Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года предусматривает развитие системы непрерывного дополнительного профессионального образования, которое должно быть направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека.
Основными направлениями непрерывного дополнительного профессионального образования является повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации», программа же профессиональной переподготовки направлена на «получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.»
В данной статье будут рассмотрены основные мотивы, побуждающие взрослых людей к смене профессиональной деятельности. Сформулированы основные положения организации учебного процесса на курсах профессиональной переподготовки.
Целью профессиональной переподготовки является предоставление специалистам с высшим образованием возможности расширения (изменения) своей сферы профессиональной деятельности. Основное достоинство профессиональной переподготовки - за относительно короткий период обучения слушатель имеет возможность получить дополнительное профессиональное образование [4].
Анализ зарубежной литературы показал, что повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование существует в том или ином виде во всех экономически развитых странах.
Так, например, сотрудник немецкой фирмы обязан проходить последовательное повышение квалификации и получать дополнительное профессиональное образование в специализированных внутрифирменных учреждениях при перемещении на новую должность.
Российская модель дополнительного профессионального образования, модернизируемая в соответствии с основными положениями Болонской декларации, является уникальной в мировой практике.
Наряду с повышением квалификации - процессом углубления профессиональных знаний и навыков. Профессиональной переподготовки - процессом получения дополнительных знаний по основной или смежной профессии, специальности [2].
В России существует новый, присущий только этой стране, вид дополнительного профессионального образования, который связан с профессиональной переподготовкой квалифицированных работников для изменения их профессионального профиля без учета базового образования.
В ходе наблюдения за слушателями курсов профессиональной переподготовки были выявлены основные мотивы, побудившие их к смене профессиональной деятельности.
- Производственная необходимость в получении дополнительного профессионального образования, которое позволит получить более высокий социальный статус, возможность занять руководящую должность.
- Физическая невозможность осуществления трудовой деятельности по первоначальной профессии. Например, военнослужащий, уволенный в запас.
- Несоответствие первоначальной квалификации направлению, в котором работает специалист. Например, работник имеет квалификацию «инженер по эксплуатации колесной и гусеничной техники». Работает в строительстве. Согласно современным требованиям лицензирующей организации, он должен иметь квалификацию «инженер-строитель».
- Неудовлетворенность размером заработанной платы.
- Моральное неудовлетворение своей первоначальной профессией в силу индивидуальных особенностей.
Каждый слушатель обучается для решения конкретной жизненной проблемы и достижения конкретной цели. Он рассчитывает на скорейшее применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний. Слушатель понимает необходимость посещения курсов переподготовки, его выбор осознан, однако, не всегда он готов заниматься учебной деятельностью. Это можно объяснить рядом причин.
Во-первых, трудности личностного характера. Известный американский психолог А. Маслоу отмечал, что у взрослого человека «потребность в знании...интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности». В процессе обучения, считает ученый, происходит «диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством»[5]. С нашей точки зрения, это происходит потому, что слушатель курсов, с одной стороны, стремится к достижению жизненно необходимой цели, улучшения в дальнейшем качества своей жизни, но, с другой стороны, у человека возникает страх перед взятой на себя ответственностью за учебу. Привычка к устоявшемуся образу жизни вступает в противоречие с необходимостью их изменений.
Во-вторых, большинство слушателей беспокоят сомнения в своей компетентности как обучаемых, возникает страх, что в процессе обучения выявится их неграмотность, неумение воспринимать должным образом учебный материал.
В-третьих, некоторые физиологические изменения, которые происходят с возрастом в организме человека: быстрота реакции, скорость запоминания и усвоения новой информации. Часто любую информацию слушатель не может воспринять абстрактно, а адаптирует с учетом своего жизненного опыта. Что не всегда приводит к правильному выводу.
Все эти физиологические и психологические проблемы препятствуют формированию устойчивой учебной мотивации у слушателей курсов профессиональной переподготовки. Это зачастую приводит к тому, что слушатель прекращает посещать занятия, так и не достигнув намеченной цели.
