Ориентируясь на международный опыт продуктивной организации личностно-ориентированного образовательного процесса, Национальный исследовательский Томский политехнический университет с 2011/12 учебного года ввел в учебный график всех уровней общеобразовательной подготовки систему коммуникативных мероприятий, которая получила название «конференц-неделя» и проводится два раза в семестр (в середине и конце) в часы аудиторных занятий.
Целью конференц-недели является формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, решения проблем) и оценка динамики их формирования.
Основная задача студентов в период конференц-недель - максимально полно, ясно и четко продемонстрировать достигнутые результаты обучения и убедительно доказать самостоятельность их достижения:
- демонстрация коммуникативной компетенции (навыки сотрудничества «слушать - слышать - понимать партнера»; умение строить устные и письменные тексты на родном и иностранном языке в соответствии с принципами логичности, связности, лаконичности, правильности, доступности, актуальности; навыки публичного устного выступления, ведения дискуссии и полемики);
- демонстрация информационной компетенции (навыки сбора и обработки информации; оформления текста «вступление - основная - заключительная части» и вспомогательной графики; разработка компьютерного сопровождения выступления в Power Point и умение соотносить речь и визуальный ряд);
- демонстрация компетенции решения проблем (умение сформулировать предпосылки, целеполагание, задачи; составить план последовательных и взаимосвязанных предпринятых действий; оценить результат; привести аргументы, подтверждающие справедливость высказанного оценочного отношения; назвать трудности работы над решением проблемы).
На сегодняшний день нет типовой модели конференц-недели, дающей представление о том, какие элементы педагогической технологии обучения, и каким образом влияют на формирование ключевых компетенций. Каждый преподаватель свободен в выборе форм, методов и технологии организации публичной демонстрации и защиты результатов самостоятельной работы студентов (интернет-форум, конференции, семинары, коллоквиумы, мастер-классы, диспуты, деловые игры, защита лабораторных работ и индивидуальных домашних заданий и др.). Лектором потока самостоятельно определяется содержание и вид задания (вопросы или темы с учетом специализации учебной группы), а также формат демонстрации работы (письменный или устный: дискуссия в Интернет-среде, тезисы доклада или научно-исследовательская статья по результатам НИРС, слайд-презентация, эссе, глоссарий, реферат, доклад и др.). Параллельно разрабатываются критерии оценивания качества самостоятельной деятельности студента (навыки анализа научной литературы и выполнения научных исследований теоретического и экспериментального характера, использование информационных и компьютерных технологий, умение оформлять результаты исследований в текстах научного стиля) и готовности к профессиональному общению на русском/иностранном языках (аргументированная защита, диалог, дискуссия).
Многообразие инструментария педагогического процесса позволяет преподавателю экспериментировать в поиске результативного набора и компоновки содержания, форм, методов, способов и приемов воспитательных средств обучения. Очевидно, что обмен опытом в области организации и проведения коммуникативных личностно-ориентированных мероприятий является актуальным и способствует оптимизации педагогического процесса.
Результаты и их обсуждение
В настоящем сообщении представлены результаты проведения внутренних и внешних коммуникативных мероприятий кафедры общей и неорганической химии со студентами нехимических специальностей. Так как кафедра является не выпускающей (проводится одно семестровое обучение студентов только первого курса), то возникают определенные трудности в оценке динамики формирования ключевых компетенций у массива студентов. Тем не менее на примере одного студента, заинтересованного в личностном росте и продолжающего работать с лектором потока, можно проследить траекторию достижения успеха конкретного студента и оценить эффективность инструментария педагогического процесса, используемого преподавателем.
Так, в первом семестре (октябрь 2012 г.) потоку студентов-первокурсников энергетического института Томского политехнического университета (ЭНИН ТПУ) была представлена информация о формате, содержании и системе оценивания задания конференц-недели (эссе по актуальным проблемам специализации групп или предмета «Химия»). После проведения кафедрального коммуникативного мероприятия преподавателем отобрано лучшее эссе и продолжена работа по выводу студента на внешние коммуникативные мероприятия (не выездные, проводимые в г. Томске межпоточные конференции университета) в тесном сотрудничестве с преподавателем ЭНИН ТПУ. При этом перед студентом ставились все более усложняющиеся задания (возрастание доли самостоятельного выполнения задания, обсуждения и оформления результатов исследования по предъявленным требованиям; презентация и научный доклад на русском/английском языке):
- 23-26 апреля 2013 года: X Международная конференция студентов и молодых учёных «Перспективы развития фундаментальных наук» (Диплом II степени ТПУ и печатная работа - тезисы доклада [4]);
- 26-29 мая 2014 года: XV Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Химия и химическая технология в XXI веке» (Диплом II степени ТПУ и печатная работа - тезисы доклада [5]);
- 6-10 октября 2014 года: II Международный молодежный форум «Интеллектуальные энергосистемы» (Диплом ЭНИН ТПУ, доклад на английском языке, печатная работа - тезисы доклада [6]).
Таким образом, представленные показатели проявления активности и сформированности познаний, уверенности в своих силах и возможностях подтверждают эффективность выбранной студентом траектории достижения успеха. Однако передовой педагогический опыт показывает, что готовность студентов осознать и принять сегодняшние ценности общества необходимо формировать раньше, еще со школьной скамьи. Поэтому в 1992 году при Томском политехническом университете создано МБОУ «Лицей при ТПУ». Лицеисты работают в тесном контакте со студентами и преподавателями ТПУ по схеме динамичного замкнутого цикла, в котором взаимодействуют три звена одной цепочки «школьник - студент - преподаватель». Нами апробирован опыт работы по такой схеме с привлечением лицеиста 10 класса к выполнению работы студента (выполнялись задания менее сложные: подготовка презентации в Power Point и написание эссе). Результативность работы школьника подтверждается следующими показателями:
- 24-25 апреля 2014 года: Конкурс бизнес-идей IV информационно-методической конференции студентов и старшеклассников «Технологии достижения успеха» (Диплом I степени, презентация в Power Point);
- 6-10 октября 2014 года: II Международный молодежный форум «Интеллектуальные энергосистемы» (Диплом I степени ЭНИН ТПУ, эссе, печатная работа - тезисы доклада [9]).
Привлечение школьников к выполнению студенческой работы закладывает в идеологию проведения коммуникативных мероприятий новизну, которая заключается в подходе к мероприятию как плацдарму для развития всех участников педагогического процесса в цепочке «школьник - студент - преподаватель»:
- у школьников, прошедших через совместную работу со студентом, появляется дополнительная информация о ВУЗе, что помогает им быстрее определиться в выборе будущей профессии (большая вероятность поступить учиться именно в этот ВУЗ); социальная адаптация в ВУЗе и обучение проходят более успешно;
- у студентов, при руководстве работой школьников, более успешно протекает развитие профессиональных и универсальных компетенций; усиливается мотивация к результативному и качественному самообразованию;
- у преподавателя повышается качество преподавания (вырабатывается стиль взаимного партнерства с обучающимися).
Заключение
Представленная траектория достижения успеха студентом и школьником подтверждается показателями проявления активности и сформированности познаний, жизненной позиции и уверенности в своих силах и возможностях; показывает результативность выбранного инструментария педагогического процесса и его способность реализовать все функции обучения (образовательной, развивающей и воспитывающей).
Рецензенты:
Козик В.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой неорганической химии ХФ ТГУ, г. Томск;
Саркисов Ю.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой химии ООФ ТГАСУ, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Иконникова Л.Ф., Иконникова К.В. ТРАЕКТОРИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТУДЕНТОМ В СВЕТЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15224 (дата обращения: 04.10.2024).