Проблема подготовки сотрудников полиции является объектом постоянного внимания специалистов. Особую значимость она приобрела в последние годы в связи с изменениями характера преступной деятельности в стране и участившимся применением правонарушителями современных технических средств, холодного и огнестрельного оружия. Причем совершенно отчетливо просматривается тенденция к увеличению наиболее опасных видов преступлений, что подтверждается данными официальной статистики и многочисленными сообщениями прессы. Так, в январе - августе 2014 года зарегистрировано 709 преступлений террористического характера (+80,0%) и 711 преступлений экстремистской направленности (+18,3%).
В общественных местах зарегистрировано 503,1 тыс. преступлений (+8,9%). На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 310,9 тыс. (+5,0%) преступлений, в том числе: 28,1 тыс. грабежей, 129 тыс. краж, 3,4 тыс. разбойных нападений.
На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 106 разбойных нападений, совершен 241 грабеж, выявлено 83 факта незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 606,8 тыс. преступлений, что составляет 76,1% всего массива предварительно расследованных преступлений. Не раскрыто 584,7 тыс. преступлений, из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 25,2% , остались нераскрытыми 623 убийства и покушений на убийство, 2,1 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 334,7 тыс. краж, 22,1 тыс. грабежей, 3 тыс. разбойных нападений (‑20,5%).
Организованными группами или преступными сообществами совершено 10,2 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений [7].
Не снижается и количество потерь среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации. Так, в первом полугодии 2014 года резко возросло количество происшествий, связанных с гибелью сотрудников в результате огневого и физического контакта с правонарушителями, неумелого (небрежного) обращения с табельным оружием.
За указанный период погибло 10 и ранено (травмировано) 98 сотрудников органов внутренних дел, в том числе: при задержании правонарушителей - 3 и 50 (49,1% от общего числа пострадавших), при нападении на сотрудников - 3 и 18 (19,4%), при неумелом (небрежном) обращении с табельным оружием - 2 и 15 (15,7%), при разбирательстве с задержанными - 1 и 6 (6,5%), при доставлении правонарушителей - 0 и 6 (5,6%), при проверке документов у подозрительных лиц - 0 и 3 или 2,8%.
Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранения личного состава является непрофессионализм рядового и начальствующего состава, психологическая неготовность к выполнению оперативно-служебных задач, халатность и недисциплинированность при исполнении служебных обязанностей.
Так, 11 февраля текущего года доставленный без проведения личного досмотра в ОМВД по Ибресинскому району МВД по Чувашской Республике гражданин причинил ножевое ранение в спину участковому уполномоченному капитану полиции, составляющему протокол об административном правонарушении [5].
Давая социальную оценку происходящему, следует отметить, что преступления против личности по социальным последствиям превосходят другие криминальные проявления. Они наносят непоправимый ущерб обществу, ежегодно потерпевшими от них становятся сотни тысяч людей. Лица, совершающие такие преступления, распространяют стереотип агрессивно-насильственного поведения в бытовой и досуговой микросреде, эти криминальные проявления - более осуждаемые с точки зрения общечеловеческой морали. Распространение криминального насилия вызывает у граждан обоснованную тревогу, подрывает их веру в реальную защищенность от преступников и преступных посягательств.
Анализ структурных изменений свидетельствует о повышенной степени общественной опасности отдельных категорий преступлений. Возросла тяжесть причиняемых ими последствий. Увеличивается доля организованных, заранее подготовленных преступлений, отличающихся особой дерзостью, изощренностью и жестокостью. Значительно чаще стало применяться инструментальное насилие, демонстрирующее крайнее неуважение к правопорядку и прямо игнорирующее интересы общественной и государственной безопасности.
С криминологической точки зрения это означает, что криминальная субкультура распространяет свое влияние в различные сферы жизнедеятельности людей. Насилие, к сожалению, является уже элементом нашей культуры, и его применение в большинстве случаев выходит за рамки, допустимые законом [3].
