В настоящее время происходит реформирование образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения которые сопряжены с социальными гарантиями государства перед обществом, вектор таких изменений должен в первую очередь учитывать интересы граждан России, повышая их благосостояние.
Социальное государство предполагает социальную солидарность, когда по общему согласию богатые платят за бедных, здоровые платят за больных, трудоспособные берут на себя расходы на содержание нетрудоспособных. Но это вовсе не всеобщий собес, распределяющий блага нуждающимся или тем, которые выдают себя нуждающихся. Социальное государство - созидатель высокоэффективного социального рыночного хозяйства и источник сильной социальной политики, обеспечивающий достойную жизнь каждого [2]. В этой связи необходима реализация роли государства в эффективной системе социальной поддержки граждан, прежде всего, наиболее уязвимых слоев населения.
Социальная политика в вопросах оплаты труда
Формирование материального благосостояния человека в трудоспособном возрасте зависит преимущественно от заработной платы и по ее размеру (отчислениям от заработной платы) определяется в последующем пенсионное обеспечение граждан.
Посыл Президента [4] по совершенствованию социальной политики в краткосрочном периоде (до 2018 года) был направлен на:
a) обеспечение роста реальной заработной платы педагогических работников и работников культуры;
b) повышение средней заработной платы врачей, медицинских работников, работников высшей школы, социальных работников;
c) создание специальных рабочих мест для инвалидов;
d) развитие пенсионной системы;
e) сохранение и развитие российской культуры.
В данном случае автор не приводит численные значение показателей, которые необходимо достичь, обусловленное тем, что в рамках данной статьи не представляется возможным установить степень исполнения данных посылов, так как период реализации указанных направлений завершается в 2018 году [3].
Отметим следующие позитивные сдвиги, по мнению автора, в социальной политики РФ в отношении отдельных категорий граждан. Во-первых, это курс на рост заработной платы работников социальной сферы и науки, заработная плата которых находится в компетенции государства. Это положительно скажется на престижности профессий данной категории работников и будет способствовать качеству оказываемых социальных услуг, таких как образовательные, культурные, медицинские. Во-вторых, в 2012 году инициированы статистические наблюдения заработной платы перечисленных выше категорий работников в рамках мероприятий по повышению оплаты труда.
Несмотря на положительные моменты, указанные направления совершенствование социальной политики в масштабах страны в целом, такие его направления как повышение заработной платы или обеспечение ее реального роста, в качестве эталонного показателя, которого необходимо достичь используется региональный уровень заработной платы соответствующей категории работников. Противоречие, по мнению автора, заключается в том, что установление в качестве контрольного критерия - достижение размера заработной платы до регионального уровня - нарушает принцип социальной справедливости работников социальной сферы и науки, приложение труда которых осуществляется территориально в различных российских регионах, где уровень оплаты труда ниже среднероссийских, и при этом работодателем выступает государство. В том, что различия в размере заработной платы указанных работников в зависимости от региона приложения труда демонстрирует сравнительный анализ, представленный ниже.
Региональные срез заработной платы работников социальной сферы и науки
Авторское исследование региональных различий в уровне оплаты основано на сравнительном анализе размера оплаты труда восьми категорий работников социальной сферы и науки в целом по РФ, по восьми округам РФ и двум городам федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург), в 17 областях ЦФО, в период январь - июнь 2014 года.
Сравнительный анализ средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки по субъектам РФ в исследуемом периоде показал следующее.
