Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Михайлова О.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»
Понятие самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов рассматривается с двух позиций: 1) личностно, социально и профессионально значимый результат образования, 2) процесс, в ходе которого активно формируются и развиваются умения и навыки, необходимые студенту в его будущей профессиональной деятельности. Более подробно рассмотрен второй аспект данного понятия, выделены уровни сформированности самостоятельной учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, репродуктивно-практический, критически-творческий). Раскрыто определение управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, цели управления ею с точки зрения преподавателя и обучающегося. Выявлены особенности формирования основных функций управления (анализ, планирование, организация, контроль, коррекция) у студентов, находящихся на различных уровнях сформированности умений и навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Описаны конкретные приемы формирования отдельных компонентов управления своей деятельностью у обучающихся с различным уровнем сформированности самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Выявлены результаты обучения студентов основным функциям управления и дана их подробная характеристика.
самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов
управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов
функции управления
1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 359 с.
2. Егоршин А.П. Управление российским образованием: монография / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: Нижегородский ин-т менеджмента и бизнеса, 2012. – 378 с.
3. Игнатьева И.Ю. Подготовка преподавателей к педагогическому управлению учебной деятельностью студентов в условиях системных изменений образовательного процесса вуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – № 1. – С. 152-155.
4. Одинцова Л.А. Дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2014. – № 1 (27). – С. 96-99.
5. Одинцова Л.А. Компьютер на лекции по математическому анализу как средство формирования учебно-познавательной компетентности будущего учителя // Педагогическое образование на Алтае. – 2009. – № 1. – С. 289-293.
6. Управление качеством образования / М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос [и др.]; под ред. М. М. Поташника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Пед. о-во России, 2006. – 443 с.
7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе: практико-ориентированная монография / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
На современном этапе развития педагогического образования особую важность приобретает вопрос формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Во-первых, в стандартах педагогического образования самостоятельной учебно-познавательной деятельности как результату образования уделяется достаточно большое внимание, о чем свидетельствует значительное увеличение доли самостоятельной работы студентов, для осуществления которой он должен уметь самостоятельно находить, обрабатывать, систематизировать большие объемы информации, относящиеся к различным сферам жизни человека.

Во-вторых, выпускник должен быть готов к организации самообразовательной деятельности, для формирования которой необходимо умелое сочетание управления УПДС преподавателем с постепенной передачей студентам функций управления. Об этом свидетельствуют исследования Г.А. Бордовского, С.А. Езоповой, Ю.А. Конаржевского, В.С. Кукушина, А.М. Моисеева, Т.В. Орловой, Л.И. Петровой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др.

За последнее десятилетие также появилось большое количество диссертационных исследований, посвященных управлению деятельностью студентов. Различные функции управления учебной деятельностью явились предметом исследований М.Л. Романовой, М.В. Кравцовой и т.д. Вопросы подготовки студентов к осуществлению управления деятельностью в условиях среднего и высшего профессионального образования рассмотрены в работах В.А. Пущина, В.И. Проскуриной, Р.Р. Тураева, М.М. Амреновой, Н.Я. Калинникова. Взаимосвязь управления и самоуправления деятельностью в учебном процессе исследована Г.А. Ямалетдиновой, В.Н. Морозовой, А.А. Рябовым, Н.С. Петровой и т.д. Управление самостоятельной деятельностью рассматривали А.Н. Рыблова, Н.А. Ерошина и др.

В то же время остается недостаточно разработанной теория и практика обучения студентов педагогического учебного заведения управлению своей самостоятельной учебно-познавательной деятельностью с учетом уровня ее сформированности.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью подготовки студентов к управлению самостоятельной учебно-познавательной деятельностью и недостаточной разработанностью методов и средств  формирования у них приемов реализации основных управленческих функций.

Как уже было сказано выше, понятие самостоятельной учебно-познавательной деятельности может рассматриваться как личностно, социально и профессионально значимый результат образования.

Нас же будет интересовать самостоятельная учебно-познавательная деятельность как процесс, в ходе которого наиболее активно формируются умения и навыки, необходимые студенту для реализации различных видов профессиональной деятельности.

Под учебно-познавательной деятельностью будем понимать деятельность обучающегося, реализуемую в ходе образовательного процесса через непосредственное или опосредованное взаимодействие между ним и другими участниками образовательного процесса, и направленную на овладение системой знаний, умений, навыков, обобщенными способами действий, развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, познавательных интересов, формирование мировоззрения и нравственных качеств личности.

Самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов (СУПДС) определим как вид учебно-познавательной деятельности, предполагающий определенную степень самостоятельности во всех ее структурных компонентах, на всех этапах образовательного процесса.

Будем выделять три уровня сформированности самостоятельной учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, репродуктивно-практический, критически-творческий, каждому из которых соответствует набор показателей, свидетельствующих о степени сформированности СУПДС. Это позволяет разбить обучающихся на три относительно независимые группы и формировать у них умение управлять своей учебно-познавательной деятельностью, опираясь на средства, доступные их восприятию.

Рассмотрим особенности реализации основных функций управления в условиях СУПДС и некоторые приемы формирования у студентов умений и навыков самоуправления.

Т.И. Шамова отмечает, что в теории управления образовательными системами термин управление трактуется с трех позиций: как деятельность (В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.), воздействие одной системы на другую (Л.Б. Ительсон, А.А. Орлов, Н.Д. Хмель, В.П. Панасюк и др.), взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, В.И. Зверев и др.) [7].

Проанализировав достоинства и недостатки указанных подходов и учитывая особенности осуществления деятельности по управлению СУПДС, вслед за Е.Ю. Игнатьевой, определим управление СУПДС как систему «целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса относительно содержания образования, в результате которого осуществляется согласование компонентов образовательного процесса с целью достижения результатов образования» [3].

Целью управления СУПДС с точки зрения преподавателя является создание условий для совместной деятельности преподавателя и студентов, направленной на выявление и реализацию путей формирования у последних СУПД на уровне, необходимом для достижений планируемых результатов образования. А целью с точки зрения студента - получение знаний об управлении и развитие умений реализации основных его функций в соответствии с исходным уровнем их сформированности.

Рассмотрим особенности организации преподавателем обучения студента реализации основных функций управления в условиях организации СУПД, опираясь на работы Г.А. Бордовского, А.П. Егоршина, Л.А. Одинцовой, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой и др. [1, 2, 4, 5, 6, 7].  

Аналитическая функция управления СУПДС - функция, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснование применения различных способов и средств для достижения целей, объективную оценку результатов деятельности и выработку механизмов проведения коррекционных мероприятий.

Целью анализа СУПДС является накопление студентом  знаний о степени готовности его к осуществлению различных видов СУПДС, получение сведений, необходимых для планирования дальнейшей деятельности.

На репродуктивном уровне сформированности СУПД студент способен анализировать отдельные ее компоненты, не устанавливая взаимосвязи между результатами анализа каждого из них; однако не умеет адекватно оценивать уровень своей подготовки, определять возможность выполнения того или иного задания. Обучение его реализации аналитической функции управления может быть проведено, например, в ходе решения познавательной задачи: студенту предлагается выделить известные и неизвестные данные, проанализировать, какие из неизвестных он может найти, опираясь только на имеющиеся знания. Результат деятельности коллективно обсуждается, выявляются причины ошибок анализа студентов под непосредственным руководством преподавателя. Таким образом, наиболее активно формируются умения анализа содержания деятельности и ее результатов.

На репродуктивно-практическом уровне осуществляется переход от анализа частных задач к анализу их систем, происходит обучение студента первичной оценке своих знаний и умений с точки зрения их применения к решению задач. Ему предлагается, например, выполнить индивидуально следующее задание по теме «Пределы»: «Из представленных пределов выберете те, которые вычисляются раскрытием неопределенности «ноль на ноль» и найдите их значение».

При переходе на критически-творческий уровень необходимо сформировать у обучающихся понимание того, что анализ должен проводиться комплексно, показать его взаимосвязь с другими компонентами управленческого цикла, прежде всего, с планированием и прогнозированием результатов. Для этого используется, например, задание на составление системы задач к практическому занятию по определенной теме с учетом необходимости использовать всевозможные методы решения, степени сложности и трудности задач, а также временных ограничений.

Результатом обучения выполнению аналитической деятельности является овладение следующими компонентами аналитической деятельности:

  • знаниевая (цели и задачи анализа деятельности, логика выявления элементов деятельности, подлежащих анализу, особенности осуществления анализа на различных этапах деятельности и т.д.);
  • деятельностная (соотнесение целей и задач своей деятельности с целями, поставленными преподавателем, анализ содержания деятельности, путей его реализации в заданных условиях, выявление особенностей различных видов деятельности, определение степени своей подготовленности к их выполнению, выбор наиболее рациональных форм, методов и средств осуществления деятельности);
  • личностно-значимая (осознание значимости аналитической функции управления для реализации всего управленческого цикла, важности самоанализа как средства формирования личности независимой и способной к быстрому самоопределению в изменяющихся условиях).

