В этой связи для успешной деятельности современным специалистам любых отраслей требуются навыки поиска и критической оценки информации, селекции целевой информации и фильтрации информационного шума.
Отсутствие достаточных знаний о пользе и риске использования
лекарств, о том, когда и как их правильно применять, может привести к тому, что больной не только не получит ожидаемого лечебного действия, но и пострадает от нежелательных побочных эффектов. Это относится как к назначаемым врачом лекарствам, так и к безрецептурным препаратам.
За рубежом и в России отмечается большое число исследований, направленных на разработку и внедрение концепции ФП в процесс лечения отдельных заболеваний, в т.ч. профессиональных [2].
В связи с этим в процессе управления качеством фармацевтической помощи одной из важнейших задач является обеспечение шахтеров достоверными сведениями о безопасном использовании лекарственных средств. Актуальность такого утверждения основана на том, что в мире более 50% ЛС назначают, отпускают или реализуют нецелесообразно, половина больных применяет их недолжным образом [4].
Развитие информационных технологий привело к изменению не только основных источников получения информации, но и предопределило создание новых инструментов ее оперативной доставки к массовому потребителю [6].
Понимание роли фармацевтического работника в аспекте принципов ФП как квалифицированного консультанта медицинских специалистов и пациентов по вопросам рационального применения ЛС коренным образом меняет стратегическую цель работы аптеки и переводит ее из плоскости отношений «продавец-покупатель» в сферу охраны здоровья и терапевтических взаимоотношений «врач-пациент-провизор» [2].
Современные научные подходы концепции ФП свидетельствуют о необходимости разработки адаптированной к требованиям настоящего времени особенностей ФП, с включением в нее модели качества фармацевтической помощи, с учетом повышения значимости фармацевтической культуры в системе отношений «провизора-пациента-врача».
Социальная цель фармацевтической культуры достигается в основном за счет общей профессиональной культуры специалистов. В данном случае речь идет о фармацевтической культуре и врача, и провизора, и пациентов.
В системе отношений всех участников фармацевтической помощи важное значение имеет фармацевтическая образованность, включающая фармацевтическую осведомленность специалистов, фармацевтические личностные установки, которые связаны с фармацевтическим образованием, фармацевтический интеллект, знания психологии общения, современную номенклатуру лекарственных средств, нормативно- правовую базу и др.
Однако на сегодняшний день правовое поле, регулирующее фармацевтическую сферу, находится на стадии развития и имеет в недостаточной степени проработанные механизмы контроля. В связи с этим в деле обеспечения безопасного использования шахтерами лекарств особую роль приобретают действия, направленные на прямое воздействие на потребителей (консультирование, обучение).
Цель исследования - повышение качества и эффективности информационных технологий в обеспечении шахтеров достоверными сведениями о безопасном использовании лекарственных средств.
Материалы и методы исследования. Объект исследования при изучении доверия шахтеров к различным каналам получения информации о безопасном использования лекарственных средств представлен шахтерами основных групп профессий (целевое исследование): горнорабочий очистного забоя, проходчик, горнорабочие подземные, мастер- взрывник, электрослесарь подземный, машинист горных и выемочных машин. Количество респондентов (n=200) определено на основе случайной бесповторной выборки.
Исходя из актуальности обсуждаемой темы и для использования различных каналов передачи информации о рациональном использовании лекарств, было решено провести количественное медико-социологическое исследование. Для проведения исследования выработана методика, на основе которой составлена анкета для количественного опроса. В анкете выделены вопросы, относящиеся к потребителю ЛС, частоте использования лекарств, желанию быть осведомленным о правилах рационального использования ЛС и др. Материал обработан в программе Statistica 6.1 (лицензионное оглашение B092231FAN3).
Результаты и их обсуждение. В исследованиях показано, что медицина и фармация как особая сфера образовательного процесса органично связана с самопознанием человека в системе социальных взаимоотношений.
Современная эпоха с возрастающим количеством информации, с ускорением технологических процессов обусловила необходимость пересмотра принципов и парадигм в образовательном процессе.
В понимании фармацевтической культуры большое значение имеют такие понятия, как культура, фармацевтическая культура [3].
Культура - специфический способ организации и развития жизнедеятельности человека в ее исторически конкретных формах на различных этапах социального развития; характеризует особенности поведения, деятельности людей в различных сферах жизнедеятельности [3].