Во-первых, полученные результаты неоднородны, к примеру, в Уральском ФО для всех исследуемых категорий работников уровень оплаты превышает среднероссийские показатели за исключением заработной платы преподавателей ВУЗов, уровень которой составляет 98,5%; в Северо-Западном округе аналогичная ситуация, но не достигает среднероссийского заработная плата научных сотрудников, уровень которой в относительном выражении составляет 95,2 % (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки по субъектам РФ за январь - июнь 2014 года
Округа |
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений |
Педагогические работники образовательных учреждений общего образования |
Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее образование |
Младший медицинский персонал |
Социальные работники |
Работники учреждений культуры |
Научные сотрудники |
Российская Федерация |
25 978 |
33 924 |
45 442 |
45 150 |
15 569 |
17 400 |
22 325 |
37 917 |
Центральный |
27 118 |
39 609 |
54 395 |
52 372 |
18 083 |
23 583 |
28 401 |
39 759 |
в % к РФ |
104,4 |
116,8 |
119,7 |
116,0 |
116,1 |
135,5 |
127,2 |
104,9 |
г.Москва |
47 377 |
57 871 |
70 659 |
70 560 |
30 324 |
42 136 |
48 611 |
41 620 |
в % к РФ |
182,4 |
170,6 |
155,5 |
156,3 |
194,8 |
242,2 |
217,7 |
109,8 |
Северо-Западный |
32 003 |
38 794 |
48 715 |
50 627 |
17 979 |
19 982 |
28 638 |
36 096 |
в % к РФ |
123,2 |
114,4 |
107,2 |
112,1 |
115,5 |
114,8 |
128,3 |
95,2 |
г.Санкт-Петербург |
37 862 |
41 253 |
51 087 |
53 015 |
21 769 |
24 846 |
38 823 |
34 621 |
в % к РФ |
145,7 |
121,6 |
112,4 |
117,4 |
139,8 |
142,8 |
173,9 |
91,3 |
Южный |
20 917 |
28 314 |
35 312 |
33 096 |
13 022 |
13 965 |
15 581 |
23 700 |
в % к РФ |
80,5 |
83,5 |
77,7 |
73,3 |
83,6 |
80,3 |
69,8 |
62,5 |
Северо-Кавказский |
17 222 |
20 938 |
29 430 |
29 064 |
11 598 |
11 527 |
13 317 |
23 001 |
в % к РФ |
66,3 |
61,7 |
64,8 |
64,4 |
74,5 |
66,2 |
59,7 |
60,7 |
Приволжский |
21 766 |
26 945 |
36 847 |
35 345 |
12 271 |
13 249 |
15 675 |
30 766 |
в % к РФ |
83,8 |
79,4 |
81,1 |
78,3 |
78,8 |
76,1 |
70,2 |
81,1 |
Уральский |
31 837 |
42 510 |
44 744 |
57 933 |
18 973 |
19 594 |
25 519 |
39 618 |
в % к РФ |
122,6 |
125,3 |
98,5 |
128,3 |
121,9 |
112,6 |
114,3 |
104,5 |
Сибирский |
23 974 |
31 950 |
43 351 |
41 881 |
13 732 |
15 457 |
17 734 |
38 738 |
в % к РФ |
92,3 |
94,2 |
95,4 |
92,8 |
88,2 |
88,8 |
79,4 |
102,2 |
Дальневосточный |
37 829 |
51 855 |
57 230 |
57 893 |
20 708 |
24 311 |
29 343 |
47 273 |
в % к РФ |
145,6 |
152,9 |
125,9 |
128,2 |
133,0 |
139,7 |
131,4 |
124,7 |
Источник: данные Росстата [5], расчёты автора.
Во-вторых, в половине исследуемых округов (Центральный, Северо-Западный, Уральский, Дальневосточный) уровень оплаты труда работников социальной сферы и науки превышает среднероссийские показатели.
