Внедрение в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет новые требования к построению и реализации образовательного процесса. Деятельность педагога должна быть направлена не только на передачу предметных знаний и умений, но и на создание условий для овладения младшими школьниками способами самостоятельного их приобретения [3]. В качестве одного из условий становится организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся, которая направлена на овладение учебно-познавательными приёмами и практическими действиями, необходимыми для решения личностно и социально значимых задач, а также нахождения путей разрешения возникающих учебно-исследовательских вопросов.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников рассматривается с позиции осуществления совместной исследовательской деятельности педагога и обучающихся, в процессе которой выявляется сущность изучаемого явления, объекта или процесса с целью получения нового знания о нём, а также осваиваются сами способы получения необходимой информации. Внедрение учебно-исследовательской деятельности предполагает внесение корректив в построение и организацию образовательного процесса, а также тщательно продуманного управления данной деятельностью со стороны педагога.
Изучение проблемы управления деятельностью обучающихся позволило рассматривать управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников как специально организованный, целенаправленный процесс, в условиях которого посредством интерактивного сотрудничества между обучающимися, педагогом, родителями осуществляется учебно-исследовательская деятельность. Актуальным становится конструирование модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников, направленной на выявление сущности рассматриваемого процесса.
Модель, по мнению Н. М. Борытко [1], В. А. Штофа [4] и др., становится своеобразным инструментом познания, который находится между исследователем и объектом изучения, с помощью которого изучается интересующий его процесс. Она позволяет наглядно отразить происходящие в нём изменения, выявить условия его функционирования.
С целью повышения эффективности управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников была сконструирована модель, представленная на рисунке. В основу конструирования модели управления положена деятельность педагога, которая направлена на проектирование и выстраивание учебно-исследовательской деятельности младших школьников в контексте взаимоотношений между педагогом и обучающимися, обучающимися между собой и родителями. Структура представленной нами модели включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и результативно-критериальный.
С учётом требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы целевой блок модели отражает необходимость повышения эффективности процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью в условиях образовательного процесса.
Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников
Теоретико-методологический блок отражает методологические подходы к осуществлению процесса управления, принципы его эффективного осуществления. В основе построения модели нами были положены концептуальные идеи системно-деятельностного, исследовательского и рефлексивного подходов, представленные в таблице.
Методологические подходы, реализуемые в модели управления учебно-исследовательской деятельности младших школьников
Методологический подход |
Обоснование использования подхода |
Реализация подхода в модели |
Влияние подхода на результат |
Системно-деятельностный |
Основополагающий в реализации ФГОС НОО. Систематическое вовлечение школьников в активную познавательную деятельность |
Позволяет эффективно выстроить структуру и содержание учебно-исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе |
Смещение акцента с процесса пассивного накопления определённой суммы знаний на овладение ими в результате собственного поиска. |
Исследовательский |
Целенаправленное освоение новых знаний в единстве со способами их получения |
Создание единого учебно-исследовательского пространства для свободного выбора путей и способов осуществления данной деятельности |
Обучающиеся выступают активными участниками процесса познания. Становление исследовательской позиции |
Рефлексивный [4] |
Побуждение к проявлению собственной активности и самостоятельности в процессе выполнения деятельности |
Реализация межсубъектного диалогического взаимодействия между субъектами на основе интерактивного сотрудничества |
Смещение субъектной позиции младших школьников от «исполнителя» к «соорганизатору» и «организатору» учебно-исследовательской деятельности |
На основе теоретико-методологических подходов были выбраны и обоснованы принципы управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников: деятельности, освоения знаний в единстве со способами их получения, конструктивности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, создания свободного пространства для инициативы и индивидуальной ответственности каждого участника образовательного процесса, которые в своей совокупности определяют общее направление деятельности педагога.
