Процессы регионализации экономики России, неравномерность продвижения бюджетных и налоговых реформ усиливают зависимость региональной бюджетной безопасности и темпов социально-экономического развития от эффективности функционирования действующей налоговой системы страны в каждом конкретном регионе. Налоги, собираемые на территории региона, зависят главным образом от роста налогооблагаемой базы, в том числе и в секторе малого и среднего бизнеса. Поэтому чрезвычайно важной становится оценка региональной налоговой системы с позиции регулирования экономического развития территорий, стимулирования бизнеса и согласования экономических интересов всех субъектов рыночного хозяйства[3]. В этой связи актуализируются проблемы оценки и обоснования степени налоговой нагрузки для различных хозяйствующих субъектов налогообложения в целях повышения фискальной результативности налогового регулирования. Исключительную важность представляет собой комплексная характеристика функционирования налоговой системы в конкретных условиях территорий[2].
Несмотря на обширные исследования налоговой теории в области анализа региональных систем налогообложения, разработки, посвященные методическим принципам определения эффективности функционирования таких систем отсутствуют. В рамках названной проблемы особенно остро ощущается отсутствие обоснованной методики оценки систем налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. Во многих регионах возникла практическая необходимость методически целостного экономико-статистического анализа и оценки эффективности региональных систем налогообложения малого и среднего бизнеса (РСНМСП), что определило постановку научной задачи данного исследования, направленного на разработку требуемой методики [4, 5].
Цель методики заключается в ответе на следующие вопросы.
1. Эффективна ли региональная налоговая политика для развития малого и среднего бизнеса в регионе?
2. Как влияет региональная налоговая политика на структуру налоговых доходов в региональном бюджете?
3. Необходимо ли внесение изменений в РСНМСП?
Расчёты показателей предлагаемой методики проводятся для конкретного региона (субъекта РФ).
Информационная база методики включает следующие статистические данные: валовой региональный продукт; доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте; общая численность населения; численность занятого населения; численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе; налоговые доходы; структура налоговых доходов по видам налогов и формам хозяйствования; налогооблагаемые базы, налоговые ставки.
Этапы проведения методических расчётов.
Этап 1. Формирование совокупности показателей оценки РСНМСП (Таблица 1).
Таблица 1
Система показателей оценки эффективности региональной системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса
№ п/п |
Показатель |
Формула расчета |
Обозначения |
||
1 |
Среднедушевая налоговая квота |
КНЗ=НД/ЧЗН |
КНЗ - среднедушевая налоговая квота; НД - налоговые доходы; ЧЗН - численность занятого населения. |
||
2 |
Среднедушевая налоговая квота по региональным предприятиям, относящимся к малому и среднему бизнесу |
КНЗмсб= НДмсб/ЧЗНмсб |
КНЗмсб - среднедушевая налоговая квота по региональным предприятиям, относящимся к малому и среднему бизнесу; НДмсб - налоговые доходы от предприятий малого и среднего бизнеса; ЧЗНмсб - численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе. |
||
3 |
Валовой региональный продукт на душу населения |
КВРП=ВРП/ОЧН |
КВРП - валовой региональный продукт на душу населения; ВРП - валовой региональный продукт; ОЧН - общая численность населения. |
||
4 |
Показатель налоговой нагрузки |
Ннагрузка = НД/ВРП |
Ннагрузка - налоговая нагрузка. |
||
5 |
Показатель налоговой нагрузки на малый и средний бизнес |
Ннагрузкамсб= НДмсб/ВРПмсб |
