Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АНАЛИЗ ДОВЕРИЯ ШАХТЕРОВ К РАЗЛИЧНЫМ КАНАЛАМ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О БЕЗОПАСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Петров А.Г. 1 Богомолова Н.Д. 1 Петров Г.П. 1
1 ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» МЗ России
Целью исследования являлось повышение качества и эффективности информационных технологий в обеспечении шахтеров достоверными сведениями о безопасном использовании лекарственных средств. Установлено, что большинство респондентов после покупки лекарств нуждаются в дополнительной информации об их безопасном применении. В ходе опроса выявлено, что 73,5% анкетируемых хотели бы иметь доступ к информации о безопасном использовании лекарств. Доказано, что 80,7% покупателей удовлетворены информацией о правилах приема и приобретения ЛС, не удовлетворены - 15,6%, частично удовлетворены- 3,7%. Выявлено, что 87,1% посетителей обращаются за дополнительной информацией к аптечному работнику, не обращаются - 12,9%. На выбор покупки ЛС оказали влияние врачи - 72,1%, совет аптечного работника - 13,7%, советы родственников и знакомых - 6,8%, собственные знания и опыт - 4,6%, реклама - 2,8%.
безопасное использование лекарственных средств
развитие информационных технологий
фармацевтическая помощь
1. Вольская Е.А. Пациентский комплаенс. Обзор тенденций в исследованиях / Е.А. Вольская// Ремедиум. – 2013. - №11. – С. 6-15.
2. Дремова Н.Б. Основы фармацевтической помощи в здравоохранении / Н.Б. Дремова, А.И. Овод, Э.А. Коржавых.– Курск: КГМУ, 2009. – 412 с.
3. Кузнецов Д.А.. Экономическая безопасность фармацевтической организации: словарь терминов и определений: учебное пособие / ДА. Кузнецов, Э.А. Коржавых; ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: РИО РязГМУ, 2013. – 197 с.
4. Лекарственные средства и их рациональное использование. Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения. №338. Май 2010.
5. Петров А.Г. Роль фармацевтической культуры в системе фармацевтической помощи шахтерам./ А.Г. Петров. Проблемы медицины и биологии: материалы Межрегион. науч.- практ. конф. молодых ученых и студентов с междунар. участием. – Кемерово: КемГМА, 2014. – С. 19-198.
6. Kevin A. Clauson, Matthew J,.seamon, and Brent I. Fox Pharmacists dyty to warn in the age of socisl media.// Am Journal of Health –System Pharmacy. – 2010.- №67: 1290-1293.
За последние 30 лет человечеством было воспроизведено столько же информации, сколько за три предшествующих тысячелетия, и темп прироста информации продолжает расти. Это стало в большей степени возможным благодаря развитию сети Интернет [1].

В этой связи для успешной деятельности современным специалистам любых отраслей требуются навыки поиска и критической оценки информации, селекции целевой информации и фильтрации информационного шума.

Отсутствие достаточных знаний о пользе и риске использования
лекарств, о том, когда и как их правильно применять, может привести к тому, что больной не только не получит ожидаемого лечебного действия, но и пострадает от нежелательных побочных эффектов. Это относится как к назначаемым врачом лекарствам, так и к безрецептурным препаратам.

За рубежом и в России отмечается большое число исследований, направленных на разработку и внедрение концепции ФП в процесс лечения отдельных заболеваний, в т.ч. профессиональных [2].

В связи с этим в процессе управления качеством фармацевтической помощи одной из важнейших задач является обеспечение шахтеров достоверными сведениями о безопасном использовании лекарственных средств. Актуальность такого утверждения основана на том, что в мире более 50% ЛС назначают, отпускают или реализуют нецелесообразно, половина больных применяет их недолжным образом [4].

Развитие информационных технологий привело к изменению не только основных источников получения информации, но и предопределило создание новых инструментов ее оперативной доставки к массовому по­требителю [6].

