Во-первых, мы считаем, что залогом успеха в последовательном продвижении к успешной социализации выпускников детского дома в обществе является обретение прочного мотивационно-смыслового фундамента. Т.к. ценностно-смысловые ориентации, являясь ядром личности и определяя ее центральную позицию, воздействуют на направленность и содержание социальной активности, видение окружающего мира и самого себя, придают смысл и определяют направление деятельности человека, его поведение и поступки. Поэтому мы считаем, что итоговым показателем качества социально- воспитательной практики детского дома необходимо рассматривать не знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками (хотя мы вовсе не снижаем их важности), а мотивационно-смысловые координаты жизнедеятельности воспитанников, интериоризированные ценными социальными и личностными контекстами, обеспечивающие возможность управлять своим поведением, своими эмоциями, чувствами и переживаниями. Эти размышления не новы, так Б.Т. Лихачев утверждал, чем более человек обучается, благодаря наличию духовных ценностей и волевому усилию, преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути к значимой цели, тем более он возвышается как личность [3]. Среда детского дома, деятельность ее служб и специалистов должны быть направлены на укрепление духовного потенциала личности воспитанников, так как наличие этого потенциала позволит им найти «свое» место в жизни и в социуме и таким образом организовать свою жизнедеятельность в постинтернатный период, чтобы компенсировать своими внутренними ресурсами сложности и проблемы, опосредуемые социальным сиротством.
Во-вторых, коллектив сотрудников детского дома - это сложный многопрофессиональный союз, состоящий из специалистов различного профиля. В процентном соотношении, примерно составляет 9:11:2:31:2:45, где 9 - административно-управленческого (директор, заместители), 11 - медицинского (врач-педиатр, медицинские сестры), 2 - психологического (педагог-психолог), 31 - педагогического (воспитатели, музыкальный руководитель и др.), 2 - социально-педагогического (социальный педагог), 45 - учебно-вспомогательного и технического (помощники воспитателя, кладовщик, повар и т.д.) профиля (младший персонал). Данное соотношение показывает, что количество педагогических работников составляет 34 процента от общего количества сотрудников детского дома. Проблему составляет тот факт, что специалисты непедагогического профиля в своей деятельности опираются на «бытовые» представления о целях воспитания и, как правило, вообще не проявляют склонности к погружению в педагогическую рефлексию. Но отсутствующий рефлексивно-аналитический педагогический опыт вовсе не является причиной для ограничения контактов с воспитанниками. Вот почему ситуации, когда кропотливая и трудоемкая воспитательная работа одних членов коллектива взрослых может быть осознанно или неосознанно разрушена, дискредитирована «неуклюжими» в педагогическом смысле действиями других членов коллектива, не являются редкими исключениями в педагогической действительности.
И, в-третьих, результативность социализации выпускников детских домов напрямую зависит от интенциональностей участников педагогической коммуникации: воспитанников, педагогического коллектива, специалистов разных служб, обслуживающего персонала, наконец, самой воспитывающей среды детского дома, которая объединяет, сплачивает, консолидирует, выступает как фактор социализации и идентификации человека. Поэтому социокультурную среду, в которой воспитываются дети без родителей, мы рассматриваем как единственный мощный потенциал для «резонанса» ценных мотивационно-смысловых начал жизнедеятельности в системе личностных координат воспитанников, в связи с отсутствием семьи, которая формирует у ребёнка представление о социальных связях и с рождения включает его в них, приобщает общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения.
Определение сущности интересующего нас феномена мы заимствовали у Е.П. Александрова: социокультурная образовательная среда - это ограниченное более или менее четкими координатными границами средоточие иерархически взаимодействующих, целенаправленно созданных и возникших в ходе исторического развития социума специализированных воспитательных, адаптированных и изначально нейтральных по отношению к воспитательным целям физических, социокультурных и духовных пространств, определяющее интенциональные особенности и условия учебно-воспитательного взаимодействия субъектов педагогического процесса [2, c.167].
Учитывая, что в образовательной среде происходит становление и развитие человека, и это становление изначально процессуально, то и среда должна иметь определенный диапазон возможностей, с тем, чтобы выстроить зону ближайшего, актуализируемого потенциально достижимого Я. Эффективная педагогическая поддержка адаптивных процессов, безусловно, должна отражать динамику внутриличностных изменений на всех этапах развития.
Вместе с тем среда, составляя целостность, не может обойтись и без интенциональных противоречий, некоторой доли конфликтности, которая обеспечивает дополнительный энергетический импульс деятельности, стимулирует творческий поиск и инновации, однако, здесь необходимо отметить роль руководства по отслеживанию конфликта, который не должен перерасти в кризис, разрушительно действующий на среду.
