Цель статьи - дать характеристику типов и функций адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: уточнить понятие «адаптационные ресурсы внутрифирменного обучения»; выявить типы и функции адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения; выяснить функции адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения.
Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования. Под адаптационными ресурсами внутрифирменного обучения мы понимаем системную целостность внешних (средств, форм, методов повышения качества профессиональной подготовки кадровых ресурсов) и внутренних (индивидуально-типологических особенностей личности работника) резервов, обеспечивающих повышение профессионализма работников и рост конкурентоспособности фирмы [2]. Исходя из содержания адаптационных ресурсов, можно выделить следующие типы и виды.
Первый тип - нормативно-правовые ресурсы [4], устанавливающие и регламентирующие права и гарантии работников на внутрифирменное обучение в области безопасности труда, включающие международные нормативно-правовые акты, конституционные и федеральные законы, региональные, отраслевые и локальные нормативно-правовые акты, включающие положения, инструкции и т.п.
Например, в статье 18 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» констатировано, что право на охрану здоровья обеспечивается и созданием безопасных и благоприятных условий труда. В ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» определены национальная структура системы управления охраной труда, а также национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда. Для решения задач исследования наибольший интерес представляет Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Представленный в Постановлении Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [5], работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.
Второй тип адаптационных ресурсов - научно-методические, обеспечивающие реализацию научных исследований в области безопасности труда в процессе проектирования и реализации инновационных образовательных программ [10] на базе предприятий, включающие учебно-программную документацию для организации самостоятельной работы слушателей, интенсификации деятельности преподавателей; научно-методические разработки для информационной поддержки процесса внутрифирменного обучения в области безопасности труда, а также организации мониторинга образовательных услуг [1] в сфере внутрифирменного обучения по безопасности труда.
Автором разработано учебно-методическое пособие «Безопасность труда при строительстве и содержании автомобильных дорог», в котором раскрываются значения, характеристики и параметры зон «влияния» потенциально и постоянно действующих опасных производственных факторов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, способы и методы защиты и безопасного поведения работающих в этих условиях (коллективные и индивидуальные средства защиты). Учебный материал пособия разделен на три модуля в зависимости от уровня подготовки слушателей.
Модуль 1 уровня (в основном для молодых рабочих, не имеющих практики работы на производстве или для рабочих меняющих специфику профессиональной деятельности) включает: первоначальное знакомство с организацией производства дорожных работ с выделением элементов безопасности, посредством мини-плакатов; непосредственное изучение требований безопасности по конкретной специальности; коллоквиум «Запрещенные методы и приемы работ».
Модуль 2 уровня (для рабочих, имеющих опыт производственной деятельности и проходящих повышение квалификации) содержит положения и требования СНиП и других нормативных и инструктивных документов по безопасности труда при строительстве и содержании автомобильных дорог, а также анализ причин производственного травматизма, несчастных случаев и аварий, имеющих место в дорожном строительстве, в соответствии с действующими инструкциями по безопасности труда.
Модуль 3 уровня (для повторных инструктажей, аттестации и переаттестации специалистов и руководителей) включает ситуационную информацию, представленную на мини-плакатах, учебных фильмах.
Учебно-методическое пособие «Безопасность труда при строительстве и содержании автомобильных дорог» включает:
- мини-плакаты, содержание которых представляет собой аксонометрическое изображение строительной площадки по основным технологическим процессам с обозначением требований и элементов безопасной организации дорожных работ (схем размещения постоянных и временных дорог; зоны санитарно-бытового обслуживания; требований электробезопасности; требований к организации приобъектных складов, их размещению в соответствии с нормами пожарной безопасности и другими нормами; размещения знаков безопасности на территории строительной площадки; размещения средств пожаротушения; организация безопасного производства работ по конкретной специальности);
- знаки безопасности, представленные в качестве самостоятельного материала для изучения ГОСТа 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности»;
- графический материал, включающий общие требования, требования по безопасности труда до начала работы, требования по безопасности труда во время работы, требования по безопасности труда в аварийных ситуациях, требования по безопасности труда при транспортировании, требования по безопасности труда по окончании работы, запрещенные методы и приемы работ.
Выяснено, что применение учебно-методического пособия «Безопасность труда при строительстве и содержании автомобильных дорог» в процессе внутрифирменной подготовки позволяет повысить уровень и качество проведения инструктажей [3]; обеспечить активизацию учебной деятельности слушателей и повысить их познавательный интерес; сформировать у слушателей готовность выполнять работу с соблюдением требований безопасности. Материалы пособия могут быть использованы для оформления рабочих мест, участков, уголков и кабинетов по безопасности труда.
