В настоящий момент Россия переживает большую иммиграционную волну в основном из стран СНГ и ближнего зарубежья. С позиции оценки миграционных потоков углубление интеграционных процессов в Таможенном Союзе (ТС) в первую очередь создает условия для формирования общего рынка труда.
Формирование общего рынка труда предусматривает свободное передвижение рабочей силы в зоне ТС, урегулирование правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающего на территории другого государства-участника ТС, обеспечение свободного доступа к получению образования, признание дипломов высшего и среднего образования, единообразного применения правил и требований к трудовым ресурсам и режиму доступа на рынок труда.
Здесь потребность в мигрантах как притягивающий фактор определяется дифференциацией доходов, а профицит на рынке труда отдельной страны позиционируется как выталкивающий фактор.
Формирование общего рынка капитала наряду с обеспечением взаимного доступа на рынок финансовых, банковских и страховых услуг предусматривает гармонизацию норм валютного регулирования, создание условий для перехода на расчеты в национальных валютах, создание единой платёжно-расчётной системы и формирование общего валютного рынка. Реализация перечисленных выше направлений формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) позволит создать общий рынок товаров, услуг, труда и капитала. Для завершения формирования ЕЭП потребуется обеспечение гармонизации, вплоть до унификации, норм регулирования экономики, а также формирование институтов проведения единой экономической политики.
Опять же простое ужесточение миграционной политики также может привести к нежелательным экономическим последствиям: росту теневой экономики и нелегальной миграции, диспропорциям на рынке труда, хроническому дефициту на дешевую рабочую силу, и, соответственно, замедление темпов экономического развития, снижению благосостояния местного населения, увеличению пенсионного возраста и рабочего дня и др.
Согласно уже принятым решениям, будет проведена унификация норм таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, норм таможенного регулирования, норм санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля. В планах обеспечение унификации норм банковского надзора, финансовой и бухгалтерской отчетности, а затем - косвенных налогов, включая НДС и акцизы, норм технического регулирования, а также гармонизации законодательства в сфере государственных закупок [1].
Для достижения поставленных целей предполагается сформировать процедуры стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития государств, предусматривающие выбор и реализацию общих приоритетов, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ. При этом процедуры разработки этих программ и контроля за их выполнением должны быть максимально упрощены. Планируемый в скором времени переход к согласованной макроэкономической политике предусматривает установление общих ориентиров по основным макроэкономическим показателям, включая уровень инфляции, ставку рефинансирования, дефицит бюджета.
Целью данного исследования выступает оценка социально-экономических последствий для России в условиях формирования общего рынка труда Единого экономического пространства, через прогнозирование динамики потерь ВВП от нелегального труда мигрантов, валютных переводов трудящихся-мигрантов и потерь российского бюджета от нелегально работающих мигрантов.
Основные результаты исследования. Как мы видим, характер и причины миграционных процессов в условиях глобализации мировой экономики отличается методологической и методической сложностью. Учитывая многоаспектность проблемы и отсутствие единой точки зрения, мы рассматриваем процессы трудовой миграции только с точки зрения экономики. Это, в первую очередь, обусловлено значительными масштабами денежных переводов мигрантов, эффекта от утечки умов и незаконной миграции.
Применительно к миграции населения, экономическая эффективность представляет собой сопоставление в той или иной форме затрат государства на проведение миграционной политики с получаемыми социально-экономическими выгодами [2]. В общем виде экономический эффект от международной миграции населения для стран, отдающих свою рабочую силу, складывается из показателей, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Возможные социально-экономические последствия миграции для стран - экспортеров рабочей силы
Позитивные |
Негативные |
1. Приобретение работниками новой квалификации, развитие человеческого капитала, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. |
1. Рост дисбаланса на рынке труда между спросом и предложением по наиболее востребованным профессиям. |
2. Пополнение доходной части платежного баланса страны. |
2. Утечка умов, потеря лучших специалистов. |
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда снижение общего уровня безработицы, экономия средств, направляемых службой занятости на создание дополнительных рабочих мест и выплату пособий по безработице. |
3. Вероятность превращения временной трудовой миграции в эмиграцию. |
4. Рост сбережений населения, формирование инвестиционных ресурсов страны.
|
4. Ухудшение демографических процессов: отложенные рождения, отрыв от семьи, плохие условия труда, ухудшающие здоровье. |
5. Мультипликационный эффект за счет дополнительного потребления товаров домашними хозяйствами, получающими переводы мигрантов, и увеличения платежей косвенных налогов. |
|
В таблице 2 показан экономический эффект от международной миграции для стран, принимающих иностранную рабочую силу.