Мы согласны с выводом Е.П. Александрова о том, что целенаправленно создаваемая образовательная среда начинается с установочных, идеологических по смыслу явных или имплицитных действий педагогического коллектива, в ходе которых отрабатывается педагогическое целеполагание [2, с.167]. Поэтому опираясь на исходную образовательную парадигму (в нашем случае - это личностно ориентированная педагогическая парадигма), совокупность концепций, идеалов, общественные и личностные смыслы воспитательного взаимодействия, ради достижения которых собственно создается и функционирует образовательная среда, постепенно формируют представления об особенностях конструирования содержания обучения, о его методах, технологиях, формах.
Цель деятельности руководства по консолидации коллектива детского дома заключается в обеспечении монолитности целеполагания всех специалистов через:
- адаптацию к новой социально-воспитательной среде детского дома молодых специалистов;
- становление социокультурной и профессиональной самоидентификации педагогов, воспитывающих детей-сирот, в осознании ценностей и способов профессиональной и личностной самореализации в социокультурной среде детского дома;
- развитие личностных мотивационно-смысловых структур, опосредующих способы образовательной и профессиональной деятельности, в становлении и развитии их собственных механизмов смыслопорождения;
- становление научного и гуманитарного мышления в избранной профессиональной области по социализации воспитанников, лишенных родительского попечения; в их этическом самосовершенствовании.
Общение с воспитанниками, нуждающимися в помощи и участии, составляет суть профессиональной самоидентификации взрослых, интегрированных в воспитательную среду детского дома. Результативность педагогического процесса связана с характером действий и взаимодействий его участников. Поэтому взрослые, организующие образовательный процесс, должны выступать не как заполняющий штатное расписание «набор» специалистов определенного профиля и квалификации, а как целостный коллектив, команда, руководствующаяся важными и общими для всех ценностно-смысловыми основаниями профессиональной деятельности.
Термин «команда» - это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов [6]. По стилю работы команда отличается кооперацией и коллективной ответственностью, общностью и внутригрупповой аттракцией. Взаимодействие в команде как социальный аспект играет значительную роль. Члены команды чувствуют ответственность по отношению к своему объединению и выполняемой функции и определяют общие цели. Взаимоотношения в группе строятся на взаимном внимании и уважении, в связи с чем усиливается динамика личностного роста отдельных членов команды, что в свою очередь позитивно влияет на результаты команды в целом.
Отправной точкой, особенно для единства целей, ценностных ориентаций и взглядов, мы избрали формулирование в детском доме миссии, как важной управленческой задачи, включающей указание на предназначение, качества и компетенции выпускников, убеждения и ценности, разделяемые всем коллективом, которая позволит: управленцам видеть и согласовывать стратегию развития детского дома; сотрудникам почувствовать себя командой единомышленников, нацеленной на достижение успеха; воспитанникам принимать деятельность детского дома по формированию мотивационно-ценностного компонента выпускника; социальным партнёрам, попечительскому совету понять роль и значимость предоставляемых услуг обществу; обществу в целом понять социальное предназначение детского дома семейного типа.
Процесс консолидации коллектива детского дома и формирования команды проходит 4 стадии (фазы):
1. Фаза ориентировки характеризуется разнообразными ролевыми ожиданиями участников команды, контакты сдержанные вместо доверительных.
Административная практика детского дома. Процесс консолидации коллектива детского дома в команду единомышленников начинается с «встраивания» новых воспитателей в группы-семьи (построение микрогрупп). Воспитатели, помощники воспитателей должны хорошо знать и уважать личностные особенности воспитуемых детей в группе. Дальнейшими обязательными командообразующими стимулами являются принятие участниками воспитательного процесса группы внутренних правил и традиций, обеспечение безопасности и защиты каждому участнику команды. Существенная роль первой фазы приходится на долю воспитателей, т.е. педагогических работников. Их задача состоит в том, чтобы выступить надежными и привлекательными партнерами в педагогических, организационных и административных вопросах. Доверительность как основа руководства детского дома создает фундамент для успешного старта в новом учебном году деятельности детского дома.
2. Фаза конфронтации позволяет решить один главный вопрос: будет ли команда существовать дальше или распадется. Решение данного вопроса приводит к борьбе за власть, к открытому обсуждению мнений. К концу данной фазы разрешаются конфликты и определяются внутригрупповые роли, достигается консенсус. Участники на этом этапе наблюдательны, отслеживают различия, вследствие чего осуществляется ориентировка руководителя по группе в целом.
