Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В АКТИВИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА

Ризокулов Т.Р. 1 Вахобов А.А. 1
1 Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики
В данной статье исследуется инвестиционная стратегия в контексте её роли в активизации структурной перестройки национальной экономики Таджикистана переходного периода. Определяются основные направления и приоритеты структурных преобразований народного хозяйства республики на ближайшую перспективу. Несомненный интерес вызывает анализ как эндогенных, так и экзогенных факторов, которые влияют на развитие этих процессов. Обращает на себя внимание резюмирующая часть исследования, в которой отмечаются концептуальные задачи по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики и, самое главное, обеспечение эффективности отдачи этих инвестиций в процессе структурной перестройки национальной экономики. Внедрение институционно-структурной политики и принятие долгосрочной программы инвестирования в конечном итоге могли бы позволить обеспечить новое качество экономического роста и, в первую очередь, промышленности.
национальная экономика
структурные преобразования
промышленность
экономический рост
инвестиции
структурная политика
1. Бюллетень. МВФ, Кавказ и Центральная Азия / Перспективы развития региональной экономики, весна 2013.
2. Нимизов А.С. Предпринимательство как двигатель экономического роста.//Мир экономики и права. – М., 2007. - № 6. – С. 44., Экономика зарубежных стран. Под. ред. проф. Л.Н. Лахова – М.: Инфра-М, 2006. – С. 14-16.
3. Отчет Министерства финансов Республики Таджикистан за 2012 год. – Душанбе, 2013. – С. 72.
4. Промышленность Таджикистана./Статистика промышленности Республики Таджикистан. – Душанбе, 2013. – 47 с.
5. Экономика зарубежных стран. /Под. ред. проф. Л.Н. Лахова – М.: Инфра-М, 2010. – 446 с.
Опыт стран мира в последнее десятилетие показывает, что устойчивые темпы экономического роста во многом зависят от природы, направленности и уровня структурных преобразований, отвечающих требованиям рыночных отношений. Говоря иначе, позитивные структурные сдвиги, направленные на модернизацию всех отраслей народного хозяйства и основанные  на применении  инновационно-инвестиционных направлений развития, определяют успех экономических реформ в каждом национальном хозяйстве.

На текущем этапе развития Таджикистана в аспекте обеспечения устойчивых темпов экономического роста имеют место некоторые проблемы. Главными среди них, на наш взгляд, являются:

  • неконкуретоспособность отечественных товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынке;
  • ограниченность финансовых возможностей хозяйствующих субъектов;
  • нехватка инвестиционных ресурсов;
  • низкая производительность труда в масштабе всей страны и др.

Всё это в совокупности усиливает негативные аспекты структурных сдвигов в Таджикистане, которые проявляются в деиндустриализации экономики, росте сырьевой направленности и импортозависимости страны. С этой позиции, с точки зрения теории и практики, является необходимым исследование всех инструментов структурной политики, с тем чтобы обеспечить положительные изменения в структуре национального хозяйства страны.

Структурная политика Республики Таджикистан на ближайшую перспективу направлена на решение следующих важнейших задач:

  • ускоренную индустриализацию экономики и усиление ее социальной направленности;
  • диверсификацию экспортного потенциала;
  • повышение темпов и качества экономического роста;
  • достижение экологической безопасности экономики;
  • обеспечение национальной занятости и оптимальное размещение трудовых ресурсов в соответствии с историческими традициями и навыками народов Таджикистан,  практически готовых к работе по новым технологиям.

Для решения стратегических задач структурных преобразований в соответствии с законом Республики Таджикистан «Об инвестициях», принятый  12 мая 2007 года за № 260, была разработана инвестиционная программа на период до 2015 г., включающая перечень и технико-экономические характеристики наиболее значимых инвестиционных проектов, обеспечивающих в частности, расширение экспортных возможностей страны.

При её разработке ставится ряд положительных целей:

  • стабилизировать потребительский рынок и не допустить снижения жизненного уровня населения, обеспечить социальную поддержку его наиболее уязвимых слоев, а также укрепить экономическую независимость Таджикистана;
  • приостановить спад производства в структурообразующих отраслях народного хозяйства и отраслях жизнеобеспечения, определяющих ускоренное развитие потребительского сектора, уровень занятости, социальную стабильность, расширение экспортного потенциала и приступить к практическому осуществлению структурной перестройки АПК, промышленности и других отраслей народного хозяйства;
  • придать новый качественный импульс интеграционным процессам и вхождению национальной экономики в мировое сообщество и тем самым развивать рыночные отношения.