Ннагрузкамсб - налоговая нагрузка на малый и средний бизнес. ВРПмсб -валовой региональный продукт от предприятий малого и среднего бизнеса |
||
6 |
Коэффициент уровня налогообложения |
К=КНЗ/КВРП |
К - коэффициент уровня налогообложения |
||
7 |
Удельный вес налоговых доходов от применения специальных налоговых режимов в налоговых доходах |
Кснр = НДснр / НД |
Кснр - удельный вес налоговых доходов от применения специальных налоговых режимов; НДснр - налоговые доходы от специальных налоговых режимов |
||
8 |
Показатели структуры налоговых доходов |
К1=ΣУСН/НД;
К2=ΣЕНВД/НД;
К3=ΣЕСХН/НД;
К4=ΣПатент/НД;
К5=ΣСРП/НД;
К6=ΣНОбщР/НД
К7=Прочие налоги/НД. |
ΣУСН - сумма налоговых поступлений от применения УСН; ΣЕНВД - сумма налоговых поступлений от применения ЕНВД; ΣЕСХН - сумма налоговых поступлений от применения ЕСХН; ΣПатент - сумма налоговых поступлений от применения патентной системы ИП; ΣСРП-сумма налоговых поступлений в результате применения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; ΣНОбщР - сумма налоговых поступлений в результате применения общей системы налогообложения. Прочие налоги - налоги, уплачиваемые налогоплательщиками вне зависимости от вида применяемой системы налогообложения (транспортный налог, налог на землю, на имущество и др.). |
||
9 |
Абсолютное влияние налоговой базы на изменение суммы налога (рассчитывается для каждого вида налога) |
dНБ = (Б1-Б0)*С0 |
dНБ - абсолютное влияние налоговой базы на изменение суммы налогов; Б1 и Б0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном периоде соответственно; С0 - уровень налоговой ставки в базисном периоде. |
||
10 |
Абсолютное влияние налоговой ставки на изменение суммы налога (рассчитывается для каждого вида налога) |
dНс = (С1-С0)*Б1 |
dНс- абсолютное влияние налоговой ставки на изменение суммы налогов; С1 и С0 - размер налоговой ставки в отчетном и базисном периоде соответственно; Б1 - уровень налоговой базы в базисном периоде. |
||
11 |
Абсолютное изменение объема налоговых отчислений по одному виду налога (рассчитывается для каждого вида налога) |
dН = Н1-Н0 = = dНС+dНБ |
dН - абсолютное изменение объема налоговых отчислений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменения объема налоговой базы и изменения налоговой ставки); Н1 и Н0 - объем налоговых отчислений в отчетном и базисном периоде соотв. |
||
12 |
Доля дополнительных отчислений в бюджет за счет изменения объема налоговой базы (рассчитывается для каждого вида налога) |
dΔНБ =dНБ/dН*100%
|
dΔНБ -дополнительные отчисления в бюджет за счет изменения объема налоговой базы.
|
||
13 |
Доля дополнительных отчислений в бюджет за счет изменения налоговой ставки (рассчитывается для каждого вида налога) |
dΔНС =dНС/dН*100%
|
dΔНС -дополнительные отчисления в бюджет за счет изменения объема налоговой ставки.
|
Источник: составлено авторами
Из представленной в таблице 1 совокупности показатели №№ 1,2,4 – 8 выполняют основную роль в проведении оценки РСНМСП. Показатель №3 необходим как вспомогательный для расчетов, показатели 9 – 13 используются для углубленного факторного анализа РСНМСП.
Этап 2. Создание информационной базы за анализируемый период (Таблицы 2, 3).
Период ретроспективного анализа в целях объективной оценки РСНМСП должен быть не менее трех лет.
При расчете некоторых показателей совокупности (Таблица 1) у исследователей могут возникнуть проблемы в связи с отсутствием общедоступной статистической информации, аккумулируемой Росстатом, ФНС и Администрациями субъектов РФ.
Решение этой проблемы мы видим в добавлении в налоговые декларации дополнительного поля для регистрации факта принадлежности налогоплательщика в отчетном периоде к виду бизнеса и заполнении поля цифрой 1 – для крупных предприятий, цифрой 2 – для средних предприятий, цифрой 3 – для малых и цифрой 4 – для бюджетных учреждений.