Развитие миграционных процессов, а также получаемый от них экономический эффект важно оценивать в различные временные периоды, так как в кратко-, средне- и долгосрочном периодах одни и те же потоки могут оказывать различные последствия [7].
Таблица 2
Возможные социально-экономические последствия миграции для стран-импортеров рабочей силы
Позитивные |
Негативные |
1. Расширение сферы приложения труда за счет заполнения свободных рабочих мест, которых собственное население избегает. Удовлетворение потребностей рынка в рабочей силе необходимой квалификации. |
1. Блокирование внедрения трудосберегающих технологий в результате использования более дешевой рабочей силы. |
2. Повышение конкурентоспособности производимых страной товаров вследствие снижения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы. |
2. Осложнение ситуации на внутреннем рынке рабочей силы, усиление конкуренции за рабочие места. Снижение заработной платы местных работников, маргинализация менее квалифицирован- ных работников. |
3. Мультипликационный эффект за счет роста производства и стимулирования дополнительной занятости. |
3. Отток денежных средств из страны, полученных мигрантами в виде доходов. |
4. Экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников. |
4. Зависимость от иностранной рабочей силы в отношении отдельных видов работ. |
5. Стимулирование вертикальной мобильности местных работников. |
5. Возникновение дополнительных условий для развития «теневой экономики», коррупции. |
6. Создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций и внедрения новых технологий. |
6. Расходы на социальные, языковые, обучающие адаптационные программы для мигрантов, возникновение иммигрантских гетто. |
В этой связи, абстрагируясь от влияния притягивающих и выталкивающих факторов, векторов миграционной политики, рассмотрим основные социально-экономические последствия от формирования общего рынка труда:
- Потери ВВП от нелегального труда мигрантов;
- Валютные переводы трудящихся-мигрантов;
- Потери российского бюджета от нелегально работающих мигрантов.
Оценка потерь ВВП от нелегального труда мигрантов
Чтобы рассмотреть влияние увеличения занятости мигрантов на величину ВВП, следует исключить влияние роста производительности труда, изменения новых технологий.
В связи с отсутствием данных о производительности труда мигрантов в разрезе отраслей, а также различии в величине производительности труда мигрантов и граждан России, примем отношение ВВП на одного занятого за показатель производительности труда, тогда прирост ВВП равен:
Эз = ВВПб1× (ЧЗt-ЧЗб), (1)
где: Э - экономический эффект при росте ВВП за счет увеличения занятости мигрантов, руб.; ВВПб1 - объем ВВП на одного занятого в базовом периоде, руб. ЧЗt - численность занятых мигрантов в текущем периоде, чел.; ЧЗб - численность занятых мигрантов в базовом периоде, чел.
В таблице 3 сведены расчеты по потерям и потенциалу роста ВВП от легализации трудовых мигрантов в Российской Федерации.