Фармацевтическая культура - это процесс сохранения и развития отношений между врачом, фармацевтическим работником, пациентом, который строится на основе достоверной информации о болезни пациента и обеспечение устойчивого и конструктивного профессионального взаимодействия в них специалистов фармацевтического профиля и представителей медицинских организаций, а также органов управления здравоохранением, способствующих повышению качества жизни пациента [5].
Большинство респондентов констатировали, что после покупки лекарств нуждаются в дополнительной информации об их безопасном применении. В ходе опроса выявлено, что 73,5% анкетируемых хотели бы иметь доступ к информации о безопасном использовании лекарств.
Исследование показало, что большинство потребителей доверяют
консультации о рациональном использовании лекарств, реализуемой
специалистами по различным каналам связи.
Исследованиями также выявлено, что особую значимость в повышении медицинской и фармацевтической культуры шахтеров приобретают информационно-консультационные услуги.
Информационно-консультационное обеспечение фармацевтической помощи шахтерам - совокупность мероприятий, направленных на повышение качества и рациональности фармакотерапии за счет предоставления пациенту и врачу актуальной, полной, адекватной научной информации об уже применяемых ЛС или ЛС, которые будут применяться.
Предоставляемая пациенту и врачу информация о ЛС должна соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
Основная цель информационно-консультационной услуги - повышение медицинской и фармацевтической осведомленности пациента о значимости для его здоровья фармакотерапии конкретного заболевания, о важности соблюдения лекарственного режима для терапии и дальнейшей профилактики рецидивов. В итоге у пациента должна быть сформирована приверженность к лечению, способствующая выздоровлению или улучшению самочувствия.
Информационно-консультационная услуга, предоставляемая врачом и провизором пациенту, должна включать информацию о фармакотерапии заболевания, которым страдает пациент.
В ее содержании должны присутствовать следующие блоки информации: цели лекарственной терапии, свойства и действия ЛС, режим применения ЛС, схема лечения, дозировка ЛС, положительные и побочные эффекты, меры предосторожности, взаимодействие с другими ЛС, хранение ЛС и режим питания.
Сведения о цели лекарственной терапии предусматривают доступную пациенту информацию о заболевании, методах лечения, значимости ЛС в терапии конкретной болезни, предполагаемых результатах.
Сведения о свойствах, действиях ЛС включают групповую принадлежность ЛС, механизм действия назначенных препаратов, из которого вытекают показания к применению, противопоказания и побочные действия.
Информация о режиме применения ЛС подробно обсуждается с пациентом, при этом следует обращать внимание на кратность приема, продолжительность курса лечения, возможность и целесообразность их повторения и продолжительность перерыва между ними. Сообщается схема действий пациента в случае пропуска приема одной или нескольких доз, а также сведения о возможности возникновения синдрома отмены.
Подробно освещаются ожидаемые побочные эффекты, возникающие в процессе лечения, сообщаются неотложные действия, которые должен предпринять пациент.
Пациент должен знать особенности взаимодействия принимаемого препарата с другими ЛС, которое может возникнуть при одновременном приеме нескольких препаратов и привести к изменениям фармакологического действия.
Информация об особенностях хранения ЛС предусматривает обязательность соблюдения сроков годности препарата, определенных условий их сохранности в зависимости от свойств (температурный режим, зашита от влаги, света, огня).
Режим питания определяется в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и фармакологических характеристик, назначенных ЛС, их сочетания с пищевыми продуктами, режимом приема пищи и соблюдения диеты.
Известно, что необходимым условием эффективности лекарственного средства является его правильное применение. В связи с этим изучение фармацевтической культуры пациента, включающее поведение пациента в отношении назначенной терапии, имеет важное значение в оказании фармацевтической помощи и является достаточно новым направлением научных исследований.
Новое направление исследований постепенно привело к формированию целостной концепции, повлекло за собой разработку специальных методов, а также собственной специфической терминологии. Общеупотребительными для специалистов, занимающихся проблемами медицинской информации, информирования пациентов и взаимодействия с ними, стал термин «комплаенс» [1].
Обычно под «комплаенсом» понимают точное выполнение пациентом всех врачебных рекомендаций и назначений в рамках профилактики, лечения заболевания и реабилитации.
ВОЗ предлагает более сложное определение, а именно: «степень соответствия поведения пациента в отношении применения лекарств, выполнения рекомендаций по питанию или изменению образа жизни назначениям и указаниям врача» [1].
Некоторые ученые считают, что «комплаенс» - это процесс от начала лечения до его завершения, который включает три фазы: согласие пациента с планом лечения, выполнение плана назначений, прекращение лечения. [1]
Увеличение числа исследований комплаенса в последнее десятилетие привело к возникновению нового направления исследований, которое получило название «фармионика».