Третий тип адаптационных ресурсов - виртуально-образовательные, обеспечивающие информационную поддержку, доступность дистанционных образовательных услуг в области безопасности труда, а также возможность асинхронного индивидуального внутрифирменного обучения, и включающие сетевые образовательные ресурсы [6]; интернет-ресурсы в области безопасности труда; современные программные средства внутрифирменного обучения.
К примеру, в ОАО «Татагропромстрой» разработаны программные оболочки позволяющие сформировать знания, о природе возникновения вибрации, ее характеристиках и негативном воздействии, а также умения по обеспечению защиты от вибрации машин, оборудования, рабочих мест, сооружений. Данные программные оболочки содержат программы позволяющие определить основные технические меры борьбы с вибрацией:
- устранение или снижение вибрации в источнике возникновения на стадии конструирования машин и проектирования технологических процессов;
- ослабление вибрации в источнике ее возникновения за счет уменьшения действующих в системе переменных сил при замене динамических процессов статическими, тщательной балансировке вращающихся частей и др., или используя дистанционное управление, автоматический контроль и сигнализацию ограждения;
- вибродемпфирование, основанное на уменьшении уровня вибрации путем преобразования энергии механических колебаний в тепловую при условиях использования в качестве конструкционных материалов с большим внутренним трением, нанесения на вибрирующие поверхности упруговязких материалов, применения поверхностного трения;
- динамическое гашение вибрации, посредством установки машин и агрегатов на фундаменты, массу которых рассчитывают так, чтобы амплитуда колебаний подошвы фундамента не превышала 0,1 - 0,2мм, а для отдельных сооружений - 0,005мм.
Создатели данных программ использовали учебное пособие по вибрации автора статьи.
Четвертый тип адаптационных ресурсов - индивидуально-типологические особенности личности работника, способствующие осознанию образовательно-профессиональных потребностей, формированию и развитию способности сознательно их удовлетворить в процессе деятельности, включающие следующие компоненты: биологический (темперамент, задатки), социальный (мотивационные образования, способности, волевые качества), соматический (физические особенности) и характер (устойчивое психическое образование, определяющее особенности отношений и поведения).
Исходя из задач исследования, наибольший интерес представляет психология типов, включающая формальные и динамические типологии. Формальные типологии - классификации устойчивых типов, выделенные на основе конкретных психологических или анатомо-физиологических свойств, проявляющихся в определенном виде деятельности. Динамические типологии связаны с изменением и трансформацией человека в процессе развития.
Следующее понятие - «индивидуальные особенности личности». Представляя особый социальный мир, личности постоянно воспроизводят его в творческой преобразовательной деятельности различных индивидуальностей, объективно проявляющихся в своей неповторимости и многообразии отношений в интегрированном окружающем мире, где формируется особое пространство психологического напряжения движения человека, и где он в своей единственности во множестве ее проявлений не только обнаруживает, реализует, но и творит свою индивидуальность. В основе этой индивидуальности часто проявляются неповторимые особенности каждой личности, в частности, в ее способности по-своему реализовывать свою самость в развитии своего «Я».
Обобщая изложенное отметим, что адаптационные ресурсы внутрифирменного обучения выполняют следующие функции:
- нормативную, определяющую права и обязанности работодателей и работников в области внутрифирменного обучения по безопасности труда, порядок формирования и использования Фонда социального страхования, ответственность руководителей всех уровней за предотвращение несчастных случаев;
- методологическую, обуславливающую использование в процессе внутрифирменного обучения объективных, научных знаний по безопасности труда, понятийно-терминологическое единообразие [8];
- методическую, обеспечивающую координацию сетевого взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности в процессе внутрифирменного обучения кадровых ресурсов [7];
- коммуникативную, позволяющую персонализировать процесс внутрифирменного обучения, а также осуществлять интерактивные взаимосвязи между его субъектами как опосредованно (на расстоянии), так и традиционно («глаза-в-глаза»);
- фасилитационную, предусматривающую учет индивидуально-типологических особенностей личности слушателей, содействие в возникновении отношения личности к самой себе, становлении субъектности в процессе внутрифирменного обучения.
Вывод. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни, быстрая смена производственных технологий предполагают изменение приоритетов внутрифирменного обучения, ориентацию на повышения качества внутрифирменной подготовки рабочих и специалистов. Это обусловило поиск новых типов адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения и инновационный взгляд на их функции.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Кашина С.Г. ТИПЫ И ФУНКЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15332 (дата обращения: 13.02.2025).