Понимание роли фармацевтического работника в аспекте принципов ФП как квалифицированного консультанта медицинских специалистов и пациентов по вопросам рационального применения ЛС коренным образом меняет стратегическую цель работы   аптеки и переводит ее из плоскости отношений «продавец-покупатель» в сферу охраны здоровья и терапевтических взаимоотношений «врач-пациент-провизор» [2].

Современные научные подходы концепции ФП свидетельствуют о необходимости разработки адаптированной к требованиям настоящего времени особенностей ФП, с включением в нее модели качества фармацевтической помощи, с учетом повышения значимости фармацевтической культуры в системе отношений «провизора-пациента-врача».

Социальная цель фармацевтической культуры достигается в основном за счет общей профессиональной культуры специалистов. В данном случае речь идет о фармацевтической культуре и врача, и провизора, и пациентов.

В системе отношений всех участников фармацевтической помощи важное значение имеет фармацевтическая образованность, включающая фармацевтическую осведомленность специалистов, фармацевтические личностные установки, которые связаны с фармацевтическим образованием, фармацевтический интеллект, знания психологии общения, современную номенклатуру лекарственных средств, нормативно- правовую базу и др.

Однако на сегодняшний   день   правовое   поле,   регулирующее     фармацевтическую  сферу,  находится   на  стадии   развития   и   имеет  в недостаточной степени проработанные механизмы контроля. В связи с этим в деле обеспечения безопасного использования шахтерами лекарств особую роль приобретают действия,  направленные  на прямое  воздействие  на потребителей (консультирование, обучение).

Цель исследования - повышение качества и эффективности информационных технологий в обеспечении шахтеров достоверными сведениями о безопасном использовании лекарственных средств.

Материалы и методы исследования. Объект исследования при изучении доверия шахтеров к различным каналам получения информации о безопасном использования лекарственных средств представлен шахтерами основных групп профессий (целевое исследование): горнорабочий очистного забоя, проходчик, горнорабочие подземные, мастер- взрывник, электрослесарь подземный, машинист горных и выемочных машин. Количество респондентов  (n=200) определено на основе случайной бесповторной выборки.

Исходя из актуальности обсуждаемой темы и для использования различных каналов передачи информации о рациональном использовании лекарств, было решено провести количественное медико-социологическое исследование. Для проведения исследования выработана методика, на основе которой составлена анкета для количественного опроса. В анкете выделены вопросы, относящиеся к потребителю ЛС, частоте использования лекарств, желанию быть осведомленным о правилах рационального использования ЛС и др. Материал обработан в программе Statistica 6.1 (лицензионное оглашение  B092231FAN3).

Результаты и их обсуждение. В исследованиях показано, что медицина и фармация как особая сфера образовательного процесса органично связана с самопознанием человека в системе социальных взаимоотношений.

Современная эпоха с возрастающим количеством информации, с ускорением технологических процессов обусловила необходимость пересмотра принципов и парадигм в образовательном процессе.

В понимании фармацевтической культуры большое значение имеют такие понятия, как культура, фармацевтическая культура [3].

Культура - специфический способ организации и развития жизнедеятельности человека в ее исторически конкретных формах на различных этапах социального развития; характеризует особенности поведения, деятельности людей в различных сферах жизнедеятельности [3].

Фармацевтическая культура - это процесс сохранения и развития отношений между врачом, фармацевтическим работником, пациентом, который строится на основе достоверной информации о болезни пациента и обеспечение устойчивого и конструктивного профессионального взаимодействия в них специалистов фармацевтического профиля и представителей медицинских организаций, а также органов управления здравоохранением, способствующих повышению качества жизни пациента [5].

Большинство респондентов констатировали, что после покупки лекарств нуждаются в дополнительной информации об их безопасном применении. В ходе опроса выявлено, что 73,5% анкетируемых хотели бы иметь доступ к информации о безопасном использовании лекарств.

Исследование показало, что большинство потребителей доверяют
консультации о рациональном использовании лекарств, реализуемой
специалистами по различным каналам связи.

Исследованиями также выявлено, что особую значимость в повышении медицинской и фармацевтической культуры шахтеров приобретают информационно-консультационные услуги.