Следующий этап анализа включал сравнение уровня заработной платы в отдельном округе на уровне входящих субъектов - областей, федеральных городов. Для исследования был выбран ЦФО. В исследуемом периоде, во-первых, позитивным на первый взгляд является превышение заработной платы работников социальной сферы и науки ЦФО среднероссийских показателей (таблица 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки ЦФО за январь - июнь 2014 года
Наименование округа |
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений |
Педагогические работники образовательных учреждений общего образования |
Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее образование |
Младший медицинский персонал |
Социальные работники |
Работники учреждений культуры |
Научные сотрудники |
Российская Федерация |
25 978 |
33 924 |
45 442 |
45 150 |
15 569 |
17 400 |
22 325 |
37 917 |
ЦФО |
27 118 |
39 609 |
54 395 |
52 372 |
18 083 |
23 583 |
28 401 |
39 759 |
в % к РФ |
104,4 |
116,8 |
119,7 |
116,0 |
116,1 |
135,5 |
127,2 |
104,9 |
Белгородская обл. |
19 584 |
23 405 |
29 780 |
32 816 |
12 105 |
14 732 |
16 074 |
25 841 |
в % к ЦФО |
72,2 |
59,1 |
54,7 |
62,7 |
66,9 |
62,5 |
56,6 |
65,0 |
Брянская обл. |
18 727 |
23 442 |
30 316 |
33 713 |
10 943 |
12 389 |
12 530 |
19 389 |
в % к ЦФО |
69,1 |
59,2 |
55,7 |
64,4 |
60,5 |
52,5 |
44,1 |
48,8 |
Владимирская обл. |
20 602 |
26 794 |
39 685 |
38 202 |
11 855 |
14 628 |
17 212 |
38 168 |
в % к ЦФО |
76,0 |
67,6 |
73,0 |
72,9 |
65,6 |
62,0 |
60,6 |
96,0 |
Воронежская обл. |
20 297 |
25 931 |
32 824 |
32 291 |
12 406 |
14 250 |
16 584 |
30 220 |
в % к ЦФО |
74,8 |
65,5 |
60,3 |
61,7 |
68,6 |
60,4 |
58,4 |
76,0 |
Ивановская обл. |
18 930 |
23 041 |
29 604 |
32 003 |
10 766 |
10 995 |
12 205 |
30 948 |
в % к ЦФО |
69,8 |
58,2 |
54,4 |
61,1 |
59,5 |
46,6 |
43,0 |
77,8 |
Калужская обл. |
23 138 |
27 605 |
38 811 |
44 114 |
15 078 |
15 365 |
17 595 |
29 730 |
в % к ЦФО |
85,3 |
69,7 |
71,4 |
84,2 |
83,4 |
65,2 |
62,0 |
74,8 |
Костромская обл. |
17 799 |
20 739 |
31 095 |
35 869 |
11 095 |
10 931 |
13 080 |
28 196 |
в % к ЦФО |
65,6 |
52,4 |
57,2 |
68,5 |
61,4 |
46,4 |
46,1 |
70,9 |
Курская обл. |
18 404 |
21 993 |
30 434 |
29 923 |
11 487 |
13 413 |
14 961 |
24 668 |
в % к ЦФО |
67,9 |
55,5 |
55,9 |
57,1 |
63,5 |
56,9 |
52,7 |
62,0 |
Липецкая обл. |
20 144 |
27 887 |
28 180 |
32 477 |
11 663 |
13 464 |
14 919 |
18 801 |
в % к ЦФО |
74,3 |
70,4 |
51,8 |
62,0 |
64,5 |
57,1 |
52,5 |
47,3 |
Московская обл. |
37 748 |
48 237 |
52 714 |
57 114 |
20 805 |
23 835 |
24 935 |
33 816 |
в % к ЦФО |
139,2 |
121,8 |
96,9 |
109,1 |
115,1 |
101,1 |
87,8 |
85,1 |
Орловская обл. |
17 915 |
24 153 |
28 936 |
30 246 |
10 271 |
12 087 |
11 797 |
16 592 |
в % к ЦФО |
66,1 |
61,0 |
53,2 |
57,8 |
56,8 |
51,3 |
41,5 |
41,7 |
Рязанская обл. |
20 443 |
28 620 |
34 999 |
32 831 |
11 666 |
13 867 |
14 925 |
27 655 |
в % к ЦФО |
75,4 |
72,3 |
64,3 |
62,7 |
64,5 |
58,8 |
52,6 |
69,6 |
Смоленская обл. |
19 568 |
27 713 |
29 129 |
33 127 |
11 262 |
13 023 |
14 092 |
23 445 |
в % к ЦФО |
72,2 |
70,0 |
53,6 |
63,3 |
62,3 |
55,2 |
49,6 |
59,0 |
Тамбовская обл. |
19 148 |
23 692 |
27 569 |
32 236 |
9 906 |
10 877 |
17 862 |
16 716 |
в % к ЦФО |
70,6 |
59,8 |
50,7 |
61,6 |
54,8 |
46,1 |
62,9 |
42,0 |
Тверская обл. |
19 536 |
25 690 |
34 851 |
35 118 |
10 734 |
14 680 |
14 113 |
32 047 |
в % к ЦФО |
72,0 |
64,9 |
64,1 |
67,1 |
59,4 |
62,2 |
49,7 |
80,6 |
Тульская обл. |
21 839 |
26 059 |
32 463 |
38 721 |
13 192 |
15 234 |
20 139 |
31 910 |
в % к ЦФО |
80,5 |
65,8 |
59,7 |
73,9 |
