Согласно определению Е.С. Полат [6, с.154], под дидактическими свойствами средств обучения понимаются те качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Можно найти и другие подходы к определению дидактических свойств. Так, под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [2, 5]. По мнению П.В. Сысоева, под дидактическими свойствами мобильных технологий следует понимать основные характеристики и признаки, отличающие одни информационные технологии от других [7].
Дидактические функции - это внешнее проявление свойств средств обучения в учебно-воспитательном процессе, характеризующие их назначение, роль и место в учебном процессе [6, с. 159]. Сходное по смыслу понимание дидактических функций находим в других работах, в которых:
- под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач [1];
- дидактические функции - это внешние проявления мобильных технологий [7].
Анализ исследований мобильных технологий позволяет авторам выделить дидактические свойства и функции. К.В. Капранчикова в своем исследовании указывает на следующие:
1) дидактические свойства:
- доступность через мобильные устройства;
- возможность хранения и передачи информации разных форматов (текстовой, графической, видео-, аудио-);
- возможность размещения комментариев или внесения изменений в контент;
- возможность использования в качестве информационно-справочных ресурсов;
2) дидактические функции:
- информатизация учебного процесса;
- формирование информационной культуры обучающихся;
- возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильных технологий;
- возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий;
- организация поисково-исследовательской работы;
- развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
- реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»;
- развитие познавательной деятельности обучающихся;
- развитие профессиональных умений в изучаемой области знания;
- развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности;
- формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);
- формирование социокультурной и межкультурной компетенций [3, с. 49-50].
В.А. Куклев выделяет и описывает дидактические свойства мобильных технологий по двум основаниям:
1) по представлению информации;
2) по организации учебного процесса отдельных мобильных технологий:
а) электронной почты;
б) форума;
в) видеоконференции;
г) блога;
д) сервисов Web 2.0.
Среди дидактических функций мобильного обучения автор указывает на:
1) познавательную;
2) диагностическую;
3) адаптационную;
4) пропедевтическую;
5) ориентационную;
6) функцию управления учебной деятельностью;
7) контроля;
8) прогностическую [4, с. 137-145].
Анализ и обобщение идей, изложенных в работах ученых в области информатизации образования, собственная практика организации мобильного обучения позволили нам выделить следующие дидактические свойства и функции мобильного обучения с учетом двух признаков мобильного обучения (дидактического и технологического).
К основным дидактическим свойствам мобильного обучения мы относим следующие:
а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:
1) приобретение, усвоение и закрепление полученных знаний и умений в практических навыках в процессе работы с образовательным контентом;
2) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов за счет представления изучаемых явлений в развитии и динамике;
3) овладение метакогнитивными стратегиями работы с образовательным контентом;
4) развитие информационно-коммуникационных, личностных и деловых компетенций;
5) повышение уровня мотивации обучающихся при обучении за счет привлечения разнообразных форм и видов учебной деятельности;
6) развитие рефлексии и критического мышления;
7) возможность оценивания полученных знаний, умений, навыков и компетенций;
8) общение обучающихся с преподавателем и другими участниками образовательных отношений;
9) формирование индивидуальной образовательной траектории;
10) персонализация, за счет индивидуализации и дифференциации обучения;
б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:
1) возможность организации учебной деятельности обучающихся в ходе аудиторных и во время внеаудиторных занятий;
2) возможность организации автономной самостоятельной индивидуальной работы обучающихся;
3) мультимедийность отображения информации в текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате, информационная насыщенность и реальность отображения действительности;
4) перцептивная насыщенность, богатство изобразительных приемов и эмоциональная выразительность;
5) операциональные возможности выполнения различных действий с информацией (поиск, анализ, структурирование, хранение, обработка, редактирование, создание, передача и др.), в том числе совместное генерирование и создание, редактирование и обмен информацией и образовательным контентом;
6) асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися;
7) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
8) получение автоматического уведомления о поступлении новой информации или образовательного контента за счет puch-уведомлений;
9) автоматическое распространение информации и образовательного контента большому числу пользователей - участников образовательных отношений;
10) доступность и возможность свободного поиска образовательного контента;
11) оптимизация использования учебного времени.
К основным дидактическим функциям мобильного обучения мы относим следующие:
а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:
1) когнитивно-образовательная - удовлетворение личных интеллектуальных, профессиональных, информационных потребностей обучающихся;
2) коммуникативная - удовлетворение потребности в общении, развитии умений обучающегося формулировать, высказывать, аргументировать и выражать собственную точку зрения;
3) развивающая - развитие новых умений, навыков и компетенций (информационных, коммуникативных, академических, социальных и др.), мышления, пространственного воображения, наблюдательности, творческих способностей обучающихся, их личностных и профессиональных качеств;
4) пропедевтическая - реализация педагогической поддержки обучающихся в образовательном процессе, отбор оптимальных и эффективных технологий обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
5) справочная - обеспечение возможности расширения знаний по учебной проблеме;
6) контролирующая - обеспечение возможности контроля деятельности обучающихся, синхронно или асинхронно, выявление пробелов в подготовке, выполнение дидактических тестов;
7) диагностическая - определение склонностей и способностей обучающихся, выявление уровня их подготовленности, индивидуально-психологических особенностей и направленности личности для формирования траектории развития;
8) мотивационно-активизационная - реализуется за счет способности мотивировать обучающихся путем применения оригинальных и новых вариантов представления образовательного контента, активизировать учебную деятельность обучающихся, способствуя сознательному усвоению материала;
9) прогностическая (прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала);
10) ориентационная - формирование у обучающихся готовности к осознанному и самостоятельному построению траектории профессионального развития, практическая подготовка к профессиональной деятельности;
11) организационно-оптимизационная - реализуется в возможности оптимизировать организацию образовательного процесса через выбор форм и методов обучения и реализацию персонализации (дифференциации и индивидуализации) обучения, а также интенсификации всех уровней учебной деятельности;
б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:
1) наглядности и интегративности - реализуется за счет мультимедийного и интерактивного характера представления и взаимодействия с мобильными электронными устройствами и образовательным контентом, в ходе чего обеспечиваются возможности рассматривать изучаемый объект, явление или процесс и как часть, и как целое;
2) информационная - реализуется за счет того, что мобильные электронные устройства, как средства обучения, являются непосредственными источниками информации, а также в возможности выполнения различных операций с информацией увеличивать ее объем;
3) управленческая - реализации как внешнего управления учебной деятельностью обучающихся, так и самоуправления учебной деятельностью, основанные на гибкости, адаптивности и учете индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
4) интерактивная - обеспечение взаимодействия между участниками образовательных отношений в трех типах: «обучающийся - содержание обучения», «обучающийся - преподаватель», «обучающийся - обучающийся», за счет различных каналов и вариантов связи;
5) адаптационная - поддержание благоприятных условий протекания образовательного процесса, развитие информационной культуры, организация демонстраций и самостоятельной работы, обеспечение преемственности знаний и умений проектировать индивидуальную траекторию обучения.
Таким образом, мобильное обучение, за счет присущих ей дидактических свойств и функций, обладает рядом достоинств, которые делают образовательный процесс эффективным и, в конечном итоге, способствуют качественному и гарантированному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.
Рецензенты:
Белогуров А.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования», г. Москва;
Чудинский Р.М., д.п.н., доцент, заведующий лабораторией качества образования ГОБУ ВПО ВО «Воронежский институт инновационных систем», г. Воронеж.
Библиографическая ссылка
Бондаренко Н.Г. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15552 (дата обращения: 13.01.2025).