Административная практика детского дома. Функционирование деятельности детского дома в стадии конфронтации проявляется в активных обсуждениях вопросов внутригруппового и более широкого содержания (деятельности детского дома) посредством интенсивных дискуссий, в которых обсуждаются различные педагогические реалии учебно-воспитательного процесса, разные точки зрения, где большую роль играют соперничество и конкурентное мышление. На этом этапе члены команды ищут единомышленников и противопоставляют себя руководству. Здесь руководитель (директор) детского дома стоит перед сложной задачей, с одной стороны, необходимо четко позиционировать свои решения, с другой - гибко влиять и направлять всех членов команды, не занимая позиции определенных участников. Эта фаза не очень приятна и держит руководство в большом напряжении, но, с нашей точки зрения, именно здесь происходит интенсивный поиск интенциональностей участников, где каждый находит свою роль и утверждается в ней, поэтому этот процесс имеет большое значение для развития команды.
3. Фаза кооперации характеризуется возникновением чувства «Мы». На этом этапе обмен мнениями и мыслями происходит в атмосфере дружбы и доверия.
Административная практика детского дома. Фаза кооперации позволяет руководителю совершенствовать дальнейшую работу на платформе личностно ориентированной парадигмы. Группа все больше сплачивается и кооперируется, уважается индивидуальность участника команды, легче разрешаются конфликты. Кооперация позитивно воспринимается членами команды, поскольку во взаимодействии преобладает уже мотивационно-целевая доминанта (интенциональность) и связанная с ней удовлетворенность работой. На этой стадии директор детского дома отмечает возросшее к нему доверие. Рассмотрим функции различных служб детского дома на этом этапе.
Педагогическая служба:
- способствует формированию и развитию мотивационно-смысловой сферы воспитанников через саморефлексию и проявление личностного опыта;
- проводит диагностику и мониторинг трудностей, испытываемых воспитанниками, в учебной, трудовой, коммуникативной деятельности;
- опирается в своей практической деятельности на самостоятельность и активность воспитанников, стимулирует стремления к достижениям и саморазвитию, развитие самоконтроля.
Социально-педагогическая служба:
- обеспечивает охрану социальных и имущественных прав воспитанников с целью эффективной постинтернатной социализации в обществе;
- проводит диагностику и мониторинг социально-педагогических трудностей, испытываемых воспитанниками, с целью построения личностно ориентированных корректирующих взаимодействий;
- создает условия для адаптации воспитанников к социуму в целом и к среде детского дома для преодоления имеющихся трудностей, социально-педагогической реабилитациии др.
Психологическая служба:
- на платформе личностно ориентированной образовательной парадигмы в тесном взаимодействии с воспитателями разрабатывает и организует меры, направленные на социализацию и адаптацию воспитанников;
- участвует в комплексном прогнозировании личностного развития подростков в социокультурной среде детского дома и в постинтернатный период;
- проводит мониторинг системы межличностных и групповых взаимоотношений между воспитанниками, а также воспитанниками и другими участниками жизнедеятельности детского дома семейного типа с целью их гармонизации;
- оказывает помощь воспитателям и подросткам в разрешении трудностей и конфликтных ситуаций;
- участвует в создании благоприятной, комфортной социокультурной среды воспитанияи др.
Медицинская служба:
- осуществляет мониторинг соматического состояния воспитанников, прогнозирует его динамику;
- проводит ежегодную углубленную диспансеризацию воспитанников и информирует заинтересованных специалистов и службы о необходимых коррективах в учебно-воспитательной деятельности воспитанников в соответствии с результатами диспансеризации;
- обеспечивает контроль санитарно-гигиенических норм среды детского дома, организует питание воспитанников, взаимодействуя с другими службами и специалистами;
- принимает участие в просветительской и консультативной работе среди воспитанников и педагогов, по организации здорового образа жизни и др.
Учебно-вспомогательный персонал, младший технический персонал:
- обеспечивает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены;
- участвует в трудовой адаптации воспитанников;
- участвует в создании благоприятных условий, приближенных к домашним;
- участвует в индивидуальном наставничестве отдельных воспитанников на основе личностных мотивов;
- участвуют в создании и поддержке в каждой семье-группе своих традиций, своего уклада жизни и др.
4. Фаза развития наступает тогда, когда совместная энергия команды направляется на достижение поставленных целей и задач. На основе высокой групповой аттракции команда становится способной к максимальным достижениям.
Административная практика детского дома. В работе детского дома достигается совокупный эффект, объединяющий положительное влияние всех факторов. Совместная работа воспринимается участниками команды позитивно, вследствие чего у коллектива сотрудников детского дома возрастает удовлетворенность своей работой, что является оптимизацией качества деятельности. На этом этапе ставятся и достигаются общие цели учреждения. Возникающие конфликты рассматриваются как фактор дальнейшего развития. Эта фаза представляется наиболее благоприятной для планирования и совместного воплощения проектов в педагогической практике. Интенциональная настроенность на полноценный диалог и готовность к диалогу позволяют коллективу реализовать единую конечную цель - социализация личности выпускника и подготовка его к взрослой самостоятельной жизни.