Таблица 3
Динамика потерь производства ВВП России
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Валовой внутренний продукт, млрд руб. |
21609,8 |
26917,2 |
33247,5 |
41276,8 |
38807,2 |
46308,5 |
55967,2 |
62218,4 |
Численность занятых в экономике, тыс. чел. |
68339 |
69169 |
70770 |
71003 |
69410 |
69934 |
70857 |
71545 |
Среднегодовая выработка 1 занятого, млн руб/чел. |
316,2 |
389,2 |
469,8 |
581,3 |
559,1 |
662,2 |
789,9 |
869,6 |
Численность российских граждан, выехавших на работу за границей, тыс. чел. |
60,9 |
61,5 |
69,9 |
73,1 |
66,3 |
70,2 |
67,5 |
64,4 |
Численность иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу, по профессиональным группам, тыс. чел. |
702,5 |
1014 |
1717,1 |
2425,9 |
2223,6 |
1640,8 |
1027,9 |
1148,7 |
Численность занятых нелегальных мигрантов в экономике, тыс. чел. |
|
|
|
2045,9 |
1512,2 |
3205,7 |
||
Экономические потери ВВП от миграции рабочей силы РФ за рубеж, млрд руб. |
19,3 |
23,9 |
32,8 |
42,5 |
37,1 |
46,5 |
53,4 |
56,0 |
Экономический эффект вклада ВВП от иностранной рабочей силы, млрд руб. |
222,1 |
394,6 |
806,7 |
1410,3 |
1243,2 |
1086,5 |
811,9 |
999,0 |
Экономические потери ВВП от использования нелегальной иностранной рабочей силы, млрд руб. |
|
|
|
1189,4 |
1001,3 |
2787,8 |
||
Экономические потери ВВП от миграции рабочей силы РФ за рубеж, в % к ВВП |
0,09 |
0,09 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,09 |
Экономический эффект вклада ВВП от иностранной рабочей силы, в % к ВВП |
1,03 |
1,47 |
2,43 |
3,42 |
3,20 |
2,35 |
1,45 |
1,61 |
Экономические потери ВВП от использования нелегальной иностранной рабочей силы, в % к ВВП |
н.д. |
2,88 |
2,16 |
4,48 |
||||
Примечание: рассчитано на основе данных [5] |
Как видно по расчетам 2012 г., потери по объему ВВП России от использования нелегальной иностранной рабочей силы доходят до 4,48 % к уровню ВВП и составляют 2787,8 млрд руб.
С учетом расчетных прогнозных данных о миграционных потоках и предположении о сохранении среднегодовой выработки труда на уровне 2012 г., к 2020 г. экономические потери ВВП от использования нелегальной иностранной рабочей силы могут вырасти до 5,9 млрд руб. (869,6*6784,95=5900,5) (таблица 4).
Таблица 4
Прогноз объема экономических потерь ВВП от использования нелегальной иностранной рабочей силы
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Прогнозное количество нелегальных мигрантов, тыс. чел. |
3319,8 |
4303,1 |
4794,1 |
5293,3 |
5790,5 |
6287,7 |
6784,9 |
Экономические потери ВВП, млрд руб. |
2887,1 |
3742,1 |
4169,1 |
4603,3 |
5035,7 |
5468,1 |
5900,5 |
Валютные переводы трудящихся-мигрантов. Одним из основных последствий международной миграции является «генерирование» переводов наличных денег или материальных благ от мигрантов в страну происхождения. Для рабочих-мигрантов характерна экономия на текущих расходах и высокая норма сбережений. Исследователями замечено, что с ростом продолжительности пребывания мигранта в другой стране, сумма, пересылаемая им на родину, снижается.
Получение странами-донорами валютных средств через денежные переводы мигрантов является наиболее важным средством «компенсации» потерь, связанных с временной или постоянной миграцией квалифицированных кадров за рубеж. Например, некоторые ученые уже отметили критически важную роль, которую играют мигранты в экономике различных стран. Гуарнисо в работе, посвященной Доминиканской республике, отмечает, что «денежные переводы мигрантов (исключая инвестиции мигрантов) ныне являются вторым, а, по мнению некоторых, первым по значению источником поступления иностранной валюты в экономику страны. Эти переводы - обязательное и непременное условие макроэкономической стабильности Доминиканской республики, в том числе стабильности курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, торгового баланса, валютных запасов и национального платежного баланса» [9].
