Как отмечает Духнович Ю.: «Концепция обучающейся организации состоит в том, что, обучаясь, организация получает способности к тому, чего не могла делать до того, то есть изменяется и при этом меняет мир вокруг себя. При этом подразумевается не просто обучение отдельных сотрудников, но групповое обучение, приобретение группового знания»,[3] данное групповое знание является синергетическим результатом образовательного процесса, в котором обеспечено эффективное интерактивное взаимодействие между преподавателем, студентом и работодателем.
Идентификация процесса перехода регионального вуза от концепции традиционной организации к концепции обучающейся организации должна стать предметом его внутреннего интереса, своеобразным направлением реализации его дорожной карты.
Основные различия между традиционными и обучающимися организациями, сформулированные Ю. Духновичем (таблица 1) были положены в основу анкетирования педагогов региональных вузов России.
Обработка полученных результатов позволила представить усредненные данные по 9 вузам и сформулировать вывод о том, что в современных реалиях актуальных и эффективных преобразований региональные вузы не перешли от традиционализма к саморазвитию, и это очень серьезно затрудняет формирование компетентностного мышления в образовательном процессе, которое должно быть подчинено законам саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, выращивание в региональных вузах принципов обучающейся организации является ключевым условием формирования позитивных трендов освоения профессионально-культурных компетенций в высшем образовании. Автором была разработана концепция программы «Обучающаяся организация: технология создания и реализации интерактивных проектов и гибридного обучения в высшем и дополнительном профессиональном образовании».
Программа направлена на формирование и развитие профессиональных навыков и педагогического мастерства с целью совершенствования образовательного процесса в вузе и формирования основ непрерывного образования преподавательского и студенческого состава.
Таблица 1
Основные различия между традиционными и обучающимися организациями [3]
Традиционная организация |
Да/нет |
Обучающаяся организация |
Да/нет |
Статус работника определяет должность и полномочия |
да |
Статус проистекает из знаний, умений, навыков |
нет |
Управленческие решения принимаются на основе прецедентов и правил |
нет |
Решения могут быть самыми различными в зависимости от оценки конкретной ситуации и ее видения |
да |
Работник рассматривается, прежде всего, как исполнитель с крайне ограниченными полномочиями по принятию решений |
да |
В пределах своих полномочий работник имеет право принимать самостоятельные решения |
нет |
Конфликты считаются разрушительными, разногласия пресекаются |
нет |
Дискуссии, разногласия вполне допустимы; отношения внутри организации не носят чрезмерно формального характера |
нет |
Управление работниками как подчиненными, исполнителями |
да |
Управление работниками как партнерами |
нет |
Сотрудничество между работниками разных подразделений крайне ограничено или вообще не существует |
да |
Культивируется дух всеобщего сотрудничества, отношения в коллективе в фокусе внимания |
нет |
Работники испытывают недостаток сведений и, как следствие, понимания общих целей организации |
да |
Цели и задачи организации специально обсуждаются и разъясняются на всех уровнях |
нет |
Получение информации затруднено иначе как по неформальным каналам, так как она засекречена или недоступна по разным причинам |
да |
Коммуникация приветствуется, поддерживается и развивается по всей организации, между отдельными работниками и группами сотрудников |
нет |
Областью применения программы является повышение квалификации преподавателей высшего учебного заведения и реализация педагогических разработок в образовательной среде.
В основу концепция развития обучающейся организации были положены коучинговые подходы Парслоу Э., Рэй М.:
- повышенное внимание к обучению и развитию, как к определяющим факторам эффективности организации и устойчивого конкурентного преимущества;
- побуждение максимального количества людей и, кончено же, всех менеджеров становиться коучами и осуществлять обучение, как на рабочем месте, так и в других возможных условиях;
- организация программ наставничества, помогающих поддерживать обучение;
- выделение ключевых персональных навыков, необходимых индивидам для успешного функционирования в обучающейся организации. [6]
Основной целью в рамках обучающейся организации становится оказание помощи людям в обучении и поддержка их намерений самостоятельно проводить обучение, чтобы они могли максимизировать свой потенциал, развить навыки, улучшить выполнение своих непосредственных трудовых обязанностей и достичь желаемого идеала, как в личностном, так и в профессиональном плане. [6]
Согласно Питеру Сенге, известному специалисту в области менеджмента и корпоративного обучения, обучающаяся культура базируется на пяти основополагающих элементах:
- Личное мастерство. Культура обучения побуждает к взаимовыгодной реализации организационных целей и личных целей всех ее сотрудников.
- Ментальные модели - сотрудникам присуща такая картина мира, которая определенным образом влияет на их действия и принимаемые ими решения.
- Общее видение. Обучающаяся культура предполагает, что все сотрудники организации разделяют единое представление о желаемом будущем, а это способствует групповой сплоченности.
- Командное обучение. Этот элемент учебной культуры направлен на развитие коллективных мыслительных и коммуникативных способностей, при том, что коллективный потенциал всегда превышает сумму индивидуальных способностей.
- Системное мышление, под которым имеется в виду способность видеть всю свою организацию «с высоты птичьего полета», так, чтобы понимать, как изменения, происходящие в одной сфере, влияют на всю систему. [5]
Позиции системного мышления подчинена концепция авторской программы «Обучающаяся организация: технология создания и реализации интерактивных проектов и гибридного обучения в высшем и дополнительном профессиональном образовании».