Фармионика как концепция исследований комплаенса аккумулирует разработанные методики выявления нон-комплаенса, систематизирует индикаторы, в результате чего предлагает некий целостный подход к изучению феномена, направленный на применение комплекса доказательных и валидных методов оценки комплаенса. [1]
Повышению фармацевтической культуры важное значение имеет отношение шахтеров к самолечению.
Установлено, что к самолечению положительно относятся - 47,8%, считают, что самолечение следует применить в редких случаях - 39,1%, отрицательно относятся к самолечению - 20,6%.
Таким образом, самостоятельный выбор аптечных товаров является проявлением самопомощи или самолечением. Следует признать, тенденция к самопомощи характеризуется ростом среди шахтеров повышения фармацевтических знаний, способствуют этому и проблемы здравоохранения, а также постоянно возрастающая медицинская и фармацевтическая культура шахтеров.
Исследованиями установлено, что 82,9% респондентов выполняют предписания врачей, не выполняют - 17,1%, из них из-за недоверия к своему лечащему врачу - 21,4%, предпочитают самолечение - 42,8%, и по другим причинам - 8,5%. 76,6% считают, что эффективные профилактические мероприятия помогает предотвратить заболевания, профилактикой заболевания занимаются лишь 22,4% респондентов.
Особый интерес представляет исследование фармацевтической культуры шахтеров, которое предусматривает знание потребителями правил хранения и применения ЛС. Установлено, что 75,7% респондентов знакомы с правилами хранения и применения ЛС, 24,3% - нет. Эта цифра указывает на то, что фармацевтические работники должны заниматься повышением осведомленности респондентов по этим вопросам.
Исследованиями установлено, что просматривают сроки годности лекарств в аптечке - 82,6% респондентов, нет - 17,4%. Строго соблюдают лекарственный режим (правила приема, дозировка и сроки) - 69,7% опрошенных, в начале соблюдают, по мере улучшения самочувствия уменьшают прием лекарств - 26,2%, не соблюдают лекарственный режим - 4,2%. Инструкции по применению лекарственных средств читают 79,8%, не всегда - 17,3, не читают - 2,9%. Дату промышленного изготовления ЛС умеют читать - 77,6% шахтеров, нет - 22,4%. При покупке ЛС в аптеке срок годности проверяют - 30,3% респондентов, иногда - 61,8%, не проверяют - 7,9%.
Установлено, что 80,7% покупателей удовлетворены информацией о правилах приема и приобретения ЛС, не удовлетворены - 15,6%.
Выявлено, что 87,1% посетителей обращаются за дополнительной информацией к аптечному работнику, не обращаются - 12,9%.
На выбор покупки ЛС оказали влияние врачи - 72,1%, совет аптечного работника- 13,7%, советы родственников и знакомых - 6,8%, собственные знания и опыт - 4,6%, реклама - 2,8%.
В исследованиях показано, что респонденты всегда советуются с врачом о лекарствах, о которых они узнали из рекламы, специальных журналов и книг - 67,1%, иногда советуются - 24,2%, не советуются - 8,7%.
Самостоятельным выбором лекарственных средств пользуются 65,7% шахтеров, причем часто - 32%, отрицают такой выбор - 34,3%.
Заключение. Анализ существующих научных подходов к концепции фармацевтической помощи, включая медицинскую и фармацевтическую культуру, основанный на социологических исследованиях, свидетельствует о необходимости разработки адаптированной к требованиям настоящего времени системы ФП. Это необходимо для повышения качества и определения ключевых направлений в совершенствовании фармацевтической помощи шахтерам.
Социологические методы исследования показали, что в работе с потребителями нет систематизированного подхода, но он помогает выделить определенные закономерности в поведении клиентов и дает возможность выработать собственную продуманную стратегию о безопасном использовании лекарственных средств среди разных групп потребителей.
Рецензенты:
Ивойлов В.М., д.м.н., профессор, ректор ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России, г. Кемерово;
Макаров С.А., д.м.н., главный врач Кемеровского кардиологического диспансера, г. Кемерово.
Библиографическая ссылка
Петров А.Г., Богомолова Н.Д., Петров Г.П. АНАЛИЗ ДОВЕРИЯ ШАХТЕРОВ К РАЗЛИЧНЫМ КАНАЛАМ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О БЕЗОПАСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15204 (дата обращения: 10.11.2024).