Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия становления нравственного воспитания школьников в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири и сформулировать общие рекомендации по их возможному учету при организации нравственного воспитания в современной школе. Исследование основывалось на теоретическом анализе становления нравственного воспитания в советской школе в 1917-1931 гг., научной рефлексии источников, содержащихся в фондах Архивного агентства администрации Красноярского края, в сибирской педагогической публицистике, и использовании комплекса методов исследования: историко-структурного, конструктивно-генетического, историко-ретроспективного, историко-типологического и контекстуального анализа.
Результатом исследования стало: во-первых, выявление педагогических условий становления нравственного воспитания школьников в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири : усиление социального характера нравственного воспитания школьников, контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием и приобщение школьников к общественно-полезному труду; во-вторых, формулирование общих рекомендаций по их возможному учету в современной школе. Обоснуем выявленные нами педагогические условия.
Первое условие. Усиление социального характера нравственного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века было связано с развитием самоуправления в школе и общественно-преобразовательной направленностью деятельности пионерской организации. Генезис ученического самоуправления в контексте становления нравственного воспитания школьников проходил в три стадии его развития. Для первой стадии (1920-1924 гг.) характерно то, что функции самоуправления, как правило, распространялись на поддержание дисциплины, порядка и чистоты в школах, выполнение некоторых административных и хозяйственных дел, проведение ученических судов, что было направлено на поддержание нравственной атмосферы школы, формирование чувства коллективной ответственности, общественной активности.
Для второй стадии (1925-1927 гг.) развития детского самоуправления характерно повышение авторитета самоуправления в ученической среде, рост общественной активности школьников, расширение круга общественных обязанностей. На данном этапе в функции самоуправления стала вменяться выработка правил внутреннего распорядка и наблюдение за их исполнением, что было направлено на поддержание нравственной атмосферы школы. На третьей стадии (1928-1931 гг.) развития самоуправления усиливался его нравственный контекст: активизировалась взаимопомощь в учебе; усиливалась борьба за повышение нравственной воспитанности школьников - борьба с ленью, распущенностью, хулиганством, курением, алкоголем, прогулами, «дурным влиянием улицы», беспризорностью, «старыми бытовыми традициями», обращалось внимание на формирование ответственного отношения к выполнению учебных и общественных обязанностей и другое [1].
Общественно-преобразовательная направленность деятельности пионерской организации осуществлялась с 1923 г. - с момента ее зарождения в Приенисейской Сибири. В исследуемый период данная деятельность осуществлялась в две стадии. На первой стадии (1923-1924 гг.) нравственное воспитание школьников-пионеров ограничивалось проведением бесед, привлечением к участию в общественных кампаниях и праздниках, в общественно-полезной работе (участие в Дне Октябрьской революции, в Дне Урожая, помощь крестьянам в уборке полей, огородов, оказание помощи общественным организациям, помощи детям-беспризорникам, распространение жетонов в пользу детей Запада, сбор пожертвований и устройство спектакля в пользу борьбы с туберкулезом и другие). По своему содержанию данные формы работы были направлены на приобщение школьников к коммунистической нравственности, на формирование нравственных качеств, нравственных чувств и поведения, коммунистического отношения к труду, интернационализма, приобщение пионеров к «героической» борьбе за коммунизм. Следует отметить, что нравственное воспитание во многих пионерских отрядах было достаточно эффективным, пионеры показывали пример вежливости, дисциплинированности, организованности, коллективизма.
На рубеже 1925-1926 гг. у детей постепенно стал теряться интерес к пионерской работе, поскольку виды деятельности не расширялись, что приводило к «падению» нравственности, нарушению законов и обычаев юных пионеров. Этот кризис пионерского движения в Приенисейской Сибири ознаменовал начало второй стадии (1925-1931 гг.) развития деткомдвижения, связанного с его преодолением. Для данной стадии характерно усиление с 1927 года социального характера нравственного воспитания и его обогащения посредством системы конкретных заданий, которые носили общественно-преобразовательный характер и нередко были направлены на разрешение социальных проблем нравственного содержания («борьба с хулиганством», «борьба с прогулами в школе» и другие). В 1929-1931 гг. в Приенисейской Сибири пионерские отряды привлекались к участию в социалистическом строительстве государства (к коллективизации, борьбе за промфинплан), занимались «внедрением» коммунистической морали в рабочую среду.
