Основой новой системы взаимоотношений участников образовательного процесса, по мнению А.М. Сидоркина, является эмоциональная грамотность. Профессиональное общение с детьми, обмен информацией с ними должны осуществляется на качественно новом уровне при наличии у педагога сформированной эмоциональной грамотности [8].
Выдвинул и разработал концепцию эмоциональной грамотности Клод Стайнер, который считал, что она формируется на базе врожденных способностей человека в процессе социализации и рассматривал ее как комплекс знаний, способностей и навыков личности [6].
По определению М.С. Соковиной, эмоциональная грамотность - это «знание о том, что эмоции существуют и что они неотъемлемый аспект человеческой натуры...и принятие их в расчет в самых разнообразных ситуациях. Далее - признание того, что эмоции являются помогающими и играют определенную роль в выживании и адаптации человека к окружающей среде, что они дают человеку информацию о внешнем мире, о внутреннем проживании и являются сигналами для других, регулирующими отношения и поведение других» [5].
По мнению Колесник Т.А., эмоциональная грамотность - это «важнейшая составляющая гармоничной и наполненной жизни каждого человека во всех сферах жизни без исключения». Автор считает, что «невозможно понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции... когда мы эмоционально грамотны, то становимся своеобразными «гурманами» эмоций и можем ощущать всю их полноту, фактуру, аромат и вкус. Это знание и понимание делает нас ещё более лучшими партнёрами, коллегами, учителями» [3].
Эмоциональная грамотность необходима не только учителю, но и учащимся для создания комфортной среды взаимодействия в процессе обучения. Однако, если мы говорим о том, что у ребенка в процессе обучения только начинает формироваться социальная перцепция (как частный случай эмоциональной грамотности), то у педагога (в идеале) она более развита, и моральная ответственность за создание благоприятной среды взаимодействия лежит на взрослом [1]. Осознание учителем степени этой ответственности позволит избежать педагогических ошибок, за которыми лежат судьбы реальных детей.
В педагогической практике немало примеров, когда из-за недостаточной эмоциональной грамотности учителя возникали конфликты с учащимися, которые оборачивались трагедией для всех участников образовательного процесса [2].
Очевидно, что эмоциональная грамотность формируется на базе врожденных способностей человека в процессе его социализации. Эмоциональная грамотность выступает в качестве одной из важных составляющих коммуникативных способностей личности и необходима при выборе профессий типа «человек-человек». Вряд ли, человек, выбирающий профессию педагога, знаком с понятием эмоциональной грамотности и уровнем ее сформированности у себя. При поступлении в педагогический вуз абитуриенту минимум 17-18 лет. К этому времени личность приобретает эмоциональную грамотность в процессе социализации. Возникает вопрос: достаточный ли это уровень для овладения данной профессией, и насколько можно ее развить за годы обучения в вузе? Вторая половина вопроса требует лонгитюдного исследования, на который в данной статье авторы ответить не готовы. Ответ на первую часть поставленного выше вопроса - раскрывается в описанном ниже исследовании.
С нашей точки зрения, эмоциональная грамотность личности состоит из двух основных компонентов: 1) рефлексии собственных эмоциональных переживаний с четкой дифференциацией; 2) понимания чувств, поведения, намерений другого.
С целью проверки уровня эмоциональной грамотности по сформулированному выше второму компоненту, нами была выбрана методика Дж. Гилфорда «Социальный интеллект», так как она представлена в виде измеряемых конструктов поведения: элементов, классов, отношений, систем, преобразований и его результатов и предназначена для респондентов в возрасте от 18 до 55 лет.
По мнению автора методики, социальный интеллект - это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным и невербальным проявлениям, которая является одним из условий бесконфликтных взаимоотношений педагога с учащимися. Социальным интеллектом определяется успешность социальной адаптации человека, понимание партнера по общению.
При помощи данной методики можно выявить следующие перцептивные способности:
- предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского); предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
- правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам;
- различать оттенки человеческих взаимоотношений, речевую экспрессию в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений;
- распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике; уметь анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, чувствовать изменения смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников.
Методика предполагает диагностику по пяти уровням развития вышеописанных способностей и диагностику социального интеллекта личности в целом по той же шкале. 1 и 2 уровни соответствуют низкому развитию социального интеллекта; 3 - среднему, 4 и 5 - высокому уровню сформированности социального интеллекта студента.
В исследовании приняли участие студенты (будущие учителя технологии) второго курса ЕИ КФУ в количестве 53 человека. Выборку составили: мужчины - 25 человек, женщины - 28 человек в возрасте от 19 до 23 лет.