Гарантом выполнения целей и задач инвестиционной программы должно выступать государство, которое определяет приоритеты в проведении инвестиционной политики,  осуществляет экспертизу крупных инвестиционных проектов, одновременно оказывая помощь и поддержку в реализации наиболее значимых проектов, тем самым концентрируя усилия на формировании н привлечении внешнебюджетных фондов и внешних инвестиций, включая иностранный капитал. Механизм реализации инвестиционной программы основывается и на широком привлечении возможностей негосударственного сектора экономики, получившего в последнее время значительное развитие.

Для быстрой мобилизации вышеуказанных задач, по нашему мнению, необходимо предусмотреть и установить льготные тарифы и пошлины на ввоз прогрессивного оборудования и комплектующих для становления отраслей и производств, обеспечивающих реализацию намеченных структурных преобразований и способствующих активизации инвестиционной деятельности в республике.

Таким образом, осуществление структурной перестройки национальной экономики Республики Таджикистан неразрывно связано с  активизацией инвестиционной деятельности в масштабе всей страны

В этом плане особое внимание должно быть уделено привлечению инвестиционных ресурсов, для реализацию специальных проектов в соответствии с важнейшими приоритетами структурных преобразований в  Республике Таджикистан. К их числу на новом этапе реформ, на наш взгляд, следует отнести:

  • решение продовольственной проблемы;
  • укрепление экспортного потенциала и организацию импорта-замещения;
  • поддержание базовых отраслей промышленности (добыча и переработка нефти и газа, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность) и развитие наукоемких высокотехнологичных производств.

Выбор инвестиционных проектов должен осуществляться исходя из необходимости государственной поддержки особо значимых проектов, позволяющих получить реальную отдачу в народном хозяйстве уже в ближайшее время.

Применительно к вышесказанному основными направлениями структурных преобразований в народном хозяйстве Таджикистана на ближайщию перспективу должны быть следующие:

  1. Агропромышленный комплекс: мелиорация земель, углубленная переработка сельхозсырья, тарное и консервное производство, производство товаров народного потребления.
  2. Добывающий и энергетический комплекс: добыча и переработка нефти, газа, строительство новых энергетических станций и мощностей.
  3. Химический и металлургический комплекс: углубленная переработка минерально-сырьевых ресурсов.
  4. Наукоемкие высокотехнологичные машиностроительные производства: развитие электроники, сельхозмашиностроения, инструментального производства, производства сложной бытовой техники.
  5. Туризм, в том числе международный, телекоммуникации и средства связи.
  6. Экология.

Исходя из перечисленного, важнейшим приоритетом структурно-инвестиционной политики в сфере промышленности следует считать дальнейшее развитие отраслей, связанных с углубленной переработкой минерально-сырьевых ресурсов и охватывающих горно-металлургический, химический и энергетический комплексы наукоемких отраслей  технологических, машиностроительных производств, в том числе золотодобывающей промышленности, добычи и переработки цветных металлов. Ускоренное развитие этих отраслей и производств призвано обеспечить наращивание экспортного потенциала, импортозамещения, устойчивую работу всего национального народнохозяйственного комплекса Таджикистана в новых условиях.

В промышленности приоритет должен быть отдан выпуску конкурентоспособной продукции, ориентированной как на внутренний, так и на внешний рынок, углублению переработки основных видов сельскохозяйственного и промышленного сырья.

Как показывает опыт развитых стран с рыночной экономикой, механизм привлечения финансовых средств для реализации инвестиционных программ и проектов должен включать в себя проведение «инвестиционно-торговых ярмарок, предоставление информации о программе (проекте) мировому экономическому сообществу, в частности  через Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Организацию промышленного развития ООН и др» [6, 46].

При этом гарантиями и механизмом возврата иностранных инвестиций могут и должны служить:

  • образование национального страхового фонда защиты иностранных инвестиций;
  • заключение межгосударственных соглашений о взаимной защите инвестиций;
  • заключение соглашений об исключении двойного налогообложения.

Рациональное сочетание данных форм привлечения и защиты иностранного капитала позволит проводить последовательную независимую политику экономического развития республики.

В последнее время перечень первоначальных объектов, включенных в инвестиционную программу Таджикистана, реально насчитывает более 200 проектов [3, 72]. Это наиболее значимые с народно-хозяйственной точки зрения проекты, нуждающиеся в прямой и косвенной поддержке  государства.

На наш взгляд, финансирование проектов с привлечением иностранных инвестиций, гарантированных Правительством Республики Таджикистан, должно иметь достаточно высокую эффективность и рентабельность. Несоблюдение этого условия может привести к росту внешней задолженности и падению престижа республики в международных экономических и финансовых институтах.