Таблица 2
Информационная база методики оценки РСНМСП
Показатели |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
ВРП, тыс. руб. |
377514300 |
433473700 |
498968100 |
Доля валовой добавленной стоимости малых предприятий в ВРП, % |
9,50 |
10,30 |
9,00 |
ВРПмб, тыс. руб. |
35863859 |
44647791 |
44907129 |
ОЧН, чел. |
2614000 |
2607000 |
2595000 |
ЧЗН, чел. |
1254200 |
1229700 |
1226100 |
ЧЗНмб, чел |
197200 |
185900 |
169400 |
НД,тыс.руб |
48289577 |
56116949 |
58305221 |
НДмб,тыс.руб. |
9662459 |
11128652 |
11815817 |
Составлено авторами по условным данным.
Информационная база может быть сформирована как в целом по малым и средним предприятиям, так и раздельно по масштабам бизнеса в зависимости от целей оценивания. В нашем примере информация представлена по малым предприятиям.
Таблица 3
Состав налоговых доходов областного бюджета субъекта федерации
Год |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
|||
Вид налога (в тыс. руб.) |
От всех налого- платель-щиков (НД) |
От малого бизнеса (НДмб) |
От всех налого- платель-щиков (НД) |
От малого бизнеса (НДмб) |
От всех налого- платель-щиков (НД) |
От малого бизнеса (НДмб) |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
1 172 375 |
1 172 375 |
1 343 446 |
1 343 446 |
1 665 835 |
1 665 835 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
1 076 161 |
1 076 161 |
1 157 925 |
1 157 925 |
1 228 783 |
1 228 783 |
Единый сельскохозяйственный налог |
56 377 |
56 377 |
58 082 |
58 082 |
66 075 |
66 075 |
Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации |
6 747 256 |
1079561 |
8 464 216 |
1354275 |
9 826 978 |
1572316 |
Государственная пошлина, сборы в бюджет области |
114 618 |
18338,88 |
160 714 |
25714 |
175 108 |
28017 |
Налог на добычу нефти, полезных ископаемых, газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья |
703672 |
112588 |
42 073 |
6731,68 |
40 869 |
6539,04 |
Налог на доходы физических лиц |
17 360 526 |
2777684 |
18 455 845 |
2952935 |
20 219 544 |
3235127 |
Налог на имущество |
7 122 072 |
1139532 |
7 906 613 |
1265058 |
7 649 283 |
1223885 |
Налог на прибыль организаций |
12 988 781 |
2078205 |
17 555 894 |
2808943 |
16 426 517 |
2628243 |
Транспортный налог |
790 986 |
126557,76 |
970 641 |
155302,56 |
1 004 654 |
160744,64 |
Прочие налоги |
156753 |
25080 |
1500 |
240 |
1575 |
252 |
Итого налогов регионального бюджета (НД) |
48 289 577 |
9 662 459 |
56 116 949 |
11 128 652 |
58 305 221 |
11 815 817 |
Составлено авторами по условным данным.
Этап 3. Расчет показателей налоговой нагрузки на малый бизнес в сравнении с показателями региона
Таблица 4
Расчет показателей оценки РСНМСП за период (на примере малых предприятий)
Показатели
|
1-й год |
2-й год |
3-й год |
КНЗ=НД/ЧЗН, руб/чел. |
38502,294 |
45634,666 |
47553,398 |
КНЗмб=НДмб/ЧЗНмб, руб/чел. |
48998,272 |
59863,649 |
69750,989 |
КВРП=ВРП/ОЧН, руб/чел. |
144420,161 |
166272,996 |
192280,578 |
Ннагрузка=НД/ВРП, доля ед. |
0,128 |
0,129 |
0,117 |
Ннагрузкамб=НДмб/ ВРПмб,доля ед. |
0,269 |
0,249 |
0,263 |
К=КНЗ/КВРП, доля ед. |
0,267 |
0,274 |
0,247 |
Составлено авторами по данным таблицы 2.