В содержательно-процессуальном блоке отражается содержание и особенности осуществления управления учебно-исследовательской деятельности младших школьников, выявляются и обосновываются организационно-педагогические условия, влияющие на эффективность функционирования и развития процесса управления, результатом которого становится овладение обучающимися рассматриваемой деятельностью. В качестве условий выступают: инициирование младших школьников к процессу познания на основе сохранения и развития исследовательского отношения к миру и самому себе, становления исследовательской позиции; создание единого учебно-исследовательского пространства (урочная деятельность, домашняя работа, внеурочная деятельность, исследовательская лаборатория «ГлобалЛаб») для свободного выбора младшими школьниками путей и способов осуществления учебно-исследовательской деятельности; организация интерактивного сотрудничества посредством совместного погружения субъектов образовательного процесса (младших школьников, педагога, родителей) в проблемное поле решаемых учебно-исследовательских задач.
Процесс управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в рамках урока подразумевает взаимодействие между управляющей (педагог) и управляемой (учебно-исследовательская деятельность младших школьников) системами. В связи с этим выделены структурные компоненты каждой системы (целевой, структурно-содержательный, операционально-технологический), отражающие особенности взаимодействия субъектов с целью овладения обучающимися учебно-исследовательской деятельностью.
Целевой компонент управляющей системы прогнозирует эффективность овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью посредством выявления и создания организационно-педагогических условий управления данной деятельностью.
Содержание структурно-содержательного компонента управляющей системы отражает взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также совокупность последовательных действий педагога, с помощью которых осуществляется воздействие на объект (субъект) управления. Образовательный процесс выстраивается на основе субъект-субъектных отношений, где все его участники выступают активными субъектами организации учебно-исследовательской деятельности, направленной на получение определённого учебно-исследовательского результата. В процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися осуществляется поэтапное смещение субъектной позиции младших школьников от «исполнителя» к «соорганизатору» и «организатору» данной деятельности.
В рамках данного исследования выделены управленческие функции педагога, оказывающие влияние на целостность организуемого образовательного процесса и способствующие достижению поставленной цели: информационно-аналитическая (выявление уровня овладения обучающими учебно-исследовательской деятельностью), мотивационно-целевая (вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, совместное целеполагание), планово-прогностическая (планирование путей и способов достижения цели, продумывание совместных учебно-исследовательских действий), организационно-исполнительская (непосредственное осуществление учебно-исследовательской деятельности, консультирование обучающихся), контрольно-диагностическая (оценивание конечного результата, соотнесение его с поставленной целью), регулятивно-коррекционная (коррекция действий обучающихся в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности).
Повышению эффективности процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью способствовала реализация методов рефлексивного управления (вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, делегирование полномочий в осуществлении данной деятельности, расширение самостоятельности и ответственности и т.д.) и педагогического управления (сообщение необходимой информации, формирование представлений об учебно-исследовательской деятельности, побуждение к постановке цели, выдвижению гипотезы, планированию исследования, моральное поощрение, регулирование межличностных и межгрупповых отношений), а также механизмы управления: мотивационные механизмы управления (побуждение обучающихся к осуществлению учебно-исследовательской деятельности за счёт воздействия на их интересы, удовлетворение от хорошо выполненной интересной работы, занятие любимым делом); механизмы рефлексивной деятельности ученика (развитие способности осознавать и управлять собственной учебно-исследовательской деятельностью, самоорганизация и саморегуляция); механизмы стимулирования за индивидуальные и коллективные учебно-исследовательские результаты (поощрение, разъяснение индивидуальной и общественной значимости учебно-исследовательской деятельности).
Операционально-технологический компонент управляющей системы отражает последовательность технологических этапов: диагностический (выявление уровня овладения обучающими учебно-исследовательской деятельностью), проектно-целевой (построение образовательного процесса с учётом возможностей и интересов обучающихся), процессуальный (внедрение данного вида деятельности в образовательный процесс), исполнительно-коррекционный (регулирование деятельности обучающихся, консультирование), оценочно-результативный (анализ результатов организуемой деятельности, выявление уровня овладения ею обучающими).
Проанализируем содержание деятельности управляемой системы с учётом выделенных структурных компонентов.
