Всевозрастающие глобальные проблемы, проблемы отдельных стран, регионов требуют нового ракурса рассмотрения введения мирохозяйственных связей. В последнее время к вышеуказанным проблемам добавляются трудности и препятствия со стороны геополитики (лоббирование экономических интересов отдельных стран под эгидой «демократии», введение санкций к определенным странам по субъективно-объективным причинам или «политическим амбициям», информационно-пропагандистская деятельность по устранению конкурентов в различных сферах деятельности и т.д.). К сожалению, последнее приобретает в новейшей истории оттенки нового сверх оружия в руках манипуляторов средств массовой информации, а во взаимосвязи с неоднозначностью оценок мировыми рейтинговыми агентствами отдельных субъектов хозяйствования в частности, национальных экономик в целом и, как следствие - серьезная проблема для мирового сообщества.
В свете вышесказанного считаем необходимым представить динамику изменения индекса глобальной конкурентоспособности за 2011-2015 гг. (таблица 1).
Также хотелось отметить те существенные изменения, которые в силу объективных обстоятельств не попали в таблицу, а именно:
- изменения позиции Объединенных Арабских Эмиратов с 27 позиции в 2011 г. до 12 места в 2014-2015 гг.;
- изменения позиции Новой Зеландии с 25 позиции в 2011 г. до 17 места в 2014-2015 гг.
Данный рейтинг учитывает качество институтов и инфраструктурную составляющую национальных экономик: стабильность макроэкономической ситуации в стране; уровень начального образования и здоровье населения; качество высшего образования и профессиональной подготовки; эффективность рынка товаров и услуг; эффективное функционирование рынка труда; развитость (симметрия) финансового рынка; уровень технологического развития; размер внутреннего национального рынка; конкурентоспособность компаний (организаций). Последняя группа - инновационный потенциал страны [1].
Таблица 1
Индекс глобальной конкурентоспособности стран мирового сообщества за 2011-2015 гг. [3,5,6]
Экономика страны |
Индекс глобальной конкурентоспособности |
|||
2011-2012 гг. |
2012-2013 гг. |
2013-2014 гг. |
2014-2015 гг. |
|
Швейцария |
1 |
1 |
1 |
1 |
Сингапур |
2 |
2 |
2 |
2 |
Швеция |
3 |
4 |
6 |
10 |
Финляндия |
4 |
3 |
3 |
4 |
США |
5 |
7 |
5 |
3 |
Германия |
6 |
6 |
4 |
5 |
Нидерланды |
7 |
5 |
8 |
8 |
Дания |
8 |
12 |
15 |
13 |
Япония |
9 |
10 |
9 |
6 |
Великобритания |
10 |
8 |
10 |
9 |
Гонконг |
11 |
9 |
7 |
7 |
Канада |
12 |
14 |
14 |
15 |
Тайвань |
13 |
13 |
12 |
14 |
Катар |
14 |
11 |
13 |
16 |
Бельгия |
15 |
17 |
17 |
18 |
Норвегия |
16 |
15 |
11 |
11 |
Саудовская Аравия |
17 |
18 |
20 |
24 |
Франция |
18 |
21 |
26 |
23 |
Австрия |
19 |
16 |
16 |
21 |
Австралия |
20 |
20 |
21 |
22 |
... |
|
|
|
|
Россия |
66 |
67 |
64 |
53 |
... |
|
|
|
|
Румыния |
77 |
78 |
76 |
59 |
... |
|
|
|
|
Украина |
82 |
73 |
84 |
76 |
... |
|
|
|
|
Молдова |
93 |
87 |
89 |
82 |
... |
|
|
|
|
Чад |
139 |
139 |
148 |
143 |
Бурунди |
140 |
144 |
146 |
139 |
Гвинея |
- |
141 |
147 |
144 |
Однако, на наш взгляд, пугают конкретные обстоятельства, сложившиеся в Украине. В 2012-2013 гг. было существенное изменение в положительную сторону рейтинга, но в связи с событиями конца 2013 г. естественно ситуация изменилась (с 73 до 84 места), здесь не совсем понятно мнение экспертов на начало третьего квартала 2014 г. Украина с 84 места определена на 76 позицию. Не освещая геополитическую составляющую данного вопроса и ангажированности рейтингов, считаем, что деятельность национальной экономики Украины не может показывать позитивный эффект в силу ряда обстоятельств:
- ослабление инфраструктуры (артобстрел инфраструктурных объектов на Юго-востоке Украины и т.д.);
- дестабилизация макроэкономической ситуации в данной стране (карательная операция, устранение сепаратистов, «гражданская война»);
- «лихорадка» рынка труда (вооруженный конфликт на территории страны, изменение призыва в армию, часть трудоспособного населения направляется на решения конфликта на Юго-востоке Украины, резкое изменение соотношения рождаемости и смертности населения в 2014 г., уменьшение количества трудоспособных граждан и увеличение количества беженцев и т.д.). Финансовый рынок Украины в целом мы рассматривать не будем, лишь скажем о том, что позиция гривны падает - существенно. Касательно уровня технологического развития, в настоящее время, в связи с прекращением сотрудничества с Россией по многим позициям размер внутреннего национального рынка Украины снижается, а инновационный потенциал страны остается даже не на второстепенных позициях, а далеко за ними. Так, рейтинговым агентством Fitch рейтинг Украины был снижен на несколько позиций.