Денежные переводы являются важным средством для развития стран, откуда едут трудящиеся-мигранты, поскольку позволяют значительно улучшать платежный баланс этих государств. Денежные средства, пересылаемые и перевозимые мигрантами на родину, действительно имеют значение для экономики таких стран-получателей, как Таджикистан и Кыргызстан. По данным Всемирного банка, денежные переводы мигрантов составляют 36,2 % ВВП Таджикистана и Молдовы - это самые высокие показатели в мире. В Кыргызстане переводы в 2,4 раза больше объема официальной помощи, поступающей в страну из зарубежных источников. В Таджикистане и Кыргызстане объем поступающих денежных переводов существенно превышает масштаб прямых иностранных инвестиций и программ международной помощи. Согласно данным Всемирного банка, Кыргызстан и Таджикистан входят в десятку стран мира с наибольшей долей денежных переводов мигрантов в структуре ВВП [11].
Заметим, что Россия в данном регионе выступает основным центром, привлекающим трудовых мигрантов, и именно из нее идут основные потоки денежных переводов в рассматриваемые страны [4].
Для оценки прогнозных последствий валютных переводов необходимо допустить ряд предположений: мигранты переводят в среднем только 30 % своих доходов на родину, оценка проводилась интервальным методом в предположении о нормальном распределении численности нелегальных трудящихся-мигрантов, уровень.
Учитывая прогнозные расчетные данные миграционных потоков и среднюю величину валютных переводов на 1 мигранта, можно дать количественную прогнозную оценку валютных переводов от трудовых доходов нелегальных мигрантов (таблица 5).
Таблица 5
Прогноз объема валютных переводов от трудовых доходов нелегальных мигрантов
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Прогнозное количество нелегальных мигрантов, тыс. чел. |
3319,8 |
4303,1 |
4794,1 |
5293,3 |
5790,5 |
6287,7 |
6784,9 |
Расчетный объем валютных переводов в год, млн долларов США |
8881,9 |
11512,4 |
12826,1 |
14161,8 |
15492,0 |
16822,2 |
18152,4 |
Как видно из таблицы, прогнозируется двукратный рост объема валютных переводов от трудовых доходов только нелегальных мигрантов с 9 млрд долларов США до 18 млрд долларов США.
Оценивая статистику денежных переводов мигрантов из-за рубежа, следует учитывать, что она фиксирует только те средства, которые проходят через официальные финансовые каналы (банки, компании, специализирующиеся на переводе денежных средств мигрантов и др.). Помимо этого, значительная часть денег пересылается мигрантами по неофициальным каналам через знакомых, земляков, возвращающихся домой. Существуют устоявшиеся сети «денежных курьеров», которые за относительно небольшие комиссионные доставляют деньги мигрантов прямо в их родные деревни. Кроме того, существенную часть накоплений мигранты привозят с собой при возвращении. Таким образом, неофициальный поток денежных переводов мигрантов может добавить к официальным цифрам еще от 50 до 100 % [6].
Надо отметить, что качество данных о переводах является неудовлетворительным, что обусловлено следующими причинами:
- отсутствует единая методология учета переводов мигрантов по странам;
- в большей части учетной документации коммерческих банков не указана страна происхождения отправителя;
- еще более скудна информация о статусе отправителя - является ли он «резидентом» или «нерезидентом» страны назначения;
- институциональные каналы, особенно правительства развивающихся стран, не заинтересованы в оценке объемов переводов с приемлемой точностью;
- происходит «утечка» переводов через неофициальные каналы при посредничестве финансовых операторов и др.;
- не учитываются сбережения мигрантов, внесенные в иностранные банки (чаще всего используются мигрантами с высокими доходами);
- официальной статистикой не учитывается стоимость ввезенных мигрантами товаров;
- деньги, перевезенные в карманах мигрантов через границу, попадают на «черный рынок», в результате чего получает выгоду параллельный рынок иностранной валюты;
- в методологии измерения денежных переводов игнорируются инфляция и изменения курса валюты;
- все еще не установлено, и это главное, адекватно ли отражают статьи (позиции; элементы) платежного баланса, связанные с международной трудовой миграцией, трансферты непосредственно трудовых мигрантов [10].
