История автомобильного транспорта началась в 1769 году с изобретения Ж.Кюньо первого автомобиля с паровым двигателем, который был назван «малая телега Кюньо» [2]. С тех пор конструкция и внешний вид автомобиля претерпели существенные изменения, и потребность в нем увеличилась в несколько раз.
Уровень автомобилизации, который у нас непрерывно растет, по данным информационного агентства города Екатеринбург превышает 450 автотранспортных средств на 1 тысячу жителей. По количеству автомобилей на 1000 человек столица Урала обогнала такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, где этот показатель менее 400 транспортных средств. Данный показатель меньше, чем в развитых странах Европы и США, где он достигает 900 автомобилей на тысячу жителей, но, не смотря на это, Екатеринбург уже столкнулся с широким спектром проблем, связанных с уровнем автомобилизации [3]. Увеличение количества автомобилей приводит к возрастанию затруднений, относящихся к движению и стоянке транспортных средств в центре города. Так как количество участников дорожного движения увеличивается, а изменение улично-дорожной сети требует больших капиталовложений и не всегда возможно, то это приводит к образованию заторов и снижению скорости движения.
В 2013-2014 гг. были проведены исследования условий движения общественного транспорта в районах остановочных пунктов города Екатеринбург. Остановочные пункты обследовались на следующих улицах: 8Марта, Академическая, Б. Ельцина, Белинского, Библиотечная, Блюхера, Большакова, Восточная, Гагарина, Д. Зверева, Декабристов, К. Либкнехта, Комсомольская, Куйбышева, Луначарского, Малышева, Московская, Первомайская, Р. Люксембург, Смазчиков, Студенческая, Сулимова, Уральская, Фрунзе, Фурманова, Хохрякова, Чапаева, Челюскинцев, Шевченко, Я. Свердлова, пр-т Ленина, Октябрьская площадь и пер. Красный. На улицах 8Марта, Белинского и Московская обследования проводились в пределах зоны малого транспортного кольца города Екатеринбург.
На обследованных улицах располагаются 166 остановочных пунктов, из которых только 39 пунктов имеют заездной карман. Остановочные пункты на улицах Белинского, Библиотечная, Декабристов, К. Либкнехта, Луначарского, Первомайская, Студенческая, Фрунзе, Фурманова, Хохрякова, Чапаева, Челюскинцев, Я. Свердлова, пр-т Ленина и пер. Красный не имеют заездных карманов.
Когда общественный транспорт останавливается в зоне остановочного пункта для посадки и высадки пассажиров, в отсутствие заездного кармана скорость движения транспортных средств по второй полосе значительно снижается. В некоторых случаях участникам дорожного движения, следующим за общественным транспортом, приходится прибегать к экстренному торможению. При движении транспортных средств не всегда соблюдается минимально-безопасное расстояние и в случае ДТП возникает необходимость оценки параметров экстремального торможения [4, 7]. В такой ситуации может возникнуть необходимость обгона. Обгон является одним из опасных маневров, выполняемых водителем. При возникновении ДТП четверть из них происходит во время обгона [6].
В результате исследований были получены данные о числе полос движения напротив остановочных пунктов (рис.1).
Рис.1. Распределение количества полос движения напротив остановочных пунктов
Как видно из представленного выше графика, число полос движения изменяется от 2 до 4. Наиболее часто встречаются 4 полосы движения. Такое количество полос движения наблюдается напротив 65 остановочных пунктов.
Рис. 2. Распределение остановочных пунктов по ширине проезжей части напротив них
Из рис. 2 следует, что наиболее часто встречающаяся ширина проезжей части напротив остановочных пунктов находится в пределах от 10,5 до 21 м.
Известно, что эффективность пассажирских перевозок возрастает, если движение общественного транспорта происходит по выделенной полосе [5]. Была проанализирована возможность выделения полосы для движения автобусов, маршрутных такси и троллейбусов в пределах малого транспортного кольца города Екатеринбург.
