Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТРАЕКТОРИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТУДЕНТОМ В СВЕТЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Иконникова Л.Ф. 1 Иконникова К.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Рассмотрены общие положения проведения коммуникативных мероприятий (конференц-недели), проводимых в техническом высшем учебном заведении. Обсуждена эффективность выстраивания процесса организации и проведения конференц-недели по схеме динамичного замкнутого цикла, в котором взаимодействуют три звена одной цепочки «школьник – студент – преподаватель». Представлены результаты достижения студентов и школьников, полученные на внутренних и внешних коммуникативных мероприятиях различного формата (внутрипоточная кафедральная конференция, университетские конференции и форумы с международным участием). Сформулированы показатели, позволяющие считать коммуникативное мероприятие как плацдарм для развития всех участников педагогического процесса. Траектория достижения успеха показывает проявление активности и сформированности познаний, жизненной позиции и уверенности в своих силах и возможностях; подтверждает результативность выбранного инструментария педагогического процесса и его способность реализовать все функции обучения (образовательной, развивающей и воспитывающей).
педагогический процесс
коммуникативные мероприятия
конференц-неделя
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Просвещение, 1995. – 38 с.
2. Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
3. Иконникова Л.Ф., Иконникова К.В. Проектно-организационное обучение и проблемно-ориентированное учебное//Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3; URL: http://www.science-education.ru/117-13275 (дата обращения 28.05.2014).
4. Колтунова Е.А., Иконникова Л.Ф., Усова Н.Т. Использование железосодержащих шламов водоочистки в строительстве // Перспективы развития фундаментальных наук: сб. тр. X Междунар. конф. (Томск, 23–26 апр.2013 г.). – Томск: ТПУ, 2013. – С. 341-343: URL:http://science-persp.tpu.ru/Previous%20Materials/Konf_2013.pdf
5. Колтунова Е.А., Иконникова К.В., Иконникова Л.Ф. Использование вторичных продуктов водоподготовки для дактилоскопии//Химия и химическая технология в XXI веке: сб. матер. XV Междунар. науч.-практич. конф. (Томск, 26–29 мая 2014 г.). Т. 2. – Томск: ТПУ, 2014. – С.175-177.
6. Колтунова Е.А., Иконникова К.В., Иконникова Л.Ф. Энерго- и ресурсосберегающее сырье для дактилоскопии // Интеллектуальные энергосистемы: сб. тр. II Междунар. молодеж. форума (Томск, 6–10 окт. 2014 г.). Т.1. – Томск: ТПУ, 2014. – С. 282-285.
7. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. – Минск: Издат. центр БГУ, 2005. – С.438-440.
8. Современные технологии обучения в высшем профессиональном образовании: учеб.-метод. пособ. /сост. Э.Н. Беломестнова, А.Н. Древаль и др. – Томск: ТПУ, 2009. –129 с.
9. Сороковиков Н.В., Иконникова Л.Ф. Энергоэффективная технология получения и эколого-экономическая ценность железосодержащих шламов водоочистки подземных вод // Интеллектуальные энергосистемы: сб. тр. II Междунар. молодеж. форума (Томск, 6–10 окт. 2014 г.). Т.2. – Томск: ТПУ, 2014. – С. 360-363.
10. Bloom, Benjamin. S., ed. 1956. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals; Handbook I, Cognitive Domain. NewYork: DavidMcKay.
Новые ритмы и условия развития современного общества диктуют новые цели и задачи в сфере образования: обучать самостоятельно и оперативно принимать решение в условиях неординарных или при недостаточной и неопределенной информации, предвидя развитие процесса или событий. Анализ уровней познания студентов [7] показывает, что у студентов развитых западных стран хорошо сформированы навыки анализа и синтеза, умения быстро оценивать и принимать решения. Признано, что процесс приобретения этих навыков и умений протекает результативно только при увеличении доли активных форм занятий [1,3], одной из которых является публичные (коммуникативные) мероприятия, направленные на обмен информацией в устном и в письменном виде [2, 8]. Так как «анализ - синтез - оценка» являются критериями высшего уровня познания [10], то коммуникация как процесс определяет эффективность образовательного процесса в целом.