Потери российского бюджета от нелегально работающих мигрантов. Заработная плата облагается следующими налогами: налогом на доходы физических лиц, взносами на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Налог удерживается непосредственно из суммы дохода, которую получил работник. Налог исчисляется по ставке 13 %.
Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды определяется законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и частично федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В 2012 г. применяются следующие ставки страховых взносов (п. 19 ст. 27 Федерального закона № 213-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,0 %, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 % Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 %.
В таблице 6 представлены расчеты по возможным поступлениям в бюджет Российской Федерации от легализации трудовых доходов нелегальных мигрантов.
Таблица 6
Расчеты по оценке потерь бюджета от нелегальных трудовых доходов мигрантов в Российской Федерации
Наименование показателя |
Значение |
Среднемесячная заработная плата в 2012 г., руб. |
26628,9 |
Налог на доходы физических лиц - 13 %, руб. |
3461,8 |
Отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 %, руб. |
5858,4 |
Отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 %, руб. |
772,2 |
Отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 %, руб. |
1358,1 |
Расчетная сумма отчислений за 1 год с одного занятого, руб. |
137405,1 |
Расчетная сумма отчислений от общей численности нелегальных мигрантов - 3205,7 тыс. чел., млн руб. в год |
440,5 |
Так как нелегально работающие мигранты не платят налогов, то бюджет РФ недополучает более 400 млн рублей в год.
Учитывая прогнозные расчетные данные миграционных потоков и сумму отчислений за 1 год с одного занятого, можно дать количественную прогнозную оценку потерь бюджета от нелегальных трудовых доходов мигрантов в Российской Федерации (таблица 7).
Таблица 7
Прогноз объема потерь бюджета от доходов нелегальных мигрантов
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Прогнозное количество нелегальных мигрантов, тыс. чел. |
3319,8 |
4303,1 |
4794,1 |
5293,3 |
5790,5 |
6287,7 |
6784,9 |
Расчетный объем потерь бюджета от доходов нелегальных мигрантов, млн руб. |
456,2 |
591,3 |
658,7 |
727,3 |
795,7 |
864,0 |
932,3 |
Как видно из таблицы, прогнозируется более чем двукратный рост объема потерь бюджета с 456,2 млн руб. до 932,3 млн руб.
Также к издержкам нелегальной миграции можно отнести расходы на усиление границ, внутренний контроль и санкции против нарушителей (включая санкции против работодателей, которые принимают на работу нелегальных мигрантов).
Регулирование внешней трудовой миграции направлено на согласование интересов всех субъектов, участвующих в этом процессе на разных уровнях: стран-экспортеров рабочей силы, стран-импортеров, работодателей, посреднических фирм и самих трудящихся-мигрантов. Среди задач, которые в первую очередь встают перед государством в связи с развитием трудовой миграции, наиболее существенное значение имеют сглаживание отрицательных и максимизация положительных экономических и социальных последствий, к которым приводит отток рабочей силы с национального рынка труда, а также пресечение нелегальной миграции, являющееся важнейшим условием обеспечения социальной защиты трудящихся-мигрантов [3].
Выводы и перспективы последующих разработок в данном направлении. В целом для устранения отрицательных социально-экономических последствий международной трудовой миграции необходимо активизировать национальные механизмы государственного регулирования внутренних миграционных перемещений, что позволит обеспечить не только равномерное региональное развитие, но и устранить региональную экономическую асимметрию. Это означает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах. Рациональное размещение населения за счет внутреннего его перераспределения сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность [8].
Таким образом, эффективное регулирование миграционных процессов заключается в продолжительном и последовательном применении правильно подобранных мер, соответствующих социально-экономическим и демографическим интересам государства, с учетом в равной мере экономических и общественных целей и задач.
Рецензенты:
Таубаев А.А., д.э.н., проректор по научной работе, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, г. Караганда;
Петренко Е.С., д.э.н., заместитель директора Региональной палаты предпринимателей Карагандинской области, г. Караганда.
Библиографическая ссылка
Савеленко Д.В. ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15284 (дата обращения: 14.10.2024).