На текущем этапе развития Таджикистана в аспекте обеспечения устойчивых темпов экономического роста имеют место некоторые проблемы. Главными среди них, на наш взгляд, являются:
- неконкуретоспособность отечественных товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынке;
- ограниченность финансовых возможностей хозяйствующих субъектов;
- нехватка инвестиционных ресурсов;
- низкая производительность труда в масштабе всей страны и др.
Всё это в совокупности усиливает негативные аспекты структурных сдвигов в Таджикистане, которые проявляются в деиндустриализации экономики, росте сырьевой направленности и импортозависимости страны. С этой позиции, с точки зрения теории и практики, является необходимым исследование всех инструментов структурной политики, с тем чтобы обеспечить положительные изменения в структуре национального хозяйства страны.
Структурная политика Республики Таджикистан на ближайшую перспективу направлена на решение следующих важнейших задач:
- ускоренную индустриализацию экономики и усиление ее социальной направленности;
- диверсификацию экспортного потенциала;
- повышение темпов и качества экономического роста;
- достижение экологической безопасности экономики;
- обеспечение национальной занятости и оптимальное размещение трудовых ресурсов в соответствии с историческими традициями и навыками народов Таджикистан, практически готовых к работе по новым технологиям.
Для решения стратегических задач структурных преобразований в соответствии с законом Республики Таджикистан «Об инвестициях», принятый 12 мая 2007 года за № 260, была разработана инвестиционная программа на период до 2015 г., включающая перечень и технико-экономические характеристики наиболее значимых инвестиционных проектов, обеспечивающих в частности, расширение экспортных возможностей страны.
При её разработке ставится ряд положительных целей:
- стабилизировать потребительский рынок и не допустить снижения жизненного уровня населения, обеспечить социальную поддержку его наиболее уязвимых слоев, а также укрепить экономическую независимость Таджикистана;
- приостановить спад производства в структурообразующих отраслях народного хозяйства и отраслях жизнеобеспечения, определяющих ускоренное развитие потребительского сектора, уровень занятости, социальную стабильность, расширение экспортного потенциала и приступить к практическому осуществлению структурной перестройки АПК, промышленности и других отраслей народного хозяйства;
- придать новый качественный импульс интеграционным процессам и вхождению национальной экономики в мировое сообщество и тем самым развивать рыночные отношения.
Гарантом выполнения целей и задач инвестиционной программы должно выступать государство, которое определяет приоритеты в проведении инвестиционной политики, осуществляет экспертизу крупных инвестиционных проектов, одновременно оказывая помощь и поддержку в реализации наиболее значимых проектов, тем самым концентрируя усилия на формировании н привлечении внешнебюджетных фондов и внешних инвестиций, включая иностранный капитал. Механизм реализации инвестиционной программы основывается и на широком привлечении возможностей негосударственного сектора экономики, получившего в последнее время значительное развитие.
Для быстрой мобилизации вышеуказанных задач, по нашему мнению, необходимо предусмотреть и установить льготные тарифы и пошлины на ввоз прогрессивного оборудования и комплектующих для становления отраслей и производств, обеспечивающих реализацию намеченных структурных преобразований и способствующих активизации инвестиционной деятельности в республике.
Таким образом, осуществление структурной перестройки национальной экономики Республики Таджикистан неразрывно связано с активизацией инвестиционной деятельности в масштабе всей страны
В этом плане особое внимание должно быть уделено привлечению инвестиционных ресурсов, для реализацию специальных проектов в соответствии с важнейшими приоритетами структурных преобразований в Республике Таджикистан. К их числу на новом этапе реформ, на наш взгляд, следует отнести:
- решение продовольственной проблемы;
- укрепление экспортного потенциала и организацию импорта-замещения;
- поддержание базовых отраслей промышленности (добыча и переработка нефти и газа, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность) и развитие наукоемких высокотехнологичных производств.
Выбор инвестиционных проектов должен осуществляться исходя из необходимости государственной поддержки особо значимых проектов, позволяющих получить реальную отдачу в народном хозяйстве уже в ближайшее время.
Применительно к вышесказанному основными направлениями структурных преобразований в народном хозяйстве Таджикистана на ближайщию перспективу должны быть следующие:
- Агропромышленный комплекс: мелиорация земель, углубленная переработка сельхозсырья, тарное и консервное производство, производство товаров народного потребления.
