Высокое качество подготовки инженерных кадров всегда являлось важнейшей государственной задачей. Современная социокультурная ситуация ставит перед вузом важнейшую задачу, связанную с конкурентоспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Проблема трудоустройства стала актуальной особенно в последнее время, когда конкуренция за рабочее место происходит не только среди выпускников вуза, но и среди специалистов с опытом работы. Однако, как показывает практика, многие выпускники технических вузов не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями: вузы выпускают специалистов с общими представлениями об инженерной деятельности, в большинстве случаев не готовых к оперативному включению в данную область деятельности. Становление современного инженера как целостной, компетентной и самостоятельной личности, конкурентоспособной на рынке труда требует существенного пересмотра подходов к учебно-методической, научно-методической работе, к методам планирования и подготовки учебного процесса в техническом вузе. Вуз должен обеспечить не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности будущему работодателю.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает использование в процессе обучения прогрессивных педагогических технологий. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики ведущие вузы нашей страны апробируют модульно-рейтинговую, кредитную технологии, игровой и проектный методы, разноуровневое обучение, обучение посредством кейсов (case-studies) и др.
Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио, стремительно развивающаяся в зарубежном высшем образовании. Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами», «папка специалиста». Портфолио - это современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности. Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте.
Под электронным портфолио понимают организованную обучающимся с помощью компьютерных средств совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов.
Анализ научно-методической и педагогической литературы показал, что наибольшее число отечественных работ посвящено применению метода портфолио в школьном образовании. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности, делает более эффективной профессиональную подготовку. Однако, в научно-педагогической литературе нет единого мнения о использовании технологии портфолио в техническом вузе в условиях реализации ФГОС; не в полной мере освещены критерии оценки учебного портфолио, не рассматривались вопросы, касающиеся портфолио как метода оценивания сформированности компетенций и др.
На сегодняшний день технология портфолио используется в некоторых вузах Москвы, Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Самары, Казани. В Тюменском государственном нефтегазовом университете также применяются элементы метода учебного портфолио, однако, применение этой технологии в основном носит эпизодический характер.
Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлены противоречия:
-
между социальным заказом общества на конкурентоспособную личность выпускника технического вуза и ограниченностью реально существующей системы профессиональной подготовки в соответствии с современными тенденциями развития образования;
-
между наличием зарубежного и отечественного опыта использования технологии портфолио студентами высших учебных заведений, позволяющего усилить эффективность образовательного процесса, тем самым повысив конкурентоспособность выпускника, и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в практике технических вузов.
Все вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования, посвященного разработке организационно-педагогических условий, применения портфолио в системе подготовки будущего инженера.
Объект исследования: процесс подготовки будущего инженера.
Предмет исследования: портфолио студента технического вуза как условие его профессионального становления.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективность использования электронного портфолио в системе подготовки будущего инженера.
Гипотеза исследования: образовательный процесс в техническом вузе будет более эффективно обеспечивать развитие конкурентоспособной личности выпускника, если в педагогической системе его подготовки использовать метод портфолио.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы выделить и систематизировать основные признаки, задачи, функции инженерной деятельности, профессионально значимые качества личности инженера.
2. Разработать модель конкурентоспособного выпускника технического вуза, определить уровни сформированности конкурентоспособности.
2. На основе анализа педагогической и методической литературы обобщить основные методы и средства обучения в техническом вузе, зарубежный и отечественный опыт использования метода портфолио в образовательной деятельности.
3. Разработать структуру портфолио студента технического вуза на основе модели конкурентоспособного выпускника.
6. Экспериментально проверить результативность влияния применения метода портфолио на формирование конкурентоспособности будущего инженера.
Новизна исследования: в исследовании представлен один из возможных вариантов решения важнейшей задачи высшего профессионального образования - повышение конкурентоспособности выпускника технического вуза. На основе разработанной автором модели конкурентоспособности выпускника разработана структура электронного портфолио студента технического вуза, в котором элементы портфолио соотносятся с формируемыми компетенциями будущего инженера.
Анализ исследований психологической сущности инженерной деятельности показывает, что она представляет собой сложное многоаспектное образование, имеющее следующие признаки: творческая, инновационная деятельность, целью которой является технический прогресс; решение инженерных задач; инженерные исследования. К профессионально значимым качествам личности современного инженера можно отнести: физиологические (здоровье, эмоционально-волевая готовность), психологические (внимание, восприятие, словесно-логическая и образная память техническое, оперативное, системное мышление, способность к творчеству, способность принимать решения), социальные (работоспособность, организованность, уважение к людям, самокритичность и др.), нравственно-мотивационно-целевые (культура труда, культура общения, мотивы, интересы и др.).
Конкурентоспособность выпускника вуза рассматривается большинством исследователей как совокупность общекультурных, профессиональных компетенций и личностных качеств.