Планирование СУПДС - процесс тщательного обдумывания предстоящей деятельности, направленный на снижение эффекта неопределенности деятельности, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.

Необходимо, чтобы студент осознавал, что основной целью реализации данной функции является определение механизма согласования его действий с действиями других субъектов деятельности, содержания и сроков осуществления СУПДС, а также форм контроля за ее выполнением и своевременной коррекции в случае необходимости.

Прежде всего, необходимо сформировать у студентов представление о различных формах планирования (текстовой, сетевой, графической), выявить их особенности.

Если студент находится на репродуктивном уровне сформированности СУПДС, то соответствующие умения и навыки, необходимые ему для осуществления планирования, развиты слабо. В том числе, обучающийся не способен правильно распределить время, отводимое на выполнение самостоятельной работы, определить количество и типы заданий, которые он способен выполнить за указанное время. Умение планировать свою деятельность на репродуктивном уровне формируется у студентов, например, через обучение составлению плана решения задачи по заранее известному алгоритму, выделение этапов доказательства изучаемой теоремы и т.д. Переход на репродуктивно-практический уровень обуславливается наличием у студента умений осуществления кратковременного планирования своей деятельности (в пределах работы над заданием). Отслеживание этого умения может быть осуществлено, например, в процессе выполнения задания на выбор предложенных типов задач, которые он может выполнить за указанное преподавателем время.

На репродуктивно-практическом уровне у студента формируется умение планировать СУПДС в рамках небольшой темы. Обучение этому происходит при планировании доказательства теоремы, составлении алгоритма решения типовой задачи по теме на основании изученных теоретических положений, составлении плана деятельности на практическом занятии с опорой на развернутую (на репродуктивном уровне) или незначительную (при переходе на критически-творческий уровень) помощь преподавателя.

Важной частью планирования деятельности является определение студентом видов заданий, посильных ему. Для этого преподаватель может предложить ему выбрать среди указанных заданий те, которые он в состоянии выполнить: а) без использования вспомогательных материалов, б) выполнить с опорой на алгоритм, в) не может выполнить, с обоснованием включения каждого задания в ту или иную группу.

Для формирования умения распределять свое время обучающемуся может быть предложена работа по определению времени, необходимого ему для выполнения задания. Предполагаемое время сравнивается с фактическим, проводится анализ по выявлению этапов решения задания, на которые было затрачено больше (меньше) времени, чем планировалось, и указываются причины расхождений. Затем аналогичная работа может быть проведена для системы задач. На критически-творческом уровне данное задание студент выполняет самостоятельно при планировании времени, отводимого им на внеаудиторную работу.

Переход на критически-творческий уровень происходит при переносе полученных ранее умений планирования на осуществление СУПДС при изучении смежных тем или раздела дисциплины. Студент, находящийся на данном уровне, способен комплексно выполнять все элементы планирования деятельности, на каждом ее этапе, прогнозировать ее результат в изменяющихся условиях деятельности. Результатом такой деятельности является составление индивидуального плана проведения СУПДС на основе конкретных задач, поставленных в соответствии с целями обучения.

В результате обучения функции планирования студент должен овладеть следующими компонентами планирования:

  • знаниевая (цель, задачи, основные функции, формы и виды планирования деятельности; структуру основных видов деятельности, стили общения и возможности их применения в процессе осуществления деятельности, понятие прогнозирования как составной части планирования);
  • деятельностная (определение структуры деятельности на основе данных анализа, выделение компонентов деятельности, которыми необходимо овладеть, составление плана выполнения СУПД, выбор стиля взаимодействия с другими участниками СУПД, отбор ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели СУПД, расчет временных, умственных и эмоциональных затрат, необходимых для выполнения деятельности с учетом возможных изменений в условиях ее осуществления, прогноз результатов СУПД на каждом ее этапе);
  • личностно-значимая (осознание ценности планирования и прогнозирования в управлении самостоятельной деятельностью, рассмотрение умения планирования как фактора, непосредственно влияющего на самоопределение личности в профессиональной деятельности).