Змеев С. И. в своей работе «Технология обучения взрослых» сформулировал андрогогические принципы обучения:
- Приоритет самостоятельного обучения.
- Принцип совместной деятельности.
- Принцип опоры на опыт обучающегося.
- Индивидуализация обучения.
- Системность обучения.
- Контекстность обучения.
- Принцип актуализации результатов обучения.
- Принцип элективности обучения.
- Принцип развития образовательных потребностей [1].
Основываясь на принципах обучения, сформулированных С. И. Змеевым, определим основные положения организации учебного процесса на курсах профессиональной переподготовки, которые способствовали бы формированию устойчивой учебной мотивации у слушателей:
- Индивидуальность обучения. Несмотря на то что существуют единые профессиональные стандарты, квалификационные требования к результатам освоения образовательных программ, к уровню и объему информации, которую должен освоить каждый слушатель, необходимо учитывать потребности каждого слушателя. Однако, в отличие от С. И. Змеева, который считает, что необходимо «создавать индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения...» [1], на наш взгляд, если в группе 25-30 человек и преподаватель читает для них одинаковые лекции, то практически организовать для каждого слушателя индивидуальную программу обучения достаточно проблематично. С нашей точки зрения, необходимо акцентировать внимание слушателя на более детальное изучение конкретного раздела дисциплины, в зависимости от производственной необходимости. Так, если слушатель в своей профессиональной деятельности в основном работает в условиях Крайнего Севера, то естественным будет при изучении дисциплины «Основы фундаментов» более тщательно изучить особенности возведения фундаментов в районах распространения вечномерзлых грунтов.
- Самообучение. Самообучение, самообразование должно являться основным видом учебной деятельности слушателей курсов профессиональной переподготовки. В связи с тем, что изначально слушатели имеют разное базовое высшее образование, зачастую не имеющего никакого отношения к выбранному направлению переподготовки, необходимо разработать такое методическое обеспечение, чтобы дать возможность каждому слушателю самостоятельно освоить необходимый учебный материал на должном уровне. Например, для выполнения курсового проекта по дисциплине «Архитектура зданий и сооружений» слушателю необходимо владеть основами работы в автоматизированной системе Autocad, причем по умолчанию считается, что слушатель уже знаком с данной программой, однако это не всегда так. Поэтому при разработке учебно-методического комплекса необходимо учитывать разный уровень подготовки слушателей.
- Практическая ценность. Информация, которую доводит до слушателя преподаватель, должна быть не только практической направленности, но соответствовать текущему моменту времени [3]. Зачастую преподаватели ведущие курсы профессиональной переподготовки, ссылаются на устаревшие строительные термины, строительные нормы и правила. В основном все слушатели курсов «Промышленное и гражданское строительство» работают в строительной отрасли. Поэтому они нуждаются в актуальной информации о правовом регулировании в строительстве, современных строительных материалах, новейших методиках и разработках в области строительства.
Конечно, необходимость владеть актуальной информацией - это дополнительная нагрузка для преподавателя. Однако такой поход к изучению предмета наиболее приветствуется самими слушателями.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо еще раз подчеркнуть, что существуют объективные и субъективные проблемы, препятствующие формированию устойчивой учебной мотивации у слушателей курсов профессиональной переподготовки.
Поэтому при организации учебного процесса необходимо:
- Учитывать потребности каждого слушателя, акцентировать его внимание на более детальное изучение конкретного раздела дисциплины, в зависимости от производственной необходимости.
- Разработать такое учебно-методическое обеспечение, которое позволило бы каждому слушателю освоить необходимый учебный материал на должном уровне.
- Информация, предоставляемая на курсах, должна соответствовать текущему моменту времени.
Рецензенты:
Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград;
Пиралова О.Ф., д.п.н., доцент, профессор кафедры начертательной геометрии и инженерной графики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Трофимова Л.Н. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15448 (дата обращения: 19.02.2025).