- Добывающий и энергетический комплекс: добыча и переработка нефти, газа, строительство новых энергетических станций и мощностей.
- Химический и металлургический комплекс: углубленная переработка минерально-сырьевых ресурсов.
- Наукоемкие высокотехнологичные машиностроительные производства: развитие электроники, сельхозмашиностроения, инструментального производства, производства сложной бытовой техники.
- Туризм, в том числе международный, телекоммуникации и средства связи.
- Экология.
Исходя из перечисленного, важнейшим приоритетом структурно-инвестиционной политики в сфере промышленности следует считать дальнейшее развитие отраслей, связанных с углубленной переработкой минерально-сырьевых ресурсов и охватывающих горно-металлургический, химический и энергетический комплексы наукоемких отраслей технологических, машиностроительных производств, в том числе золотодобывающей промышленности, добычи и переработки цветных металлов. Ускоренное развитие этих отраслей и производств призвано обеспечить наращивание экспортного потенциала, импортозамещения, устойчивую работу всего национального народнохозяйственного комплекса Таджикистана в новых условиях.
В промышленности приоритет должен быть отдан выпуску конкурентоспособной продукции, ориентированной как на внутренний, так и на внешний рынок, углублению переработки основных видов сельскохозяйственного и промышленного сырья.
Как показывает опыт развитых стран с рыночной экономикой, механизм привлечения финансовых средств для реализации инвестиционных программ и проектов должен включать в себя проведение «инвестиционно-торговых ярмарок, предоставление информации о программе (проекте) мировому экономическому сообществу, в частности через Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Организацию промышленного развития ООН и др» [6, 46].
При этом гарантиями и механизмом возврата иностранных инвестиций могут и должны служить:
- образование национального страхового фонда защиты иностранных инвестиций;
- заключение межгосударственных соглашений о взаимной защите инвестиций;
- заключение соглашений об исключении двойного налогообложения.
Рациональное сочетание данных форм привлечения и защиты иностранного капитала позволит проводить последовательную независимую политику экономического развития республики.
В последнее время перечень первоначальных объектов, включенных в инвестиционную программу Таджикистана, реально насчитывает более 200 проектов [3, 72]. Это наиболее значимые с народно-хозяйственной точки зрения проекты, нуждающиеся в прямой и косвенной поддержке государства.
На наш взгляд, финансирование проектов с привлечением иностранных инвестиций, гарантированных Правительством Республики Таджикистан, должно иметь достаточно высокую эффективность и рентабельность. Несоблюдение этого условия может привести к росту внешней задолженности и падению престижа республики в международных экономических и финансовых институтах.
В целом, на текущем этапе развития основные направления структурно-инвестиционной политики должны охватывать разработку единой концепции привлечения и размещения инвестиций. На наш взгляд, они должны базироваться на безусловном приоритете проектов, имеющих целю повышение экспортного потенциала или замещение импорта, а также:
- дающих высокие эффекты по прямым и косвенным налогам;
- создающих новые рабочие места, особенно в регионах с ограниченными возможностями для трудоустройства на действующих предприятиях;
- обладающих запасом чувствительности к изменению курса национальной валюты - сомони, цен и процентных ставок в широком диапазоне;
- сокращающих загрязнениями окружающей среды;
- имеющих минимальный коммерческий риск;
- обеспечивающих национальную экономическую безопасность.
По оценкам экспертов Всемирного банка, потребность добывающего и энергетического комплекса республики в инвестициях в ближайшей перспективе составляет порядка 9785,4 тысяч сомони [1, 17]. Некоторые факты инвестиционных вложений в отдельные секторы экономики страны приведены в таблице 1.