Организация СУПДС - реализация разработанного в соответствии с поставленными целями плана осуществления СУПДС с учетом возможности взаимодействия студента с другими субъектами учебного процесса.

Целью организационной функции управления является достижение цели и задач СУПДС в конкретных ситуациях посредством внедрения разработанного плана.

Студента, находящегося на репродуктивном уровне, целесообразно обучить реализации отдельных видов деятельности (например, работе над определением, теоремой, задачей, организации деятельности по подготовке к лекционному и практическому занятию). Для этого можно использовать специальные памятки, в которых приведены рекомендации по выполнению того или иного вида деятельности, а также, схемы, инструктаж и т.д.

Переход на репродуктивно-практический уровень обеспечивается формированием умения самостоятельно реализовывать деятельность с опорой на незначительную помощь преподавателя. Для развития  соответствующих умений студентам может быть предложено, организовать работу над конкретным заданием в группе. Первоначально преподаватель сам распределяет роли, которых должны придерживаться обучающиеся, им необходимо приспособиться к работе в изначально заданных условиях. Позднее функцию распределения ролей в группе преподаватель передает студентам, предлагая самостоятельно организовать взаимодействие друг с другом. Разнятся и типы используемых заданий: от стандартных до требующих учитывать изменяющиеся условия деятельности.

Развитие внутренней мотивации деятельности студента для реализации его потребностей, нарастание сложности заданий, увеличение доли заданий творческого характера, развитие умений выбора методов и средств выполнения деятельности, овладение умением организации взаимосвязей в группе позволяет обучающимся на определенном этапе выйти на критически-творческий уровень реализации организационной функции управления.

В результате обучения данной функции студент должен овладеть следующими ее компонентами:

  • знаниевая (знание целей и задач организации деятельности как одной из функций управления, особенностей выполнения основных специальных видов деятельности, как компонентов СУПД, форм, методов и средств организации деятельности, возможностей реализации основных стилей взаимодействия между участниками деятельности);
  • деятельностная (выполнение СУПД, уточнение времени, необходимого для выполнения деятельности, организация взаимодействия с субъектами СУПД, уточнение последовательности операций при выполнении различных видов СУПД в соответствии с разработанным планом и с учетом изменяющихся условий деятельности и возможности использования их в нестандартных ситуациях);
  • личностно-значимая (осознание значимости организации как функции управления, понимание ее важности в процессе построения межличностных связей с другими участниками учебно-познавательной и профессиональной деятельности).

Контроль за осуществлением СУПДС - управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности, анализируются причины, обусловившие их достижение (не достижение), и определяются последующие корректирующие действия.

Таким образом, студент должен понимать, что основной целью контроля СУПД является  оценивание достигнутых результатов, выявление отклонений от запланированных значений, а также причин их вызвавших, и формирование  корректирующих действий.

Для формирования умений контроля СУПД на репродуктивном уровне необходимо предоставить студенту информацию об основных его видах; проводить подробный инструктаж при подготовке к выполнению самостоятельных и контрольных работ, индивидуальных и творческих заданий, коллоквиумов, зачетов и экзаменов. Наиболее приемлемой формой подготовки студентов к овладению приемами контроля СУПД на данном уровне является взаимоконтроль: обучающиеся осуществляют проверку знаний и умений друг друга с учетом предъявляемых преподавателем требований, используя предложенный образец ответа или его подробную аннотацию.

При переходе к репродуктивно-практическому уровню аналогичное задание выполняется в условиях, когда предлагаемый материал по оцениванию становится менее подробным, это может быть краткая аннотация ответа или схема его иллюстрирующая. Также на данном уровне целесообразно предложить студенту задание на нахождение ошибок в доказательствах теорем, решении задач с внесением предложений по их устранению. В ходе выполнения вышеуказанных заданий на репродуктивном и репродуктивно-практическом уровне происходит формирование у студента умения выполнять отдельные действия контроля СУПД.

Формирование умений контроля СУПД, соответствующих критически-творческому уровню, может происходить, например, в ходе выполнения задания на выявление в изучаемом алгоритме решения задачи тех этапов, на которых может быть допущена ошибка, и причин ее возникновения; описание возможных путей ее обнаружения и устранения.