Информационно-консультационное обеспечение фармацевтической помощи шахтерам - совокупность            мероприятий, направленных на повышение качества и рациональности фармакотерапии за счет предоставления пациенту и врачу актуальной, полной, адекватной научной информации об уже применяемых ЛС или ЛС, которые будут применяться.

Предоставляемая пациенту и врачу информация о ЛС должна соответ­ствовать требованиям действующих нормативных документов.

Основная цель информационно-консультационной услуги - повышение медицинской и фармацевтической осведомленности пациента о значимости для его здоровья фармакотерапии  конкретного заболевания, о важности соблюдения лекарственного режима для терапии и дальнейшей профилактики рецидивов. В итоге у пациента должна быть сформирована приверженность к лечению, способствующая выздоровлению или улучшению самочувствия.

Информационно-консультационная услуга, предоставляемая врачом и провизором пациенту, должна включать информацию о фармакотерапии заболевания, которым страдает пациент.

В ее содержании должны присутствовать следующие блоки информации: цели лекарственной терапии, свойства и действия ЛС, режим применения ЛС, схема лечения, дозировка ЛС, положительные и побочные эффекты, меры предосторожности, взаимодействие с другими ЛС, хранение ЛС и режим питания.

Сведения о цели лекарственной терапии предусматривают доступную пациенту информацию о заболевании, методах лечения, значимости ЛС в терапии конкретной болезни, предполагаемых результатах.

Сведения о свойствах, действиях ЛС включают групповую принадлежность ЛС, механизм действия назначенных препаратов, из которого вытекают показания к применению, противопоказания и побочные действия.

Информация о режиме применения ЛС подробно обсуждается с пациентом, при этом следует обращать внимание на кратность приема, продолжительность курса лечения, возможность и целесообразность их повторения и продолжительность перерыва между ними. Сообщается схема действий пациента в случае пропуска приема одной или нескольких доз, а также сведения о возможности возникновения синдрома отмены.

Подробно освещаются ожидаемые побочные эффекты, возникающие в процессе лечения, сообщаются неотложные действия, которые должен предпринять пациент.

Пациент должен знать особенности взаимодействия принимаемого препарата с другими ЛС, которое может возникнуть при одновременном приеме нескольких препаратов и привести к изменениям фармакологического действия.

Информация об особенностях хранения ЛС предусматривает обязательность соблюдения сроков годности препарата, определенных условий их сохранности в зависимости от свойств (температурный режим,  зашита от влаги, света, огня).

Режим питания определяется в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и фармакологических характеристик, назначенных ЛС, их сочетания с пищевыми продуктами, режимом приема пищи и соблюдения диеты.

Известно, что необходимым условием эффективности лекарственного средства является его правильное применение. В связи с этим изучение фармацевтической культуры пациента, включающее поведение пациента в отношении назначенной терапии, имеет важное значение в оказании фармацевтической помощи и является достаточно новым направлением научных исследований.

Новое направление исследований постепенно привело к формированию целостной концепции, повлекло за собой разработку специальных методов, а также собственной специфической терминологии. Общеупотребительными для специалистов, занимающихся проблемами медицинской информации, информирования пациентов и взаимодействия с ними, стал термин «комплаенс» [1].

Обычно под «комплаенсом» понимают точное выполнение пациентом всех врачебных рекомендаций и назначений в рамках профилактики, лечения заболевания и реабилитации.

ВОЗ предлагает более сложное определение, а именно: «степень соответствия поведения пациента в отношении применения лекарств, выполнения рекомендаций по питанию или изменению образа жизни назначениям и указаниям врача» [1].

Некоторые ученые считают, что «комплаенс» - это процесс от начала лечения до его завершения, который включает три фазы: согласие пациента с планом лечения, выполнение плана назначений, прекращение лечения. [1]

Увеличение числа исследований комплаенса в последнее десятилетие привело к возникновению нового направления исследований, которое получило название «фармионика».

Фармионика как концепция исследований комплаенса аккумулирует разработанные методики выявления нон-комплаенса, систематизирует индикаторы, в результате чего предлагает некий целостный подход к изучению феномена, направленный на применение комплекса доказательных и валидных методов оценки комплаенса. [1]

Повышению фармацевтической культуры важное значение имеет отношение шахтеров к самолечению.