Проанализируем результаты, которые студенты получили по отдельным субтестам и общему уровню развития социального интеллекта. Данные приведенные в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты теста (Социальный интеллект)
N = 53 человека |
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест |
Общий уровень развития СИ* |
Низкий уровень |
10(27,77%) |
14(38,89%) |
7(19,44%) |
21(58,33%) |
18(50%) |
Средний уровнь |
11(30,56%) |
21(58,33%) |
18(50%) |
13(36,11%) |
17(47,22%) |
Высокий уровень |
15(41,67%) |
1(2,78%) |
11(30,56%) |
2(5,56%) |
1(2,78%) |
СИ* - социальный интеллект
По общему показателю развития социального интеллекта были получены следующие результаты:
1) высоким уровнем развития социального интеллекта обладают 2,78% от числа респондентов;
2) средний уровень развития наблюдается у 47,22 % исследуемых;
3) низкий уровень социального интеллекта в целом имеют 50% опрошенных.
Как мы видим, 50% будущих учителей не обладают развитой способностью правильно понимать и интерпретировать эмоции, поведение партнеров по общению. Можно предположить, что эти студенты, выйдя на практику в школу столкнутся с проблемами установления и поддержания контакта в группе. Возникнут сложности с организацией групповой работы и удерживанием ее динамике на уровне, необходимом для максимального проявления учащимися своей уникальности без страха быть непонятым и не принятым учителем или своими одноклассниками. Это может привести к тому, что будущий учитель не добьется «гладких отношений с учащимися», процесс адаптации к классному коллективу будет, с высокой вероятностью, проходить медленно, что отрицательно скажется на мотивации дальнейшего вхождения студента в профессию.
Проведенный нами анализ по отдельным субтестам показал следующие результаты.
Первый субтест - способность предвосхищать дальнейшие поступки людей. Высокий уровень развития данной способности наблюдается у 41,67% испытуемых; средний уровень развития - у 30,56%; низкий - у 27,77%. Это означает, что почти одна третья часть испытуемых не умеют четко выстроить стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели; плохо понимают связь между поведением своим и окружающими, а так же слабо осознают их последствия.
Второй субтест - способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Результаты испытуемых распределились следующим образом: высокий уровень развития имеют 2,78% респондентов; средний - 58,33%; низкий - 38,89%. Большая часть респондентов обращает недостаточное внимание на невербальные реакции участников коммуникации. Можно предположить, что это результат распространенного общения молодежи в социальных сетях. Происходит минимизация живого общения, что затрудняет в дальнейшем понимание невербальные сигналы другого человека.
Третий субтест - способность распознаваться речевую экспрессию. Высокий уровень развития присутствует у 30,56% испытуемых; средний - у 50%; низкий - 19,44%. Именно эта способность развита в большей степени у испытуемых по сравнению с другими, что свидетельствует об умении исследуемых подбирать верный тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях. С нашей точки зрения, обмен сообщениями в интернете, популярность смс-сообщений (где в основном используется письменная речь), приводит к насыщению потребности во взаимодействии с разными людьми, развитию вербальной экспрессии.
Четвертый субтест - способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития. Высокий уровень развития имеют 5,56% респондентов; средний - 36,11%; низкий - 58,33%. Большой процент низких показателей у студентов можно объяснить тем, что позиционирование эгоцентризма в современном обществе породило социальную нечувствительность к поведению другого у молодежи. Из чего следует низкая мотивация на осознание и понимание изменений в поведении партнера по общению. Студенту, имеющему низкий уровень данной способности, будет достаточно сложно отслеживать логику развития как внутри коллективных взаимоотношений учащихся, так и между учителем и учащимися.
Таким образом, данное исследование свидетельствуют о том, что у студентов лучше всего развита (на первом месте) способность распознавания речевой экспрессии, на втором месте - способность предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, на третьем месте - способность понимать невербальные проявления, и наименее развита способность (на четвертом месте) анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимание логики их развития.
Конечно, в процессе изучения специальных дисциплин (педагогики, психологии) студент приобретет необходимые знания о закономерностях развития личности ребенка, детского коллектива; усвоит принципы и правила эффективного общения, но знания сами по себе никогда не преобразуются в компетенции, необходима внутренняя мотивация будущего учителя к развитию эмоциональной грамотности. В первую очередь, данная проблема низкой эмоциональной грамотности людей, на наш взгляд, предопределена состоянием общества: пропагандируемой конкуренцией, эгоцентризмом, инфантилизмом, потребительским отношением к другим, превалированием материальных ценностей над духовными.
Проблема недостаточной практики взаимодействия студента педагогического вуза с учащимися в ближайшее время будет решаться путем внедрения новых программ подготовки практико-ориентированных учителей посредством тесного сетевого взаимодействия вуза со школами. Отчасти это поможет повысить эмоциональную грамотность у будущих учителей.
Рецензенты:
Прыгин Г.С., д.псх.н., профессор кафедры психологии Набережночелнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны;
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга.
Библиографическая ссылка
Талышева И.А., Гайфуллина Н.Г. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15453 (дата обращения: 05.10.2024).