Результатом обучения студента данной функции управления является овладение следующими ее компонентами:

  • знаниевая (знание цели, задач, форм и видов осуществления контроля, принципов отбора содержания контрольных мероприятий и проведения контроля, подходов к выявлению критериев оценивания результатов деятельности, количественных и качественных шкал оценивания);
  • деятельностная (определение содержания и форм проведения контроля, составление плана его проведения и реализация мероприятия по контролю СУПД в соответствии с разработанным планом, рассмотрение промежуточных и конечных результатов деятельности, выявление динамики формирования СУПД, сопоставление полученных результатов с запланированными для выявления возникших отклонений, анализ причин, обусловивших обнаруженные отклонения, выделение элементов деятельности, подлежащих коррекции);
  • личностно-значимая (осознание значимости данного компонента управленческого цикла, понимание важности формирования самоконтроля, как фактора регуляции осуществления СУПД, как в процессе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности).

Коррекция результатов СУПД - вид управленческой деятельности по внесению изменений в СУПДС с помощью оперативных способов, средств и воздействий для поддержания ее на запланированном уровне.

На репродуктивном уровне обучающийся не способен на достаточно высоком уровне анализировать свою деятельность и ее результаты и, как следствие, находить и устранять ошибки, допущенные в ходе работы. Важно научить студента выполнению коррекционных мероприятий в соответствии с уже разработанным планом. Для этого может быть использовано действие по шаблону, различные схемы, памятки, алгоритмы, таблицы, способствующие лучшему запоминанию последовательности действий при выполнении конкретных заданий.

При переходе на репродуктивно-практический уровень происходит активное формирование основных умений и навыков, необходимых студентам при осуществлении коррекции СУПД. Для обучения студентов осуществлению коррекционной деятельности на данном этапе преподаватель может использовать разнообразные памятки, алгоритмы, отражающие возможные ошибки и способы их устранения на основных этапах осуществления того или иного вида СУПД. Например, можно предложить студенту, используя памятку, обсудить допущенные при выполнении того или иного действия ошибки и выработать план по их устранению. Таким образом, на данном уровне у студента формируются отдельные умения, необходимые для проведения коррекционных мероприятий.

При переходе на критически-творческий уровень студенту можно предложить составить такую памятку или алгоритм осуществления коррекции самостоятельно. В этот период происходит окончательная передача осуществления коррекционной деятельности от преподавателя к обучающемуся, а также осознание, что завершение данного этапа является началом нового цикла управленческого решения. Этому способствуют разнообразные консультации, которые могут проходить в форме беседы, ролевой игры и т.д. Еще одним приемом является привлечение обучающихся к работе со студентами с более низким уровнем сформированности СУПД.

Результатом обучения студента данной функции управления является овладение следующими ее компонентами:

  • знаниевая (знание цели, задач, форм, методов и средств осуществления коррекции осуществления коррекции, принципов формирования содержания коррекционных мероприятий, создания и выбора дидактического обеспечения коррекционной работы);
  • деятельностная (отбор содержания коррекционных мероприятий, выбор наиболее оптимальных форм, методов и средств проведения коррекции, составление плана коррекционных мероприятий, проведение их в соответствии с выделенными этапами, контроль хода коррекционных мероприятий и своевременное внесение необходимых изменений, оценка итогов проведения коррекции, принятие решения о дальнейших действиях);
  • личностно-значимая (осознание важности коррекции как заключительного этапа всякого управленческого цикла, рассмотрение ее как одного из важнейших средств достижения личностного и профессионального роста).

Подводя итог, отметим, что, как показывает опыт автора, использование описанных выше конкретных приемов формирования умений управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью с учетом уровня ее сформированности в практике преподавания математического анализа на базе института физико-математического образования Алтайской государственной педагогической академии и Барнаульского государственного педагогического колледжа позволяет:

  • осуществить развитие у студентов основных управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль, коррекция);
  • обеспечить постепенный переход от репродуктивного к репродуктивно-практическому, а затем к критически-творческому уровню сформированности умений управления студента своей деятельностью;
  • проследить динамику уровня сформированности умения осуществлять основные управленческие функции у каждого студента, своевременно выявить возникшие проблемы и провести коррекцию совместной деятельности его и преподавателя.

Рецензенты:

Калашникова Н.Г., д.п.н., профессор, первый проректор Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, г. Барнаул;

Овчаров А.В., д.п.н., профессор, директор института физико-математического образования ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» Министерства науки и образования РФ, г. Барнаул.


Библиографическая ссылка

Михайлова О.Ю. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15309 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674