Установлено, что к самолечению положительно относятся - 47,8%, считают, что самолечение следует применить в редких случаях - 39,1%, отрицательно относятся к самолечению - 20,6%.

Таким образом, самостоятельный выбор аптечных товаров является проявлением самопомощи или самолечением. Следует признать, тенденция к самопомощи характеризуется ростом среди шахтеров повышения фармацевтических знаний, способствуют этому и проблемы здравоохранения, а также постоянно возрастающая медицинская и фармацевтическая культура шахтеров.

Исследованиями установлено, что 82,9% респондентов выполняют предписания врачей, не выполняют - 17,1%, из них из-за недоверия к своему лечащему врачу - 21,4%, предпочитают самолечение - 42,8%, и по другим причинам - 8,5%. 76,6% считают, что эффективные профилактические мероприятия помогает предотвратить заболевания, профилактикой заболевания занимаются лишь 22,4% респондентов.

Особый интерес представляет исследование фармацевтической культуры шахтеров, которое предусматривает знание потребителями правил хранения и применения ЛС. Установлено, что 75,7% респондентов знакомы с правилами хранения и применения ЛС, 24,3% - нет. Эта цифра указывает на то, что фармацевтические работники должны заниматься повышением осведомленности респондентов по этим вопросам.

Исследованиями установлено, что просматривают сроки годности лекарств в аптечке - 82,6% респондентов, нет - 17,4%. Строго соблюдают лекарственный режим (правила приема, дозировка и сроки) - 69,7% опрошенных, в начале соблюдают, по мере улучшения самочувствия уменьшают прием лекарств - 26,2%, не соблюдают лекарственный режим - 4,2%. Инструкции по применению лекарственных средств читают 79,8%, не всегда - 17,3, не читают - 2,9%. Дату промышленного изготовления ЛС умеют читать -  77,6% шахтеров, нет -  22,4%. При покупке ЛС в аптеке срок годности проверяют - 30,3% респондентов, иногда - 61,8%, не проверяют - 7,9%.

Установлено, что 80,7% покупателей удовлетворены информацией о правилах приема и приобретения ЛС, не удовлетворены - 15,6%.

Выявлено, что 87,1% посетителей обращаются за дополнительной информацией к аптечному работнику, не обращаются - 12,9%.

На выбор покупки ЛС оказали влияние врачи - 72,1%, совет аптечного работника- 13,7%, советы родственников и знакомых - 6,8%, собственные знания и опыт - 4,6%, реклама -  2,8%.

В исследованиях показано, что респонденты всегда советуются с врачом о лекарствах, о которых они узнали из рекламы, специальных журналов и книг - 67,1%, иногда советуются - 24,2%, не советуются -  8,7%.

Самостоятельным выбором лекарственных средств пользуются 65,7% шахтеров, причем часто - 32%, отрицают такой выбор -  34,3%.

Заключение. Анализ существующих научных подходов к концепции фармацевтической помощи, включая медицинскую и фармацевтическую культуру, основанный на социологических исследованиях, свидетельствует о необходимости разработки адаптированной к требованиям настоящего времени системы ФП. Это необходимо для повышения качества и определения ключевых направлений в совершенствовании фармацевтической помощи шахтерам.

Социологические методы  исследования показали, что в работе с потребителями нет систематизированного подхода, но он помогает выделить  определенные закономерности в поведении клиентов и дает возможность выработать собственную продуманную стратегию о безопасном использовании лекарственных средств среди разных групп потребителей.

Рецензенты:

Ивойлов В.М., д.м.н., профессор, ректор ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России, г. Кемерово;

Макаров С.А., д.м.н., главный врач Кемеровского кардиологического диспансера, г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Петров А.Г., Богомолова Н.Д., Петров Г.П. АНАЛИЗ ДОВЕРИЯ ШАХТЕРОВ К РАЗЛИЧНЫМ КАНАЛАМ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О БЕЗОПАСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15204 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252