Изучение истории и этнографии абазинского народа имеет определенную историографическую традицию. Вместе с тем такие вопросы, как проблемы этногенеза и этнической истории, свадебно-брачные институты, религиозный синкретизм, отдельные стороны общественного и семейного быта остаются либо дискуссионными, либо малоисследованными. До недавнего времени не становились предметом специального и комплексного изучения в отечественном абазиноведении и вопросы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем необходимо отметить, что значительное место в традиционном этикете абазин занимают принципы воспитания детей.
Внимательное и бережное отношение к детям фиксировалось в соответствующих нормах поведения. Так, у абазин практически исключались рукоприкладство, грубые слова и ругательства, унижающие достоинство ребенка. По наблюдению автора ХIХ В. Т. Лапинского, «дети воспитываются очень разумно. Ребенка никогда не бьют и даже не ругают» [4, c.103]. На правила этикета, символизирующие почтительное отношение к детям, указывает и Б.Х. Бгажноков: «Когда взрослые входят в чей-либо дом, то едва ли не в первую очередь они стараются приласкать находящихся там детей, порадовать их специально приготовленными подарками» [1, c. 224-225].
Анализ существующей специальной литературы и данных полевых материалов свидетельствует о том, что в результате сложных этнокультурных процессов, выразившихся во взаимопроникновении национальных культур и традиций, продолжавшихся в течение длительного периода времени и охвативших все структуры семейного быта, в принципах воспитания подрастающего поколения, как у абазин, абхазов, адыгов, так и у других народов Кавказа, не было принципиальных различий. Обобщение опыта воспитания детей у кавказских народов позволяет вычленить из всей совокупности направлений воспитания подрастающего поколения следующие его составляющие элементы: физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание.
С самого рождения ребенка абазины прилагали все усилия для его полноценного физического воспитания, чтобы из родившегося вырос сильный, здоровый, достойный продолжатель рода. К этому были призваны многочисленные обряды, связанные с рождением и дальнейшим развитием ребенка, включая период нахождения его в утробе матери: всевозможные запреты для беременной женщины (не выходить ночью из дому, не поднимать тяжести, окружающим не злословить и не ругаться при беременной невестке и др.); оберегание новорожденного от сглаза, от злых духов, соблюдение всевозможных обрядов, направленных на то, чтобы ребенок рос здоровым: обряды укладывания ребенка в удобную люльку, первой стрижки волос, первого самостоятельного шага; запреты на грубое отчитывание провинившегося ребенка, на телесное наказание и т.д. Говоря о духовных и нравственных основах традиционного воспитания подрастающего поколения у абхазов, А.Э. Куправа отмечает, что «весь уклад семейной и общественной жизни абхазов знакомил молодое поколение с традиционно-бытовой культурой, с морально-психологическими установками, нормами поведения, этикетом абхазов» [3, с. 85].
Важнейшими средствами физического воспитания подрастающего поколения у абазин, как и у других абхазо-адыгских народов, были игра в прятки, бег наперегонки, борьба, позже - скачки, состязания пеших и всадников и др. - словом, игры, развивавшие физическую силу, выносливость, ловкость и сноровку молодых людей [8].
Физическое воспитание детей, включавшее чуть позднее в себя обучение военному искусству (владение оружием и арканом, освоение навыков верховой езды и др.), тесно переплеталось с трудовым воспитанием для мальчиков и приобщением к ведению домашнего хозяйства и рукоделию - для девочек.
Характеризуя традиционную педагогическую культуру абазин и акцентируя свое внимание, в особенности на трудовом воспитании детей, Р.Ш. Докумова определяет основополагающую роль в обучении таких видов деятельности, как игра, труд, общение у домашнего очага, беседа, убеждение, поощрение и тому подобное [2].
Мальчиков практически с восьми-девяти лет брали на сельскохозяйственные работы: погонять волов во время пахоты, помогать на пастбище чабанам в приготовлении пищи, присматривать вместе с табунщиками за пасущимися лошадьми и т.д. Детей кузнецов, шорников, оружейников можно было видеть в кузнях или мастерских отцов, где они постигали секреты мастерства народных умельцев. Труд был самым главным элементом формирования личности. Он был не только целью, но и средством воспитания подрастающего поколения, а трудолюбие, умение работать хорошо и в свое удовольствие - это итог, результат трудового воспитания [6, c. 93].