Проведенный нами подробный анализ понятия и сущности инженерной деятельности, понятия профессиональной компетентности будущего инженера, моделей специалиста и выпускника технического вуза, ФГОС-3 позволил нам составить модель конкурентоспособного выпускника технического вуза, включающую общекультурные и профессиональные компетенции, а также профессионально-важные качества личности, способствующие в рыночных условиях успешному осуществлению планов, достижению поставленных целей (рис. 1).
Рис. 1 Модель конкурентоспособного выпускника технического вуза
Модель конкурентоспособного выпускника технического вуза как результат обучения требует от образовательного процесса вуза необходимых условий, способствующих формированию конкурентоспособности. Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио. На основе разработанной нами модели конкурентоспособного выпускника технического вуза, а также на основе анализа нормативных документов Тюменского государственного нефтегазового университета, мы определили структуру портфолио студента технического вуза:
-
ФИО студента (фото);
-
направление подготовки,
-
профиль;
-
представление студента (приветствие);
-
автобиография;
-
мое отношение к профессии;
-
контакты;
-
портфолио работ:
1) достижения в учебно-профессиональной деятельности (учебный план; курсовые работы; практика; олимпиады; дипломный проект; стипендии; повышение квалификации);
2) достижения в научно-исследовательской деятельности (проекты; доклады на конференциях; доклады на семинарах; гранты; конкурсы; публикации и др.);
3) достижения в общественной и творческой деятельности (общественные поручения; дополнительное образование; увлечения; спортивные мероприятия; тренинги; волонтерская работа; профсоюз и др.)
-
Портфолио документов (сертификаты, грамоты, благодарности, статьи и т.д.);
-
Отзывы (резюме, характеристики, самоанализ и т.д.).
Разделы портфолио коррелируют с основными компонентами модели конкурентоспособного выпускника вуза: общекультурные и профессиональные компетенции представляют достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками, умение проектировать свой профессиональный рост. Раздел портфолио «Достижения в общественной и творческой деятельности» направлен на становление основных общекультурных компетенций и профессионально-личностных качеств: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации.
Электронное портфолио студентов - совокупность студенческих работ, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт-дисков, либо в виде web-сайта. В нашей работе для создания электронного портфолио использовалась программа Adobe Dreamweaver. В филиале Тобольский индустриальный институт разработкой собственного электронного портфолио занимались в течение 3-х лет 18 студентов группы АСОиУб-11, 7 студентов группы ЭСб-11 (экспериментальная группа).
Результативность формирования конкурентоспособности изучалась на основе представленной схемы взаимодействия компонентов электронного портфолио и элементов модели конкурентоспособного выпускника технического вуза. Профессиональные знания, умения, навыки и профессиональные компетенции оцениваются уровнем успеваемости, посещаемостью, результативностью научно-исследовательской работы, наличием курсов повышения квалификации и др. На рисунке 2 приведены результаты деятельности студентов экспериментальной группы, а также студентов группы ХТб-11 (контрольная группа). Уровень сформированности профессионально значимых качеств личности определялся активностью студентов в общественной и творческой деятельности, участием в воспитательной работе, грантах, волонтерских движениях и т.д. Для оценки сформированности профессионально значимых качеств личности была выбрана методика В. И. Андреева «Оценка уровня конкурентоспособной личности»
Рис. 2 Результаты деятельности студентов
Для оценки сформированности уровня конкурентоспособной личности была выбрана методика В.И. Андреева «Оценка уровня конкурентоспособной личности» (табл. 1).
Группа |
Уровни конкурентоспособности (в % студентов) |
||||||||
1-очень низкий |
2-низкий |
3-ниже среднего |
4- чуть ниже среднего |
5-средний |
6-чуть выше среднего |
7-выше среднего |
8-высокий |
9-очень высокий |
|
Эксперимент. гр. |
0 |
0 |
2 |
4 |
34 |
25 |
33 |
2 |
0 |
ХТб-11 |
1 |
7 |
13 |
24 |
42 |
12 |
1 |
0 |
0 |
Из таблицы видно, что у студентов экспериментальной группы, в отличие от контрольной, существенно повысился уровень сформированности конкурентоспособности. В экспериментальной группе у большинства студентов зафиксировано преобладание высокого уровня профессионально важных качеств личности. Установлена также положительная динамика в успеваемости студентов экспериментальной группы
Рецензенты:
Егорова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой химии и химической технологии
место работы: ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет", филиал "Тобольский индустриальный институт", г. Тобольск;
Мехришвилли Л.Л., д.соц.н., доцент, должность: профессор кафедры социологии место работы: ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет", г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Татьяненко С.А. ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15382 (дата обращения: 19.02.2025).