Таблица 1
Привлечение внутренних инвестиций в основные секторы экономики РТ за 2009-2013 гг. (в ед. измерения)
№ |
Показатели |
|
2009* |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
1. |
добыча энергетических материалов |
В тыс.сомони |
5830,8 |
6554,6 |
7036,8 |
7669,2 |
8908,4 |
В % |
95,6 |
122,9 |
107,3 |
109,0 |
116.5 |
||
2. |
цветная металлургия |
В тыс.сомони |
5072,0 |
5259,6 |
6671,8 |
6706,4 |
6986,5 |
В % |
86,3 |
103,7 |
126,8 |
100,5 |
104.2 |
||
3. |
машиностроение |
В тыс.сомони |
1424,4 |
1568,1 |
1582,7 |
1765,6 |
1734,3 |
В % |
100,3 |
110,1 |
100,9 |
111,6 |
98,2 |
||
4. |
промышленность строительных материалов |
В тыс.сомони |
4011,0 |
4635,3 |
5374,5 |
6773,2 |
7661,6 |
В % |
106,7 |
115,6 |
115,9 |
118,6 |
113,1 |
||
5. |
легкая промышленность |
В тыс.сомони |
2578,6 |
2617,3 |
2728,5 |
2894,2 |
2982,5 |
В % |
105,1 |
101,5 |
104,2 |
106,1 |
103,1 |
||
6. |
пищевая промышленность |
В тыс.сомони |
2303,8 |
2922,0 |
3161,6 |
3876,1 |
4896,5 |
В % |
99,7 |
126,8 |
108,2 |
122,6 |
126,3 |
||
7. |
медицина |
В тыс.сомони |
2390,2 |
4011,0 |
4635,3 |
5374,5 |
6773,2 |
В % |
94,1 |
167,8,4 |
115,6 |
115,9 |
126,0 |
||
8. |
бытовое обслуживание |
В тыс.сомони |
1403,9 |
1796,8 |
2105,2 |
2587,2 |
3310,6 |
В % |
114,2 |
128,0 |
117,2 |
122,9 |
127,9 |
Таблица составлена автором на базе сборника: Таджикистан в цифрах./Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014. - 167 с.
*Расчеты за 2009 год осуществлены по сравнению с 2008 годом.
Если исходить из опыта развитых стран, для прорыва к современному качеству экономического роста необходимо последовательно обеспечить углубленную переработку минерально-сырьевых ресурсов и выпуск готовой науко- и техноёмкой продукций [4, 44].
Концептуальными задачами привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику в ближайшей перспективе являются следующие:
Во-первых, инвестиции необходимо направлять в комплексное освоение новых месторождений, строительство химического комплекса на базе Шаартузского месторождения, намечать освоение Шурабадского угольного разреза и создание мощностей по переработке попутно добываемого каолина на Шурабском угольном разрезе.
Во-вторых, в цветной металлургии необходимо предусмотреть на действующих предприятиях отрасли внедрение новых технологий, основанных на инновациях с законченными циклами производства по выпуску продукции с повышенной степенью готовности и пользующейся спросом на мировом рынке.
В-третьих, в химической промышленности предусмотреть организацию производства по переработке капролактака с ориентацией на выпуск текстильных нитей и волокон, создание мощностей по производству целлюлозы из линта, расширение масштабов производства конструкционных материалов, полиэтилена, полипротилена, полистирола на базе использования иностранных инвестиций.
В-четвёртых, ускоренное развитие цветной металлургии в сочетании с увеличением выпуска конструкционных материалов в химической промышленности, расширение собственной материально-сырьевой базы для наращивания потенциала машиностроения республики.
В-пятых, осуществить перепрофилирование, в соответствии с изменившимися потребностями сельского хозяйства, мощностей сельскохозяйственного машиностроения, увеличить мощности (в науко-и техноемких направлениях) машиностроения по производству широкого спектра электротехнической продукции, бытовой техники и приборов, наращивать выпуск электромоторов.
В-шестых, для машиностроительного комплекса необходимо предусмотреть создание мощностей по выпуску электродвигателей и дорожного транспорта, горнодобывающей техники, оборудования для местной, пищевой, легкой промышленности, медицинской техники, малых механизмов для вновь создаваемых фермерских и индивидуальных хозяйств, а также производство бытовой техники и других видов товаров народного потребления.
