованием тестов, взаимодействия с другими участниками в стиле диалога, реализации постоянной обратной связи, оптимизации развития, гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер, обеспечения свободного пространства (свободного перемещения в аудитории).  При этом основными гуманистическими идеями тренинга являются: не принуждать человека, не давить на него; помочь ему стать самим собой, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

Тренинги общения, прежде всего, направлены на саморазвитие. Общение на тренинговых занятиях строится таким образом, чтобы в процессе коммуникации студенты овладевали новыми средствами коммуникации, тренировались в использовании их в процессе общения, учились ана­лизировать свою коммуникативную деятельность. Важным моментом в коммуникативном тренинге является формирование умения организовать положительную обратную связь в общении. Учиться реализовать положительную обратную связь можно обращаясь в форме «Я-высказывания» и «Ты-высказывания». Сущность «Я-высказывания» заключается в осознании своих чувств в ситуации общения и назывании их партнеру по общению. «Я-высказывание» обязательно включает в себя три компонента: описание ситуации, вызвавшей напряжение; точное название своего чувства в этой ситуации; название причин воз­никновения напряжения.

Тренинг коммуникативных умений осуществлялся на шести занятиях в каждой группе. Перед каждым занятием ставились конкретные цели. Любая форма коммуникативного тренинга требует соответ­ствующей квалификации преподавателя. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности. В тренинге группа совместно с тренером исследует не социально-психологические явления в общем, а те из  них, которые субъективно важны для участников. В тренинге чуть больше страстности и практической заинтересованности, нежели отвлеченного исследования.  Тренинг - это не только воздействие, но и взаимодействие. Это процесс совместного творчества, результатом которого может быть и развитие самого тренера. Коммуникативный тренинг - исследование позиций делового общения и создание эффективных способов их разрешения. В коммуникативном тренинге рассматривается именно та область, которая одновременно является и взаимодействием, и общением. Это общение, которое представляет собой часть взаимодействия, и взаимодействие, которое происходит в форме общения.

На наш взгляд, коммуникативный тренинг позволяет студенту сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы, решить свои личностные коммуникативные барьеры. Задачи коммуникативного тренинга: формирование позиции взаимодействия; межличностное взаимодействие; создание в группе атмосферы доверия и открытости; рефлексивное восприятие ситуаций общения и партнеров по общению; невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения; самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта; технология коммуникации; личное обаяние и общение; помехи в общении; расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизация процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей и др.

В коммуникативном тренинге развиваются такие формы поведения как перцепция (восприятие партнера), коммуникация (передача партнеру информации) и интеракция (воздействие на партнера по общению). На тренингах создаются такие условия конструктивного общения, чтобы у студентов развивались коммуникативные качества: анализ ситуации межличностного взаимодействия на основе выявления реакций партнера; извлечение опыта из каждой ситуации, необходимый для успешного общения в дальнейшем; постановка задач самоизменения в коммуникации и их решение с помощью полученного опыта [4, с.176].

Занятия в тренинговых группах позволяют каждому участнику экспериментировать с различными стилями общения, развивать необходимые коммуникативные компетенции, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личную защищенность.

Тренинг коммуникативных умений осуществлялся на шести практических занятиях в группах эксперимента. Перед каждым занятием ставились конкретные цели.

Цель первого занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами прово­димого тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активно­го стиля общения, помочь настроиться на серьезную работу над своими ком­муникативными умениями и навыками.

Цель второго занятия: закрепить активный тренинговый стиль обще­ния, способствовать закреплению навыков самоанализа, обсудить качества, важные для эффективного межличностного общения, ввести игровые проце­дуры для развития коммуникативной компетенции.

Третье занятие должно способствовать сплочению группы и углубле­нию процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа и преодоле­нию психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуни­кативные навыки.

На четвертом занятии происходит закрепление полученных коммуни­кативных навыков и умений, расширение представлений о способах само­анализа и самокоррекции в сфере общения.

Пятое занятие посвящается продолжению работы по самоанализу, со­вершенствованию умений эффективного общения, развитию коммуникативных навы­ков, регулирования эмоционального состояния партнера.

На шестом занятии происходит закрепление коммуникативных навы­ков и умений, подведение итогов тренинга.

Структура коммуникативного тренинга включала в себя следующие коммуникативные техники: техники постановки вопросов (открытые, закрытые, альтернативные), типичные ошибки в постановке вопросов; техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации, информирование, интересный рассказ), типичные ошибки малого разговора; техники вербализации или активного слушания (повторение, перефразирование, интерпретация), типичные ошибки вербализации и способы их преодоления; техники регуляции эмоционального напряжения (подчеркивание общности с партнером, подчеркивание значимости партнера, проявление интереса к проблемам партнера, предоставление партнеру возможности выговориться, признание собственной неправоты, обращение к фактам, спокойный уверенный темп речи, поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела).

В качестве основного метода для изучения результатов развития коммуникативной компетенции был использован метод анализа документов в виде письменных самоотчетов участников. После того как все самоотчеты были собраны, мы получили следующую картину:

41% студентов отметили, что узнали много нового о себе, о своих возможностях, сделали о себе открытия, выявили в себе лидерские качества по организации деловой совместной деятельности, отработали навыки убеждения, умения выступать перед аудиторией. Получили важную информацию об общении: обрели знания, собрали воедино мысли, поняли, что отношения строит сам человек, узнали новые задания и упражнения.

37% студентов нашли друзей, научились дружить, испытали сильные переживания, испытали сильную эмоциональную разрядку, учились контролировать свои эмоции в ситуациях спора, учились использовать невербальные средства при общении с собеседником; открыли для себя мир другого человека, осознали, что все мы разные, и у каждого человека своя психология, свой загадочный мир; у 7,2% студентов возник интерес к психологии общения и психологии личности, стало интересно наблюдать за собой и анализировать свои действия.

15,8% студентов стали более открытыми, «мы тут говорили правду», «смог убрать защиту от других», познали ценность общения, «стал ценить роскошь общения»; решили проблемы в общении, ушла душевная боль, «преодолели ряд речевых барьеров», испытали опыт нового общения, «научились понимать жизненные непривычные ситуации».

6,2% получили толчок к саморазвитию, «наступил перелом в жизни», «постараюсь теперь многое в себе изменить», «понял, что надо работать над собой», « открыл стимул к творчеству»; увеличили в себе самопринятие, обрели себя.

Заключение. Надо отметить, что коммуникативный тренинг способствовал не только приобретению студентами профессионально важных качеств и умений, но и созданию условий для разрешения личностных проблем и преодоления коммуникативных барьеров. Тренинг позволил отработать навыки установления и поддержания контакта и выхода из него; навыки манипулирования действиями партнера по общению. Во время семинарских и практических занятий студенты научились учитывать эмоциональное состояние партнеров по общению и эффективно совершать коммуникацию в конфликте.

Таким образом, коммуникативный тренинг в деловом взаимодействии развивает коммуникативно благоприятную среду, которая незаметна, но плодотворна.

Рецензенты:

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания, Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,  г. Казань.


Библиографическая ссылка

Бурганова Н.Т. ВНЕДРЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15602 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674