73,0 |
64,6 |
70,9 |
80,3 |
Ярославская обл. |
25 981 |
31 766 |
35 867 |
32 902 |
11 280 |
11 563 |
17 152 |
27 643 |
в % к ЦФО |
95,8 |
80,2 |
65,9 |
62,8 |
62,4 |
49,0 |
60,4 |
69,5 |
г.Москва |
47 377 |
57 871 |
70 659 |
70 560 |
30 324 |
42 136 |
48 611 |
41 620 |
в % к ЦФО |
174,7 |
146,1 |
129,9 |
134,7 |
167,7 |
178,7 |
171,2 |
104,7 |
Источник: данные Росстата [5], расчёты автора.
Анализ размера оплаты труда отдельных категорий показывает значительное превышение: социальные работники ЦФО имели заработную плату на 35,5 % выше российских, работники учреждений культуры на 27,2 %, преподаватели ВУЗов на 19,7 % (таблица 2). Однако, сравнивая уровень заработной платы, в представленных областях установлено, что не достигнут уровень данного округа, за исключением Московской области и г. Москвы.
Таким образом, эмпирические исследования демонстрируют рост неравенства, причем не только в социальных группах, но и между российскими регионами. Неравенство в распределении доходов - не только важный экономический показатель, но и характеристика социального благополучия или неблагополучия в обществе. Неблагоприятный экономический и социальный фон, возникающий из-за сложившегося неравенства, снижает стимулы к экономической активности и препятствует модернизации страны. Неравенство в данном случае выступает одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем, поскольку экономическое неравенство населения является причиной политической нестабильности и социальной напряженности.
Автор разделяет мнение ученых НИУ ВШЭ, что Россия по уровню социального расслоения ближе к Китаю и Нигерии, чем к странам Евросоюза. При этом исследователи отмечают, что наибольший дисбаланс в пространственное распределение вносит Центральный федеральный округ - здесь проживает почти половина населения, относящегося к пятипроцентной группе с наивысшими доходами, при этом стабильно удерживают свои позиции города Москва и Санкт-Петербург [1]. К такому же выводу приводит и проведенное исследование заработной платы работников социальной сферы и науки - региональные различия в уровне заработной платы, наибольшая из которых у работников г. Москвы.
Исходя из сказанного, преодоление социальных проблем возможно путем реализации направлений сглаживания социального и регионального неравенства, где ведущую роль выполняет государство.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из социальных проблем, которое требует решение, выступает неравенство, в социальных группах усугубляющееся региональным неравенством в России. Мероприятия, которые сегодня реализуются государством, к сожалению, не решают их кардинально. Решение вопросов повышения оплаты труда работников социальной сферы и образования должно иметь поэтапный характер - при достижении регионального уровня заработной платы необходимо продолжать курс на сглаживание региональных различий, тем самым делая привлекательным труд и проживание не только в столице, но и в других регионах России.
Рецензенты:
Авцинова Г.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой политологии и социальной политики, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г.Москва;
Тарасов Е.Н., д.и.н., профессор кафедры политологии и социальной политики, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г.Москва.
Библиографическая ссылка
Вакурина В.И. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВОПРОСАХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАУКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15144 (дата обращения: 05.10.2024).