Одной из актуальных ключевых компетентностей современного человека является информационная компетентность, однако, такие ее составляющие, как умение определить проблемы и пути их решения, самостоятельно найти необходимую для этого информацию, умение анализировать новые ситуации и формулировать поисковые запросы для такого анализа, способность осваивать новые знания по собственной инициативе формируются в образовательном процессе вуза, в большинстве случаев, стихийно.
Суть новой образовательной парадигмы состоит в смещении основного акцента с усвоения заданного объема информации на развитие самостоятельного (критичного) мышления, с использования готового знания на обогащение опыта работы с любой информацией при решении разнородных и разноуровневых задач. В новой концепции образовательного процесса в вузе акцент сделан на внедрении различных форм организации самостоятельной информационно-познавательной деятельности студентов, что позволит будущим профессионалам быть готовыми к постоянным изменениям в технологиях и знаниях. Информатизация и виртуализация определены как одни из ведущих тенденций инновационного развития университетского образования [2]. Значительная часть самостоятельной информационно-познавательной деятельности студентов осуществляется в Интернет-среде. При этом специально организованная самостоятельная информационно-познавательная деятельность студентов в Интернет-среде представляется весьма перспективным направлением оптимизации образовательного процесса в вузе, так как Интернет, представляя собой ключевую информационную среду современного общества, становится эргономичным пространством обучения и самообразования. Кроме того, Интернет как информационная и информационно-образовательная среда имеет значительный, в полной мере не актуализированный и не используемый в образовательном процессе вуза потенциал саморазвития человека.
Поиск информации в сети Интернет - это одно из ключевых направлений, которое необходимо освоить современным студентам. Это связано с тем, что в сети Интернет происходит экспонентный рост объемов информации и при отсутствии знаний в области поиска информации в Интернете эффективность работы с ним становится значительно ниже. Для успешной личностной и профессиональной социализации современного человека необходимы новые методы работы с информацией: за единицу времени необходимо получить информационный максимум.
Актуальность исследования информационно-поисковой деятельности студентов в Интернет-среде подтверждена сложившимися к настоящему времени в высшем профессиональном образовании противоречиями между:
- между потребностью общества в выпускниках вузов, способных работать в инновационном режиме, что предполагает развитую компетентность в информационно-поисковой деятельности, и недостаточной подготовленностью будущих профессионалов к этой деятельности;
- расширением информационного потока, увеличением объема и скорости появления и передачи информации и недостаточной разработанности эффективной технологии формирования компетентности студентов в области поиска, анализа и интерпретации информации;
- потенциальными возможностями информации для личностно-профессионального развития студентов и сохранением традиционного ее транслирования в учебном процессе вуза.
Выявленные противоречия, анализ научной литературы, образовательной практики вузов и опыта собственной педагогической деятельности позволили определить проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки научно-методического сопровождения освоения студентами эффективной информационно-поисковой деятельности в Интернет-среде, направленной на формирование у них познавательной самостоятельности.
Эффективность взаимодействия личности с информационной средой сопряжена с:
- развитием информационной культуры (Н.И. Гендина, Е.В. Гнатышева, В.П. Казанцева, Э.Л. Семенюк, И.Ю. Степанова);
- освоением эффективных стратегий информационного поиска (Я.С. Гончарова, Л.Н. Горюнова, М.А. Круглова, Я.А. Провоторова, В.Н. Цыган);
- формированием информационно-поисковой компетентности (Э.Ю. Новикова) и информационно-познавательной самостоятельности (В.А. Садова).
Анализ зарубежных концепций информационного поиска показал, что внимание исследователей сосредоточено на разных аспектах процесса поиска: часть моделей описывают конкретные действия человека во время поиска информации [7, 9], часть - этапы или стадии процесса [10], а третья группа моделей описывает факторы, определяющие успешность поиска либо влияющие на него каким-либо образом. К числу таких факторов разные авторы относят, во-первых, характеристики внешней среды (нехватка времени или других ресурсов, дизайн поисковой системы), во-вторых, особенности ищущего человека (пол, возраст, предыдущий опыт, различные знания и навыки, мотивация, а также черты личности), и в-третьих, характеристики информационно-поисковой задачи (её сложность) [6, 8].