Для анализа были выбраны две улицы с наиболее интенсивным движением: ул. Малышева и проспект Ленина. Поскольку, данные улицы имеют пересечения с другими улицами и с другими маршрутами общественного транспорта было необходимо проанализировать условия дорожного движения вблизи каждого характерного остановочного пункта, находящегося на этих улицах. При этом было необходимо обратить особое внимание на факторы, ограничивающие пропускную способность улично-дорожной сети. Результаты проведенного обследования представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1. Дорожные условия движения общественного транспорта на проспекте Ленина
№ п/п. |
Наименование остановочных пунктов |
Улица, дом |
№ маршрутов общественного транспорта |
Ширина проезжей части, м |
Наличие кармана
|
1 |
Площадь коммунаров |
Ленина проспект, 1 |
69, 24, 21, 27, 28, 61, 48, 64, 045, 014, 052, 040, 011, 016, 034, 019, 012 |
12,88 |
Нет |
2 |
Площадь коммунаров |
Ленина проспект,8 |
28, 27, 48, 21, 011, 016, 012, 034, 019, 052, 045, 040, 014 |
12,26 |
Нет |
3 |
Маршала Жукова |
Ленина проспект, 13б |
41, 21, 27, 28, 61, 48, 64, 045, 014, 052, 040, 011, 016, 034, 019, 012 |
12,91 |
Нет |
4 |
Пл. 1905 года |
Ленина проспект, 24 |
28, 27, 48, 21, 46, 011, 016, 012, 034, 019, 052, 045, 040, 014 |
35,7 |
Нет |
5 |
Пл. 1905 года |
Ленина проспект,25 |
21, 27, 28, 61, 48, 64, 045, 014, 052, 040, 011, 016, 034, 019, 012 |
35,62 |
Нет |
6 |
Колледж Ползунова |
Ленина проспект,28 |
32, 28, 27, 48, 50, 54, 039, 052, 055, 050, 040, 014, 018 |
29,95 |
Нет |
7 |
Пл. Имени труда |
Ленина проспект,36 |
19, 32, 28, 27, 48, 50, 54, 039, 052, 055, 050, 040, 014, 018 |
37,6 |
Нет |
8 |
Пл. Имени труда |
Ленина проспект,39 |
50, 54, 23, 57, 27, 28, 61, 48, 64, 050, 055, 014, 030, 018, 052, 040, 039 |
37,6 |
Нет |
9 |
Оперный театр |
Ленина проспект, 51 |
50, 54, 27, 28, 61, 31, 64, 050, 021, 014, 030, 018, 054, 040, 031 |
14,29 |
Нет |
10 |
Оперный театр |
Ленина проспект, 48 |
32, 31, 28, 27, 50, 54, 031, 054, 030, 050, 040, 014 |
14,64 |
Нет |
11 |
Бажова |
Ленина проспект, 75 |
050, 021, 030, 054, 040, 031 |
6,92 |
Нет |
12 |
Восточная |
Ленина проспект, 83 |
050, 021, 030, 054, 040, 031, 50, 54, 27, 28, 61, 45, 31, 64 |
12,91 |
Нет |
13 |
Восточная |
Ленина проспект, 56 |
45, 32, 31, 28, 27, 50, 54, 031, 054, 030, 050, 040, 014, 021 |
12,43 |
Нет |
Таблица 2. Дорожные условия движения общественного транспорта на улице Малышева
№ п/п. |
Наименование остановочных пунктов |
Улица, дом |
№ маршрутов общественного транспорта |
Ширина проезжей части, м |
Наличие кармана |
1 |
ТЦ "Алатырь" |
Малышева, 5 |
25д, 25у, 2, 7,17,3, 04, 07 |
15,83 |
есть |
2 |
ТЦ "Алатырь" |
Малышева, 8 |
25у, 25д, 2, 64, 61,17, 3, 7,04, 07 |
15,05 |
есть |
3 |
Театр "Волхонка" |
Малышева, 21к2 |
25д, 25у, 2, 7, 17, 3, 04, 070 |
17,65 |
нет |
4 |
Театр "Волхонка" |
Малышева, 18 |
25у, 25д, 2, 64, 61, 17, 3, 7, 04, 070 |
17,56 |
нет |
5 |
Площадь Малышева |
Малышева, 31в |
25д, 25у, 2, 7, 17, 3, 04, 070 |
19,48 |
нет |
6 |
Площадь Малышева |
Малышева, 44 |
25у, 25д, 2, 64, 14, 61,17, 3, 7, 04, 057, 056, 070 |
17,91 |
нет |
7 |
Горького |
Малышева, 31/1 |
25д, 25у, 14, 2, 32, 19, 7, 17, 3, 04, 070 |
21,73 |
нет |
8 |
Гостиница центральная |
Малышева, 68 |
25у, 25д, 64, 14, 6, 17, 3, 7, 04, 057, 056, 070 |
24,79 |
нет |
9 |
Дом Кино |
Малышева, 59 |
25д, 25у, 14, 15, 32, 19, 20, 6, 7, 077, 04, 067, 070, 039 |