В свою очередь, вышеуказанные аспекты позволяют укрепить экономический потенциал страны и одновременно расширить вывоз готовой продукции, что будет способствовать достижению устойчивых темпов экономического роста. В этом контексте можно отметить, что посредством глубокого расширения инвестиционных вложений можно добиться роста в разных структурах национальной экономики. В частности, инвестиции в легкую промышленность позволяют создать широкую сеть прядильного производства, что может способствовать позволит двойному увеличению к 2020 г. доли перерабатываемого в республике хлопкового волокна (сейчас его перерабатывается лишь 10-12%), что даст возможность в больших масштабах развивать трикотажное, текстильное, швейное производство, расширить ассортимент выпускаемых готовых изделий, улучшить структуру экспортного потенциала республики, увеличить производство многих новых товаров и перейти от их импорта к экспортоориентированности [5, 47]. Так, например, таджикско-итальянская компания «САТН», специализирующаяся на текстильных комплексах с законченным циклом производства, осуществляет в Таджикистане ряд текстильных проектов. Совместные предприятия с участием «САТН» в Согдийского области производят из хлопкового волокна ежегодно 17,5 млн. единиц женского, мужского, детского трикотажа, джинсовых брюк и курток, спортивной одежды. Стоимость продукции составляет примерно 400 млн. долл., экспортная доля - 361 млн. долл. США [5, 32].
В-седьмых, значительные резервы наращивания экспортного потенциала имеются в промышленности строительных материалов. Привлечение в отрасль иностранного капитала позволит создать окупаемые в течение 3 лет мощности по обработке гранита и мрамора, производству облицовочной плитки. Все это в совокупности позволит повысить технический уровень мощностей строительного комплекса, качество выпускаемой продукции с доведением его до уровня, отвечающего международным стандартам.
В-восьмых, к числу приоритетных сфер вложения инвестиций относится и создание комплекса мощностей, связанных с укреплением здоровья нации: на базе лекарственных трав, произрастающих в Таджикистане, предусмотреть создание совместно с инофирмами производства по выпуску дефицитных медикаментов, препаратов, слуховых аппаратов, инвалидных колясок, одноразовых шприцов.
В-девятых, значительное внимание необходимо уделять развитию туризма (на качественно новой технологической основе), созданию транспортной базы и системы связи. Техническое перевооружение аэропортов и строительство гостиниц в Худжанде, Курган-тюбе, Хороге, Кулябе и т.д. и переоснащение самолетно-моторного парка с заменой существующих самолетов на иностранные марки (Боинг-737 и 747), что позволит увеличить возможности международных перевозок пассажиров и улучшить сервисное обслуживание прибывающих в республику иностранных туристов.
Если сделать простой вывод из вышеуказанных предложений, то при ориентировочном объеме инвестиций в сумме около 1 млрд. долл. США ежегодная валютная выручка составит свыше 3 млрд. долл. При этом резко будет меняться структура экспорта товаров: взамен сырьевых ресурсов республика начнет экспортировать готовые изделия и продукцию.
Реализация намеченных мер позволит обеспечить новое качество экономического роста, достичь рациональной структуры народного хозяйства республики и, в первую очередь, ее промышленности, существенно углубить ее интеграцию в мировое хозяйство, сделать серьезный шаг на пути к подлинной экономической независимости Таджикистана. С этой позиции долгосрочная программа инвестирования в экономику Таджикистана в первую очередь должна быть направлена на ее структурную перестройку, необходимо развивать реализацию программ по годам и принять меры по её эффективному внедрению в реальную жизнь.
Такими образом, на основе всего вышеотмеченного можно резюмировать, что на текущем этапе Таджикистана внедрение инвестиционно-структурной политики должно направляться на техническое перевооружение и модернизацию действующих производств, создание новых прогрессивных отраслей, обеспечивающих высокую долю добавленной стоимости. Все это позволит в итоге ввести в строй новые крупные промышленные предприятия, имеющие стратегические значение в формирования обновленной, более эффективной структуры национальной экономики Таджикистана. Это предприятия машиностроительной, нефтедобывающей, химической, легкой и пищевой промышленности.
За счет реконструкции действующих и создания новых производств значительно расширится номенклатура выпускаемой продукции, что позволит совершенствовать структурные реформы по наращиванию экспортного потенциала республики и, соответственно, увеличить валютную выручку, а также решить задачи импортозамещения и наполнения внутреннего рынка конкурентоспособными товарами отечественного производства.
Рецензенты:
Исмоилова М.М., д.э.н., профессор кафедры экономическая теория, Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, г. Худжанд;
Гозибеков С.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента». Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции в г. Худжанде, г. Худжанд.
Библиографическая ссылка
Ризокулов Т.Р., Вахобов А.А. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В АКТИВИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15220 (дата обращения: 04.10.2024).