Ориентируясь на международный опыт продуктивной организации личностно-ориентированного образовательного процесса, Национальный исследовательский Томский политехнический университет с 2011/12 учебного года ввел в учебный график всех уровней общеобразовательной подготовки систему коммуникативных мероприятий, которая получила название «конференц-неделя» и проводится два раза в семестр (в середине и конце) в часы аудиторных занятий.

Целью конференц-недели является формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, решения проблем) и оценка динамики их формирования.

Основная задача студентов в период конференц-недель - максимально полно, ясно и четко продемонстрировать достигнутые результаты обучения и убедительно доказать самостоятельность их достижения:

  • демонстрация коммуникативной компетенции (навыки сотрудничества «слушать - слышать - понимать партнера»; умение строить устные и письменные тексты на родном и иностранном языке в соответствии с принципами логичности, связности, лаконичности, правильности, доступности, актуальности; навыки публичного устного выступления, ведения дискуссии и полемики);
  • демонстрация информационной компетенции (навыки сбора и обработки информации; оформления текста «вступление - основная - заключительная части» и вспомогательной графики; разработка компьютерного сопровождения выступления в Power Point и умение соотносить речь и визуальный ряд);
  • демонстрация компетенции решения проблем (умение сформулировать предпосылки, целеполагание, задачи; составить план последовательных и взаимосвязанных предпринятых действий; оценить результат; привести аргументы, подтверждающие справедливость высказанного оценочного отношения; назвать трудности работы над решением проблемы).

На сегодняшний день нет типовой модели конференц-недели, дающей представление о том, какие элементы педагогической технологии обучения, и каким образом влияют на формирование ключевых компетенций. Каждый преподаватель свободен в выборе форм, методов и технологии организации публичной демонстрации и защиты результатов самостоятельной работы студентов (интернет-форум, конференции, семинары, коллоквиумы, мастер-классы, диспуты, деловые игры, защита лабораторных работ и индивидуальных домашних заданий и др.). Лектором потока самостоятельно определяется содержание и вид задания (вопросы или темы с учетом специализации учебной группы), а также формат демонстрации работы (письменный или устный: дискуссия в Интернет-среде, тезисы доклада или научно-исследовательская статья по результатам НИРС, слайд-презентация, эссе, глоссарий, реферат, доклад и др.). Параллельно разрабатываются критерии оценивания качества самостоятельной деятельности студента (навыки анализа научной литературы и выполнения научных исследований теоретического и экспериментального характера, использование информационных и компьютерных технологий, умение оформлять результаты исследований в текстах научного стиля) и готовности к профессиональному общению на русском/иностранном языках (аргументированная защита, диалог, дискуссия).

Многообразие инструментария педагогического процесса позволяет преподавателю экспериментировать в поиске результативного набора и компоновки содержания, форм, методов, способов и приемов воспитательных средств обучения. Очевидно, что обмен опытом в области организации и проведения коммуникативных личностно-ориентированных мероприятий является актуальным и способствует оптимизации педагогического процесса.

Результаты и их обсуждение

В настоящем сообщении представлены результаты проведения внутренних и внешних коммуникативных мероприятий кафедры общей и неорганической химии со студентами нехимических специальностей. Так как кафедра является не выпускающей (проводится одно семестровое обучение студентов только первого курса), то возникают определенные трудности в оценке динамики формирования ключевых компетенций у массива студентов. Тем не менее на примере одного студента, заинтересованного в личностном росте и продолжающего работать с лектором потока, можно проследить траекторию достижения успеха конкретного студента и оценить эффективность инструментария педагогического процесса, используемого преподавателем.