В отечественной исследовательской практике механизмы деятельности, связанной с процедурами просмотра и селекции значимого материала, в настоящее время детально изучаются только в библиотековедении и информатике. В этих науках исследуют характеристики стратегии построения запроса к информационной системе, процесс отбора необходимых данных. Однако остаются без решения проблемы соответствия поиска задачам и целям деятельности конкретного человека, оценки способов поиска, подготовки студентов вузов к образовательному и профессионально-ориентированному взаимодействию в цифровой (информационной) среде.
В нашем исследовании информационный поиск в Интернет-среде мы рассматриваем как обязательный компонент образовательной траектории студентов, обеспечивающий преемственность и комплексность (системность) образовательного опыта, получаемого в условиях многообразия форматов on-line и off-line-обучения. Информационный поиск - целостный познавательный процесс в информационной среде, включающий этапы: определение цели, формулирование задачи поиска; разработка рабочей программы поиска; реализация поиска; детализация результатов поиска; конструирование субъектно-нового знания.
Теоретический анализ и концептуальный синтез позволил определить содержание и компоненты информационно-поисковой компетентности студентов. Информационно-поисковую компетентность мы определяем как интегративную аналитическую характеристику личности студента, проявляющуюся в умении идентифицировать и находить информацию, недостающую для адекватного понимания и решения образовательных и жизненных задач. Информационно-поисковая компетентность включает следующие компоненты:
- гностический - осознание необходимости самостоятельного информационного поиска для эффективного решения образовательных задач;
- стратегический - умение определять оптимальную (по эргономичности и временным затратам) стратегию сбора и обработки информации для конкретных образовательных и жизненных ситуаций и задач;
- технический - умение эффективно пользоваться информационными ресурсами и технологиями, инструментами и сервисами Интернета в поисковой деятельности;
- критический - умение оценить надежность информационных источников и найденной информации;
- аксиологический - интеграция отношений, отражающих ценностные доминанты самостоятельного информационного поиска.
Интернет изменил динамику педагогического взаимодействия, ускорив ритм информационно-коммуникационных процессов между субъектами образования, «работающими» благодаря этой технологии в режиме реального времени, что можно определить как «сворачивание пространства и времени» (Э. Гидденс). Интернет как информационно-коммуникационная структура создаёт новый тип образовательного пространства и новый тип педагогического взаимодействия, так как создаёт качественно новые возможности актуализации познавательной самостоятельности студентов.
В этом контексте значимым для нашего исследования является актуализация образовательного потенциала новой концепции Интернета Web 2.0 (Тим О'Райли). Web 2.0 - новый термин, описывающий различные подходы и принципы работы и взаимодействия с информацией в сети. Концепция Web 2.0 позволяет сетевым пользователям одновременно получать информацию из большого количества разных сайтов и доставлять ее на свой собственный сайт для того, чтобы найти ей новое применение. Таким образом, Web 2.0 позволяет данным работать в качестве самостоятельной субстанции, которую каждый может корректировать, изменять или интегрировать по своему усмотрению.
Аксиологической доминантой концепции Web 2.0 является идея opensource, т.е. открытого программного обеспечения. Феномен свободного программного обеспечения зародился в недрах академической (университетской и научно-исследовательской) среды. Идея открытого программного обеспечения и создаваемые на ее основе открытые образовательные курсы (базовые образовательные ресурсы) открывают не просто новые технологии, возможности и коммуникации, но и новую философию образования. Именно на принципы opensource опираются глобальные инновационные проекты в университетском образовании.
Преимущества образовательных инициатив на основе открытого программного обеспечения мы видим в следующем:
- обеспечение фундаментального права на образование (альтернатива приватизации знания);
- децентрализация и доступ к «элитным» знаниям;
- бесплатный доступ и легальность использования образовательно-информационных ресурсов;
- удобство и комфорт, эргономичность;
- актуализация субъектной позиции студента (новые статусы комментатора, соучастника дискурса, производителя информации).