Санкции США, Евросоюза, Австралии, Канады - привели данный рейтинг к следующим показателям развития отдельных стран:
- США с 5-го (2011-2012 гг.) места опустились до 7-го (2012-2013 гг.), конфликтная ситуация на Украине способствовала изменению их рейтинга до 5-го места (2013-2014 гг.) и до 3-го (2014-2015 гг.). Как и у меня, так, скорее всего, и у Вас возникает много вопросов, но, к сожалению, конкретными ответами мы не оперируем;
- Швеция с 3-го (2011-2012 гг.) места опустилась до 4-го (2012-2013 гг.), определенные обстоятельства 6-го места (2013-2014 гг.) и до 10-го (2014-2015 гг.) - возможно, это последствия ответных санкций России на санкции Евросоюза (различные всевозрастающие санкции касательно отдельных физических лиц (руководителей и правительственных чиновников) до определенных секторов экономки). Вопрос риторический;
- в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности опустились также Германия (2014-2015 г.) с 4-го места до 5-го, Швеция с 6-го до 10-го и т.д.
Следует отметить, что на передовых позициях данного рейтинга неизменно остается Швейцария и Сингапур, не участвующие в политическом судействе и санкционных мерах - а, наоборот, придерживающие экономического эффекта от взаимодействия национальных экономик, придерживающиеся политкорректности, в отличие от стран своих союзников.
Конечно, каждый здравомыслящий гражданин понимает и представляет глобальные проблемы, встающие перед мировой экономикой и отдельными странами. К глобальным проблемам можно отнести:
- проблемы, связанные с сильным отличием развитости и функционирования одних стран по сравнению с другими (образованность, голод и т.д.);
- проблемы демографии (существенные различия коэффициента рождаемости и смертности в разных странах, заселенности территории и т.д.);
- проблемы, связанные с окружающей средой (экология и экология во взаимосвязи с техническим и экономическим развитием);
- проблемы освоения Мирового океана;
- проблемы, связанные с повышением уровня требований к развитию человеческого потенциала (в постиндустриальном обществе необходимы высококвалифицированные кадры);
- глобальные проблемы терроризма, экстремизма и т.д.;
- энергетические проблемы;
- продовольственная проблема;
- и т.д.
На наш взгляд, можно добавить еще не менее важную проблему, которая в последнее время касается многих стран, и ее можно приравнять к глобальной. Это проблема однополярного мира, проблема информационной пропаганды (манипулирование финансово-кредитной информацией и др.) и «информационного маркетингового зомбирования». Данная проблема касается целенаправленных действий отдельной страны (группы стран), под эгидой «демократии» решающей свои узкие проблемы, в частности решение энергетической проблемы, в том числе и денежной. Это влияет на национальную безопасность суверенного государства. По данному вопросу поясним, что существует глобальный индекс миролюбия (данный индекс публикуется ежегодно австралийским Институтом экономики и мира (The Institute for Economics and Peace)). Так, в данный рейтинг Россия «попала» в десятку, но не США, которые дестабилизировали обстановку в Иране, развязали вооруженный конфликт с Ираком, Сирией, Афганистаном и т.д., а также ситуацию с Украиной.
В последнее время уделяется существенное внимание продовольственной безопасности, которая в последнее время бьет тревогу - все больше и больше и не напрасно. Введение санкций странами Запада пагубно влияет на весь рынок сельскохозяйственной индустрии Евросоюза. Инициатор санкций США - теряет несущественно.
Закидывание персиками, лимонами и другими фруктами и овощами посольства и другие объекты государственных учреждений в Европе - естественно не выход из ситуации, но куда девать пропавшие овощи и фрукты - политические деятели дают лишь «пустые» надежды. Не выход и санкции и ответные санкции - геополитика в виде информационных маркетинговых войн, снижение международными рейтинговыми агентствами позиций суверенных государств - все это дестабилизирует мировую экономику.
Поэтому если раньше большинство ученных склонялось к тому, что глобализация носит чисто положительный эффект развития экономик, то сейчас произошло диаметрально противоположное понимание. Следовательно, рассмотрим негативные последствия процессов глобализации и сделаем соответствующие выводы.