Сравнительный анализ показателей позволяет выявить, какая часть валового регионального продукта приходится на налоги в общем, а какая на налоги, полученные от субъектов малого и среднего бизнеса. По итогам такого анализа можно сделать вывод о развитии малого и среднего предпринимательства в регионе в сравнении с остальным бизнесом.В нашем примере в течение всего анализируемого периода среднедушевая налоговая квота по малым предприятиям существенно (на 27-47%) превышала аналогичный показатель по региону в целом. Налоговая нагрузка на малый бизнес более, чем в 2 раза превосходила среднюю по региону налоговую нагрузку на валовой региональный продукт.
Региональный коэффициент уровня налогообложения стабилен и его значения меньше единицы, что свидетельствует об эффективном функционировании региональной системы налогообложения в общем.Но при этом неблагоприятная динамика показателей по малым предприятиям характеризует недостаточность усилий региональных властей по налоговому стимулированию развития малого бизнеса, законодательному обеспечению применения более гибких налоговых режимов, создающих стартовые условия для новых малых предприятий и легализации индивидуального предпринимательства.
Этап 4. Расчет факторных и структурных показателей за период.
Метод факторного анализа представляет собой композицию изменения объема поступлений налогов и сборов по сравнению с базовым периодом по факторам, определившим это изменение [1].
Таблица 5
Расчет факторных показателей для упрощенной системы налогообложения (объект: доходы) за период
УСН (Объект: доходы) |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
Налоговая база, тыс. руб. |
8678228 |
10538736 |
12935498 |
Налоговая ставка,% |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
dНб=(Б1-Б0)*С0, тыс.руб. |
- |
111630,480 |
143805,720 |
dНс=(С1-С0)*Б1, тыс.руб. |
- |
0,00 |
0,00 |
dН=dНб+dНс, тыс.руб. |
- |
111630,480 |
143805,720 |
dDНБ =dНБ/dН*100% |
- |
100,00 |
100,00 |
dDНС =dНС/dН*100% |
- |
0,00 |
0,00 |
В данном случае рассмотрим влияние изменения налоговой базы и налоговой ставки на поступление налогов в бюджет.
Рассчитав данные показатели, мы сможем определить влияние налоговой базы и налоговой ставки (факторные признаки) на поступления в бюджет (результативный показатель) в абсолютном выражении и в процентах.
Таблица 6
Расчет факторных показателей для упрощенной системы налогообложения (объект: доходы-расходы) за период
УСН (Объект доходы-расходы) |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
Налоговая база, тыс. руб. |
633522 |
712243 |
829487 |
Налоговая ставка,% |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
dНб=(Б1-Б0)*С0, тыс.руб. |
- |
11808,150 |
17586,600 |
dНс=(С1-С0)*Б1, тыс.руб. |
- |
0,00 |
0,00 |
dН=dНб+dНс, тыс.руб. |
- |
11808,150 |
1758,6600 |
dDНБ =dНБ/dН*100% |
- |
100,00 |
100,00 |
dDНС =dНС/dН*100% |
- |
0,00 |
0,00 |
Таблица 7
Расчет факторных показателей для системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельностиза период
ЕНВД |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
Налоговая база, тыс. руб. |
7744507 |
8772712 |
9438225 |
Налоговая ставка,% |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
dНб=(Б1-Б0)*С0, тыс.руб. |
- |
154230,750 |
99826,950 |
dНс=(С1-С0)*Б1, тыс.руб. |
- |
0,00 |
0,00 |
dН=dНб+dНс, тыс.руб. |
- |
154230,750 |
99826,950 |
dDНБ =dНБ/dН*100% |
- |
100,00 |
100,00 |
dDНС =dНС/dН*100% |
- |
0,00 |
0,00 |
Таблица 8
Расчет факторных показателей для единого сельскохозяйственного налога за период
ЕСХН |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
Налоговая база, тыс. руб. |
2414913 |
2456525 |
2987835 |
Налоговая ставка,% |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
dНб=(Б1-Б0)*С0, тыс. руб. |
- |
2496,720 |
31878,600 |
dНс=(С1-С0)*Б1, тыс. руб. |
- |
0,00 |
0,00 |
dН=dНб+dНс, тыс. руб. |
- |
2496,720 |
31878,600 |
dDНБ =dНБ/dН*100% |
- |
100 |
100 |
dDНС =dНС/dН*100% |
- |
0,00 |
0,00 |
Из данных расчетов явно следует, что на изменение суммы налогов (УСН, ЕНВД, ЕСХН) основное влияние (100%) оказывает налоговая база, т.к. налоговая ставка на протяжении периодаостается неизменной и не оказывает никакого влияния на изменение суммы налогов.