Так, в первом семестре (октябрь 2012 г.) потоку студентов-первокурсников энергетического института Томского политехнического университета (ЭНИН ТПУ) была представлена информация о формате, содержании и системе оценивания задания конференц-недели (эссе по актуальным проблемам специализации групп или предмета «Химия»). После проведения кафедрального коммуникативного мероприятия преподавателем отобрано лучшее эссе и продолжена работа по выводу студента на внешние коммуникативные мероприятия (не выездные, проводимые в г. Томске межпоточные конференции университета) в тесном сотрудничестве с преподавателем ЭНИН ТПУ. При этом перед студентом ставились все более усложняющиеся задания (возрастание доли самостоятельного выполнения задания, обсуждения и оформления результатов исследования по предъявленным требованиям; презентация и научный доклад на русском/английском языке):

  • 23-26 апреля 2013 года: X Международная конференция студентов и молодых учёных «Перспективы развития фундаментальных наук» (Диплом II степени ТПУ и печатная работа - тезисы доклада [4]);
  • 26-29 мая 2014 года: XV Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Химия и химическая технология в XXI веке» (Диплом II степени ТПУ и печатная работа - тезисы доклада [5]);
  • 6-10 октября 2014 года: II Международный молодежный форум «Интеллектуальные энергосистемы» (Диплом ЭНИН ТПУ, доклад на английском языке, печатная работа - тезисы доклада [6]).

Таким образом, представленные показатели проявления активности и сформированности познаний, уверенности в своих силах и возможностях подтверждают эффективность выбранной студентом траектории достижения успеха. Однако передовой педагогический опыт показывает, что готовность студентов осознать и принять сегодняшние ценности общества необходимо формировать раньше, еще со школьной скамьи. Поэтому в 1992 году при Томском политехническом университете создано МБОУ «Лицей при ТПУ». Лицеисты работают в тесном контакте со студентами и преподавателями ТПУ по схеме динамичного замкнутого цикла, в котором взаимодействуют три звена одной цепочки «школьник - студент - преподаватель». Нами апробирован опыт работы по такой схеме с привлечением лицеиста 10 класса к выполнению работы студента (выполнялись задания менее сложные: подготовка презентации в Power Point и написание эссе). Результативность работы школьника подтверждается следующими показателями:

  • 24-25 апреля 2014 года: Конкурс бизнес-идей IV информационно-методической конференции студентов и старшеклассников «Технологии достижения успеха» (Диплом I степени, презентация в Power Point);
  • 6-10 октября 2014 года: II Международный молодежный форум «Интеллектуальные энергосистемы» (Диплом I степени ЭНИН ТПУ, эссе, печатная работа - тезисы доклада [9]).

Привлечение школьников к выполнению студенческой работы закладывает в идеологию проведения коммуникативных мероприятий новизну, которая заключается в подходе к мероприятию как плацдарму для развития всех участников педагогического процесса в цепочке «школьник - студент - преподаватель»:

  • у школьников, прошедших через совместную работу со студентом, появляется дополнительная информация о ВУЗе, что помогает им быстрее определиться в выборе будущей профессии (большая вероятность поступить учиться именно в этот ВУЗ); социальная адаптация в ВУЗе и обучение проходят более успешно;
  • у студентов, при руководстве работой школьников, более успешно протекает развитие профессиональных и универсальных компетенций; усиливается мотивация к результативному и качественному самообразованию;
  • у преподавателя повышается качество преподавания (вырабатывается стиль взаимного партнерства с обучающимися).

Заключение

Представленная траектория достижения успеха студентом и школьником подтверждается показателями проявления активности и сформированности познаний, жизненной позиции и уверенности в своих силах и возможностях; показывает результативность выбранного инструментария педагогического процесса и его способность реализовать все функции обучения (образовательной, развивающей и воспитывающей).

Рецензенты:

Козик В.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой неорганической химии ХФ ТГУ, г. Томск;

Саркисов Ю.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой химии ООФ ТГАСУ, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Иконникова Л.Ф., Иконникова К.В. ТРАЕКТОРИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТУДЕНТОМ В СВЕТЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15224 (дата обращения: 12.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074