Уже к семнадцати-восемнадцати годам юноша мог хорошо справляться со своими обязанностями по хозяйству или успешно освоить секреты кузнечного, шорного, плотницкого или иного мастерства, достаточно искусно владеть оружием и конем. К этому времени и из девочек вырастали физически полноценные, стройные девушки, способные справиться с нелегкими обязанностями по домашнему хозяйству, искусно владеющие приемами рукоделия.
Значительное место в жизни абазин занимали вопросы эстетического воспитания, включавшие в себя и вопросы умственного воспитания подрастающего поколения. Целью эстетического воспитания являлось формирование личности молодого человека, способного к эстетическому восприятию действительности, к пониманию и оценке не наносной, внешней, а исконной, настоящей красоты человека, его духовных и материальных творений, окружающего мира.
В эстетическом воспитании детей абазины придавали немаловажное значение устному народному поэтическому творчеству. Абазинские сказки, в которых добро непременно побеждало зло, прививали детям чувство справедливости; считалки развивали математическое, загадки - абстрактное мышление; пословицы и поговорки учили важнейшим жизненным принципам народа.
«Серьезное значение придавалось внешнему виду девочек, девушек, женщин, их красоте, опрятности, - пишет Р. А. Мамхегова, рассматривая вопросы эстетического воспитания у адыгов. - Воспитывали приятные манеры, осанку, походку. Их обучали красиво стоять (ставить ногу, держать голову, спину, руки), красиво садиться, красиво вставать, красиво шагать. Бег, прыжки, резвые игры считались неприемлемыми для девочки» [5, c. 97].
Неотъемлемой частью эстетического воспитания являлись танцы. При этом следует отметить, что с ранних лет молодежь обучали не только технике танца, а, что может быть еще важнее, правилам их поведения в доме, где организованы танцы, тому, как себя вести до начала этих мероприятий, во время их проведения и после них (взаимоотношения со старшими, сверстниками и младшими, участвующими в торжестве; с кем можно танцевать на высоких деревянных башмаках-платформах, в чем традиционно девушки принимали участие в подобных мероприятиях, и с кем танцевать, сойдя с них, оказав, таким образом, особое почтение особо уважаемому гостю, присутствующему на торжествах).
Особое место в воспитательной деятельности этноса отводилось нравственному воспитанию. Еще с раннего возраста, с момента, когда ребенок начинал различать, что есть зло, а что - добро, абазины начинали закладывать в его сознание непреходящую истину: из всего сущего на Земле самым дорогим, требующим к себе максимального внимания и уважения, является Человек. И, если перед мужчиной - вчерашним мальчиком - вставал вопрос о чести и достоинстве человека, нуждающегося в помощи, будь то родственник или незнакомый, гость или прохожий, друг или кровный враг, независимо от того, ребенок он или взрослый, мужчина или женщина, все вопросы, связанные с возможными последствиями оказания этой помощи - срыв намеченного важного дела, недомогание, голод, ранение или же возможная собственная гибель - для него уходили на второй план.
Принципы нравственного воспитания подрастающего поколения у кавказских народов включали в себя такие важнейшие элементы, как строгое соблюдение традиционного этикета, беспрекословное подчинение младших старшим, почитание старших и женщин, неукоснительное исполнение обычаев гостеприимства, для мужчин - защита слабого, пощада безоружного врага, смелость и скромность. В соответствии с этими принципами юноша, ехавший навстречу старшему, обязан был поздороваться с ним, развернуться и сопровождать его до тех пор, пока старший не отпустит его. Мужчина, шедший навстречу женщине, должен был разойтись с ней по правую руку, с тем, чтобы не продемонстрировать ей свое оружие, которое носил на левом боку. Мужчина, столкнувшись с ситуацией, когда женщине угрожает опасность от нескольких человек, должен был защитить ее честь, нисколько не задумываясь о возможных трагических для него последствиях. «Мужчина, встретивший своего кровника, - пишут Х.И. Шогенов и З.П. Кардангушев, - не мог отомстить ему, совершив кровную месть, если последний был безоружен» [9, c. 135].
Отмечая скромность мужчины в прошлом, они же констатируют: «Адыг считал ниже своего достоинства рассказывать о своих подвигах, хвастаться ими. Он не мог себе позволить сказать «в схватке я ранил», «я убил (врага)». Эти мысли он выражал словами «Кинжал, что я держал в руках, опустился, и мужчина был ранен» или «Ружье, что было у меня в руках, выстрелило, и мужчина упал» [9, c. 29].