На этапе 4 рассчитываются также показатели структуры налоговых доходов от малого бизнеса, т.к. они также являются факторными:
К1мб=ΣУСН/НДмб;
К2мб=ΣЕНВД/НДмб;
К3мб=ΣЕСХНмб/НДмб;
К4мб=ΣПатент/НДмб;
К5мб=ΣСРПмб/НДмб;
К6мб=ΣНОбщРмб/НДмб;
К7мб=Прочие налогимб/НДмб.
В сумме данные показатели должны давать единицу.
Анализ данных показателей позволит определить, как развивается каждый режим налогообложения в регионе, какие налоговые режимы стимулируются региональной налоговой политикой.
Основные налоговые поступления приходятся на общий режим налогообложения и прочие налоги, уплачиваемые при применении специальных налоговых режимов. Из специальных налоговых режимов малые предприятия чаще всего выбирают УСН, патентная система налогообложения пока не получила должного распространения.
Таблица 10
Расчет показателей структуры налоговых доходов для малых предприятий за период
Коэффициенты |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
К1мб |
0,121 |
0,121 |
0,141 |
К2мб |
0,111 |
0,104 |
0,104 |
К3мб |
0,006 |
0,005 |
0,006 |
К4мб |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
К5мб |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
(К6+К7)мб |
0,761 |
0,770 |
0,749 |
ИТОГО: |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
Этап 5. Динамический анализ за период.
Динамический анализ сводится к расчету абсолютного изменения исследуемых показателей за рассматриваемый периоди темпа их роста (Тр)и прироста (Тпр)в сравнении с аналогичным периодом прошлого года или в сравнении с базовым периодом. Показатели № 1, 2, 6 – должны иметь малые вариации, для показателей № 3, 7 – необходим рост, для показателей №4,5 благоприятна тенденция снижения.
Таблица 11
Динамический анализ показателей оценки РСНМСП за период
Показатель |
КНЗ |
КНЗмб |
КВРП |
Ннагрузка |
Ннагрузкамб |
К |
2-й год: |
|
|
|
|
|
|
d, руб. |
7132,37 |
10865,38 |
21852,84 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
Тр, % |
118,52 |
122,18 |
115,13 |
101,21 |
100,31 |
102,95 |
Тпр, % |
18,52 |
22,18 |
15,13 |
1,21 |
0,31 |
2,92 |
3-й год: |
|
|
|
|
|
|
d,руб. |
1918,73 |
9887,34 |
26007,58 |
-0,01 |
0,00 |
-0,03 |
Тр, % |
104,20 |
116,52 |
115,64 |
90,26 |
92,24 |
90,11 |
Тпр, % |
4,20 |
16,52 |
15,64 |
-9,74 |
-7,76 |
-9,89 |
При анализе динамики могут возникнуть трудности, так как меняются налоговая база и ставки налогов. Также при выполнении данного анализа необходимо учитывать инфляционный фактор.
Этап 6. Установление критериев целевой эффективности РСНМСП для планового периода и расчет ее значения.
Алгоритм действий при установлении функции целевой эффективности РСНМСП (ФЦЭ) на плановый период следующий.
