Качество оказываемой стоматологической помощи зависит от её территориальной и финансовой доступности для всего населения, обеспеченности профессиональными медицинскими кадрами (врачами-стоматологами, зуботехническим персоналом, медицинскими сестрами и т.д.), его профессиональной подготовки и др. [5]. В оценке состояния организации и качества стоматологической помощи огромное значение имеет мнение населения.
Цель исследования: оценка особенностей действующей системы здравоохранения в оказании стоматологической помощи в районах Ставропольского края.
Материалы и методы. Нами было проведено анкетирование 620 жителей двух районов Ставропольского края (Шпаковского и Предгорного), которые когда-либо обращались за стоматологической помощью. В ходе проведения исследования респонденты заполнили анкеты, включающие в себя следующие вопросы: качество оказываемой помощи; квалификация врачей; безболезненность лечения; доступность и стоимость оказываемой стоматологической помощи в их регионе.
Результаты исследования. В результате проведенного опроса была выявлена высокая потребность жителей обоих районов в стоматологической помощи. Чаще за стоматологической помощью обращались жители Шпаковского района (89,0%), чем Предгорного (54,6%). Половых различий среди обратившихся не было: женщины составили 41,0%, мужчины - 59,0%. Чаще обращались за стоматологической помощью пациенты в возрасте 18-29 лет (40,0%), реже пациенты в возрасте 30-49 лет - 25,5%, 50-70 лет - 19,5%, старше 70 лет - 15%.
В соответствии с действующим законодательством, в рамках ОМС, всем пациентам, обратившимся за медицинской помощью, предоставлялся гарантированный объем бесплатных услуг, поэтому большая часть стоматологических больных обоих районных центров (89,5%) обращались в стоматологическую поликлинику по месту жительства, к которой они прикреплены в соответствии с полисом ОМС. Вместе с тем отмечено, что, по разным причинам, почти каждый пятый краевой житель обращался в другие учреждения (не по месту жительства), в частные клиники, в учреждения, к которым они прикреплены по полису ДМС (табл. 1).
Таблица 1
Выбор населением районных центров места обращения за стоматологической помощью, %
Предпочтение места обращения |
Жители Предгорного района |
Жители Шпаковского района |
Государственное учреждение по месту жительства (бесплатно) |
89,5 |
61,8 |
Поликлиника по полису ДМС |
0,4 |
2,2 |
Государственное учреждение не по месту жительства (платно) |
7,0 |
19,1 |
Частная клиника |
3,1 |
17,0 |
Всего: |
100,0 |
100,0 |
В анкете, составленной нами, особое внимание уделялось следующим критериям: квалификация врачей; доступность стоматологической помощи; близость учреждения к месту жительства, качество оказываемой помощи; безболезненность лечения; стоимость лечения (табл. 2).
Таблица 2
Оценка основных критериев в выборе медицинского учреждения населением Ставропольского края, %
Район |
Критерии |
Итого |
||||
квалификация врача |
доступность |
качество оказываемой помощи |
безболезненность |
стоимость лечения |
||
Предгорный |
15,0 |
28,0 |
13,0 |
19,0 |
25,0 |
100 |
Шпаковский |
15,0 |
29,0 |
14,0 |
19,0 |
23,0 |
100 |
Проведенное анкетирование показало, что только 15% респондентов из общего числа опрошенных жителей обоих районов устраивает квалификация врачей и 19% - безболезненность проводимого лечения. Доступность и качество оказываемой помощи жителей удовлетворяет в равной мере недостаточно: Предгорного района (28% и 13% соответственно), жителей Шпаковского района (29% и 14% соответственно). В настоящее время государственные и муниципальные стоматологические поликлиники оказались в затруднительном финансовом положении, поскольку ОМС не покрывает всех затрат на оказание стоматологической помощи в рамках государственных гарантий. В связи с этим поликлиники часто прибегают к организации дополнительных платных услуг [3; 4]. За счет платных услуг поликлиникам удается частично покрывать расходы на бесплатную стоматологическую помощь. Вместе с тем отношение населения к платным услугам неоднозначно. Среди опрошенных респондентов в целом более 60% положительно относятся к платным услугам в стоматологии: считают, что стоматологическая помощь должна быть платной 10%, а 51,2% жителей обоих районов согласны заплатить за лечение при условии, что «плата будет не очень высокой, а лечение качественным». Однозначно отрицательно к платным услугам относятся 38,8%.
Среди жителей анкетируемых районов готовы заплатить за визит к стоматологу не более 1000 рублей 86,5% населения. 9,5% готовы заплатить от 1000 до 2000 рублей,1,7% - от 2000 рублей и более, и только 2,3% готовы платить «столько, сколько надо».