Представителям этноса эти качества прививались с ранних лет. В течение длительного периода времени у народа сформировались специальные методы и средства, на которые он опирался в нравственном воспитании подрастающего поколения: показ, приучение, совет, сравнение, одобрение, поощрение, просьба, ирония, юмор, упрек, порицание, запрет и др.
Ребенок получал воспитание в первую очередь в семье, копируя при этом во многом поведение своего ближайшего окружения. В связи с этим было важно, чтобы личные качества самих родителей, домочадцев, в первую очередь - их авторитет в обществе не вызывали нареканий. Именно с этим связано то обстоятельство, что родителям считалось совершенно недопустимым устраивать ссору при детях, выказывать недовольства друг другом в их присутствии. Напротив, каждый из них должен был показать детям, что у них сплоченная семья, живущая в полном соответствии с лучшими традициями общества.
Культ отца поддерживался стараниями матери. Она должна была внушить детям его главенствующую роль в семье, которая закреплялась отношением самой матери к своему мужу [7]. Этот живой пример служил решению двух важных проблем: «во-первых, отношение их матери к своему мужу является образцом примера для ее дочери, которая в перспективе должна будет строить свои отношения к своему мужу. Во-вторых, сын тоже берет на дальнейшую жизнь пример отца в семье» [5, c. 100].
Вместе с тем, воспитание подрастающего поколения было делом не только семьи, но и родственников, аульчан. Нередко случалось, когда непроизвольными воспитателями провинившихся юношей становились незнакомые люди старшего поколения, совершенно случайно оказывавшиеся свидетелями их (юношей) проступков. «Старики, - пишет З.П. Кардангушев, - став случайными свидетелями непозволительных деяний молодых, не проходили мимо, сославшись на то, что это не их дело. Напротив, старик отчитывал виновного, а при необходимости мог и проучить его. И не было никаких разговоров по поводу того, почему старик отчитал его. Более того, старик мог отвести юношу домой, к его отцу, с тем, чтобы тот предпринял в отношении сына действия, сообразные совершенному сыном проступку. В этом случае отец оказывался в еще большем смущении, чем сын, поскольку боялся, что старец отчитает и его, укажет на недопустимые промахи в воспитании сына. Чувство стыда, возникавшее в подобных ситуациях, весьма сдерживало прытких молодых людей: боялись, что пожилой человек может сказать о них: «Псом рожденный, чьих он будет? Видимо, вдовий сын». Это выражение было бы сильным ударом для провинившегося» [9, c. 20].
Своеобразной школой нравственного воспитания юношей была кунацкая. Кунацкая у народов Кавказа являла собой удивительное место сосредоточения лучших традиций и обычаев этноса. Обслуживая гостей и собравшихся в их честь хозяев, наблюдая за практическим применением норм гостеприимства и вслушиваясь в размеренную речь сидящих в кунацкой, в их рассказы о доблести, мужестве, мудрости лучших представителей народа, о проблемах или удачах аульчан, юноши впитывали в себя увиденное и услышанное, с тем, чтобы усвоив их самим, передать следующему поколению.
Таким образом, можно отметить, что принципы воспитания детей занимают значительное место в традиционном этикете абазин. В процессе взаимного проникновения национальных культур, продолжавшегося в течение длительного периода времени и охватившего все структуры семейного быта, в принципах традиционного воспитания подрастающего поколения абхазо-адыгских народов перестала наблюдаться существенная разница. Обычаи и обряды, связанные с социализацией ребенка, были призваны вырастить крепкого, здорового в физическом и психическом отношении человека. Также, сравнительный анализ традиционного и нового в принципах воспитания дает основание заключить, что физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание - важнейшие составляющие воспитания подрастающего поколения - наполнившись новым содержанием под влиянием времени, сохраняются и в настоящее время.
Рецензенты:
Бегеулов Р.М., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск;
Текуева М.А., д.и.н., профессор кафедры культурологии, этнологии и истории народов КБР ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Камбачокова М.Ю., Мирзоева С.Г., Бунькова Ю.В. ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ У АБХАЗО-АДЫГОВ (НА АБАЗИНСКИХ МАТЕРИАЛАХ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15304 (дата обращения: 17.02.2025).