А) Определяются численные значения показателей-факторов ФЦЭ на плановый период:
- темп роста налоговых доходов от предприятий малого и среднего бизнеса (фискальный показатель);
- темп роста доли ВРП от предприятий малого и среднего бизнеса (экономический показатель) ;
- темп роста числа занятых в малом и среднем бизнесе (социальный показатель) ;
- темп роста количества малых и средних предприятий приоритетных для региона видов экономический деятельности (региональный показатель) ;
Б) В зависимости от значимости на плановый период определяются численные значения весов исследуемых показателей. При этом соблюдается правило:
,
Vi – вес соответствующего критерия, i = 1÷ 4.
Численные значения весов определяются исследователями в зависимости от приоритетов развития региона по направлениям – фискальный, экономический, социальный, региональный, но в сумме они не могут превышать единицы.
В) Исчисляется плановое значение ФЦЭ по формуле:
где ФЦЭ – функция целевой эффективности. Плановое численное значение целевой функции исследователем может быть определено в зависимости от решаемых задач.
Для исследуемого субъекта плановое значение функции целевой эффективности фактически не достигнуто – выполнение на 85% (табл. 12).
Этап 7. Заключительные выводы.
После проведения всех рассмотренных выше этапов дается оценка эффективности налоговой политики, проводимой в регионе для малого и среднего бизнеса, и делаются соответствующие выводы.
Таблица 12
Функция целевой эффективности
Показатель |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
|
Плановое значение |
Фактическое значение |
|||
Налоговые доходы от предприятий малого и среднего бизнеса (НДмсб) |
9662459 |
11128652 |
12797950 |
11815817 |
Темп роста налоговых доходов от предприятий малого и среднего бизнесаТр(НДмсб) |
- |
1,151 |
1,151 |
1,061 |
Удельный вес показателя темпа роста налоговых доходов от предприятий малого и среднего бизнеса в целевой функции V1 |
- |
- |
0,1 |
0,1 |
Валовой региональный продукт от предприятий малого и среднего бизнеса (ВРПмсб) |
35863859 |
44647791 |
55809739 |
44907129 |
Темп роста валового регионального продукта от предприятий малого и среднего бизнесаТр(ВРПмсб) |
- |
1,245 |
1,245 |
1,006 |
Удельный вес показателя темпа роста валового регионального продукта от предприятий малого и среднего бизнеса в целевой функции V2 |
- |
- |
0,1 |
0,1 |
Численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе (ЧЗНмсб) |
197200 |
185900 |
223080 |
169400 |
Темп роста численности населения, занятого в малом и среднем бизнесеТр(ЧЗНмсб) |
- |
0,943 |
1,200 |
0,911 |
Удельный вес показателя темпа роста численности населения, занятого в малом и среднем бизнесе в целевой функции V3 |
- |
- |
0,4 |
0,4 |
Количество малых и средних предприятий в регионе (Nмсб) |
102356 |
98723 |
118468 |
110175 |
Темп роста количества малых и средних предприятий в регионе Тр(Nмсб) |
- |
1,206 |
1,200 |
1,116 |
Удельный вес показателя темпа роста количества малых и средних предприятий в регионе в целевой функцииV4 |
- |
- |
0,4 |
0,4 |
Функция целевой эффективности (ФЦЭ) |
- |
- |
1,1996 |
1,0175 |
Они заключаются в ответе на поставленные выше вопросы.
1) Региональная налоговая политика неэффективна с точки зрения развития малого бизнеса.
2) Региональная налоговая политика не оказывает значительного влияния на структуру налоговых доходов в областном бюджете, не стимулирует применение малыми предприятиями специальных налоговых режимов.
3) Необходима коррекция РСНМСП для повышения фискальной, экономической и социальной эффективности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Оценка эффективности региональной системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34029 а/В.
Рецензенты:
Аникина И.Д., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград;
Глущенко А.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и аудита ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Перекрестова Л.В., Иризепова М.Ш., Татаренко Н.Н. МЕТОДИКА ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15572 (дата обращения: 19.09.2024).