Целью программы является моделирование позитивных трендов освоения профессионально-культурных компетенций в высшем образовании, которой подчинено решение следующих задач:
- актуализация проектной деятельности в высшем и дополнительном профессиональном образовании;
- повышение качества образовательного процесса в рамках компетентностного подхода на основе трехстороннего и непрерывного взаимодействия преподаватель-работодатель-студент;
- создание компетентных основ для реализации проектного подхода в профориентационной работе вуза;
- создание и развитие школы наставничества в вузе;
- формирование коучингового мышления.
Структура и краткое содержание программы
Модуль 1 «Проектное и гибридное обучение: интерактивный подход и технология реализации».
Целевая аудитория: преподаватели вуза, средних и профессиональных образовательных учреждений.
Канал реализации - образовательный процесс (1-4 курс бакалавриата направления 080100.62 «Экономика», магистерские программы), программы повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного профессионального образования.
Содержание:
1.1. Проектные методы обучения
1.2. Технология создания интерактивных проектов с помощью информационных технологий
1.3. Гибридное обучение в вузе: перспективы развития
Компетентностные модели высшего экономического образования предполагают выработку новых элементов и методов организации и реализации образовательного процесса. Например, изучение дисциплины «Макроэкономика» нацелено на формирование общекультурных компетенций: ОК-1 - владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-6 - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; профессиональной компетенции ПК-4 - способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач выпускника.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, в том числе в активных и интерактивных формах, самостоятельная работа студента, консультации. Таким образом, в преподавании данной дисциплины сочетаются как традиционные, так и новые элементы обучения, к которым можно отнести проектное и гибридное обучение. [1]
Применение проектных методов обучения предполагает создание условно-реальной профессиональной среды, в которой будут востребованы и развиты навыки и умения, развивающие общекультурные и профессиональные компетенции.
«Проектное обучение является моделью обучения, ломающей стереотипы и выходящей за рамки традиционной практики краткосрочного, изолированного, ориентированного на учителя преподавания, - это тщательно спланированная учебная деятельность. Знания, полученные от подобного обучения, являются долгосрочными, так как разные учебные предметы взаимодействуют между собой, а не изучаются отдельно. Данная модель обучения ориентирована на учеников и включает в себя работу с проблемами реального мира и практикой». [7]
Гибридное обучение предполагает реализацию онлайновых и оффлайновых элементов, что «позволяет сделать учебную программу действительно увлекательной, эффективной, гибкой, экономичной и удобной как для учащихся, так и для организации. Это позволяет более продуктивно использовать время, технологии, таланты преподавателей и студентов. Преподаватели получают возможность опираться на свои сильные стороны, то есть прямо и тесно работать с отдельными студентами и малыми группами». [4] В данном контексте автором представлена разработка сайта «Интерактивный проект: Наука глазами молодых» [8], который нацелен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в экономическом образовании посредством активизации научно-исследовательской работы студентов.
Модуль 2 «Основы профессионального роста»
Целевая аудитория: студенты, работодатели, преподаватели.
Канал реализации - семинары, лекции на основе интерактивного подхода (1-4 курс бакалавриата направления 080100.62 «Экономика», магистерские программы), программа повышения квалификации (для преподавателей), курсы (для студентов).
Содержание:
2.1. Компетентностный подход в проектной деятельности: синтез образования и бизнеса
2.2. Тренинги «Искусство дискуссии» и «Компетенция принятия решений»
2.3. Технология организации и проведения практико-ориентированных учебных занятий
Реализация данного модуля программы обучающейся организации предполагает непрерывное и заинтересованное повышение квалификации преподавателей вуза посредством обмена опытом на профессиональных интерактивных площадках, в том числе с вовлечением в образовательный процесс представителей практических сфер деятельности (бизнеса, органов государственной власти). Последний аспект предусматривает формирование непрерывной триединой связи: преподаватель-студент-работодатель, что повышает практическую вовлеченность студентов в будущий профессиональный процесс, позволяет воочию формировать будущий профессиональный портрет.
Модуль 3 «От школы к вузу: проектный подход»
Целевая аудитория: учащиеся выпускных классов, преподаватели.
Канал реализации - интерактивные семинары на базе вуза, краткосрочные (до 3-х дней), профессионально-ориентированные курсы для учащихся выпускных классов на базе вуза, программы повышения квалификации для преподавателей.
Содержание:
3.1. Профессионально-ориентированный проект для школьников «Стратегический выбор»
3.2. Школьная сессия «Три дня из жизни вуза».
Профориентационная работа является одним из важнейших элементов деятельности современного вуза, в которой в полной мере возможно проявить конкурентоспособные позиции. По нашему убеждению, вуз должен заблаговременно создавать своего будущего абитуриента, погружая его в образовательный процесс высшего учебного заведения и демонстрируя очевидные преимущества развития обучающейся образовательной организации.
Таким образом, обучающаяся образовательная организация имеет высокие шансы для формирования устойчивых конкурентных преимуществ, как на входе для абитуриентов, таки непосредственно в образовательном процессе посредством моделирования позитивных трендов освоения профессионально-культурных компетенций. [1]
Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта №14-16-08003 «Моделирование позитивных трендов освоения профессионально-культурных компетенций в высшем экономическом образовании»
Рецензенты:
Белкина Е.Н., д.э.н., профессор кафедры экономики предприятия и бизнес-технологий в АПК ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь; Тарасенко Н.В., д.э.н., профессор государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Аксенова Т.Н. ВУЗ КАК ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ТРЕНДОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15458 (дата обращения: 19.02.2025).