Целевой блок управляемой системы направлен на овладение младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью на основе мотивационно-рефлексивного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов.
Структурно-содержательный блок управляемой системы отражает особенности и содержание включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. Важным аспектом в организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников становится: учёт познавательного интереса; сформированность у обучающихся учебно-исследовательских знаний и умений, как универсальных учебных действий; осуществление специальных занятий, направленных на овладение младшими школьниками новых видов деятельности. В связи с этим целесообразно интегрировать содержание урочной деятельности, домашней работы, внеурочной деятельности, а также международной школьной лаборатории «ГлобалЛаб».
Содержание организационно-деятельностного компонента управляемой системы представляет собой практическую реализацию учебно-исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе. Организуя рассматриваемую деятельность в условиях урочной деятельности, домашней работы и внеурочной деятельности, педагог выстраивает с учётом их специфики соответствующее содержание предстоящей деятельности.
Результативно-критериальный блок разработанной нами модели отражает результат управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников на основании выделенных критериев (мотивационно-рефлексивный, когнитивный, операционно-деятельностный) и соответствующих им показателей (потребность в учебно-исследовательской деятельности, выраженность исследовательской позиции, выраженность учебно-познавательного интереса, устойчивость и интенсивность познавательной активности, сформированность учебно-исследовательских умений). В качестве результата выступает положительная динамика уровня овладения обучающимися учебно-исследовательской деятельностью на основании сформированности мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.
В зависимости от проявления каждого из критериев были выделены три уровня: исходный, допустимый и оптимальный. Охарактеризуем содержание каждого уровня.
Младшие школьники исходного уровня не проявляют интереса к решению учебно-исследовательских задач, как правило, у них отсутствуют теоретические знания и практические умения, необходимые для осуществления данной деятельности, учебно-исследовательская деятельность осуществляется совместно с педагогом.
К допустимому уровню относятся младшие школьники, у которых преобладает незначительный интерес к решению не сложных учебно-исследовательских задач, частично сформированы первоначальные знания и умения организации учебно-исследовательской деятельности, однако отсутствует целостность в их применении, наблюдается проявление самостоятельности в осуществлении некоторых этапов деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников оптимального уровня характеризуется постоянной заинтересованностью их к решению задач исследовательского характера, владением определёнными знаниями и умениями, необходимыми для её осуществления, самостоятельностью в процессе её осуществления.
Эффективность процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью, организованной в соответствии с конструированной моделью, определялась в ходе опытно-экспериментальной работы.
Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление имеющегося уровня владения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью. Обследование обучающихся осуществлялось на основании выделенных критериев с помощью специально сформированного диагностического инструментария. В результате обследования младших школьников выявлено преобладание исходного уровня сформированности учебно-исследовательской деятельности.
На формирующем этапе эксперимента на основе разработанной технологии осуществлялось поэтапное вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. В ходе реализации эксперимента обучающимися были выполнены следующие учебно-исследовательские работы: «Образ царевны в сказках А.С. Пушкина», «Фонтан “Пожиратель детей”», «Странствующий лист», «Сказка “Теремок” в современное время», «Из какой древесины сделан Буратино», «История сквозь призму почтовых марок» и др.
В результате целенаправленной работы в данном направлении на контрольном этапе эксперимента было выявлено значительное различие в результатах, полученных в экспериментальной и контрольной группах по каждому критерию. Статистически значимое повышение изучаемых показателей в экспериментальной группе доказывает эффективность выделенных нами организационно-педагогических условий, содействующих реализации технологии управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.
Таким образом, сконструированная модель позволяет наглядно представить сложный процесс управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников, более детально и глубоко изучить основные направления, этапы вовлечения младших школьников в рассматриваемую деятельность, выстроить взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса.
Рецензенты:
Каракозов С.Д., д.п.н., профессор, первый проректор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;
Попова О.В., д.п.н., профессор, директор, Бийский филиал негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия», г. Бийск.
Библиографическая ссылка
Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15480 (дата обращения: 19.02.2025).