22,74 |
нет |
10 |
Дом Кино |
Малышева, 92а |
1, 25у, 25д, 64, 14, 61, 15, 7, 20, 18, 6, 04, 039, 067, 077, 070 |
22,41 |
нет |
11 |
Трансагенство |
Малышева, 120а |
25у, 25д, 64, 14, 61, 15,7, 20, 18, 6, 04, 039, 067, 077, |
22,48 |
нет |
12 |
Трансагенство |
Малышева, 93а |
25д, 25у, 14, 15, 32,19, 20, 6, 7, 077, 04, 067, 070, 039 |
22,48 |
нет |
Кроме того, были получены данные об интенсивности движения транспортного потока в час «пик» (с 17-00 до 18-00) как в центре города, который ограничен малым транспортным кольцом города Екатеринбург, так и за его пределами. В качестве примера были выбраны остановочные пункты «Трансагентство» и «Гагарина», расположенные на улице Малышева. Интенсивность движения в зоне остановочного пункта «Гагарина» вне малого транспортного кольца составила 2826 транспортных средств в час, из которых 1224 осуществляли движение в направлении центра и 1602 - от него. Транспортный поток состоял из 93,5 % легковых автомобилей и 2,4 % - из грузовых автомобилей. Автобусы составили 2,1%, троллейбусы - почти 1,1%. Небольшую долю составляли маршрутные такси и мотоциклы, 0,6% и 0,2% соответственно. Интенсивность движения в районе остановочного пункта «Трансагентство» в пределах малого транспортного кольца составила 2554 транспортных средств в час. Доля легковых автомобилей составляла 94,1%, доля автобусов составляла 2,3%. На троллейбусы и маршрутные такси пришлось по 1,1%.Доля грузовых автомобилей составила 1%. Абсолютное меньшинство составили мотоциклы - 0,3%.
На основании полученных данных были сделаны следующие выводы:
-
Число полос движения в районе остановочных пунктов в большинстве случаев равно 4.
-
Транспортный поток в центре города и за его пределами более чем на 90% состоит из легковых автомобилей.
-
Большая часть грузовых автомобилей не заезжает в центр города, объезжая его по малому транспортному кольцу города Екатеринбург.
-
Поскольку большинство полос движения в зоне расположения остановочных пунктов равняется 4, то в отсутствие заездных карманов останавливающийся общественный транспорт на время остановки уменьшает количество полос движения в 2 раза и вынуждает перестраиваться других участников дорожного движения.
-
В городе Екатеринбург только каждый четвертый остановочный пункт оснащен заездным карманом. Следовательно, остановка общественного транспорта в 75 % остановочных пунктов создает помеху для других участников дорожного движения при условии отсутствия выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств.
-
Для повышения эффективности работы общественного транспорта, в первую очередь, необходимо создать условия для его движения на наиболее загруженных центральных улицах города Екатеринбург. Обследование показало, что для организации движения общественного транспорта 35остановочных пунктов необходимо оборудовать заездными карманами.
Рецензенты:
Черемных Н.Н., д.т.н., профессор. Заведующий кафедрой начертательной геометрии и машчерчения ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург;
Баженов Е.Е., д.т.н., профессор, директор Института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Филатова Н.А., Чекотин Р.С., Алексеева О.В. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА НА УСЛОВИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВБЛИЗИ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15351 (дата обращения: 04.12.2024).