Содержание деятельности руководства детского дома, используемые методы и созданный психологический климат в коллективе направлены на стимулирование и становление:
- внутриличностного, межличностного, социокультурного диалога, налаживания сотрудничества и кооперации в решении профессионально значимых задач. С этой целью мы применяем активные и интерактивные методы повышения квалификации, индивидуальный, дифференцированный подходы. На педагогических мероприятиях создаются возможности для высказывания собственной позиции педагогов по проблемам деятельности детского дома. В общении преобладают диалогические взаимодействия, предполагающие развитие способности адекватного понимания (толерантного понимания) друг друга;
- личностного и профессионального образа педагога, сотрудника детского дома, развернутого во временной перспективе, через осознание профессионально значимых качеств, востребованных в среде детского дома, над развитием которых педагоги работают в течение всей педагогической деятельности. Фактически, речь идет о поддержке педагогов к самосовершенствованию индивидуального плана профессионального развития;
- рефлексии профессионального опыта, с целью выработки ценностно-смысловых ориентиров, выражающих личностное отношение к делу;
- интереса к личностной творческой активности и самореализации в ходе рефлексии целенаправленно создаваемых проблемных ситуаций;
- внутреннего самоконтроля педагогов, чувства их личной ответственности за результаты педагогического труда, понимания профессиональных и жизненных последствий попустительского отношения к процессу содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мероприятия (в большей части педагогические дискуссии), преследовавшие цель коллективной консолидации и формирования чувства внутреннего единства специалистов различного профиля (коллективное «Мы»), обеспечивали повышение уровня личной и коллективной ответственности специалистов за общие результаты воспитательной деятельности детского дома и разворачивались по нескольким направлениям:
- обсуждение психолого-педагогической проблематики, носящей методологический характер. Здесь администрация детского дома должна ограничивать вялые традиционные формы, носящие малоэффективный характер, и при обсуждении заявленных тем обеспечивать предварительную подготовку специалистов к мероприятию, посредством изучения материала по проблеме, при этом в подборке материала следует учесть дискуссионный характер тем, различные по методологическим установкам образцы педагогической рефлексии;
- обсуждение проблем контингента воспитанников, особо акцентируя «стыковые» (медико-биологические, физиологические, психофизиологические, психологические, педагогические, культурологические и социологические). Здесь важно отметить роль такой службы, как психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), цель которого в диагностико-коррекционном и психолого-медико-педагогическом сопровождении воспитанников, совершенствовании коррекционной, методической работы, повышение качества обучения и воспитания, а также в выработке стратегии и тактики взаимодействий в сложных педагогических ситуациях, требующих экстренной реакции и помощи. В его состав входят директор учреждения, заместители директора по учебной, воспитательной и коррекционной работе, медицинский работник, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и др.;
- обсуждение педагогических инноваций, обмен передовым педагогическим опытом, психолого-педагогические тренинги проводились на методических объединениях, нередко с привлечением для консультаций специалистов другого профиля.
Стоит добавить, что в результате деятельности руководства и реализации содержания и методов, в сознании воспитателей в конечном итоге возникает более или менее четкий (и более или менее точный) образ воспитанника (модель) в текущем времени и в некоторой временной перспективе (в постинтернатный период). Но здесь тоже возникнет проблема в том, что образ в сознании воспитателя часто не соответствует образу «Я» в сознании воспитанника, перспективные планы и ожидания воспитателя не становятся планами и ожиданиями воспитанника, и, следовательно, не стимулируют его на активность в объективно нужном для него направлении, а превращает воспитательный процесс в набор понуканий и принуждений. Вот почему методологический анализ проблем, обсуждаемых на педагогических мероприятиях, побуждал весь коллектив к стимуляции процессов становления механизмов внутреннего смыслопорождения воспитанников. Только собственная мотивационно-смысловая система обеспечивает преодоление внутренних и внешних препятствий на пути достижения сознательно выдвигаемых социально и личностно значимых целей.
Рецензенты:
Александров Е.П., д.п.н., профессор, Филиал РГСУ в г. Таганроге, г. Таганрог;
Мардахаев Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики РГСУ, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Чекаленко Е.С. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДСТВА ДЕТСКОГО ДОМА, НАПРАВЛЕННАЯ НА КОНСОЛИДАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И СЛУЖБ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15278 (дата обращения: 03.12.2024).