Революционное воздействие ИКТ проявляется, в частности, в разработке и реализации мегапроектов, нацеленных на глобальную интеграцию информационного обмена во всех сферах жизни. Так, Европейская комиссия поддержала проект швейцарского физика, руководителя кафедры социологии Федерального технологического института в Цюрихе Д. Хельбинга «Имитатор жизни Земли» (Living Earth Simulator) стоимостью в миллиард евро. «Имитатор жизни Земли» призван моделировать изменения в мировом масштабе во всех значимых областях, в том числе распространение эпидемий (Уэйнбергер Д., 2012) [4].
Подобный проект по сбору информации о жизнедеятельности человека LifeLog разрабатывался американским Агентством перспективных оборонных исследовательских разработок - DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Цель проекта - собрать максимально возможную информацию о жизни человека, включающую:
- контакты в Интернете;
- все перемещения, зафиксированные GPS;
- информацию, полученную с помощью аудиовизуальных датчиков, о том, что сказали конкретному человеку, а также что сказал и увидел он сам;
- сведения о реакциях и состоянии здоровья, переданные на биомедицинские мониторы.
В.Е. Лепский (2010), говоря о LifeLog, справедливо замечает, что такого рода проекты являются предвестниками грядущей эпохи тотальной дигитализации. Искушение технологией создания цифровой личности - это одна из наиболее радикальных этических проблем XXI века [3].
Цель исследования
Проанализировать этические и юридические аспекты использования современных ИКТ в здравоохранении.
Материал и методы исследования
В качестве материала использована современная нормативно-правовая база РФ, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. Основным методом исследования явился анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Интенсивное внедрение ИКТ в здравоохранение, которое происходит в последнее десятилетие, актуализирует вопросы разработки и совершенствования организационных, этических, юридических, научно-практических аспектов данных технологий.
Приступая к рассмотрению этико-юридических аспектов, в первую очередь, следует заметить, что в словосочетании, характеризующем технологии как «информационно-коммуникационные», содержится определенное противоречие. С одной стороны, представляется очевидным тот факт, что информация и коммуникация имеют прямую зависимость, взаимодополняют друг друга. С другой стороны, величины информации и коммуникации могут иметь обратную пропорциональность. Французский ученый Д. Вольтон - основатель и директор Института коммуникационных наук - в книге «Информация не значит коммуникация» отмечает: «Информация стала избыточной, коммуникация - всё более редким явлением» [1].
Этим противоречием ИКТ во многом объясняется тот факт, что в их практическом использовании в здравоохранении существенно возрастает объем информации на электронных носителях, но, как правило, это не приводит к повышению качества коммуникации между субъектами информационного обмена. Поэтому пациенты и медицинские работники нередко скептически оценивают возможности ИКТ в здравоохранении.
Это чрезмерное увлечение информационной (справочной) составляющей ИКТ приводит к экспоненциальному росту разнообразных баз данных. Последние, значительно расширяя объем справочной информации на электронных носителях, усложняют формальную сторону общественных отношений в сфере здравоохранения без какого-либо существенного обогащения их содержания.
Несмотря на существующие проблемы адекватного использования ИКТ в медицине, скепсис по отношению к ним в качестве стратегической установки является неоправданным. Тем более, что в последние годы созданы юридические предпосылки для создания эффективных ИКТ в здравоохранении. Речь идет о расширении правоспособности медицинских организаций в аспекте создания локальных информационных систем.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) медицинская организация имеет право создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны [7]. При анализе данной нормы следует решить следующие три вопроса:
1. Является ли создание локальных информационных систем не только правом, но и обязанностью медицинской организации?
2. Насколько согласуются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) и Федерального закона № 323-ФЗ?
3. Какое содержание вкладывает законодатель в словосочетание «информационные системы»?
Отвечая на первый вопрос, важно подчеркнуть, что наряду с правом создавать локальные информационные системы медицинские организации несут обязанности в соответствующей сфере, в частности, при представлении данных о медицинской деятельности. Так, согласно ч. 3 ст. 91 Федерального закона № 323-ФЗ порядок ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки представления в них первичных данных о медицинской деятельности, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [7].
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» глава 9 Федерального закона № 323-ФЗ дополнена статьей 79.1 «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями», в ч. 13 которой определено, что состав информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В контексте практической реализации приведенной новеллы заслуживает внимания п. 25 Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2013 г. № 810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения», в котором определено, что в целях информационного обеспечения проведения независимой оценки медицинским организациям с учетом особенности их деятельности рекомендуется обеспечить формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности медицинской организации. При этом в Методических рекомендациях приводится Перечень информации о деятельности медицинских организаций, рекомендуемой к размещению на официальном сайте медицинской организации [9].
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи [6].