Преступность превращается в реальную угрозу национальной безопасности, в один из самых мощных факторов социальной нестабильности. Она проникает в самые важные сферы жизнедеятельности государства, связана не только со многими глобальными общественными проблемами, но и влечет за собой рост преступлений против собственности и личности. В этой связи в настоящий период перед органами внутренних дел страны крайне остро стоит проблема по обеспечению безопасности жизни и собственности граждан России, что, в сущности, является основным критерием в оценке работы личного состава органов внутренних дел.
Приведенная выше неутешительная статистика еще раз подтверждает, что профессиональная деятельность сотрудников полиции протекает в условиях воздействия целого комплекса факторов, не имеющих места в повседневной жизни человека, и характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением и различным уровнем двигательной активности. Они нередко оказываются в разнообразных конфликтных ситуациях, опасных для жизни как их самих, так и окружающих в данный момент людей.
Значительно осложнившиеся условия оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции предъявляют повышенные требования к их профессиональной подготовленности, физической тренированности и, в первую очередь, хорошей общей и статической выносливости, способности к немедленному проявлению быстроты и координации движений, а потому требуют поиска более эффективных средств и методов обучения, в том числе и курсантов образовательных организаций МВД России.
Область специальных педагогических исследований, направленных на поиск путей совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, следует считать достаточно изученной, однако многие вопросы теории и практики организации процесса обучения требуют совершенствования и более глубокого анализа.
Поэтому одной из основных задач физической подготовки, как составной части профессиональной подготовки сотрудников ОВД, является снижение отрицательного влияния их служебной деятельности и обеспечения физической готовности для действий в обычных и экстремальных условиях.
Совершенно очевидно, что успешность профессиональной деятельности сотрудников ОВД во многом определяется умением управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизовать внутренние резервы для достижения цели, смелостью, мужеством, решительностью, высоким уровнем физической подготовленности, уверенным правомерным владением боевыми приемами борьбы и табельным оружием.
Для решения этих проблем требуется разнообразие двигательных реакций, необходимых организму, тонкая дифференцировка и точность движений. При всем своеобразии комплексов профессионально важных качеств, необходимых сотруднику ОВД, следует выделить ряд личностных качеств, выступающих как профессионально значимые. Это, прежде всего, волевые качества, в основе которых лежит способность к преодолению трудностей в достижении цели, настойчивость, целеустремленность, а также ответственность, самоконтроль, адекватность самооценки, эмоциональная устойчивость, психологическая надежность, склонность к риску. Одним из важных условий развития личности и эффективности профессиональной подготовки является необходимый уровень здоровья, физической подготовленности и юридического интеллекта [2].
Для того чтобы профессиональная готовность курсанта достигла определенного, заданного квалификационными требованиями уровня, на каждом занятии по физической подготовке он должен получать определенное положительное развитие уже достигнутой степени профессиональной готовности. Работоспособность курсанта, степень его профессиональной подготовленности и надежность профессиональной деятельности во многом определяются уровнем физической подготовленности. Поэтому для повышения эффективности профессионального обучения требуется развитие профессионально важных качеств, и прежде всего физических.
Передовой опыт подготовки специалистов в образовательных организациях показывает, что в условиях лимита бюджета учебного времени процесс обучения должен иметь направленность на профессиональную подготовленность курсантов и слушателей. Это означает, что одним из ключевых требований подготовки специалиста является четко выраженная профессиональная направленность образовательного процесса на формирование у курсантов и слушателей навыков, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности.
Прикладная направленность физической подготовки формирует готовность курсанта МВД к определенному виду деятельности. Ее нужно рассматривать как индивидуальную профессиональную готовность.
Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.