В целом, на текущем этапе развития основные направления структурно-инвестиционной политики должны охватывать разработку единой концепции привлечения и размещения инвестиций. На наш взгляд, они должны  базироваться на безусловном приоритете проектов, имеющих целю повышение экспортного потенциала или замещение импорта, а также:

  • дающих высокие эффекты по прямым и косвенным налогам;
  • создающих новые рабочие места, особенно в регионах с ограниченными возможностями для трудоустройства на действующих предприятиях;
  • обладающих запасом чувствительности к изменению курса национальной валюты - сомони, цен и процентных ставок в широком диапазоне;
  • сокращающих загрязнениями окружающей среды;
  • имеющих минимальный коммерческий риск;
  • обеспечивающих национальную экономическую безопасность.

По оценкам экспертов Всемирного банка, потребность добывающего и энергетического комплекса республики в инвестициях в ближайшей перспективе составляет порядка  9785,4 тысяч сомони [1, 17]. Некоторые факты инвестиционных вложений в отдельные секторы экономики страны приведены в таблице 1.

Таблица 1

Привлечение внутренних инвестиций в основные секторы экономики РТ за 2009-2013 гг. (в ед. измерения)

Показатели

 

2009*

2010

2011

2012

2013

1.        

добыча энергетических материалов

В тыс.сомони

5830,8

6554,6

7036,8

7669,2

8908,4

В %

95,6

122,9

107,3

109,0

116.5

2.        

цветная металлургия

В тыс.сомони

5072,0

5259,6

6671,8

6706,4

6986,5

В %

86,3

103,7

126,8

100,5

104.2

3.        

машиностроение

В тыс.сомони

1424,4

1568,1

1582,7

1765,6

1734,3 

В %

100,3

110,1

100,9

111,6

98,2

4.        

промышленность строительных материалов

В тыс.сомони

4011,0

4635,3

5374,5

6773,2

7661,6

В %

106,7

115,6

115,9

118,6

113,1

5.        

легкая промышленность

В тыс.сомони

2578,6

2617,3

2728,5

2894,2 

2982,5

В %

105,1

101,5

104,2

106,1

103,1

6.        

пищевая промышленность

В тыс.сомони

2303,8

2922,0

3161,6

3876,1 

4896,5

В %

99,7

126,8

108,2

122,6

126,3

7.        

медицина

В тыс.сомони

2390,2

4011,0

4635,3

5374,5

6773,2

В %

94,1

167,8,4

115,6

115,9

126,0

8.        

бытовое обслуживание

В тыс.сомони

1403,9

1796,8

2105,2 

2587,2

3310,6

В %

114,2

128,0

117,2

122,9

127,9

Таблица составлена автором на базе сборника: Таджикистан в цифрах./Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014. - 167 с.

*Расчеты за 2009 год осуществлены по сравнению с 2008 годом.

Если исходить из опыта развитых стран, для прорыва к современному качеству экономического роста необходимо последовательно обеспечить углубленную переработку минерально-сырьевых ресурсов и выпуск готовой науко- и техноёмкой продукций [4, 44].

Концептуальными задачами привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику в ближайшей перспективе являются следующие:

Во-первых, инвестиции необходимо направлять в комплексное освоение новых месторождений, строительство химического комплекса на базе Шаартузского месторождения, намечать освоение Шурабадского угольного разреза и создание мощностей по переработке попутно добываемого каолина на Шурабском угольном разрезе.

Во-вторых, в цветной металлургии необходимо предусмотреть на действующих предприятиях отрасли внедрение новых технологий, основанных на инновациях с законченными циклами производства по выпуску продукции с повышенной степенью готовности и пользующейся спросом на мировом рынке.

В-третьих, в химической промышленности предусмотреть организацию производства по переработке капролактака с ориентацией на выпуск текстильных нитей и волокон, создание мощностей по производству целлюлозы из линта, расширение масштабов производства конструкционных материалов, полиэтилена, полипротилена, полистирола на базе  использования иностранных инвестиций.

В-четвёртых, ускоренное развитие цветной металлургии в сочетании с увеличением выпуска конструкционных материалов в химической промышленности, расширение собственной материально-сырьевой базы для наращивания потенциала машиностроения республики.

В-пятых, осуществить перепрофилирование, в соответствии с изменившимися потребностями сельского хозяйства, мощностей сельскохозяйственного машиностроения, увеличить мощности (в науко-и техноемких направлениях) машиностроения по производству широкого спектра электротехнической продукции, бытовой техники и приборов, наращивать выпуск электромоторов.

В-шестых, для машиностроительного комплекса необходимо предусмотреть создание мощностей по выпуску электродвигателей и дорожного транспорта, горнодобывающей техники, оборудования для местной, пищевой, легкой промышленности, медицинской техники, малых механизмов для вновь создаваемых фермерских и индивидуальных хозяйств, а также производство бытовой техники и других видов товаров народного потребления.