Среди услуг, которые готовы оплачивать пациенты, в большинстве случаев это протезирование (в 39,8%). 21,0% респондентов согласны заплатить за хорошую анестезию, 11,8% - за качество пломбировочного материала.
Одним из важных показателей качества оказываемой медицинской помощи является отношение медицинского персонала к пациенту. И хотя такие проблемы, как невнимательность, грубость врачей и вымогательство денег, подарков заняли два последних места в перечне проблем, которые видят жители Шпаковского и Предгорного районов, тем не менее имели место и составили 32,1% и 11,3% соответственно (табл. 3).
Таблица 3
Оценка проблем, которые, по мнению жителей Шпаковского и Предгорного районов Ставропольского края, существуют в системе организации стоматологической помощи
Ранговое место |
Проблема |
Удельный вес тех, кто считает это проблемой, % |
|
Предгорный р-н |
Шпаковский р-н |
||
1 |
Устаревшее оборудование |
83,9 |
65,5 |
2 |
Удаленность ЛПУ от места проживания |
55,3 |
48,0 |
3 |
Трудно записаться на прием, наличие очередей |
48,5 |
47,7 |
4 |
Неудобный график работы врачей |
47,8 |
47,5 |
5 |
Необходимость дополнительно платить |
44,3 |
46,8 |
6 |
Низкая квалификация врачей |
44,1 |
43,8 |
7 |
Качество помощи |
41,9 |
40,4 |
8 |
Болезненность проводимого лечения |
40,9 |
39,0 |
9 |
Невнимательность, грубость, спешка врачей |
32,1 |
35,0 |
10 |
Вымогательство денег, подарков |
11,3 |
10,8 |
По мнению большинства жителей сельских районов, основной проблемой, которая стоит сегодня перед системой организации стоматологической помощи области, является устаревшее оборудование. Причем данная проблема ощущается острее в Предгорном районе (83,9%), чем Шпаковском (65,5%). Важными проблемами в равной степени в обоих районах пациенты также считают: удаленность ЛПУ от места проживания, трудности записи на прием и очереди, неудобный график работы врачей. Необходимость дополнительной оплаты услуг, низкая квалификация врачей, качество оказываемой помощи не удовлетворяют около 40% пациентов этих районов.
Тот факт, что проблемы невнимательности, грубости врачей и вымогательства денег занимают два последних места в перечне проблем, которые видят жители края, является положительным.
В ходе проведенного исследования была выявлена высокая потребность населения Ставропольского края в стоматологической помощи.
Большая часть стоматологических больных районных центров обращаются в стоматологическую поликлинику по месту жительства, к которой они прикреплены в соответствии с полисом ОМС: 89,5% - в Предгорном и 61,8% - в Шпаковском. Вместе с тем, по разным причинам, жители данных районов обращались и в другие лечебно-профилактические учреждения. По платным услугам в государственные учреждения (не по месту жительства) обратились 7,0% жителей Предгорного и 19,1% Шпаковского районов. Проводили лечение в частных клиниках 3,1% жителей Предгорного и 17,0% Шпаковского районов. 2,8% жителей из обоих районов лечились в учреждениях, к которым они прикреплены по полису ДМС.
Выводы. Проведенное нами исследование указывает на высокую потребность населения Ставропольского края в качественной стоматологической помощи. Большая часть жителей в случае необходимости обращается в стоматологическую поликлинику по месту жительства, однако почти каждый пятый больной предпочитает обращаться в другие учреждения.
Основными приоритетами при выборе альтернативного медицинского учреждения являются качество помощи, квалификация врачей, доступность помощи, отсутствие очередей. Большая часть населения, более 60%, положительно относится к платным услугам и готова платить за отдельные виды услуг. По мнению жителей, основной проблемой, которая сегодня стоит перед системой организации стоматологической помощи в сельских районах, является устаревшее оборудование. От степени удовлетворенности пациентов от полученной медицинской помощи, от впечатления, производимого учреждением здравоохранения и медицинским персоналом на больных, зависят как их повторное обращение в случае необходимости в это учреждение, так и информация о нем, которая в дальнейшем будет распространяться среди близких и знакомых. Именно мнение населения в конечном итоге формирует имидж лечебного учреждения.
Рецензенты:
Брагин Е.А., д.м.н., профессор, главный врач стоматологической клиники «Стоматология профессора Брагина», г. Ставрополь;
Сирак С.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии ФДПО Ставропольского государственного медицинского университета, г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Мхитарян А.К., Агранович Н.В. ОЦЕНКА КРИТЕРИЕВ ПОВЫШЕНИЯ ОКАЗЫВАЕМОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15562 (дата обращения: 19.02.2025).