Анализ источников, содержащихся в фондах Архивного агентства администрации Красноярского края, показывает, что пионеры Приенисейской Сибири отличались от неорганизованных школьников более высоким уровнем нравственной воспитанности и оказывали на учащихся нравственное воздействие путем внедрения в ученическую среду пионерских законов и обычаев, организации разумного досуга, принятия мер к повышению школьной дисциплины, привлечения их к участию в праздниках и общественных кампаниях, к общественно-полезной работе [2]. Однако данная деятельность, как свидетельствует педагогическая публицистика этого периода, была недостаточно эффективной в школах [3].
Второе педагогическое условие становления нравственного воспитания школьников в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири - контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием в школах - реализовывалось посредством: изменения учебных программ (1920-1924 гг.), активного использования с 1925 года комплексных программ и усиления коллективного начала в организации учебного процесса, распространения экскурсионного метода, метода социалистического соревнования и сознательного дисциплинирования, активизации кружковой работы и проведения межшкольных ученических конференций. Рассмотрим перечисленные реализации данного педагогического условия более подробно.
Становление нравственного воспитания школьников в 20-е годы XX века в исследуемом регионе было связано с изменением учебных программ. Первые сибирские учебные программы, комплексные программы и их сибирские варианты (с 1930 г. - комплексно-проектные программы) составлялись с учетом необходимости насыщения их содержания «революционным» смыслом в целях воспитания общественности, коллективизма, солидарности, идеологических убеждений,коммунистического отношения к труду, приобщения школьников к «героической борьбе за коммунизм». Однако в связи с недостаточной подготовленностью учительства Приенисейской Сибири к работе по комплексным программам их активное использование начиналось только в 1925-26 гг., при этом воспитательные задачи программ не всегда реализовались [4].
Становление нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири также в значительной степени было связано с усилением коллективного начала в организации учебного процесса. Различные виды учебной работы в школах исследуемого региона были распространены уже в начале 20-х годов, однако коллективное начало в них не всегда было достаточно выражено. Во второй половине 20-х годов коллективное начало в учебном процессе школ усиливалось за счет распространения «звеньевой проработки» учебного материала, с 1929 года - за счет организации школьных трудовых артелей и введения метода социалистического соревнования. Введение комплексно-проектной системы обучения сопровождалось заменой ученических групп звеньями и бригадами, что считалось более приоритетным по сравнению с индивидуальной деятельностью. Коллективное начало в организации учебного процесса не получило развития в татарских сельских школах, что свидетельствует о неравномерном характере становления нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири [5].
Широкое распространение в сибирских школах получил экскурсионный метод, который был направлен на формирование коллективизма, «местного» патриотизма, ценностного отношения к миру, приобщение школьников к «героической борьбе за коммунизм», к «пролетарской солидарности», к коммунистическому отношению к труду. Выявлено, что социалистическое соревнование в Приенисейской Сибири в 1929-1931 гг. являлось также достаточно эффективным воспитательным методом, способствующим повышению уровня нравственной воспитанности школьников, формированию коммунистического отношения к труду, социальных чувств, умения с энтузиазмом реагировать на все явления социалистической борьбы [6].
Становление нравственного воспитания школьников Приенисейской Сибири также было связано с распространением в образовательных учреждениях региона принципа сознательной дисциплины. Методы «внешнего» воздействия (вызов родителей, наказание и другие) постепенно вытеснялись из школьной практики методами, направленными на нравственное сознание учеников (убеждение, внушение, моральное воздействие, нравственное руководство, общественное мнение и другие). Однако еще в конце 20-х годов в ряде школ продолжали практиковаться наказания, в том числе и физические. В целом, принцип сознательной дисциплины в школах исследуемого региона не реализовался в полной мере [7].
Рассмотрим роль внеклассной работы в становлении нравственного воспитания школьников в исследуемый период. Установлено, что работа ученических кружков в школах Приенисейской Сибири в зависимости от их видов была направлена на формирование нравственных чувств и общественной активности (художественно-литературные, литературные, музыкальные, хоровые, драматические), на приобщение школьников к коммунистической нравственности (обществоведения, политграмоты, агитационные), на формирование коммунистического отношения к труду (сельскохозяйственные, электротехнические). Эффективным средством формирования коллективизма и общественности школьников в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века являлись межшкольные ученические конференции, получившие распространение уже в начале 20-х годов и на которых среди других вопросов обсуждались вопросы нравственного характера [8].
