Как подчеркивает Б.И. Пугинский, «договор выполняет более значимую роль как средство правового регулирования в системе права в целом» [10 С.177].
Договорная форма является не только особым юридическим фактом, устанавливающим связь между его субъектами, но и средством правового регулирования и воздействия на общественные отношения. Практически все сферы человеческой деятельности, так или иначе, пронизаны договорными отношениями, например, в сфере экономического оборота договор выступает в качестве особого регулятора товарно-денежных отношений и является универсальной формой рыночного обмена.
Принцип свободы договора конкретизирован в п. п. 2, 3 и 4 ст. 421, в ст. ст. 423, 424, 425, 429 ГК РФ.
Прежде всего, принцип свободы договора, закреплен в ст. 8 Конституции РФ, где свобода экономической деятельности является одним из основных принципов государства. Далее, в ст. 34 Конституции РФ, данная норма конкретизирована и выражена следующим образом: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности» [6 С.5,10]. Таким образом, принцип свободы договора получил свое конституционное закрепление на высшем уровне.
Гражданскому праву как важнейшей отрасли присущи свои собственные принципы правового регулирования: принцип диспозитивности, эквивалентности отношений, стабильности обязательств, неприкосновенности частной собственности, ответственности и т.д.
Общие принципы гражданского права закреплены в ст. 1 ГК РФ, среди которых равенство участников, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав в судебном порядке и свобода договора.
Что касается последнего, то принцип свободы договора предполагает юридическое равенство сторон, которые независимы друг от друга в имущественном отношении и не находятся в административном подчинении. Профессор С.С. Алексеев отмечал, что «положения ст. 1 ГК РФ - это даже не некая «идеология», а целая философия, - философия свободы, самостоятельности и независимости участников хозяйственной, экономической деятельности, та философия, которая вполне может стать духовной основой идущих в России преобразований» [1 С.37].
По справедливому замечанию К. Осакве, «... свобода договора - это свобода его обладателя, ограниченная законом, устанавливающим определенные пределы для ее осуществления» [8 С.56].
Отметим, что вступая в гражданские правоотношения, его участники должны четко указать свои цели, чтобы избежать неблагоприятных последствий, поскольку рационально сформулированная внутренняя мотивация субъекта определяет оптимальный выбор способа ее волеизъявления и осуществления в будущем. Более того, договор в равной мере позволяет учесть специфику и особенности взаимоотношений сторон, согласовать их индивидуальные интересы, а также обеспечивать правовые гарантии этих интересов, а это предполагает обязательность надлежащего исполнения договора обеими сторонами в качестве общего правила. Из сказанного следует, что согласие субъектов на заключение и исполнение договора, должно быть направлено на возникновение правоотношений.
Наиболее полное исследование принципа свободы договора в цивилистике проведено И. А. Покровским. Так, по мнению автора, «существует положительное и отрицательное содержание указанного принципа - отрицательная сторона заключается в том, что никто не обязан заключать договор против своей воли, положительная - лица вправе заключать договор с любым содержанием, кроме случаев противоречия договоров закону» [9 С.251].
Однако полагаем, следует помнить о том, что свобода договора не является абсолютно неограниченной. Можно привести примеры, когда договор используется для уклонения от уплаты налогов или причинения имущественного вреда гражданам и юридическим лицам. Примером злоупотребления является также совершение мнимой или притворной сделки, то есть сделки, совершенной лишь для вида, без намерения придать ей правовые последствия или с целью прикрыть другую сделку.
Нельзя не согласиться с М.Ф. Казанцевым, который определяет «принцип свободы договора как «принцип договорного права (и гражданского права в целом), в силу которого субъекты гражданского права имеют возможность заключать любые гражданско-правовые договоры, определять любые их условия, не противоречащие законодательству» [4 С. 147].
Вполне уместно отметить, что данный принцип предусматривает право самостоятельного выбора сторон при заключении договора, а также конкретного вида договора и его условий, на которых он будет заключен. В отдельных случаях, гражданское законодательство допускает отступление от принципа свободы договора, если данное положение прямо указано в законе (ст. 426 «публичный договор», ст. 428 «договор присоединения»).
В соответствии с нормами ст. 421 ГК РФ понуждение сторон к вступлению в договорные отношения не допускается, но возможно лишь при условии, если обязанность заключить договор предусмотрена нормами ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством, например, заключение договор поставки для государственных и муниципальных нужд на основании ст. 529 ГК РФ.