По мнению Озолина Н.Г., для формирования какого-либо умения или навыка надо при обучении постепенно подводить занимающихся к выполнению упражнения в «рабочей» обстановке. Можно без труда выработать у занимающихся прочный навык хождения по бревну, лежащему на земле, но мало кто из них сразу же пойдет по бревну, поднятому на высоту нескольких метров. Боязнь упасть, излишняя мышечная напряженность не позволяют сразу проявить выработанный навык. Нужна специальная тренировка с постепенным усложнением задачи - постепенным повышением высоты установки бревна. А то, что гимнасты, прыгуны в воду быстрее и лучше справятся с вышеприведенной задачей, чем, например, штангисты, пловцы или бегуны, вполне очевидно не только для специалистов. Этот пример показывает возможность и необходимость в ряде случаев воспитания прикладных психических качеств посредством именно специально подобранных физических упражнений при подготовке человека к избранной им профессиональной деятельности.
Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе [4].
Успех в формировании и развитии компонентов профессиональной подготовленности зависит от умения преподавателя в ходе занятий вызывать у обучаемых психические реакции, характерные для реальной обстановки [1].
Это достигается:
- во-первых, приближением условий проведения практических занятий, тренировок и учений к реальным условиям оперативно-служебной деятельности (воспроизведение внешних черт служебной обстановки, моделирование ситуаций, имитация различных психогенных факторов и противодействующих сил, а также предоставление обучающимся возможности применения оружия и спецтехники), что позволяет обучаемым забыть об учебной обстановке и почувствовать себя участниками реальных событий;
- во-вторых, приближением внутренних (психологических) условий практических занятий, тренировок, учений и обучающих игр к реальным условиям оперативно-служебной обстановки, чем достигается вызов у обучаемых характерных процессов психической деятельности, максимально приближенных к тем, которые возникают в ситуациях противодействия вооруженному правонарушителю. Эта задача разрешается путем использования на занятиях элементов внезапности событий, высокой скорости передвижения, быстрого изменения обстановки, не стандартности моделируемых ситуаций, риска, самостоятельности действий, борьбы, а также должна повышаться сложность отрабатываемых задач и увеличиваться продолжительность высоких нагрузок.
Данные условия создаются при помощи:
- соревновательной обстановки;
- моделирования ситуаций риска, опасности, ответственности, неизвестности, неожиданности, новизны;
- тренировок в выполнении действий в состоянии усталости;
- моделирования ситуации, требующей от сотрудника проявления самостоятельности и инициативности;
- моделирования ситуации, в которой достижение необходимого результата невозможно с первой попытки под воздействием требования добиться цели;
- недопущения проявления сотрудником пассивности в действиях и отказа от продолжения деятельности в любых ситуациях, в том числе при неудачах;
- усложнения задач по выполнению освоенных профессиональных действий путем введения непредвиденных нестандартных условий;
- моделирования ситуации, усиленного противодействия, оказываемого правонарушителем, которое сопровождается применением им изощренных приемов нападения и ухода от ответственности;
- тренинга волевого воздействия на правонарушителя с целью подчинения его действий воле сотрудника;
- создания высоких физических нагрузок;
- выполнения упражнений, требующих проявления большой физической силы и ловкости, длительного напряжения сил и вариативности действий соответственно изменениям ситуации;
- путем наращивания темпа борьбы до предельно возможного уровня (в процессе применения приемов самозащиты, личного оружия, спецсредств и т.д.);
- вызовом неприятных ощущений холода, жары, боли, головокружения, истощения сил.
Таким образом, в современных условиях формирование и совершенствование профессионально важных психофизических качеств, двигательных умений и навыков у курсантов МВД путем использования специальных средств и методов физической подготовки приобретает первостепенное значение. Подбор наиболее эффективных средств и методов физической подготовки и спорта для повышения профессиональной готовности курсантов МВД к эффективным действиям в экстремальных условиях является важным направлением совершенствования системы физической подготовки.
Рецензенты:
Макеева В.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» Госуниверситета - УНПК, г. Орел;
Калашников А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры социологии, психологии и культурологии Госуниверситета - УНПК, г. Орел.
Библиографическая ссылка
Герасимов И.В., Алдошин А.В. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15266 (дата обращения: 06.10.2024).