Приведенные выше положения свидетельствуют о широком круге обязанностей медицинских организаций при создании информационных систем, включая локальные. Вместе с тем право медицинских организаций создавать локальные информационные системы нацеливает их на проявление инициативы в направлении поиска и совершенствования информационных систем, отражающих специфику деятельности конкретной медицинской организации.
Вопрос о согласованности норм Федерального закона № 152-ФЗ и Федерального закона № 323-ФЗ тесно связан с реализацией биоэтических правил неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности. Эти правила нередко отождествляют, но понятия «неприкосновенность» и «конфиденциальность» необходимо различать. Под неприкосновенностью понимают сохранение в целости чего-нибудь, защищенность от всякого посягательства со стороны кого-нибудь. Под конфиденциальностью - понимают секретность, доверительность.
Правило неприкосновенности частной жизни связано с материальными нормами, например, о врачебной тайне, а правило конфиденциальности с процессуальными нормами о ней. Другими словами, в соответствии с правилом неприкосновенности частной жизни устанавливается содержание неприкосновенного объекта (например, элементы врачебной тайны), т.е. что является неприкосновенным; правилом конфиденциальности определяется порядок обеспечения секретности и доверительности при сохранении неприкосновенного объекта (например, сведений составляющих врачебную тайну).
В Федеральном законе № 323-ФЗ указано, что локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, создаются с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
В ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ, посвяшенной конфиденциальности персональных данных, отмечено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 10 Федерального закона № 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну [5].
В силу п. 2 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну. На основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ).
В ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ определен закрытый перечень случаев, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.
Наряду с приведенными нормами при создании локальных информационных систем необходимо принимать во внимание ст.ст. 92-94 Федерального закона № 323-ФЗ. В частности, согласно ч. 4 ст. 92 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормы Федерального закона № 152-ФЗ и Федерального закона № 323-ФЗ корреспондируют друг другу и обеспечивают реализацию принципа взаимодополнительности с биоэтическими правилами неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности.
Далее следует раскрыть содержание понятия «информационные системы». В Федеральном законе № 323-ФЗ используется словосочетание «информационные системы», что нацеливает на создание различных баз данных. При этом законодатель не упоминает о коммуникационной составляющей ИКТ, очевидно, имплицитно её, подразумевая, поскольку любые информационные системы многофункциональны.
Так, в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» в разделе 6.2, посвященном сегменту прикладных компонентов единого информационного пространства в здравоохранении отмечено, что, с точки зрения автоматизируемых функций, прикладные информационные системы подразделяются на транзакционные, управленческие и справочные.
Транзакционные системы обеспечивают формирование первичной информации о деятельности медицинских и фармацевтических организаций, а также автоматизацию информационного обмена как внутри медицинских и фармацевтических организаций, так и между ними. К транзакционным системам, в частности, относятся системы группового профессионального общения для медицинского и фармацевтического персонала и студентов медицинских и фармацевтических средних специальных и высших учебных заведений. Ясно, что даже в полностью автоматизированных транзакционных системах превалирует коммуникационная составляющая ИКТ [8].
Стремление к эффективной коммуникации в среде потребителей товаров, работ и услуг проявляется, в частности, в создании рекомендательных систем, среди которых различают следующие виды:
- коллаборативная фильтрация;
- контентно-основанные рекомендации;
- гибридные модели, включающие коллаборативную фильтрацию и системы, основанные на контенте.
Особо следует остановиться на коллаборативной фильтрации. Этот термин предложен Д. Голдбергом и соавторами из калифорнийского исследовательского центра Xerox PARC. Коллаборативная фильтрация позволяет производить прогноз оценок пользователя информационных систем, основываясь на оценках других пользователей. Это помогает людям в анализе больших информационных массивов в интересующей их сфере и облегчает осознанный потребительский выбор [10].
А. Долгин (2010) верно подчеркивает, что коллаборативная фильтрация придает коллективной обработке информации принципиально новое качество. Каждый апробирует что-то свое, а с помощью коллаборативных алгоритмов индивидуальный опыт идет в копилку множества людей, освобождая их от ненужных проб и ошибок [2].
Важно заметить, что элементы рекомендательных информационных систем использованы в Методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2013 г. № 810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения». Вопрос 12 анкеты по анализу удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг в амбулаторных условиях (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям) сформулирован следующим образом: «Рекомендовали бы Вы данную медицинскую организацию Вашим друзьям и родственникам?».
Заключение
Таким образом, в настоящее время созданы этические и юридические предпосылки для реализации ИКТ, в которых гармонично сочетаются их информационные и коммуникационные элементы.
Рецензенты:
Суслин С.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики и управления здравоохранением ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Самара;
Чертухина О.Б., д.м.н, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Самара.
Библиографическая ссылка
Сергеев В.В., Шмелев И.А., Аськов Н.Н. ЭТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15524 (дата обращения: 19.02.2025).