В свою очередь, вышеуказанные аспекты позволяют укрепить экономический потенциал страны и одновременно расширить вывоз готовой продукции, что будет способствовать достижению устойчивых темпов экономического роста. В этом контексте можно отметить, что посредством глубокого расширения инвестиционных вложений можно добиться роста  в разных структурах национальной экономики. В частности, инвестиции в легкую промышленность позволяют создать широкую сеть прядильного производства, что может способствовать позволит двойному  увеличению к 2020 г. доли перерабатываемого в республике хлопкового волокна (сейчас его перерабатывается лишь 10-12%), что даст возможность в больших масштабах развивать трикотажное, текстильное, швейное производство, расширить ассортимент выпускаемых готовых изделий, улучшить структуру экспортного потенциала республики, увеличить производство многих новых товаров и перейти от их импорта к экспортоориентированности [5, 47]. Так, например, таджикско-итальянская компания «САТН», специализирующаяся на текстильных комплексах с законченным циклом производства, осуществляет в Таджикистане ряд текстильных проектов. Совместные предприятия с участием «САТН» в Согдийского области производят из хлопкового волокна ежегодно 17,5 млн. единиц женского, мужского, детского трикотажа, джинсовых брюк и курток, спортивной одежды. Стоимость продукции составляет примерно 400 млн. долл., экспортная доля - 361 млн. долл. США [5, 32].

В-седьмых, значительные резервы наращивания экспортного потенциала имеются в промышленности строительных материалов. Привлечение в отрасль иностранного капитала позволит создать окупаемые в течение 3 лет мощности по обработке гранита и мрамора, производству облицовочной плитки. Все это в совокупности позволит повысить технический уровень мощностей строительного комплекса, качество выпускаемой продукции с доведением его до уровня, отвечающего международным стандартам.

В-восьмых, к числу приоритетных сфер вложения инвестиций относится и создание комплекса мощностей, связанных с укреплением здоровья нации: на базе лекарственных трав, произрастающих в Таджикистане, предусмотреть создание совместно с инофирмами производства по выпуску дефицитных медикаментов, препаратов, слуховых аппаратов, инвалидных колясок, одноразовых шприцов.

В-девятых, значительное внимание необходимо уделять развитию туризма (на качественно новой технологической основе), созданию транспортной базы и системы связи. Техническое перевооружение аэропортов и строительство гостиниц в Худжанде, Курган-тюбе, Хороге, Кулябе и т.д. и переоснащение самолетно-моторного парка с заменой существующих самолетов на иностранные марки (Боинг-737 и 747), что позволит увеличить возможности международных перевозок пассажиров и улучшить сервисное обслуживание прибывающих в республику иностранных туристов.

Если сделать простой вывод из вышеуказанных предложений, то при ориентировочном объеме инвестиций в сумме около 1 млрд. долл. США ежегодная валютная выручка составит свыше 3 млрд. долл. При этом резко будет меняться структура экспорта товаров: взамен сырьевых ресурсов республика начнет экспортировать готовые изделия и продукцию.

Реализация намеченных мер позволит обеспечить новое качество экономического роста, достичь рациональной структуры народного хозяйства республики и, в первую очередь, ее промышленности, существенно углубить ее интеграцию в мировое хозяйство, сделать серьезный шаг на пути к подлинной экономической независимости Таджикистана. С этой позиции долгосрочная программа инвестирования в экономику Таджикистана в первую очередь должна быть направлена на ее структурную перестройку, необходимо развивать реализацию программ по годам и принять меры по её эффективному внедрению в реальную жизнь.

Такими образом, на основе всего вышеотмеченного можно резюмировать, что на текущем этапе Таджикистана внедрение инвестиционно-структурной политики должно направляться на техническое перевооружение и модернизацию действующих производств, создание новых  прогрессивных отраслей, обеспечивающих высокую долю добавленной стоимости. Все это позволит в итоге ввести в строй новые крупные промышленные предприятия, имеющие стратегические значение в формирования обновленной, более эффективной структуры национальной экономики Таджикистана. Это предприятия машиностроительной, нефтедобывающей, химической, легкой и пищевой промышленности.

За счет реконструкции действующих и создания новых производств значительно расширится номенклатура выпускаемой продукции, что позволит совершенствовать структурные реформы по наращиванию экспортного потенциала республики и, соответственно, увеличить валютную выручку, а также решить задачи импортозамещения и наполнения внутреннего рынка конкурентоспособными товарами отечественного производства.

Рецензенты:

Исмоилова М.М., д.э.н., профессор кафедры  экономическая теория, Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, г. Худжанд;

Гозибеков С.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента». Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции в г. Худжанде, г. Худжанд.


Библиографическая ссылка

Ризокулов Т.Р., Вахобов А.А. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В АКТИВИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15220 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674