Принцип свободы договора формируется из элементов или компонентов, составляющих его основу.
Исследователь М.Н. Марченко, [7 С.14-15], выделяет четыре таких элемента:
1) лица свободны в решении вопроса: заключать или не заключать договор;
2) лица самостоятельно выбирают партнера по договору;
3) лица свободны в выборе того или иного вида договора;
4) лица самостоятельно определяют условия договора.
Все указанные элементы вполне оправдывают правовой характер свободы заключения договора.
Так, В.В. Калемина предлагает более широкий перечень аспектов проявления автономии воли и свободы договора:
1) право самостоятельно решать, вступать в договор или нет;
2) предоставление сторонам широкого усмотрения при определении условий договора;
3) право свободного выбора контрагента по договору;
4) право заключать договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные ГК РФ;
5) право выбирать вид договора и право заключать смешанный договор.
В этот же перечень автор включает право выбора формы договора; возможность сторон в любое время своим соглашением изменить или расторгнуть договор, право выбирать способ обеспечения исполнения договора и т.д. [5 С.8]
В свете сказанного, наиболее признанными являются три аспекта принципа свободы договора:
1) отсутствие принуждения к вступлению в договорные отношения;
2) свободный характер заключаемого договора;
3) свободное определение условий (содержания) договора.
Между тем, по мнению М.И. Брагинского, «все три проявления свободы договора в совокупности необходимы участникам оборота для того, чтобы реализовать свою имущественную самостоятельность и экономическую независимость, конкурировать наравне с другими участниками рынка товаров, работ и услуг» [2 С. 153-154].
К примеру, М.Ю. Щетинкина выделила следующие формы поведения сторон, вытекающие из принципа свободы договора: «свобода субъектов гражданских правоотношений в решении заключать или не заключать договор; свобода выбора контрагента по договору; свобода выбора вида договора; свобода выбора консенсуального или реального договора; свобода выбора формы договора; свобода сторон в формировании условий договора; право изменять договор; право расторгать договор; право на односторонний отказ от исполнения договора»[11 С.15].
Данный вывод обусловлен тем, что проявление свободы договора необходимо участникам для того, чтобы реализовать свою имущественную самостоятельность и экономическую независимость, конкурировать на равных с другими участниками рынка товаров, работ и услуг.
Таким образом, основополагающим элементом в структуре договора является свобода его заключения. Вместе с тем во многих случаях данный принцип может быть ограничен императивными нормами или действием какого-либо конкретного закона. Так, например, свобода выбора партнера по договору может быть ограничена нормой, содержащейся в ст. 250 ГК (преимущественное право покупки), выбор условий договора может быть ограничен императивными нормами закона (ст. 422 ГК) и т.д.
Договор всегда предполагает определенный уровень свободы его субъектов, опосредующий взаимоотношения участников хозяйственного оборота. Еще советские исследователи указывали на то, что «при отсутствии самостоятельности и инициативности сторон при конструировании индивидуальных отношений договор утрачивает свое значение» [3 С.28]. Однако свобода заключения договора, как составная часть принципа свободы договора, полагаем, не может быть абсолютной, в связи с чем закон устанавливает пределы такой свободы.
Разнообразие взглядов на содержание свободы договора объясняется тем, что довольно часто используется термин «свобода договора», а поскольку все сделки оформляются сторонами письменно по договорам, понимание данной категории крайне важно для делового оборота и защиты прав. Как показывает практика, участники гражданских правоотношений и арбитражные суды нередко допускают ошибки при определении правовой природы заключенного договора, упуская из виду действие принципа свободы договора и его пределы, то есть юридического равенства сторон, вследствие чего выносятся незаконные решения. Следовательно, проблема определения заключенного договора, исходя из конкретного принципа, вызывает некоторые сложности.
С учетом вышеизложенного мы пришли к выводу о том, что наиболее значимое место в числе основных начал гражданского законодательства принадлежит принципу свободы договора, который распространяется на любого участника гражданского оборота и реализуется во всех случаях установления указанных правоотношений.
Научное исследование концепции принципа свободы договора необходимо для понимания его сущности как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, в частности в условиях активного развития рыночной экономики и бизнеса.
Рецензенты:
Петров А.Г., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары;
Петренко Н.И., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Иванов Н.В. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15329 (дата обращения: 27.04.2025).