Во-первых, начнем с теории и в частности с понимания среды прямого и косвенного внутреннего и внешнего воздействия. Как видим, в последнее время негативное последствие санкционных мер, распространенных на отдельных физических и юридических лиц, так или иначе оказывает внешнее, как прямое, так и косвенное отрицательное воздействие. Ответные санкции России также влияют на глобализационные процессы как внутри страны, так и за ее пределами. Уточним, что, на наш взгляд, сложившаяся ситуация ответных санкции при правильном и грамотном управлении и понимании всех участников российской экономики может создать ориентир для повышение конкурентоспособности российских организаций и предприятий. Но на определенный период времени в сложившихся условиях последствия глобализации и интеграции, интернационализации хозяйственной жизни и международного экономического сотрудничества стран мирового сообщества для России будут трудными, но перспективными в части создания новых альянсов, зоны свободной торговли, новых сегментов и рынков сбыта (конечной и промежуточной продукции) - есть и наблюдаются.
Поэтому второе негативное последствие вытекает из первого и связано оно в первую очередь с тем, что вышеперечисленные процессы распределяются в мировом хозяйстве крайне неравномерно. К сожалению, отношения развивающихся стран и развитых стран носят характер инструмента, способа и методов обогащения и/или являются средством обогащения. Надеемся, что события последнего времени изменят «потребительское» отношение экономически развитых мировых лидеров к странам периферии, к которым, по мнению самого высшего руководства США, в конце 2013-2014 гг. относили и Россию.
Третье негативное последствие является логическим продолжением второго и захватывает глобальную проблему «Север-Юг». Общеизвестная фраза «деньги к деньгам», происходит сильное отклонение отдельных стран от средневзвешенной мировой экономики в ту или иную сторону, порождая тем самым существенную диспропорцию и неравенство (богатые становятся более обеспеченными, бедные все больше отдаляются от них).
Четвертая проблема заключается в том, что развитые страны размещают свои производства в развивающихся странах с дешевой рабочей силой, однако наблюдается и обратная тенденция, когда большое количество мигрантов пребывает в страну. Это, как правило, низкоквалифицированные работники, готовые работать больше по времени и за меньшую заработную плату, тем самым опуская зарплату для коренного населения и вызывая определенную неприязнь у общества к мигрантам. Возрастает социальная напряженность. Плюс, отметим множество случаев незаконного перемещения мигрантами суверенных границ государства.
Следующее последствие связано с увеличением таких проблем, как: развитие коррупции, лоббирование интересов (получение меньшего эффекта для национальной и региональной экономики), а также свободное перемещение по территории, в сети Интернет и т.д., дает свободу действий для террористов и экстремистов.
С глобализацией, помимо положительного эффекта, вызывает опасение распространение эпидемии, вирусов и т.д. Из не так далекого прошлого вспомним, как расплодился вирус СПИДа. Сейчас мировыми медиками бьется тревога распространения вируса Эбола.
Говоря о следующей проблеме, то она связанна с возможной деиндустриализацией национальных экономик.
Возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям.
Возможная дестабилизации финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия [2].
Да, конечно, негативных последствий много, но было бы неправильно и методологически ошибочно говорить о необходимости отказа от глобализации мировых экономик или говорить о ней как чисто негативном явлении.
Выводы следующие:
- информационное, «маркетинговое зомбирование» мирового сообщества происходит из-за «прорех» в международном законодательстве и безнаказанности средств массовой информации. В цивилизованном обществе неприемлемо навязывание негатива в угоду своих амбиций и тем более для получения выигрыша от специальной дестабилизации атмосферы как отдельной страны, так и региона в целом;
- устранение асимметрии процессов глобализации, объективной необходимостью является выработка дорожной карты взаимовыгодного сотрудничества с включением в повестку данного плана стран с низким уровнем жизни (Ангола, Афганистан, Бангладеш, Бенин, Ботсвана, Буркина Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Восточный Тимор, Гаити, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати, Коморские Острова, Лаос, Лесото, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Мьянма, Непал, Нигер, Руанда, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы острова, Сомали, Судан, Танзания, Того, Тувалу, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан). Однако у них есть своя специализация: сельское хозяйство, рыболовство, промысловые и т.д. Т.е. есть стимул призадуматься, тем более в современных реалиях [4];
- повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и организаций должно стать стратегией национальных экономик.
Надеемся что вышеизложенные (общие) предложения подвигнут к более детальному рассмотрению данного вопроса с подкрепленными практическими данными.
Рецензенты:
Егорова Л.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;
Воронов А.А., д.э.н., проректор по научной работе Краснодарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Карташов К.А. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В XXI ВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15298 (дата обращения: 08.02.2025).