Именно новый образовательный интернет-потенциал Web 2.0 в контексте opensource формально и содержательно изменяет учебный процесс в современном университете. Преподаватель - уже не транслятор информации, а равноправный партнер, который помогает студенту активно конструировать новое знание на основе информационного поиска и познавательной самостоятельности.
Как вариант актуализации образовательного потенциала новой концепции Интернета мы рассматриваем конструирование персональной образовательной среды студента. Мы полагаем, что составляющие информационного ресурса преподавателя и образовательной среды студента, представленные в открытой информационно-насыщенной среде, имеют свои области пересечения. В этой связи необходимо совмещение данных областей через рассмотрение общих принципов функционирования и поиск информационно-коммуникационных средств их реализации. При этом информационно-коммуникационным базисом персональных образовательных сред студентов и преподавателей является Интернет, с его инновационными сервисами Веб 2.0.
Проектирование персональной образовательной среды является одним из инструментов организации обучения в сетевом сообществе. Обучение в сетевом сообществе (сетевое обучение) - относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой (совместной) организацией взаимодействия участников. Такой подход послужил основой для возникновения синергетических эффектов [5]. А в результате перегруженности информацией возникает потребность в новых способах анализа, отбора, структурирования информации в соответствии с ее значимостью. Как показало исследование Т.А. Ольховой, синергетические эффекты являются необходимым условием становления субъектности студентов [4]. Познавательная самостоятельность студентов является одним из показателей становления субъектности, а информационно-поисковую компетентность мы рассматриваем как результат личностно-субъектных обретений студента в процессе образовательной деятельности. Познавательная самостоятельность студента есть результат его субъектной активности, проявляющийся в инициативности, критичности, проективности и адекватной оценки результатов информационного поиска и информационного решения. Поэтому принцип субъектности является одним из ключевых для проектирования и функционирования персональной образовательной среды студента. Данный принцип предполагает актуализацию субъектной позиции студентов, развитие субъект-субъектных (полисубъектных) отношений в процессе совместной информационно-познавательной деятельности.
Развитие информационно-познавательной самостоятельности студентов в Интернет-среде предполагает проектирование системы информационно-коммуникативных связей (сетевых контактов, взаимодействия) студентов, реализующихся на основе освоения инструментов web-технологий (технический аспект) и инициирующихся посредством педагогических технологий (аксиологический аспект). Результатом информационно-познавательной самостоятельности является компетентностное (личностно-профессиональное) развитие студентов, включающее освоение новых знаний, умений, навыков, способов и видов деятельности и ориентацию на познание и информацию как ценность.
Персональная образовательная среда является инструментом и пространством познавательной деятельности студента, в которой интегрируются ресурсы открытого информационного пространства, формального и неформального образования, удовлетворяющие личностные информационно-образовательные потребности и запросы студентов и формирующие ценностно-смысловой контекст самостоятельной информационно-познавательной деятельности студентов. Как информационно-технологический феномен персональная образовательная среда характеризуется набором постоянно обновляющихся и расширяющихся сервисов Веб 2.0.
Педагогическая сущность персональной образовательной среды (как личностно-развивающего феномена) состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного управления своей образовательной деятельностью, в актуализации их субъектной позиции. Персональная образовательная среда одновременно выступает как среда организации самостоятельной информационно-познавательной деятельности студентов и как средство управления учебными коммуникациями в рамках предметных областей вузовских дисциплин.
На методическом уровне успешность развития познавательной самостоятельности студентов на основе освоения информационно-поисковой деятельности в Интернет-среде определяется степенью овладения студентами инструментами и методами информационного поиска; актуализацией аксиологических составляющих информационного поиска; вариативностью использования мирового виртуального пространства в качестве ресурса образовательного процесса. Дальнейшее исследование обозначенной проблемы развития познавательной самостоятельности студентов мы связываем с разработкой и внедрением комплекса усложняющихся профессионально-ориентированных информационно-поисковых задач.
Рецензенты:
Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;
Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Елисеев В.Н. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15203 (дата обращения: 07.10.2024).