Третьим педагогическим условием, определившим общие тенденции становления нравственного воспитания школьников и их реализации в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири, явилось приобщение школьников к общественно-полезному труду. Общественно-полезный труд и его развитие осуществлялось последовательно: от распространения самообслуживания в школе к труду, отражающему его общественную направленность. Данное условие способствовало приобщению школьников к нравственной деятельности во благо других людей и общества.
В развитии общественно-полезного труда в исследуемый период в Приенисейской Сибири можно выделить две стадии. Отличительным признаком начальной стадии (1920-1924 гг.) является преобладание самообслуживания над иными видами общественно-полезной работы. Самообслуживание во многих школах организовывалось без учета его воспитательного потенциала, что нередко рассматривалось как «эксплуатация детского труда». Однако в некоторых школах данный вид труда являлся эффективным средством воспитания коммунистического отношения к труду, воспитания коллективизма, чувства ответственности и взаимопомощи. В данный период также имел место общественно-необходимый труд, направленный на оказание материальной помощи школам, общественным и политическим организациям, нуждающимся детям, что воспитывало в школьниках социальные, нравственные, интернационалистические чувства, общественные навыки.
Для следующей стадии (1925-1931 гг.) характерно дополнение самообслуживания разнообразными видами общественно-полезной деятельности, выходящей за школьные рамки: благоустройство школы, города и деревни; оказание помощи общественным организациям; участие в культурном строительстве, различных политических мероприятиях; пропаганда и разъяснение политики государства, решений партии; школьная кооперация; оказание материальной и трудовой помощи нуждающимся людям и другие виды. Это способствовало формированию коммунистического отношения к труду, нравственных чувств, общественных навыков и активности и приобщению школьников к нравственной деятельности во благо других людей и общества. В связи с распространением в 1930 году в школах региона метода проектов воспитательная ценность общественно-полезного труда усиливалась, часть инициативы в выдвижении, планировании, проведении и учете общественно-полезной работы была переложена на учеников, что способствовало развитию ответственности и дисциплинированности. Приобщение школьников к общественно-полезному труду в национальных школах было менее выраженным, что свидетельствует о неравномерном характере становления нравственного воспитания школьников в исследуемом регионе [9].
Систематизация выявленных нами знаний о педагогических условиях становления нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века и их реализациях позволяет выделить два этапа становления нравственного воспитания школьников в исследуемый период. Первый этап - «организационно-преобразовательный» (1920-1924 гг.). Для данного этапа в Приенисейской Сибири характерно воплощение в школьную практику новых идей нравственного воспитания без их глубокого педагогического осмысления. Второй этап - «социально-деятельностный» (1925-1931 гг.). Для него характерно обогащение содержания, форм, методов и средств нравственного воспитания с учетом их воспитательного потенциала. Следует заметить, что выделение этапов основано на общих тенденциях становления исследуемого процесса, получивших широкое, но не повсеместное распространение.
Выводы. Таким образом, педагогические условия становления нравственного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века и их реализации в совокупности - усиление социального характера нравственного воспитания, контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием и приобщение школьников к общественно-полезному труду - отражают общую положительную тенденцию исследуемого становления, выраженную в устойчивом развитии данного процесса. Негативным последствием становления нравственного воспитания в исследуемый период в Приенисейской Сибири явилось его идеологическая детерминированность в ущерб формированию духовности школьников.
Положительные результаты и негативные последствия становления нравственного воспитания в исследуемый период необходимо учитывать при разработке современной модели нравственного воспитания школьников.Положительные результаты позволяют сформулировать общие рекомендации по их возможному учету при организации нравственного воспитания в современной школе: усиление социального характера нравственного воспитания обеспечивается расширением функций ученического самоуправления и созданием детских общественных организаций; контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием связано с активизацией коллективного начала в его организации, распространением экскурсионного метода, метода коллективного соревнования, кружковой работы, межшкольных ученических конференций; приобщение школьников к общественно-трудовой деятельности эффективно реализуется за счет включения в учебно-воспитательный процесс различных видов данной деятельности.
Рецензенты:
Игнатова В.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск;
Шилов А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Белых И.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15313 (дата обращения: 08.12.2024).